Литвинюк, Олег Успех белорусского хип-хопа… (Иван Аракчеев)
...неизбежен, если им будут заниматься профессионалы. В последнее время высказывалось немало критики в адрес Олега Литвинюка - вероятно, самого успешного организатора белорусских хип-хоп-акций последнего сезона. Причем в основном на страницах "МГ". Автор благодарен газете за демократизм и возможность высказать на ее страницах объективный анализ деятельности этого человека, а также событий в белорусском хип-хопе.
...В 70-80-е годы на Западе появился фанк, ставший предшественником хип-хопа. Развитие шло постепенно, и в итоге был заложен фундамент в крепкое здание современного хип-хопа, где один из этажей занимает попсоватая интерпретация стиля, а все остальные охвачены чрезвычайно разноплановыми, но одинаково творческими стилистиками. Во многом такой успех был обусловлен вниманием промоутеров, увидевших в данном стиле составную часть шоу-бизнеса будущего.
Зачем я это рассказываю? Просто на постсоветской территории все опять куда своеобразнее. Проскочив половину стадий развития, ведущие команды решили, что аналогичное развитие всех составляющих хип-хоп-культуры произойдет само по себе, и стали заниматься собственно творчеством. Однако никто из сильных коммерческих брэндов не заинтересовался уличной культурой, и оказалось, что необходимо пробиваться самостоятельно. Конечно, лучше было бы скоординированно, но менталитет или что-то другое не позволили всем талантливым людям строить общее прочное здание белорусского хип-хопа, зато изначально делить этажи повыше да попрестижнее, конечно, не без склок, хотели многие. Итак, оставалась альтернатива: либо устраивать полусамодеятельные в организаторском плане акции без ясных перспектив, либо постепенно придавать шаткому строению цивилизованный фасад, работая не только на сиюминутную отдачу, но и на общий успех в будущем. Олег Литвинюк решил именно так: "Конечно, легче всего было бы сесть, заняться творчеством и ждать, пока кто-либо пригласит нас на какие-либо мероприятия или кого-то привезет. Но так сложилась ситуация, что белорусские компании по привозу западных или российских проектов практически игнорируют молодежную культуру не только в частности, но и вообще - для них это не приносит колоссальных денег, в отличие от концертов SCORPIONS, Киркорова и так далее. А поскольку у нас уже был некоторый опыт, мы решили заняться организацией различных акций".
Да, опыта хватало. Возглавив дискотеку "Восьмерка" в 19 лет (!), Олег Литвинюк сумел из той обстановки выжать максимум: "Все готовилось самими, приходилось осваивать на ходу малейшие тонкости дела, и вскоре стали проходить отличные вечеринки, появились диск-жокеи, добившиеся сейчас успеха (Ярик, LK, Top). Помню, что на двухдневной отличной акции с участием группы МАЛЬЧИШНИК еле можно было протолкнуться от наплыва людей, а на Новый год пришло до 800 человек". Кроме того, он занимался промоушном собственной группы ТС52 и концертами с участием других белорусских команд: DIESEL ACTION, NEW JACK CITY, GEORGIO (Егор Стражевич) и др.
"Хотел бы вспомнить о людях, концерты и общение с которыми дали мне многое. Чтобы не занимать газетного пространства, скажу лишь о нескольких: музыкальный редактор Белтелерадиокомпании Людмила Сергеевна Полковникова, Александр Солодуха (концерты в Волковыске, Осиповичах, Гродно, на 25-летии комплекса "Раубичи"), СЯБРЫ (концерт в Доме офицеров). Ядвига Поплавская, Александр Тиханович и их телепроект на БТ. Игорь Шо и его компания "Music Service". Все они абсолютно не случайно достигшие высот люди, их объединяет профессионализм. Хотя кто-то в Беларуси до сих пор уверен, что успех сваливается с неба.
После был памятный всем поклонникам электронной музыки фестиваль "Звуковая скульптура" с сумасшедшими сетами московских ди-джеев Кубикова, Салмаксова, Санчеса и минских - Ярика, LK, I.F.U., Top, Мити и проекта DRUM XTC. О той ночи мы вспоминаем до сих пор, сейчас таких вечеринок уже не происходит".
Но Олег Литвинюк все-таки возвращается в хип-хоп. Вернувшись из армии, он создает амбициозный центр "Хип-хоп-нация". Первая акция прошла 22.05.99. Впрочем, дадим слово самому ее устроителю: "Мы искали группы по всей Беларуси, любыми путями выискивали талантливых молодых МС, би-боев, хопперов. Был очень сложный период, когда не было качественных фонограмм и мы не могли объективно оценить уровень мастерства команд. Но все-таки выбрали из уймы кассет порядка 30 коллективов. Представляете, только из Орши приехало сразу 5 коллективов, и мы выбрали несколько только из этого города. Я думаю, что после первой "Нации" все остались довольны, так как не выступили только те, кто не смог предоставить нормальную фонограмму. Это был толчок к широкой рекламе хип-хопа в Минске, 500 хоповых голов веселились до утра. Это была запоминающаяся акция. Напомню, что I место занял НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ из Борисова, II место - ГОРОДСКАЯ ТОСКА из Гомеля, III - МУТАНТЫ (Орша). На тот момент это были лидеры в данной области".
