Лайда Нижинский
(c)(c) 2000 GREEN HOUSE studio
12tks/46mins
Мне уже как-то приходилось проводить периодизацию творчества этого уникального проекта. Напомню: в первый, николаевский период (1989-1993) дуэт существовал под названием В ЧЕРНОМ. Тогда Оксана Григоренко и Настя Белокурова сочетали традиции романтизма с русским фольклором. Второй период (1994-1997) отмечен переездом дуэта в Москву и сменой названия. Он характеризуется активным словотворчеством, использованием архаизмов и древнеславянских слов. В музыкальном языке явственно обнаруживалось влияние КАЛИНОВА МОСТА. И, наконец, последний, третий период (1998-2000) ознаменовался очередным изменением музыкальной стилистики в сторону современной русской песни. Настя отказалась от практики применения архаизмов и непонятных выражений. Хотя ее тексты по-прежнему зачастую изобилуют метафорами, эпитетами и другими художественными тропами. Но в каждый период ЛАЙДА оставалась коллективом, соединяющим, как недавно выразился Сергей Геннадьевич Гурьев, андерграунд и Высокое Искусство.
"Нижинский" - четвертый номерной акустический альбом Оксаны и Насти. Записывался он 7-8 мая. И не где-нибудь, а в Бресте, на репетиционной точке группы САДЪ. Нельзя обойти молчанием имя еще одного человека, без которого рождение нового альбома было бы невозможным: это Толик Харитонов, мобилизовавший все свои силы, нервы и терпение на многочасовую работу и взваливший на свои плечи бремя ответственности за качество звука.
Как и три предыдущих, этот альбом концептуальный. Как явствует из названия, он посвящен выдающемуся русскому балетмейстеру, танцору и хореографу Вацлаву Фомичу Нижинскому (1889-1950) и приурочен к пятидесятой годовщине его смерти.
Оксану и Настю заинтересовала трагическая судьба этого незаурядного человека. Источниками вдохновения для создания песенного цикла послужили воспоминания людей, близко знавших Нижинского - Игоря Стравинского, Александра Бенуа, Брониславы Нижинской, - книга супруги Нижинского Ромолы "Вацлав Нижинский" и, наконец, дневники самого Вацлава Фомича. Изначально не преследовалась цель отражения какой-либо сюжетной линии. Это скорее эмоциональное переживание всего того, что случилось с великим артистом, то есть судьба, пропущенная сквозь призму индивидуального авторского восприятия. Необычна и своеобразна композиция альбома: он, подобно балету, опере или театральному спектаклю, состоит из двух актов. В каждом акте - по шесть номеров. В I акт вошли песни "Нижинский", "Петрушка (Балаган)", "Лидо", "Его одиночество случай", "Аргентинское солнце", "Чувства"; во II - "Весна священная", "Клоун Бога", "Метель - война", "Горы. Снег", "Безмолвная истерика", "Смерть". Одноплановость музыкального материала проистекает из содержания альбома.
Я намеренно не буду анализировать музыку и тексты - это целая вереница чувств. А превращать чувства в объект анализа - верх цинизма. Скажу лишь, что музыкальный язык предельно прост, а тексты являют собой сложную образную систему. Оксана великолепно вживается в образ, при этом соблюдая чувство меры, не злоупотребляя собственным артистизмом, благодаря чему каждая из 12 песен превращается в маленький моноспектакль. Но материал, несмотря на грандиозность концепции, преподнесен без излишнего академизма и патетики.
Оксана и Настя явились авторами и концепции буклета. На его лицевой стороне изображена обложка программки Русских сезонов в Париже 1912 года. А на развороте можно увидеть декорации из балета "Послеполуденный отдых Фавна" (на музыку Клода Дебюсси), созданные театральным художником Львом Бакстом.
По словам Оксаны и Насти, "Нижинский" - элитарный альбом. Тем, кто слышал о Нижинском лишь краем уха, я уверен, альбом вряд ли что-нибудь скажет. Хотя... Быть может, следует идти от обратного: кто-нибудь, прослушав новый альбом ЛАЙДЫ, захочет и сам узнать о жизненном и творческом пути человека, с именем которого связана, без преувеличения, целая эпоха в истории русской культуры. У меня, например, такое желание возникло. За что я и выражаю искреннюю благодарность создателям этого гениального творения.
