Тарелкин, Александр “Киркорова в Штатах не знают, Лагутенко ждут на гастроли, а Чижа хотят взять в мужья...”
Когда Александр Тарелкин прилетает на пару-тройку дней из Нью-Йорка в Питер, чтобы навестить сестру, застать его дома практически невозможно. "Ушел к БГ", - отвечает по телефону сестра Маша в десять утра. Через два часа: "Пьет кофе у "митьков". Еще через час: "Он в гостях у Шевчука, потом пойдет к Чижу и НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ".
Наверное, именно про таких, как Тарелкин, говорят: "Широко известен в узких кругах". Точнее - в кругах питерских рок-музыкантов. Выпускник химфака ЛГУ, Александр эмигрировал в Штаты в 90-м году и стал там помощником адвоката. Теперь он помогает оформлять нашим рок-музыкантам рабочие визы для посещения США, поскольку сыграть концерт - это, как считают американцы, тоже работа.
- Да, - подтверждает Тарелкин, - и абсолютно без разницы, коммерческое это выступление или бесплатное. Но все, что касается музыкантов, - это моя старая страсть, желание быть все время к ним поближе. И поэтому я получаю от своей работы огромное удовольствие.
- Саша, откуда такая тяга к рок-музыке?
- В школьные годы и в студенчестве я был страшным битломаном - в Ленинграде у меня, я думаю, была самая богатая коллекция видеоматериалов по BEATLES. Когда началась перестройка, мы стали ездить с лекциями по городам. Кстати, все переводы о BEATLES, которыми мы занимались, помогли выучить английский. И когда американцы по первости спрашивали, откуда у меня такой неплохой язык, объяснял. Я и деньги на поездку в Америку этими лекциями заработал.
А наш рок я узнал через АКВАРИУМ. Впервые столкнулся с ними году в 86-м, когда подрабатывал механиком в бассейне ЛГУ. Сменщица как-то попросила пустить своих знакомых - оказалось, это были БГ и сотоварищи. За этой встречей потянулись и все остальные. С ДДТ мы по-настоящему познакомились уже в Нью-Йорке, в 95-м, и с тех пор очень сильно дружим. Юра в последний свой приезд месяц вообще у меня жил.
Понимаете, для нас любые рок-концерты - это в первую очередь свидание с Родиной. Хотя это клише, на самом деле контактов предостаточно: телевидение, театры постоянно приезжают. Так что ностальгировать тебе никто не даст. Но музыкантов из России мы ждем особенно. Это началось году в 96-м, когда местные промоутеры стали складываться и довольно успешно проводить гастроли русских рокеров. Была даже некоторая борьба за право проводить эти концерты.
- А много "русских американцев" ходит на концерты наших рокеров?
- Критерием являются концерты ДДТ. Они всегда самые многочисленные, приходят и 50-летние, и молодежь. Если говорить о цифрах, сегодня на территории США русской диаспоры уже около трех миллионов человек. Это потенциальная аудитория. А поклонников наших рок-исполнителей - ну, может, тысяч десять.
Помню, на фестиваль "Легенды русского рока", которых проходил весной 99-го, выстроилась очередь от 8-й до 9-й Авеню. Почти с километр длиной. У меня остался один лишний билет, и я прошел всю эту вереницу людей, пытаясь найти знакомое лицо. И никого не нашел!.. Вот тогда меня пронзила мысль: сколько же нас здесь появилось!
- А цена билета "кусачая"?
- Входные обычно стоят по 25-40 долларов, сидячие - по сорок-шестьдесят. Для Нью-Йорка это немного. Хотя когда-то я ходил на ROLLING STONES за $37. Самым дорогим был концерт Эрика Клэптона - билет стоил $105. Но тому было объяснение - он собирал деньги на свой антиалкогольный комплекс, который на Антигуа недавно открыл. В последние годы цены на билеты выросли. Но, с другой стороны, "Легенды русского рока" проходил в престижном Манхэттен-Центре, где выступали Пол МакКартни, Джон Фогерти. Это хороший зал.
- Откуда вы черпаете информацию о российских группах?
- В Манхэттене и Бруклине огромное количество магазинов, продающих русскоязычную музыку. Плюс люди, которые постоянно ездят туда-сюда, везут новые компакт-диски. А по средам в течение трех часов о продвинутых российских командах рассказывает наше местное "Русское радио".
- Значит, Шуфутинский и Вилли Токарев у вас уже не модны?
- Русскоязычных в Америке стало так много, что мы просто разделились на разные аудитории. Пресловутые рестораны на Брайтон-Бич с пошлыми варьете давно уже не ломятся от посетителей. Сегодня наших попсовики в основном выезжают в Атлантик-Сити. Там не надо платить аренду за зал - все казино дают залы бесплатно.
