Motorhead Обычный рок-н-ролл
Группа MOTORHEAD была образована в мае 1975 года в Лондоне. Ее основал Lemmy (настоящее имя Ian Kilmister 24.12.1945) - вокалист и бас-гитарист, ранее засветившийся в составе легендарной постхипповской космическо-психоделической команды HAWKWIND. Устав от философских исканий и экспериментов с музыкой и наркотиками, Lemmy понял, что ему нужна своя собственная группа. Понял он также и то, что нужно быть попроще - и тогда к тебе потянутся люди. Первоначально репертуар MOTORHEAD считался слишком примитивным и вульгарным. Поэтому их первый альбом "On Parole", записанный в 1976 году, после долгих колебаний руководства лейбла Liberty был издан лишь в 1980-м, однако со временем группа получила признание журналистов и даже заслужила репутацию основателей рока, в особенности heavy metal музыки. Их простенькие громкие песни в бешеных темпах стали источником вдохновения для многих панк- и трэш-групп. (К примеру, "White Line", "Fever", "Overkill", "Stay Clean", "Orgаsmatron, "Bomber".) Некоторые злопыхатели и по сей день не оставляют попыток обвинить Лемми в примитивизме и предсказуемости его музыки, в его упорном нежелании идти в ногу со временем. Мол, ХХI век на носу, компьютеры, сэмплеры и прочий drum'n'base, а он навечно застрял в своем 75-ом. Товарищи прогрессисты, успокойтесь. Не вынуждайте старика заняться джазовыми, дабовыми и трип-хоповыми экспериментами. Поберегите свое и его здоровье. В конце концов, много ли вы знаете счастливчиков, которых не интересует ничего, кроме "рыбалки, женщин, пива и рок-н-ролла"?
Обычный рок-н-ролл
- В вашем последнем альбоме "We Are Motorhead" есть песня "God Save The Queen" группы SEX PISTОLS. Интересно было бы узнать, каково было твое отношение к панку в момент взрыва популярности этого движения?
Лемми: Я был очень припанкованным (смеется). Панк - хорошая штука. В конце концов, что такое панк? Обыкновенный рок-н-ролл. Так же, как и метал. Знаешь, метал можно назвать панком, сыгранным парнями с длинными волосами. У MOTORHEAD всегда было много общего с панком, больше чем у JUDAS PRIEST, например. Во всяком случае, я был больше похож на панка, чем Роб Хэлфорд.
- Но почему именно "God Save The Queen"?
Лемми: Потому что мы любим эту песню. Никаких особых причин, повлиявших на наш выбор, не было. Мы сыграли ее, но это могла оказаться и "Pretty Vacant", к примеру. Дело случая.
- Лемми, а ты согласен со словами из этой песни: "Боже, храни Королеву и ее фашистский режим"?
Лемми: Ни в коем случае! Эти слова для меня ничего не значат. Это всего лишь текст песни.
- Но ведь это беспощадная критика...
Лемми: Меня не интересует, что об этом думают другие. Я пою так, как было написано. Вот и все. В прошлом я и так достаточно покромсал свои песни (смеется). "Боже, храни Королеву и ее фашистский режим"... А что, в Великобритании не режим? Ведь это чистая правда, не так ли? Я думаю, это применимо и к Америке, и к Германии. Но для меня "God Save The Queen" - это прежде всего классный рифф, и только.
- Говорят, ты учил Сида Вишеса играть на бас-гитаре?
Лемми: Да, дал ему один урок.
- Ну и что это был за фрукт, Сид?
Лемми: Он был одним из тех типов, которые не могут научиться играть на бас-гитаре (смеется). У него ничего не получалось. Я вынужден был ему сказать: "Извини, Сид, но ты никогда не научишься играть на бас-гитаре. Это не для тебя". Он очень расстроился, а через три месяца получил работу в SEX PISTOLS.
Философская глубина
- Вы редко записываете баллады, но на альбоме "We Are Motorhead" есть песня "One More Fucking Time". Если бы не название, можно было бы подумать, что вы записали ее, чтобы пробраться на радио.
Лемми: Нет, мы не стремились пробиться на радио. Они не крутят нашей музыки. Мы недостаточно модные для них.
- В текстах некоторых песен на "We Are Motorhead", в частности, на "One More Fucking Time" и "(Wearing Your) Heart On Your Sleevе", меня удивила какая-то нехарактерная для вас философская глубина...
Лемми: Так ведь я же философ! Само воплощение Сократа! (смеется).
- Ты поешь, что жизнь - это тайна...
Лемми: Потому что это правда. Я пою также о том, что каждому рано или поздно откроется смысл его жизни, нужно только подождать. Ожидай, и тебе откроется эта тайна.
- А тебе уже открылась?
Лемми: Еще нет. Я все еще жду. Нельзя вырвать слова из контекста всей песни.
- Сегодня ты смотришь на жизнь не так, как 20 лет назад?
Лемми: Ну конечно же, а ты разве нет? За такой большой отрезок времени все меняется.
- И как сильно ты изменился за эти 20 лет?
Лемми: Повзрослел, поумнел, стал менее толерантным (смеется).
- Менее толерантным? Вообще-то считается, что с годами люди становятся более терпимыми.
Лемми: Не верю.
Mikkey: Если бы ты прошел через тот ад, сквозь который прошли мы, ты тоже стал бы менее терпимым.
Лемми: Жизнь журналиста, по-видимому, также не усыпана розами. Я попытаюсь описать твою жизнь, а ты меня поправляй, если что не так. Итак, ты пишешь статью и тебе кажется, что получается нечто стоящее. Потом ты идешь к редактору, а он кромсает твой текст, в результате чего работа теряет всякий смысл. Ты в бешенстве. Однако идут годы, а редакторы по-прежнему режут твои тексты. И ты с каждым днем становишься все больше нервным и нетерпимым...