12tks/46mins
Мне уже как-то приходилось проводить периодизацию творчества этого уникального проекта. Напомню: в первый, николаевский период (1989-1993) дуэт существовал под названием В ЧЕРНОМ. Тогда Оксана Григоренко и Настя Белокурова сочетали традиции романтизма с русским фольклором. Второй период (1994-1997) отмечен переездом дуэта в Москву и сменой названия. Он характеризуется активным словотворчеством, использованием архаизмов и древнеславянских слов. В музыкальном языке явственно обнаруживалось влияние КАЛИНОВА МОСТА. И, наконец, последний, третий период (1998-2000) ознаменовался очередным изменением музыкальной стилистики в сторону современной русской песни. Настя отказалась от практики применения архаизмов и непонятных выражений. Хотя ее тексты по-прежнему зачастую изобилуют метафорами, эпитетами и другими художественными тропами. Но в каждый период ЛАЙДА оставалась коллективом, соединяющим, как недавно выразился Сергей Геннадьевич Гурьев, андерграунд и Высокое Искусство.
"Нижинский" - четвертый номерной акустический альбом Оксаны и Насти. Записывался он 7-8 мая. И не где-нибудь, а в Бресте, на репетиционной точке группы САДЪ. Нельзя обойти молчанием имя еще одного человека, без которого рождение нового альбома было бы невозможным: это Толик Харитонов, мобилизовавший все свои силы, нервы и терпение на многочасовую работу и взваливший на свои плечи бремя ответственности за качество звука.
Как и три предыдущих, этот альбом концептуальный. Как явствует из названия, он посвящен выдающемуся русскому балетмейстеру, танцору и хореографу Вацлаву Фомичу Нижинскому (1889-1950) и приурочен к пятидесятой годовщине его смерти.
Оксану и Настю заинтересовала трагическая судьба этого незаурядного человека. Источниками вдохновения для создания песенного цикла послужили воспоминания людей, близко знавших Нижинского - Игоря Стравинского, Александра Бенуа, Брониславы Нижинской, - книга супруги Нижинского Ромолы "Вацлав Нижинский" и, наконец, дневники самого Вацлава Фомича. Изначально не преследовалась цель отражения какой-либо сюжетной линии. Это скорее эмоциональное переживание всего того, что случилось с великим артистом, то есть судьба, пропущенная сквозь призму индивидуального авторского восприятия. Необычна и своеобразна композиция альбома: он, подобно балету, опере или театральному спектаклю, состоит из двух актов. В каждом акте - по шесть номеров. В I акт вошли песни "Нижинский", "Петрушка (Балаган)", "Лидо", "Его одиночество случай", "Аргентинское солнце", "Чувства"; во II - "Весна священная", "Клоун Бога", "Метель - война", "Горы. Снег", "Безмолвная истерика", "Смерть". Одноплановость музыкального материала проистекает из содержания альбома.
Я намеренно не буду анализировать музыку и тексты - это целая вереница чувств. А превращать чувства в объект анализа - верх цинизма. Скажу лишь, что музыкальный язык предельно прост, а тексты являют собой сложную образную систему. Оксана великолепно вживается в образ, при этом соблюдая чувство меры, не злоупотребляя собственным артистизмом, благодаря чему каждая из 12 песен превращается в маленький моноспектакль. Но материал, несмотря на грандиозность концепции, преподнесен без излишнего академизма и патетики.
Оксана и Настя явились авторами и концепции буклета. На его лицевой стороне изображена обложка программки Русских сезонов в Париже 1912 года. А на развороте можно увидеть декорации из балета "Послеполуденный отдых Фавна" (на музыку Клода Дебюсси), созданные театральным художником Львом Бакстом.
По словам Оксаны и Насти, "Нижинский" - элитарный альбом. Тем, кто слышал о Нижинском лишь краем уха, я уверен, альбом вряд ли что-нибудь скажет. Хотя... Быть может, следует идти от обратного: кто-нибудь, прослушав новый альбом ЛАЙДЫ, захочет и сам узнать о жизненном и творческом пути человека, с именем которого связана, без преувеличения, целая эпоха в истории русской культуры. У меня, например, такое желание возникло. За что я и выражаю искреннюю благодарность создателям этого гениального творения.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2000 год в рубрике музыкальная газета