Фестиваль "Джаз-Панорама" Славянский салют в честь традиционного джаза
Фестиваль "Славянский базар в Витебске" с каждым годом становится все хуже - другого вывода из потока ругательных отзывов обиженных участников "праздника искусств" сделать нельзя. Возможно, это так. Но у действующих лиц "Джаз-панорамы" "Славянского базара", которая нешумно, нерекламно, почти заговорщицки проходит фестивальными ночами, совсем другие настроения.
Во-первых, это - дружеский междусобойчик, так как параллельно с выступлениями в ночном клубе всегда есть возможность пообщаться друг с другом (а не это ли - самая приятная сторона любого фестиваля?). Во-вторых, публика. Независимо от количества она всегда тепло принимает джазовых гостей - ведь среди необъятной "базарной" программы джаз выбирают лишь те, кто его действительно любит. И, наконец, на фоне сомнительного качества творчества "звезд", заполняющих все фестивальные концертные площадки, уровень выступлений джазменов в Витебске неизменно высок.
А как может быть иначе: руководит "Джаз-панорамой" "Славянского базара" с самого начала (то есть с 1993 года) Владимир Фейертаг, организаторские возможности и высокие профессиональные требования которого никогда не вызывали сомнений. И в этом году он собрал очередной пестрый джазовый букет. Витебскую "Джаз-панораму" можно окрестить "Славянским салютом в честь традиционного джаза". Славянским - так как в ней участвовали исполнители исключительно из России и Беларуси. Салютом - потому что общий фон профессионален и содержателен, да и настоящие "звезды" на нем блеснули. Наконец, традиционный джаз - да, все пять "панорамных" ночей музыканты общались в основном на языке джазовой классики (было одно исключение, но об этом позже).
Беларусь представили два диксилендных состава: витебский и минский ансамбль традиционного джаза РЕНЕССАНС (кстати, на данный момент самый долгоиграющий белорусский джазовый коллектив). Кроме того, было две группы более современной направленности с пока небогатой историей, зато с вокалисткой в арсенале: GREEN STREAM - с многообещающей Евгенией Летун и ДИЛИЖАНС, где солирует артистичная Екатерина Кошелева.
Одно выступление белорусских музыкантов не вошло в фестивальную "Джаз-панораму": концерт биг-бэнда Государственного концертного оркестра РБ под управлением Михаила Финберга. Коллектив, выполняющий на фестивале лишь аккомпанирующую функцию, развернулся здесь во всей своей джазовой красе, впечатлив публику мастерством сольных импровизаций и блеском "tutti'ного" звучания.
Послами московского джаза на "Славянском базаре" оказались два коллектива совершенно разной направленности. Участники одного - молодые растущие музыканты, другого - признанные мастера джазовой сцены. ФОНОГРАФ-ДЖАЗ-КВИНТЕТ, являющийся ответвлением культурного центра "Фонограф" Сергея Жилина, с энтузиазмом соединяет традиционные джазовые темы с современными эстрадными ритмами. Название же второго московского ансамбля - СУПЕРТРИО, какие тут могут быть комментарии? Руководитель трио Владимир Данилин представляет редкий на нашей джазовой сцене инструмент - аккордеон, и в прошлом сезоне, выпустив свой первый компакт-диск, был признан московскими журналистами "Мастером года". Конечно, мастер: каждую строчку самой неповоротливой баллады сгущает такой шквал виртуозных мелодизированных пассажей, что ее можно читать, как книгу! Алексея Кузнецова отдельно представлять не надо: немало молодых музыкантов полюбило гитару именно благодаря свету и аромату звучания его инструмента. И третий участник СУПЕРТРИО - басист Александр Ростоцкий - удивительный музыкант, который объединил полмира, собрал коллекцию эксклюзивных бас-гитар, организовал в Москве "Джаз-бас-театр" и вообще - солист по натуре.
Наиболее массово и стилистически разнообразно на "Славянском базаре" был представлен петербургский джаз. Как всегда, базовым коллективом фестивальной "Джаз-панорамы" был вокальный ансамбль ДАЙДЖЕСТ, которому в этом году исполнилось десять лет. ДАЙДЖЕСТ неоднократно приглашали выступать на все СНГ'овские джазовые фестивали (а повторные приглашения говорят сами за себя). Состав группы менялся, но оставалось самое ценное: аранжировки нынешнего руководителя и бас-гитариста ансамбля Дмитрия Сереброва - яркие, запоминающиеся, неожиданные.
Впервые появился на "Славянском базаре" диксиленд Алексея Канунникова - один из самых старинных постсоветских коллективов этого направления (к слову, Санкт-Петербург вообще славится бережным отношением к джазовой традиции). Сам Канунников - великолепный тромбонист, и ему, седовласому мэтру петербургской сцены, удалось объединить пожилых, маститых джазменов и молодых, начинающих исполнителей вокруг одной идеи - любви к традиционному джазу.
Исключением из многих правил фестивальной "Джаз-панорамы" стали выступления молодой петербургской группы DОО-ВОР-SOUND. Ее участники сформировали свой стиль, определяя его как эйсид-фанк. Впрочем, здесь намешано всякого, и авторские композиции DОО-ВОР-SOUND, часто на блюзовой основе, несут эту горячую смесь из прошлого в будущее - туда, где все, накопленное неакадемической музыкой, обретет новый смысл.
По традиции, которая ведется уже третий год, один джазовый концерт был вынесен за рамки клубной программы и проходил в театре им. Якуба Коласа. В 1998 году так чествовали Джорджа Гершвина, в 1999-м - Дюка Эллингтона, а в этом году витебский форум приобщился к общемировому празднованию 100-летия Луи Армстронга. На концерте под названием "Символ века - Луи Армстронг" выступило большинство из вышеназванных исполнителей. А поскольку великий Сатчмо не был композитором, то его юбилей явился, в сущности, лишь поводом для масштабного вечернего торжества.
... Не знаю, лучше или хуже становится "Славянский базар в Витебске", но каждый год, клубясь в горячих ритмах фестивальной "Джаз-панорамы", ловлю себя на одной мысли: если бы джаза там не было, его стоило бы придумать, хотя бы для оправдания этого безумного шабаша, "пира во время чумы" под названием "Славянский базар".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2000 год в рубрике музыкальная газета