Cooper, Alice In Moscow
Итак, 31 июля сего года свершилось знаменательнейшее событие в культурной жизни Российского государства. Да-да, именно 31 июля Москва встретила короля шок-рока, живую легенду Элиса Купера. Пятидесятидвухлетний певец, урожденный Винсент Деймон Фурнье, дал единственный концерт в СК "Олимпийский" 1 августа, завершив на этом европейскую часть "Brutal Planet' tour".
Расписание маэстро Купера в понедельник - день прибытия - было насыщено поездками по информационным структурам. В час дня состоялся кратковременный прямой эфир на TV 6, затем последовало прямое включение на радио "Серебряный дождь", после окончания которого в окрестностях радиостанции должна была состояться торжественная раздача автографов наиболее преданным фанатам, ожидавшим звезду у ворот. Для справки: фэнов набралось человек 11 с половиной и максимум минут десять ушло бы у "легенды" для подписи реликвий. Но по непонятной причине микроавтобус с сидящим на заднем сиденье Купером как влетел в ворота, не замедляя хода, так удачно оттуда и вылетел, помчавшись на MTV. Было чертовски приятно. Что ж, все-таки для непосредственного контакта с "великим и ужасным" придется томиться до пресс-конференции, начало которой анонсировано на 18 часов вечера. Благо время пролетает незаметно, когда рядом присутствует пункт продажи холодного пива!
Как ни странно, но на пресс-конференцию певец скромно явился в гордом одиночестве, дав возможность участникам своей концертной группы (коими являются следующие персонажи: Ryan Roxie - гитара (ех-ELECTRIC ANGELS, DAD'S PORNO MAG, GILBY CLARK BAND), Pete Friesen - гитара (ех-THE ALMIGHTY), Greg Smith - бас-гитара (ех-W.O.W., JOE LYNN TURNER BAND, RAINBOW, VINNIE MOORE BAND), Eric Singer - барабаны (ех-BLACK SABBATH, BADLANDS, KISS, UNION, LITA FORD BAND, BRIAN MAY BAND), Teddy 'ZigZag" Andreadis - клавишные) наслаждаться красотами первопрестольной, взяв на себя тяжелую участь "ответчика". Кстати говоря, из всего концертного состава только двое музыкантов принимали непосредственное участие в записи альбома "Brutal Planet" - это Эрик Сингер и Райян Рокси. Что же касается единоличного присутствия Купера, то все выглядит вполне логично: ясный пень, когда перед тобой сам A. Cooper, то все внимание, соответственно, уделено ему и только ему, но все же было бы нелишним узреть далеко не последних музыкантов на мировой рок-сцене Г. Смита, Р. Рокси и т. д., а уж у Эрика Сингера так и вообще не грех было бы о чем-нибудь мимолетно поинтересоваться. Уже по сложившейся традиции вопросы присутствовавших не отличались глубиной мысли и тягостью познаний. Дело дошло до того, что некий джентльмен начал было интересоваться на предмет того, что если бы у Купера были бы маленькие дети, то.... Человек, вероятно, совершенно не обратил внимания на тот факт, что в семье музыканта целых три (!) ребенка, младший из которых еще совсем детсадовского возраста. Конфуз замяли. В процессе общения была ясно выявлена цель, против которой Элис направит в будущем все свои усилия - ею, по признанию Купера, является Бритни Спирс. О Мэрилине Мэнсоне король ужасов и упоминать не стал. Под конец встречи началась обычная давка за автографами. Брали кто на чем - на виниле, афишах, фотографиях... и даже на сторублевой банкноте. Засим Винсент Фурнье, получивший в подарок свой фотопортрет работы неизвестного фотографа и безделушку от единственного ребенка, замеченного мной на пресс-конференции, откланялся, и стрелки часов принялись отсчитывать время, приближаясь к заветным семи часам вечера первого дня августа.
События первого дня августа начались с того, что начало концерта, обещанное на 19.00, задержалось аж на целых 45 минут, в течение которых публику развлекали записями THE CULT, Iggy Pop и т. п. Наконец, под исступленный рев толпы и вступительные аккорды "Brutal Planet" на сцене появился в ярко-красном плаще "злой волшебник" Элис Купер. Здесь я полностью превратился в два больших уха и таких же два огромных глаза. Театрализованное представление началось. Так сказать, театр одного актера поднял занавес... Как и следовало ожидать, основную часть выступления составили композиции с последнего альбома: одноименная "Brutal Planet", немного альтернативная "Gimme", "Blow Me A Kiss", "Wicked Young Man", заводная "Little Things" и душещипательная баллада "Take It Like A Woman", очаровывающая своим мелодизмом и навевающая ностальгические воспоминания по "Only Woman Bleed". "Дедушка" Купер, заведший публику с пол-оборота, скинув плащ после первой песни, носился по сцене с завидной энергией, нагнетая атмосферу и завладев вниманием очумевших зрителей на ближайшие пару часов. Надо заметить, новые творения "живьем" выглядели куда более аппетитно, нежели на аудионосителе, например, "Little Things" прозвучала на порядок энергичнее и задорнее. Честно говоря, шоу Купера явилось для меня пока что первым и единственным представлением, где на сцене помимо исполнения песен еще и происходило сценическое действие, суть которого коротко можно описать так: ближе к середине концерта на сцену под звуки "I Love To Death" выкатывается гильотина, и злому гению отрезают голову по самые плечи, звучит триумфальный инструментал, плавно перетекающий в барабанное соло Сингера с традиционными манипуляциями горящими палочками (к слову сказать, на концерте Брайана Мэя трюк Сингера выглядел поэффектнее), и под звуки шарманки на сцене появляется медсестра, берет отрубленную голову и относит ее в специальный агрегат, стоящий в левом углу, где, по идее, должно произойти окончательное уничтожение головы, но... Спустя мгновенье оттуда выскакивает воскресший "гений", и шоу продолжается. Исполняются классические номера "No More Mr. Nice Guy", "I'm Eighteen", когда же дело доходит до супермегахита "Poison", зал просто стоит на ушах, а в партере начинается тотальная мясорубка. Ближе к концу проходит традиционная церемония представления Купером, who is who на этом празднике жизни, в результате которой оказывается, что клавишник имеет отдаленное отношение к GUNS 'N ROSES, а наиболее плотными овациями публика встречает Эрика Сингера. Стоит, пожалуй, еще отметить огромную заслугу басиста Грега Смита: если бы не его героические усилия, то большая часть припевов, что называется, попросту повисла бы в воздухе. Ну а заключительный "School's Out" был исполнен в классическом варианте - белый цилиндр и трость, которой Купер протыкал надувные шары, выталкиваемые зрителями на сцену. Эдакое завуалированное единение с публикой. Конечно же, последовал выход "на бис", и еще три песни - "Billion Dollar Babies", "Elected" и кавер знаменитой "My Generation" - предварили расставание с великолепным королем шок-рока Элисом Купером. Слов нет, как говорится, такое стоит один раз увидеть - и можно спокойно умереть.
Жаль, конечно, что несколько ожидаемых песен осталось за бортом ("Hey Stupid", "Welcome To My Nightmare", "Lost In America"), но всем не угодишь. Собственно, как вы уже догадались, знаменитая рептилия до Москвы не доехала.
Что ж, могу с полной уверенностью сказать, что концерт удался на славу, звук был приемлемый, народу присутствовало достаточно много и, собственно говоря, Элис Купер еще раз доказал, что рок-музыка не стареет и что сам он еще способен на многое, во всяком случае, его неповторимый голос остался при нем, а песни, написанные для "Brutal Planet", просто соответствуют сегодняшнему духу времени, при этом нисколько не теряя присущего Куперу мелодизма. Take It Like A Woman....
Единственное что, так это до сих пор с трудом верится: Элис Купер - человек-легенда, кумир целого поколения - вот так вот взял, просто приехал и отыграл концерт! Супер! Неужели мы дожили до этого?!
В заключение предлагаю краткую выдержку из пресс-релиза в виде отрывка одного из последних интервью, проходившего в собственном ресторане "Cooperstown" по поводу выхода "Brutal Planet":
"В наше время, - говорит Купер, - жизнь ничего не стоит. Боюсь, что я выгляжу старомодным, но мне кажется, что современные технологии, атеизм и слабые семейные отношения убивают нас. Звучит, конечно, архаично, но я уверен, что недалек от истины.
...Да, последний альбом "Brutal Planet" действительно мрачный. Когда вы видите шоу на сцене, то вы думаете: "Ну уж нет! Мне нечего делать в таком месте". Дело в том, что технология свихнулась, она сама себя разрушает. Я вообще-то большой оптимист сам по себе, но вот Элис - он настроен очень пессимистично, почти нигилист. Когда я начинал сочинять для Элиса, я писал: "Все идет отлично, потому что развиваются технологические процессы, каждый получит некий духовный подъем и все мы достигнем Нирваны....". А Элис говорит: "Ну уж нет! Все совсем наоборот! Все когда-нибудь свихнутся, технология пожрет самое себя, по нашим дорогам будут шататься банды грабителей и мы будем жить среди людей, способных убивать ради пропитания. Более того, они будут поедать свои жертвы". Я хочу сказать, что там, куда он хочет завести нас, мрак и ужас.
...Но вы понимаете, что штука-то как раз в том, чтобы заострить на этом внимание и в то же время сделать спектакль, шоу. Музыка должна развлекать, а шоу на сцене должно доставлять удовольствие, даже если оно мрачное. Но окончание концерта - это своего рода праздник, вечеринка. Нельзя оставлять зрителей в подавленном состоянии, а многие группы сейчас так и делают. А я хочу, чтобы зрители расходились с мыслями, что это было самое приятное развлечение для них.
...Меня спрашивают про отсечение головы... Да этот трюк вернули на сцену. В начале концерта я изображаю злого волшебника, а в конце он получает это на десерт.
...Между мной, Винсентом и Элисом нет ничего общего. Я мало о нем знаю. Но вот что мне совершенно очевидно, это то, что он ненавидит гольф. Я бы никогда не оставил рядом с ним клюшку от гольфа: Элис обязательно пришибет ею кого-нибудь. Для него любой предмет - это оружие.
...Встречался ли я когда-нибудь за все эти годы с Элисом? В прошлые времена - да, встречался. Когда пил. Не забывайте, с кем я общался. Моими лучшими друзьями были Джим Моррисон, Джими Хендрикс, Кейт Мун, Дженис Джоплин. Я был новичком, а они - моими старшими братьями. Джон Леннон как только сцепится с Йоко, так сразу в Лос-Анджелес. А у нас там был такой клуб, назывался "Голливудские вампиры". Там можно было пить. И он сидел там с нами допоздна, потому что мы там пили каждый вечер. Все это было сплошное безумие. А в те времена это было нормальным явлением.
...Вижусь ли со старыми друзьями? Довольно часто я кого-нибудь встречаю. Почти все мои друзья того времени уже умерли. Я думаю, причина того, что я все еще жив, в том, что я из другого поколения и я понял, что мне не надо умирать легендой. Думаю, что важнее остаться в живых.
...Кстати, о старых друзьях... Змеи в этом шоу нет. Она здесь как-то не вписывается. В шоу столько всего напичкано, что просто больше ничего не надо.
...Это не потому, что она все кругом обгадила во время концерта в Лос-Анджелесе. Не поэтому. Вообще-то, если бы мы могли заставлять ее поступать так каждый раз, мы бы ее включили. Вот уж никогда не ожидал, что она способна выдать, как доберман-пинчер, причем все гадила и гадила... А Джонни Роттен был как раз в зале и говорит: "Боже мой! И ты это делаешь на каждом концерте?". Я говорю: "Да. Я просто знаю, куда нажать у змеи". Он был просто потрясен. Это был один из самых сильных моментов на сцене. Просто не с чем сравнить, я ничего не мог поделать. Она все гадит и гадит, в зале смеются, а я ничего не могу сделать. Загадила все вокруг. Весь мой сценический костюм, а у меня впереди еще десять песен. Я задыхаюсь, вонища кругом. За тридцать лет она так никогда не делала".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2000 год в рубрике музыкальная газета