Sheridan, Tony
Самый пятый из всех пятых…


Сколько существует феномен BEATLES, столько существует и понятие "пятый битл". Смысл его предельно ясен: это человек, сделавший для легендарной группы так много, что запросто может претендовать на роль ее пятого участника.

За всю историю ливерпульского квартета "пятых битлов" наберется никак не меньше десятка. Это и их менеджер Брайен Эпштейн, который ввел группу в мир большого шоу-бизнеса, и первый басист Стюарт Сатклифф, трагически умерший в апреле 1962 года, и ударник Пит Бест, стучавший в BEATLES до Ринго Старра, и телеведущий Эд Салливан, представивший ансамбль американской аудитории...
Если, однако, подходить к истории группы строго академически, то можно сделать один определенный и неопровержимый вывод: феномена могло и не быть, если бы не первая пластинка группы. Та самая, которую спросил как-то в магазине Эпштейна некий юноша по имени Реймонд Джонс и которая заставила Брайена начать поиски этой таинственной группы, обитавшей, как выяснилось, в его собственном городе!
А пластинка эта, сингл "My Bonnie", была напета Тони Шериданом под аккомпанемент неких BEAT BROTHERS, оказавшихся никем иным как BEATLES. Теперь усекаешь, читатель, что если бы не Шеридан, то ливерпульская легенда запросто могла бы и не состояться?!
Тем не менее, об этом певце мало что известно и упоминается он сугубо - и то мельком - в битловской литературе. Недолгое сотрудничество ливерпульских музыкантов с Тони явилось первой ступенькой на лестнице, что привела BEATLES к суперзвездному статусу.
Родился наш герой в г. Норидже в 1941 г. Настоящее его имя - Anthony Esmond Sheridan McGuinnnity. В шоу-бизнесе такие занудливо-длинные Ф.И.О. не проходят, так что стать Тони Шериданом ему сам Бог велел. Одно время Шеридан считался одним из лучших гитаристов британской столицы, работал сессионным музыкантом, появился на рок-телешоу "Oh Boy" и чуть было не попал в аккомпанирующий состав группы Клиффа Ричарда (которая, как известно, стала потом знаменитейшим инструментальным ансамблем 60-х гг. SHADOWS).
В то время в западногерманских клубах был большой спрос на британских артистов - так Тони оказался в Гамбурге, уже в качестве вокалиста. Там и состоялось его знакомство с BEATLES.
Популярность Шеридана у немецкой публики была столь велика, что известный музыкант Берт Кемпферт, работавший в то время продюсером в фирме "Полидор", предложил ему записать несколько песен на пластинку. Тони назвал в качестве аккомпанирующего состава BEATLES - и он, и они попеременно выступали в гамбургском клубе "Топ Тен". Так Джон, Пол, Джордж, Стюарт Сатклифф и Пит Бест впервые попали на пластинку. В мае 1961 года в зале гимназии Тони и группа записали ряд песен, причем в конце сейшна Кемпферт раздобрился настолько, что даже позволил битлам записать "Ain\\\\\\\\'t She Sweet" с вокалом Джона Леннона и инструментальную композицию "Cry For A Shadow", сочиненную Джоном и Джорджем. По некоторым данным, "битлы" получили 52 доллара за 3 дня студийной работы - не Бог весть какая сумма, конечно, но учтите, что 40 лет назад баксы были куда весомее! К сожалению, для пластинки Берт Кемпферт переименовал BEATLES в BEAT BROTHERS.
Шеридановский сингл, выпущенный в Германии в июне 1961 г., разошелся 100-тысячным тиражом, а переизданный в США в разгар битломании, был раскуплен в количестве еще 300 тысяч экземпляров. Тони стал звездой - "битлам" же предстояло пройти еще долгий путь.
Одним из первых шагов Брайена Эпштейна было решение расторгнуть контракт своих питомцев (в качестве аккомпаниаторов) с "Полидором", согласно которому BEATLES должны были записать еще 4 песни в 1962 году. Берт Кемпферт вспоминал: "Однажды Брайен написал мне и спросил, на каких условиях я готов освободить BEATLES от контракта. Я ответил: никаких условий, можешь забирать их. "Полидору" они не нужны. Мы были заинтересованы только в Шеридане".
Кто знает, не стал ли бы Тони Шеридан вокалистом BEATLES, если бы он решил вернуться с группой в Ливерпуль? Но он остался в Гамбурге, где у него была девушка и где он продолжил свою, увы, недолгую и не очень впечатляющую карьеру.
Как ни странно, 59-летний Тони, который прожил бурную жизнь - пять жен, четыре ребенка, а теперь и внуки, - продолжает выступать, иногда даже записывает пластинки, и когда аудитория просит, исполняет "My Bonnie" и... "Yesterday". Остальные же битловские композиции он не поет из принципа: "Зачем стараться что-то улучшить? Они и так все сделали очень хорошо".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета