Хрусь
ХРУСЬ # 3

(c) 2000 т/о "Хрусь"
Тираж - 100 экз., 40 стр.


Ну вот и дожили, господа. Помню, как один известный журналист называл Брест "самым не рок-н-ролльным городом Беларуси". И в свое время я готов был в это поверить. Но все течет, все изменяется. И, слава Богу, не всегда в худшую сторону. О чем это я? Да о том, что в Бресте, оказывается, тоже имеется свой музыкальный самиздат.
Журнал "Хрусь" родился в 1998 году. Изначально существовал как рукописное издание. Тираж его не превышал 6 экземпляров. Причины возникновения журнала изложены в редакционной вступительной статье, написанной от руки в "Хрусе" # 0: "...первая причина: мы решили сделать журнал в большей степени для себя, а не для кого-то... Вторая причина: слегка разобраться, что творится "в подвалах" с рок-н-роллом" (с. 3).
Концепцию "Хруся" общо можно обозначить семью словами: всемерное содействие развитию музыкальной альтернативы и андерграунда. И, по-моему, с этой задачей журнал справляется на все 100%.
Передо мной третий номер издания, датированный мартом 2000 года. Технология изготовления предельно проста: компьютерная верстка, размножение на ризографе. Формат А4. Авторами основной части материалов явились разносторонние личности, умеющие не только марать бумагу, но и терзать музыкальные инструменты. Так, Слава Отход играет в известной в узком кругу панк-группе РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ. У Виктора Дэо тоже имеется своя группа - ПОЛНОЦЕННЫЙ ПСИХОЗ, которая придерживается панковского направления. И, наконец, Андрей Хрусь имел опыт работы в группе ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД (впоследствии переименована в АЛЛЕЮ ЖИЗНИ).
Журнал содержит обзор всех (!) концертов, фестивалей и квартирников, проведенных в Бресте в 1999 году. Наиболее значительные фестивали - "Золотая осень" (ноябрь'99, ЦМТ) и "Алюминиевая зима" (декабрь'99, ДК железнодорожников). Количество хронологических неточностей сведено к минимуму. И, скажу я вам, вдвойне интересно читать на страницах "Хруся" о событиях, свидетелем которых ты был сам. Авторы стремились отразить выступления всех участников фестивалей и концертов. Степень краткости или пространности отражения определялась их субъективным восприятием творчества той или иной группы. И вот тут-то хотелось бы указать на разъединственный, но существенный минус: авторы не всегда придерживаются корректности, оценивая выступления некоторых коллективов. Каждый имеет право выражать собственное мнение, это бесспорно. Но на любую музыку находятся свои почитатели, к вкусам которых нужно относиться с уважением. Больше терпимости.
В номере мало интервью. Вернее, всего два. Андрей Богданов (Воздухов) рассказывает о рождении, жизнедеятельности и смерти киноклуба "Воздух", останавливаясь на перипетиях и скандалах, разворачивавшихся вокруг этой организации. Мне самому, как человеку, имеющему самое непосредственное отношение к музыкальной жизни Бреста, было небезынтересно узнать о том, что первым музыкальным изданием в городе над Бугом была газета "Рок-кафе". Единственный номер издания вышел в 1991 году. Об этом вспоминает главный редактор газеты "Брестский курьер" Николай Александров. В качестве архивного материала в "Хрусе" перепечатана из "Рок-кафе" статья о фестивале "Нон-стоп над Бугом'91".
Статья Андрея Хруся о группе НЕГАТИВ изложена в виде сказочки с переворачиванием имен и названий задом наперед. НЕГАТИВ - первая группа Олега (Патяма) Степанюка, существовавшая на протяжении 96-97 гг. А прославилась она тем, что стала первой в Бресте (а, быть может, и во всей Беларуси) группой, которая исполняла грандж на русском языке.
Претендующая на проблемность статья Андрея Хруся "Три аккорда. Почему они так заманчивы?" начинается с ламентации: "Эх, редко кого сейчас встретишь из людей, которым за 30 и они слушают настоящую музыку и знают в ней толк. Да много ли людей вообще ей интересуется (в полном смысле этого слова)?" (с. 17). Уже по приведенному абзацу нетрудно догадаться, чему посвящена статья: автор предпринимает попытку определения причин столь низкой популярности настоящей музыки, под которой, безусловно, подразумевается рок. С одной стороны, я готов подписаться под каждым словом Андрея. Он прав на все сто. С другой - очень хочется сравнить его с рыбой, бьющейся об лед. Вся статья сохраняет интонацию риторического вопроса, на который нет ответа. Попсе отдавалось предпочтение, отдается и будет отдаваться. И Анжелику Варум слушают, и Филиппа Киркорова любят (увы). И пытаться что-либо изменить - значит плевать против ветра.
Наиболее привлекательный (для меня) раздел - рецензии. Их в номере предостаточно. Правда, по сравнению с # 2 география рецензируемых альбомов сузилась до пределов Беларуси: Брест и область (НАИЗНАНКУ, WOLAND, KNUKLEDUSTER, БАРДАК-HOUSE), Минск (CHRONOS PHOBOS), Могилев (ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА).
Понравился также обзор музыкального (и не только) самиздата, выходящего в Беларуси и России. В конце рецензий на журналы помещены их координаты (адреса и телефоны), по которым все желающие могут установить нужные контакты.
"Хрусь" # 3 - иллюстрированное издание: журнал содержит множество фотоснимков, в том числе раритетных.
Попытаюсь резюмировать: "Хрусь" # 3 - один из лучших - не побоюсь так выразиться - самиздатовских журналов Беларуси. Читая его, прощаешь все - и местами встречающиеся орфографические ошибки, и стилистически неграмотно построенные предложения, и прочие шероховатости.
Если вдруг когда-нибудь кто-то возьмется составлять энциклопедию белорусской (или, скажем, брестской) сцены, это издание может послужить, без преувеличения, настольной книгой. Журнал будет полезен также тем немногочисленным людям, которые интересуются развитием андерграунда на постсоветском пространстве.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета