Сом, Лера Genius Loci
(p) 2000 Limas
27tks/49mins
Еще живо в памяти время, когда песни этой полоцкой поэтессы с гитарой чуть ли не тайно записывали живцом во время перестроечных тусовок неформальных литераторов в Доме творчества "Iслач", а потом эти записи перекатывались с магнитофона на магнитофон до неузнаваемости, и даже не верилось, что когда-нибудь появятся в продаже и поэтические сборники Леры Сом, и ее фирменные аудиокассеты. Но вот минуло десятилетие - и они появились. Не поздно ли? Сможем ли мы, слушая эту кассету, повторить восторги журналиста Алеся Палынского, который 30 июня 1990 года писал в газете "Чырвоная змена": "Лера Сом, впервые вышедшая на большую сцену гомельского Дворца культуры рядом с известными уже бардами Алесем Камоцким, Сержуком Соколовым-Воюшем и др., - женщина-факел, огонь. Она знает, что надо ей и чего ждут от нее".
Да, тогда она знала это. И ее знания воспринимались и множились другими. Достаточно вспомнить, как блестяще легли ее бардовские экзерсисы в горячую структуру трэш-метал-рока группы ДЗIДА (композиции "Сьвет-сон", "Чарната", "Чырвона у сьвеце"). А кем же навеяны образы "Дзяцей чорнага горада" Каси Камоцкой, как не Лериными "Людзьмi начнога горада"?
Но сегодня, дождавшись фирменного издания этих же песен, наново записанных в цифровой студии, я все же ощущаю желание вернуться к старым самодельным ее альбомам "У горадзе маiм" (1990), "Зданi" (1992) и другим.
Нет, певческого голоса у нее не было и тогда, но была молодая злость, внутренняя энергия, которые в сочетании с владеющими ею ритм-энд-блюзовыми пассажами создавали живой образ выпестованного кумира поколения. А плюс ее блестящая, с живым нервом поэзия:
Мне нiколi не страшна
У халоднай восеньскай цемры:
Я адчуваю крокi
Тых, хто нясе агеньчык.
Она была в доску своя и для рок-шпаны, и для творческой интеллигенции 90-х. Она задумывала концептуальные бардовские циклы, ее воображение рисовало впечатляющие бардовские клипы ("Па дарозе з Вiльнi на Полацак"), но все это не входило в формат замешиваемого здесь государства.
И сегодня "Genius Loci" Леры Сом может восприниматься лишь как плод больного воображения очень утомившегося под властью глупцов гениального философа. Утомившегося, но не утратившего оптимизма.
27tks/49mins
Еще живо в памяти время, когда песни этой полоцкой поэтессы с гитарой чуть ли не тайно записывали живцом во время перестроечных тусовок неформальных литераторов в Доме творчества "Iслач", а потом эти записи перекатывались с магнитофона на магнитофон до неузнаваемости, и даже не верилось, что когда-нибудь появятся в продаже и поэтические сборники Леры Сом, и ее фирменные аудиокассеты. Но вот минуло десятилетие - и они появились. Не поздно ли? Сможем ли мы, слушая эту кассету, повторить восторги журналиста Алеся Палынского, который 30 июня 1990 года писал в газете "Чырвоная змена": "Лера Сом, впервые вышедшая на большую сцену гомельского Дворца культуры рядом с известными уже бардами Алесем Камоцким, Сержуком Соколовым-Воюшем и др., - женщина-факел, огонь. Она знает, что надо ей и чего ждут от нее".
Да, тогда она знала это. И ее знания воспринимались и множились другими. Достаточно вспомнить, как блестяще легли ее бардовские экзерсисы в горячую структуру трэш-метал-рока группы ДЗIДА (композиции "Сьвет-сон", "Чарната", "Чырвона у сьвеце"). А кем же навеяны образы "Дзяцей чорнага горада" Каси Камоцкой, как не Лериными "Людзьмi начнога горада"?
Но сегодня, дождавшись фирменного издания этих же песен, наново записанных в цифровой студии, я все же ощущаю желание вернуться к старым самодельным ее альбомам "У горадзе маiм" (1990), "Зданi" (1992) и другим.
Нет, певческого голоса у нее не было и тогда, но была молодая злость, внутренняя энергия, которые в сочетании с владеющими ею ритм-энд-блюзовыми пассажами создавали живой образ выпестованного кумира поколения. А плюс ее блестящая, с живым нервом поэзия:
Мне нiколi не страшна
У халоднай восеньскай цемры:
Я адчуваю крокi
Тых, хто нясе агеньчык.
Она была в доску своя и для рок-шпаны, и для творческой интеллигенции 90-х. Она задумывала концептуальные бардовские циклы, ее воображение рисовало впечатляющие бардовские клипы ("Па дарозе з Вiльнi на Полацак"), но все это не входило в формат замешиваемого здесь государства.
И сегодня "Genius Loci" Леры Сом может восприниматься лишь как плод больного воображения очень утомившегося под властью глупцов гениального философа. Утомившегося, но не утратившего оптимизма.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2000 год в рубрике музыкальная газета