- Насколько серьезно воспринимают русских артистов? Или они выступают за гроши, а потом компенсируют это шумихой на Родине?
- В 1994-м году я впервые оформлял визы группе НА-НА. Картинка была примерно такой - Бари Алибасов перечислил $200 000 одному из промоутеров. На эти деньги сняли знаменитое "Хард-рок кафе", арендовали шикарные лимузины, вертолеты. Бари привез тридцать человек обслуги. В этом кафе сделали временную сцену.
Смотри стр. 6
"Киркорова
в Штатах
не знают,
Лагутенко ждут на гастроли,
а Чижа
хотят взять
в мужья..."
Начало на стр. 5
"Нанайцы" что-то спели под фонограмму. Пригласили на халяву американскую пишущую братию. Естественно, когда все бесплатно, и столы ломятся от черной икры в хрустальных вазах, это производит впечатление. И все это Бари снимал своими собственными видеокамерами. Потом он это вам, российскому зрителю, выдал, будто у НА-НА был в Нью-Йорке неописуемый успех!
- А как нас еще дурачат?
- Первые выезды Пугачевой в Нью-Йорк и рассказы о ее аншлагах в знаменитом "Мэдисон-Сквер-Гарден". Это блеф. Никто из российской попсы НИКОГДА не выступал на арене "Мэдисон-Сквер-Гарден". Это зал, который вмещает 18 000 зрителей, там давали концерты LED ZEPPELIN, Джон Леннон... А вот под одной крышей с ним есть зал - скорее, зальчик - на 6 тысяч мест. Он раньше назывался "Парамаунт", теперь скромнее - "Театр", и просто находится на той же территории, что и основная арена. Все русские музыканты, которые играли в Нью-Йорке якобы в МСГ, выступали обычно именно в "Театре". Но вам-то подают так, словно они собрали сам "Мэдисон-Сквер-Гарден" - 18 000 человек! И говорят при этом: ах, мы выступали там же, где выступают все ихние звезды!.. Смешно и как-то неудобно слышать подобную подтасовку.
- А Киркоров может составить конкуренцию Рики Мартину, если вдруг запоет в стиле "латинос"?.. Что у вас о нем говорят?
- Испаноязычная диаспора рождает такое количество солистов... Еще один? Филипп Киркоров?!.. Да они посмеются просто! А к вопросу, что о нем говорят... да ничего не говорят. Если честно, даже мы, "русские американцы", не знаем о нем ничего.
- С учетом того, что у вас работает НТВ, есть интерес у молодежи к новым исполнителям - Земфире, МУМИЙ ТРОЛЛЮ?
- Мы сейчас эти коллективы будем привозить. МУМИЙ ТРОЛЛЬ хотели привезти еще в прошлом году, но существовали определенные трения с директорским корпусом. Была уже реклама в газетах, люди покупали билеты, но что-то там не срослось, группа не приехала. В этом году на меня выходили люди, которым лично звонил Бурлаков из Владивостока, и это для нас сигнал, что Бурлаков ищет другие возможности контакта. Идея гастролей МТ в Америке висит в воздухе, и, думаю, он приедет не сегодня - завтра.
- А могут ли наши рокеры заинтересовать американцев?
- Не думаю. По крайней мере, широкую аудиторию. Отдельные специалисты находят интерес в эпизодической работе с русскими музыкантами, например, БГ и легендарный THE BAND на альбоме "Лилит" или работа ДДТ над альбомом "Любовь" в 1996 году. Американская публика очень консервативна насчет языка, да и наша подача рок-музыки ей скорее непривычна. Поэтому наши концерты американцы практически не посещают. Другое дело, что играем мы теперь не хуже янки.
- По-моему, это сильно сказано...
- Когда недавно в Нью-Йорк приезжал Чиж, мы зашли с ним и его звукорежиссером Юрой Морозовым в блюзовый клуб (это в районе Гринвич-Виллидж). Там выступала чернокожая певица. Она увидела, что Чиж снимает ее на видеокамеру, и спросила, кто он такой. "Музыкант?.. Ну, тогда бери гитару! Посмотрим, на каком языке поговорит со мной этот белый мальчик...". Сережа взял "фендер" и поджемовал с ней знаменитый стандарт Чака Берри "Hount Dog", а потом "Summer Time" Гершвина. В общем, не подкачал. "Ты возьмешь меня с собой в Россию?.." - растрогалась певица. "Я женат", - скромно заметил Чиж. - "С таким парнем, как ты, Чич, я согласна быть твоей второй женой!..".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2000 год в рубрике музыкальная газета