AC/DC Высосанные из пальца проблемы
Нового альбома рок-н-ролльщиков из AC/DC нам пришлось ждать довольно долго. Время от времени появлялись даже слухи о роспуске группы, проблемах с продюсерами, ссорах между музыкантами. Как и водится, все они оказались высосанными из пальца.
AC/DC жили, живут и будут жить в веках. Еще в прошлом году они записали в канадском Ванкувере альбом "Stiff Upper Lip", на котором отсутствуют даже намеки на какие-то изменения стилистики группы. И это неудивительно - продюсировал альбом третий человек из клана Янгов, Джордж, ранее проложивший руку к записи альбомов "High Voltage" и "TNT".
Piotr Metz встретился с вокалистом Brian Johnson, чтобы поговорить с ним о новом альбоме, рок-н-ролле и воздействии рока на здоровье человека.
- Первое, на что обращаешь внимание при прослушивании альбома, - неправдоподобно свежее звучание. Как вам удалось достигнуть такого эффекта?
- Это потому, что Джордж прежде всего является большим знатоком рок-н-ролла. Он в него влюблен. По его словам, лучшими рок-н-ролльщиками всех времен были Little Richard и Chuck Berry, несмотря на то, что в те времена не было таких хороших инструментов и аппаратуры для записи, как сейчас. George, Malcolm и Angus решили, что пластинка должна быть рок-н-ролльно-блюзовой, ну и, конечно, свежей.
- И все-таки превзойти Чака Берри вам не под силу...
- Конечно, потому что он был началом и концом этой музыки. Все, что мы можем сделать, это идти по его следам, старательно ему подражать. Это все. Он открыл, что такое рок-н-ролл, разумеется, были и другие, но отцом этой музыки является он. George, большой знаток звукозаписи, не хотел переборщить с техническими штучками. Он просто сказал: "Если что-нибудь получится хорошо, пусть так и остается". Так оно и произошло. Когда во время записи звукооператор говорил, что слабо слышны ударные, George вопрошал: "Ну и что?". Когда я услышал этот чистейший рок-н-ролл, я в него влюбился. Я хотел, чтобы альбом был именно таким, и благодаря George он таковым и стал. Когда я начал работу над альбомом, он обратился ко мне со словами: "Брайан, я хочу, чтобы ты делал то, что тебе нравится. Но не экспериментируй, пой как хочешь, но не обязательно так, как должен петь Брайан Джонсон на альбомах AC/DC, то есть высоко и резко. Пой от души, пой рок-н-ролл".
- На диске слышны звуки, похожие на мурлыканье кота, как будто ты мурлыкал в студии, между пением очередного куплета.
- Да, George оставил эти отголоски. Мне особенно запомнилось мурлыканье во время пения "Can\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Stand Still". В момент записи музыки я пою вместе с ребятами. Я нахожусь по другую сторону стекла, не в студии. У меня в это время нет наушников, нет большого студийного микрофона, который я держу в руках. В результате я слышу лучше остальных. Во время записи "Can\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Stand Still" мы с George посмотрели друг на друга и сказали: "Сейчас мы услышим нечто, достойное попадания в историю. Это самая лучшая версия, само совершенство". И тут до меня дошло, что я должен буду спеть под эту минусовку. У меня перед глазами поплыли все лучшие вокалисты мира, так я боялся запороть вокал на этом шедевре. Подошло время обеденного перерыва, и George сказал, чтобы я попробовал спеть после обеда. Я подумал: "О, Иисусе! Я буду это петь после обеда!". Потом мы пошли в студию, и George, Malcolm, Angus, Phil, Cliff и звукооператор Dean начали кричать: "Давай, Брайан, за работу!". Я встал за микрофон и сказал: "Я готов". Помню, как начал петь, затем забыл обо всем и так пел до самого конца. Без перерывов. Помню, что когда я закончил, все начали аплодировать. В этой записи слышны аплодисменты и крики "спасибо". Именно эта версия появилась на альбоме. Она даже не "чистилась".
- А чем новый альбом отличается от предыдущих?
- Он веселый, когда его слушаешь, создается впечатление, что из колонок хлещет радость.
- Многие люди, слушая этот альбом, придут к выводу о том, что AC/DC никогда не была панковской или металлической группой, что она всегда играла старый добрый блюз и рок-н-ролл...
- Да, этот альбом будет способствовать подобному умозаключению. Но с другой стороны, люди серьезно зомбированы, к тому же они склонны извращать некоторые факты. Не один раз случалось, когда кто-нибудь разговор со мной начинал с фразы: "А я тебя знаю, ты поешь в металлической группе AC/DC". Я возражаю, говоря, что мы не играем heavy metal, и что вы думаете, эти умники начинают мне доказывать, что мы, конечно же, играем heavy metal. Ну, разумеется, они же лучше нас знают, что мы исполняем. И не вздумай в этом переубеждать! Мы всегда оставались верны собственному стилю. Перед выходом нового альбома лейбл пытается давить на нас, говоря: "Ну, ребятки, ну хоть чуть-чуть измените стиль, снимите свои дурацкие джинсы".