Кстати, о лидерах. Группа ТС52, в которой Литвинюк принимал самое активное участие, имеет долгую по белорусским меркам историю и однозначно может быть причислена к ведущим белорусским хип-хоп-командам. На "Хип-хоп-нации" этого года ТС52 была награждена за вклад в развитие белорусского хип-хопа. И эта оценка заслуженна, ее не давали с закрытыми глазами, что бы ни говорили оппоненты.
"Начиналось все весело: выступали возле Комаровского рынка рядом с христианскими проповедниками. Кто знает, может, и сложилась бы моя карьера брейк-дансера, но музыкальная линия возобладала, и вскоре мы стали выступать на различных мероприятиях уже как ТС52. Первым из них была дискотека "Лазерный пес" во Дворце спорта, вместе с только появившимися минскими ди-джеями. Но было и сложно, так как рэп и хип-хоп, хотя бы их внешние атрибуты, слабо воспринимались молодежью. Но мы вновь и вновь пробивали стену непонимания, вплоть до распространения записей из собственных фонотек. Далее были концерты в ДК железнодорожников, арт-кафе вместе с DIESEL ACTION, NEW JACK CITY, BAD INFORMERS, ДИ БРОНКС. Все делали сами, раскручивать нас было некому.
Вот здесь и пригодились мудрые советы Михаила Яковлевича Финберга, данные мне еще в начале моей деятельности. Если вкратце, то известный дирижер дал своего рода напутствие: настоящий успех никогда не придет без профессионализма, помноженного на качество. Необходимы фонограммы высокого уровня, куча репетиций и серьезная мотивация. Вскоре стали приглашать на большие сборные концерты с участием КРАМЫ, ЛЯПИСА, НЕЙРО ДЮБЕЛЯ и других известных имен. Нельзя не вспомнить полный Дворец спорта на концерте МФ-3, НОГУ СВЕЛО, "ляписов". Все это дало бесценный опыт проведения своих крупных мероприятий, которыми сейчас постепенно и стали заниматься.
Пока я был в армии, думал, что все уйдет далеко вперед в развитии и мне придется догонять новых лидеров. Но "лидеры", занимаясь хип-хопом, ничего не сделали для его развития. Не удалось выйти на уровень Украины, Москвы, Питера, не сложились контакты с ШЕFF из BAD B. - в общем, 1996-98 гг. разочаровали. Разве можно назвать развитием вечеринки на некачественной аппаратуре в присутствии немногочисленных зрителей? Да еще ставить их себе в заслугу? На самом деле в этот период времени стоит упомянуть лишь о большой вечеринке "KRAPива" в феврале 1998 года, организованной Стариком из "Minsk Zoo".
В 1999 году Олег Литвинюк решил привезти в Беларусь ведущие московские коллективы, и первым из них закономерно стал BAD BALANCE - проект котируется в Нью-Йорке, и белорусские группы получили возможность зарядиться энергией Валова и Co и увидеть ориентиры для собственной творческой деятельности.
"Я на самом деле впервые увидел BAD BALANCE в 1993 году в программе "До 16 и старше", которая была целиком посвящена их первому альбому, кстати, не самому идеальному. Потом мы отслеживали их дальнейшие записи, выступления. Я уже знал, что их до меня пытались привезти, но безрезультатно. И я для себя решил, что должен по-любому привезти Валова и показать аудитории качественную продукцию. Были очень сложные и долгие переговоры. Известно, что Влад своеобразный человек, но в итоге 9 октября 1999 года они приземлились всем составом: LA, Звонкий, Legalize, Брюс и сам ШЕFF. Частично не удалось осуществить запланированное, так как мы попали в зависимость от администрации ДК МТЗ и райисполкома: они всячески тормозили процесс, и в итоге выступление лучших белорусских команд не состоялось. Тем не менее выступили DD CREW, Multistep, ди-джеи LK и Ярик".
Далее Олег Литвинюк совместно с Multistep и Liquid решил собрать все лучшие коллективы Минска в клубе "Джунгли", положить оргалит и устроить брейк-данс-батл. Пришли многие сотни людей, акция однозначно удалась, и о ней до сих пор у многих сохранились самые положительные воспоминания. Наступил период клубных вечеринок, и первой такой акцией стало выступление ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕ$$А в "Реакторе".
"В январе мы были в Москве на фестивале "Голос улиц", где подводились итоги года российской уличной культуры в различных ее ответвлениях. Пообщавшись с Владом Валовым, мы решили развивать наше сотрудничество. Следовательно, первым звеном стал приезд Legalize и его парней. Признаю свою ошибку в том, что мы несколько увеличили цену на билеты, и не все смогли посетить вечеринку. Да и внимание к группе было несколько ниже, чем мы ожидали. Здесь не Запад, где у группы выходит альбом, и ее тут же разрывают на части. Нашим людям требуется вслушаться в музыку, заучить текста. Выступили белорусские коллективы LACOSSTA, TC-52, ДЖАЙЗЕР, ХЛОП-Ч, DD CREW И SPEED\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'N\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'JAZZY, ди-джей LK - в общем, старый, проверенный состав".