- В одном из интервью ты утверждал, что одним из твоих побуждений к деятельности является злость.
Лемми: Злость стимулирует каждого, особенно если у человека есть хоть капля мозгов в голове. Дураки способны довести тебя до бешенства. Однако злость может послужить и источником удовольствия. Сорвать злость на дураке, который довел тебя до бешенства, - разве это не удовольствие?
Mikkey: Группа играет лучше, когда музыканты в бешенстве, тогда мы выплескиваем свои эмоции в музыке (смеется).
Полмиллиона долларов
- Что ты чувствовал, просматривая концерт, посвященный твоему 50-летию, когда музыканты METALLICA, загримированные "под Лемми", исполняли песни MOTORHEAD?
Лемми: Я ожидал худшего. На самом деле это было смешно - они скопировали мою татуировку, но перепутали, и она оказалась не на том плече, где нужно.
Phil: Хотя Джеймс был похож на Лемми, даже больше, чем сам Лемми...
Лемми: Да-а-а. Я как-то просматривал этот концерт на видео, а так как к тому времени я его уже плохо помнил, мне в какой-то момент даже показалось, что это я (смеется).
- А что вы думаете о последней пластинке METTALLICA, той, что с оркестром?
Лемми: Мне нравится. А еще больше мне нравится фильм. Там есть парочка хороших моментов.
Phil: Хороши первые песни альбома.
Лемми: Да, потому что остальной материал немного скучноват. К тому же альбом звучит не лучшим образом. С точки зрения продюсирования его можно было еще доработать.
Phil: В целом похоже на "Concerto For A Group And Orchestra" DEEP PURPLE.
Лемми: Тот альбом назывался "The Book Of Taliesyn", что ли? (Лемми перепутал два разных альбома DEEP PURPLE, но разве это имеет значение? - Прим. авт.)
Phil: В любом случае, видео концерта METALLICA с оркестром впечатляет. Классно снято.
Лемми: Хотелось бы послушать, как зазвучит "Overkill" в обработке с акустической гитарой и арфой (начинает напевать, как если бы "Overkill" была мелодичной балладой. - Прим. авт.). Ой, боюсь, что спеть будет чрезвычайно трудно.
Phil: А ты представь себе "Ace Of Spades" в подобном исполнении! (Начинают петь, время от времени прерывая пение взрывами смеха. - Прим. авт.).
- Лемми, а если серьезно, у тебя не возникало мыслей соорудить что-либо с оркестром?
Лемми: Знаешь, это не такая уж и плохая идея. Мы уже использовали виолончель в некоторых своих композициях. В "I Ain't No Nice Guy", к примеру. А в "1916" гитары не было вообще. Только перкуссия и фисгармония. Не думаю, что нам не под силу сделать альбом с оркестром. Хотя очевидно, что не все вещи удалось бы обработать в такой концепции. Однако я никогда всерьез об этом не задумывался. Знаешь, если бы в один прекрасный день кто-нибудь постучал в мою дверь и сказал: "Привет, вот тебе полмиллиона баксов на чертовы скрипки, и сваргань что-нибудь этакое", то почему бы и нет? (смеется). Музыка есть музыка. Единственное, на что бы я не согласился, - это позволить кому-либо сделать джазовые версии моих песен. Я не большой поклонник джаза.
Phil: А почему бы и нет? Я мог бы сыграть.
Лемми: Ну конечно же, Phil, ты мог бы сыграть! Ты и Mikkey. Я себе это очень живо представляю!
Дурная репутация
- Лемми, в прошлом ты частенько сотрудничал с рок-дамами...
Лемми: А я до сих пор работаю с женщинами. Недавно записали с Doro Pesch две вещицы для ее нового альбома - "Love Me Forever" и "1916".
- А что вам больше всего нравится в женском роке?
Лемми: Люблю женщин-музыкантов. Люблю на них поглазеть. К сожалению, их карьеры обычно недолги. Они выходят замуж, рожают детей и заканчивают с игрой.
Phil: Помимо этого, девушки тяжело переносят длительные турне. А еще не каждая женщина может смириться с дурной репутацией, сопровождающей обычно рок-музыканта.
- Я слышал, будто вы хотели поработать с Janet Jackson...
Лемми: Да, мы хотели записать с ней песню "Black Cat". Это классная вещь. Представители Sony предложили мне выбрать такую песню и такого артиста, с которым мы поработали бы так, чтобы все ахнули. Я им сказал: "Отлично, я хочу записать "Black Cat", так что уговорите Janet, потому что я сплю и вижу, как бы ее заполучить". Но эти нехорошие люди облажали меня, сказав, что это исключено, и посоветовали выбрать кого-нибудь другого. Конечно, можно было пригласить кого-нибудь другого. Однако мне жаль, что не реализовалась моя мечта. Мне кажется, что совместная работа с Janet Jackson была бы чрезвычайно интересна.
- Вернемся к вашему альбому "We Are Motorhead". У вас была идея задействовать в одноименном видеоклипе все тех музыкантов, которые когда-либо играли в вашей группе...
Лемми: Скорее всего, мы ограничимся показом старых клипов с их участием. Так или иначе, вы увидите их на экране.
- А существует ли фильм, в котором зафиксирован ранний период MOTORHEAD?
Лемми: Нет. Наш первый состав с Larry Wallis (гитара) и Lucas Fox (перкуссия), к сожалению, никто не снимал. Не будет их и в новом клипе.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2000 год в рубрике музыкальная газета