А мы всегда ходим в джинсах, и, честно говоря, нам плевать, во что мы одеты, мы об этом не задумываемся. И фэны верны нам, потому что знают, что мы честные. Настоящие. Что мы не шутим, когда говорим, что любим рок-н-ролл. Многим журналистам тяжело это понять, особенно сегодня, когда царит убеждение, что время рок-н-ролла прошло. То же самое было во времена, когда господствовал стиль new romantic, punk, новый рок-н-ролл, главным элементом которого были чрезвычайно популярные баллады в исполнении, например, группы JOURNEY. Нам было очень трудно прорваться через все это к своему слушателю. MTV вообще забыло о нашем существовании. В Америке мы часто задавали вопрос радио-ди-джеям: "Когда вы, наконец, прокрутите AC/DC?". В ответ - молчание. Но, как я уже говорил, мы достаточно упрямые парни, и не так просто нас изменить. Может, именно сейчас пришло наше время, может быть, люди наконец поняли, что AC/DC - отличная команда? И мы намерены оставаться таковой еще достаточно долго.
- В наши дни существует очень много смешанных музыкальных стилей. Как ты думаешь, может, самое время предложить что-нибудь чистое и простое?
- Вот именно этого и хотят люди - чего-нибудь чистого, простого и легкого. Приведу в пример 1990 год - всего лишь каких-то 10 лет назад. Тогда ни у кого, за исключением бизнесменов, еще не было сотовых телефонов. Да и сами телефоны были довольно громоздкими. Ни у кого не было ноутбуков. Мало кто имел дома компьютер, к тому же те компьютеры были не такими хорошими, как современные, со скверными дисплеями. И это было всего 10 лет назад. Ни у кого не было спутниковых антенн, они только входили в моду, также как и цифровое телевидение и CD-плейеры. Сегодня это есть у всех. Это норма. Я встречаю людей различного возраста, которые говорят, что они не хотят таких быстрых перемен. Потом они приходят на наши концерты, им уже по 30 лет, на руках они держат своих детей. Начинается концерт, а они кричат: "О, Брайан опять в берете, а Ангус в коротких штанишках и бархатном пиджаке". Обращаясь к детям, они говорят: "Посмотри, твой папа когда-то так выглядел, а они не меняются и играют рок-н-ролл". Все-таки трудно устоять перед людьми, которые говорят: "Идите с нами, у нас есть деньги".
- А ты мог себе представить 10 лет назад, что будешь еще петь в 2000 году?
- Нет, ни за что. В 1990-м я считал, что через 10 лет стану жутко старым, потому что мне уже будет за 50. А сегодня мне 52, и я вовсе не чувствую себя стариком. Просто фантастика! Я отношу все это на счет рок-н-ролла, который консервирует меня. В результате я худенький и здоровенький и прекрасно себя чувствую. Стоит только запеть и заиграть рок-н-ролл, как сразу становится лучше. Проясняется сознание, ты перестаешь быть циничным и озлобленным. Несмотря на свой возраст, я по-прежнему нахожу общий язык с детишками. В Америке у всех крыша поехала на почве нового альбома AC/DC, день и ночь наши песни звучат в радиоэфире. Мне неважно, продается ли много дисков, надеюсь только, что альбом попадет к тем людям, которым необходимо его услышать, верным фанатам рока, влюбленным в эту музыку.
- Думается, для многих этот альбом стане первой встречей с AC/DC.
- В Штатах работают примерно 165 радиостанций, передающих качественный классический рок. Наш сингл появился сразу на 270 станциях, везде, где только можно. Супер! Понятно, что вокруг нас нечто происходит, не ясно только пока, что именно. Может, начинается новая эра рок-н-ролла? Боже, если в этом хоть как-то буду участвовать и я, тогда я буду самым счастливым и гордым человеком на свете. Это стало бы одним из лучших и забавных событий в моей жизни. Скрещу пальцы для того, чтобы так все и произошло.
- А не мог бы ты прояснить ситуацию с количеством треков на диске? Вы изначально планировали записать 12 песен или их у вас было больше?
- У нас было 17 отличных песен. У Джорджа как продюсера была очень непростая задача - выбрать на альбом 12 номеров. В результате он не включил в альбом такие хорошие песни, как "House Of Jazz" и "Rave On". Возможно, позже они окажутся на стороне В какого-нибудь сингла.
- Оставить на диске 12 песен было мудрым решением. Да, на CD можно запихнуть и больше материала, но лично мне всегда очень трудно выдержать 75 минут музыки за один присест. Все-таки я отдаю предпочтение старым добрым винилам, они были более человечными, что ли. Вы оставили 12 композиций, не выйдя тем самым за пределы разумного.
