Cooper, Simon надо верить в себя
Саймон Купер (Simon Cooper) - один из наиболее интересных молодых исполнителей, работающих в жанре новой инструментальной музыки. Его называют представителем "второго поколения" ньюэйджевских музыкантов. И наша сегодняшняя беседа именно с ним. Но сначала немного биографии.
Родился Саймон в 1967 году в живописной сельской местности, в Корнуолле, Англия, где он, кстати, живет и творит в настоящее время. В его семье не было музыкантов, и, по словам Саймона, он не знает, от кого унаследовал свой талант. Однако его родители любили слушать музыку, и, как помнит Саймон, часто она звучала по всему дому. Впервые по-настоящему мальчик почувствовал интерес к музыке рано, в 7 или 8 лет. Он хорошо помнит, как слушал необычную синтезаторную интерпретацию "Токкаты" Уидора (Widor), запись которой была у его отца. "Эта мелодия действовала на меня так глубоко, что, слушая ее, я видел образы, цвета, формы, и с тех пор я твердо решил стать музыкантом и сочинять новую музыку", - вспоминал впоследствии Купер.
Что же до его музыкального образования, то занятия в школе скорее мешали, чем помогали мальчику развиваться. По словам Саймона, формально его учили музыке в школе, однако делалось это в убивающей всякий интерес старомодной манере. Казалось, что преподаватель хочет помешать любым проявлениям индивидуальности и самовыражения. Но Саймон был молод и восстал против всего этого. В результате он научился импровизации, композиции и аранжировке самостоятельно, слушая записи и играя в разных командах с друзьями-единомышленниками. Поэтому, как считает музыкант, ему не за что благодарить школу, если не считать того, что именно его самостоятельные занятия, к которым подтолкнули Саймона уроки, а вовсе не нравоучения учителей, помогли ему с ранних лет поверить в себя как в музыканта.
Интересно, что музыка, которая оказала на Саймона наибольшее влияние в юности, на первый взгляд, не имеет ничего общего с его теперешним творчеством в жанре ньюэйдж. Несомненно, такие имена, как Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre), ENIGMA и Эния (Enya), действительно оказали определенное влияние на его творчество, также, как и классики - Бах, Сати, Хольст, плюс традиционная кельтская и средневековая музыка. Однако, по признанию Саймона, музыка, которая вдохновляет его всегда и которую он слушает больше всего и по сей день, - это качественный рок. Саймону нравятся как классические группы, такие как PINK FLOYD, DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, ранний RAINBOW, так и новые - JAMIROQUAI, PRODIGY, CHEMICAL BROTHERS. Кроме того, его сильно вдохновляют гитаристы, особенно Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), чей классически-средневековый стиль Саймон очень любит, и Стив Вай (Steve Vai), которого он считает одним из самых высокопрофессиональных и оригинальных музыкантов нашего времени. По признанию Саймона, ему так нравится гитарная музыка, что, может быть, в нем умер великий гитарист.
"Музыка для меня должна быть видимой и содержать образы, драму, восторг, страсть, свет и тень. Я стараюсь не слушать современного ньюэйджа много, потому что не хочу, чтобы на меня слишком влияли другие артисты этого жанра. Я чувствую, что важно сохранять собственную индивидуальность и композиторский "голос".
И эти слова очень хорошо характеризуют его музыку. Она очень образна и при этом индивидуальна. Каждая новая работа Купера не повторяет предыдущую, все его альбомы очень разнообразны по своей стилистике и многоплановы.
Теперь самое время поговорить о его проектах и музыке подробнее...
- Что вдохновляет вас создавать такие разные альбомы? Откуда к вам приходят идеи? Наверно, жизнь в Корнуолле вдохновила вас на создание таких альбомов, как "Celtic Myth - Lost Lands Of Lyonesse" ("Кельтский миф - затерянные земли Лайонесса") и "Celtic Heart - The Story Of Tristan And Iseult" ("Кельтское сердце - история Тристана и Изольды"). Может быть, здесь "вмешались" ваши предки?
- Жители Корнуолла (и я в том числе) имеют очень сильное чувство национальной идентичности, ощущая свою принадлежность к кельтам, народу, отличному от остальных англичан. Поэтому я был очень доволен, сумев написать "Celtic Myth" и "Celtic Heart", которые основаны на двух местных легендах. Именно на этих двух альбомах я почувствовал, что действительно нашел свой собственный голос как композитор.
Я ненавижу повторяться, поэтому в разных своих альбомах стараюсь выражать совершенно разные концепции, например, от романтической музыки для влюбленных и кельтских легенд до музыки для матери и ребенка и медитативной духовной музыки, и так далее. Во мне, кажется, сидит кто-то, постоянно напоминающий, что нужно привлекать внимание слушателя, а не просто полагаться на привычные шаблоны.
- Не могли бы вы назвать альбомы, которые считаете наиболее значительными и интересными в своем творчестве? Что вам важно выразить в своей музыке?