Вот мы и дошли до самой скандальной акции сезона, неадекватно жестко оцененной в белорусской прессе. Очень много личного, очень много субъективных эмоций. Смешно, когда эти слова звучат от музыкантов, получающих гонорар впервые в жизни. Странно, когда большинство из недовольных на практике не способны сделать полноценное собственное мероприятие: монополии-то нет, делайте, создавайте. Автор данной статьи в числе других показал в прессе неоднозначность организации, при этом отметив, что в реальности пришедшие толерантно относились к накладкам и все-таки радовались своему празднику.
"Мы долго думали о дате и решили, что оптимально провести в апреле, так как на ту конкретную дату обещали хорошую погоду. Планы были сделать достаточно большой конкурс граффити, роллеров, скейтеров, брейкеров, ди-джеев и многих других. Учредили номинации, хотя многие осуждали нас за отсутствие жюри. Но мы уверены, что наш опыт позволял объективно судить о победителях по версии нашего фестиваля. Лучшая группа: НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ из Борисова - достаточно профессиональная команда, хотя в последнее время от них ничего не слышно. Лучший проект: ХЛОП-Ч. Влад Валов сказал, что именно этого МС можно продвигать в Москву, что уже говорит о многом. Лучшая песня: 3XL "От черт". Опять же об упреках в мой адрес: этой команде я помог снять видеоролик, который потом котировался в телепередаче "Хит-парад" и показывался в "Акколаде". Лучший брейк-данс проект: Multistep. Лучшая альтернативная группа: ПАПЕНКИНZ БЭНД. Лучшая молодая команда: R.I.P.-LEGION из Вороново Гродненской области. Лучший ди-джей: LK. За вклад в развитие белорусского хип-хопа: ТС52 (O\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Leg, Олень, Зорин и все из первого состава (МС Форс + b-boys Барабан, Майк, Маргарин)".
Естественно, что логичным продолжением нашего разговора стало обсуждение концерта Дельфина. Уверен, что это была одна из лучших акций весны в столице Беларуси вообще. Стопроцентная отдача как на сцене, так и собравшихся полутора тысяч людей. Среди них было около 100 журналистов и 200 разнообразных приглашенных из различных музыкальных областей. Это к слову о нелепых разговорах касательно доходов Олега Литвинюка.
"В нашей стране миллионы заработать на хип-хопе просто невозможно, нет внятной структуры развития шоу-бизнеса, клубов, радио, ТВ, вы понимаете, что я имею в виду. Что касается всех слухов, то пусть звонят мне, и я расскажу, что не все так просто: аренда клуба, аппаратуры, реклама, договора и иные составляющие подготовки наших акций обходятся недешево, помимо этого, в процессе подготовки нам помогают многие люди. В частности, Саша Косач - организатор вечеринок "MoJahheadz" - музыкальное агентство "Линия звука", "Парк-клуб "Минск" - следовательно, все, кто участвует в проектах, получают свою часть денег".
Приглашать...
"Совсем скоро, 16 сентября, состоится концерт ДеЦла в Минске. Способный, талантливый парень, о котором хорошо отзывались Влад Валов и Лигалайз. Ближайший альбом, где ДеЦл сам делает тексты и сотрудничает с Шурупом и Элэем, будет новой вехой в его творчестве. Кроме того, еще раз привезем Дельфина и ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$, улучшим качество звука и привлечем новые лица из белорусской провинции. Наши контакты с питерцами из "PXP clan", "Rap-press" и "Moscow hip-hop info", а также аналогичным украинским объединением "УХХА" приведут, надеюсь, к гастролям новых интересных хопперов из разных городов".
Создавать...
"Планируем создать по-настоящему молодежную организацию, у которой будут образованы филиалы в каждой области. Люди, их возглавляющие, станут привлекать все творческие силы из белорусской провинции, устраивать там вечеринки, делать места по продаже аудиопродукции. Дальнейший шаг - издание журнала и выпуск кассет и CD как с альбомами, так и со сборками, где будут представлены не пара звезд, а все достойные команды и МС. Будем стремиться к созданию видеоклипов, собственных телепрограмм".
Противостоять...
"Необходимо сделать хип-хоп альтернативой наркомании и иным негативным следствиям безделья. Тем более, что стиль и его культура на это способны: здесь представлены и художественное направление (граффити), и спортивное- экстремальные его виды (маунтинбайк), часть из них уже скоро войдет в программу Олимпиад".
Мы не стремились никого уговаривать или как-либо оправдываться данной статьей. Вы все видите сами. Надеемся, что новый век белорусского хип-хопа пройдет в конструктивном русле и все распри будут преодолены. Ведь, по большому счету, взаимоотношения различных деятелей нашего хип-хопа мало кого интересуют. Все хотели бы видеть реальные дела и настоящее развитие данной стилистики, где успех Олега Литвинюка доказывает, как был прав тогда маэстро Финберг.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2000 год в рубрике музыкальная газета