- Да, на диске можно уместить столько песен, сколько захочешь. Джордж заметил, что у нас всегда было по 10 треков. Это первый альбом, на котором оказалось 12, потому что с момента выхода предыдущего альбома прошло слишком много времени. Джордж сказал, что если мы поместим на диске все записанные нами песни, то тем самым только испортим его. Так что ты прав на все сто.
- Ваши концерты и в дальнейшем будут такими же, как в последнее время? Будете ли вы играть небольшие концерты в клубах?
- Не знаю. Это интересный вопрос. Я действительно не знаю. Впрочем, альбом звучит так, будто бы мы играли его в клубе. Все-таки я хотел бы еще когда-нибудь поиграть по клубам. Мне это напоминает коммунизм - прекрасная идея, которой никогда не суждено осуществиться. Всегда происходит какая-то засада, и в результате настоящие фаны оказываются за бортом. Сколько человек поместится в клубе? Триста или четыреста, да и то, как правило, это знакомые и родственники владельца клуба, сотрудники лейбла, журналисты.
А для настоящих фанов места нет. Они вынуждены стоять на улице и проклинать всех и вся. Выход есть - мы можем сыграть 27 пятнадцатиминутных "концертов". Ну, ты знаешь, когда 15 минут играет одна группа, потом другая и так далее.
- А как насчет больших представлений? Сейчас артисты соревнуются друг с другом, кто устроит самое грандиозное шоу. С вашим суперальбомом разве вы не должны включиться в это соперничество?
- Мы вообще не любим играть на стадионах. В редких случаях мы там выступаем. Это не по-человечески. Ни мне, ни Ангусу такие концерты не нравятся. На одном из таких шоу Ангус из кожи вон лез в попытке достучаться до людей, но у него ничего не получилось. Масса зрителей вообще не видела, что происходит на сцене. Ужас. Я люблю арены, спортивные залы, в которых проводятся баскетбольные матчи. Туда не впихнешь 20 тысяч человек. Играя на футбольном стадионе, можно заработать кучу денег, но это отвратительно. Народ видит меня только на огромном экране, не на сцене. Уж лучше бы они сидели дома и смотрели концерт по телевизору.
- Может, воспользоваться патентованным методом METALLICA, которая играет в залах с круглой сценой? Это позволяет разместить больше народу.
- Я как-то видел такой концерт DEF LEPPARD, мне не понравилось. Не думаю, что людям приятно смотреть на стоящего к ним спиной вокалиста. Мне важно видеть реакцию публики, а еще мне нужно видеть, где находятся Ангус, Малькольм, Клифф. Играя на круглой сцене, ты как бы оказываешься в изоляции, стоишь одиноко и что-то себе поешь. Теряется чувство партнерства, группы больше нет.
- Ты пользуешься своим голосом, как если бы это был еще один инструмент наряду с гитарами и ударными?
- Совершенно верно. Многие вокалисты мнят себя звездами только потому, что могут пропеть слова на мелодию. Но это же чушь. Если у тебя такой фантастический голос, как у Andrea Bocelli, то да, ты великий артист. А я всего лишь заурядный вокалист в хорошей группе. У меня есть чувство мелодии, а всему, что я пою, ребята придают дополнительную окраску своей чертовски хорошей музыкой. Они великие музыканты. Каждый вечер, выступая с ними, я имею дармовую возможность видеть этих замечательных людей.
- Чем была вызвана четырехлетняя пауза? Что происходило в этот отрезок времени?
- Очень много времени заняла работа над "Bonfire". Ребята и не подозревали, что найдут столько следов деятельности Бона Скотта в Сиднее. Этот проект делался главным образом для семьи Бона. Ангус, Малькольм и Клифф поддерживают с ней близкую связь. Они рассчитывают собрать значительную сумму денег для не очень богатой семьи Скотта. Это главная цель "Bonfire". Четырехлетнего перерыва как такового и не было. От силы год. Мы закончили тур только в 1997-м. А уже летом 1998-го собрались в Лондоне, чтобы обсудить концепцию нового альбома. Через год мы собрались снова и отправились в Ванкувер, где в течение трех месяцев записывали материал. Закончили работу только в ноябре прошлого года.
- Содержащийся на альбоме лозунг "На все наплевать" - это ваш жизненный принцип?
- Дело в том, что лейбл пытался контролировать и подгонять нас в процессе работы над альбомом. Но мы сразу поставили их на место, сказав: "Не мешайте, мы хотим спокойно поработать. После того, как все будет сделано, вы увидите результат". Ребята без всякой дипломатии заявили им: "Плевать мы на вас хотели, приходите попозже". Вот за это я их и люблю. Они никого не боятся. Группа для них - самое главное в жизни дело.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2000 год в рубрике музыкальная газета