- "Romantic Moods" ("Романтические настроения") занимает для меня особое место, потому что был написан для моей невесты Ким. Теперь она моя жена. Оглядываясь назад, я вижу, как наивна и непосредственна эта музыка. "Romantic Moods", конечно, не лучший мой альбом, но он наполнен такой чудесной молодой энергией и безграничной радостью! Я чувствую это всякий раз, слушая его. У меня много приятных воспоминаний о том, как я его писал, и о том периоде нашей жизни, который он отражает.
"Music For Mother And Baby" ("Музыка для матери и ребенка") - вероятно, самый профессиональный альбом из сделанных мною до сих пор, и я был очень горд, получив приглашение Деррифордской больницы в Плимуте сочинить музыку специально для отделения для новорожденных детей (Neonatal Baby Unit). Однако, так скромно начав свое существование, альбом зажил собственной жизнью, по мере того как родители, врачи, нянечки и журналисты узнавали о нем, осознавая его огромный потенциал и многочисленные возможности для его применения. В результате он оказался самым успешным из моих альбомов. Именно по его поводу я получаю больше всего писем и благодарностей, и это потрясающе.
Однако если я должен назвать тот из моих альбомов, который наиболее точно выражает, что я хочу выразить в своей музыке, то это мой последний альбом, "Millennium Eclipse" ("Затмение тысячелетия"). Я хотел передать полное солнечное затмение 11 августа 1999 года в музыке на двух уровнях. На одном из них я хотел, чтобы люди действительно могли слушать эту музыку во время затмения и иметь звуковое сопровождение, соответствующее этому грандиозному событию; на другом - проследовать за затмением по Земному шару и собрать влияния многих мест, через которые оно прошло.
В день затмения я слушал эту музыку на удаленном холме в Корнуолле, и это было одним из сильнейших переживаний моей жизни... К своей радости, я обнаружил, что прекрасно выверил время, и атмосфера, которую создала музыка, так мощна, что это почти невозможно выразить словами. Кроме того, когда сотрудники NASA и доктор Патрик Мур связались со мной и рассказали, как сильно им понравился "Millennium Eclipse", я почувствовал, что заслуживаю поздравлений! "Millennium Eclipse" - это определенно моя лучшая и самая законченная работа из сделанных к настоящему времени, и я очень горжусь этим альбомом.
- Интересно, а как был создан ваш первый альбом? Вообще, как началось ваше сотрудничество с Oreade Music? Участвуете ли вы в разработке обложек ваших альбомов вместе с сотрудниками Oreade Мusic? Планируете ли вы сотрудничество с другими музыкальными компаниями в будущем?
- Я начал писать то, что стало моим первым альбомом, в конце 1991 года. После того, как я предпринял ряд безуспешных попыток договориться с различными британскими студиями, специализирующимися на музыке ньюэйдж, со мной связался Медвин Гудалл (Medwyn Goodall), который тоже живет и работает в Корнуолле, хотя родом не отсюда, и он действительно поддержал мою работу, что было весьма благородно с его стороны.
К тому времени Медвин был уже признанным композитором и исполнителем музыки ньюэйдж, уже достигнув потрясающего успеха со своей "Druid Trilogy" ("Друидской трилогией"). Однако он увидел во мне и в моей музыке что-то такое, чего не смогли увидеть все эти британские музыкальные фирмы, и он действительно сделал, что мог, чтобы помочь мне.
В результате мы с Медвином просто оказались в нужном месте и в нужное время для сотрудничества с голландской компанией Oreade Music, и в конце 1992 года, к моей огромной радости, Oreade выпустила мой первый альбом "Romantic Moods"... Спустя семь лет, записав семь альбомов, я все еще работаю с ними и очень этому рад.
Многих может удивить, как мало композиторам приходится заниматься оформлением собственных альбомов и как активно некоторые компании сопротивляются их участию в этом. Мне нравится определять, как будет выглядеть моя работа. Для меня внешняя и музыкальная стороны неразрывны, и мне повезло, что Oreade Music позволяет мне в этом участвовать.
У меня много идей на будущее... и не все они каким-то образом относятся к ньюэйдж. Мне бы также хотелось узнать, насколько реально самому создать, записать и продать альбом через Интернет... но посмотрим, есть еще много более важных дел!
- Дружите ли вы с другими музыкантами, сотрудничающими с Oreade Music, такими как Гомер Эдвин Эванс (Gomer Edwin Evans), Эолия (Aeoliah), Майк Роуленд (Mike Rowland), Криста Мичел (Christa Michel), Дэниэл Кобялка (Daniel Kobialka) и другими? Сотрудничали ли вы или, может, сотрудничаете теперь с этими музыкантами, работая над совместными проектами, давая концерты или как-то еще? Вообще, кого из музыкантов можно назвать вашими друзьями? Как вы относитесь к творчеству таких музыкантов, как Медвин Гудалл, Терри Олдфилд (Terry Oldfield), Фил Торнтон (Phil Thornton), Аша (Asha)? Может быть, вы лично знакомы с кем-то из них?
- Единственный музыкант из ньюэйджевского мейнстрима, которого я очень хорошо знаю как личного друга и с которым сотрудничаю, - это Медвин Гудалл. Он, как я говорил ранее, очень помогал мне и вдохновлял в первые годы моего сотрудничества с Oreade Music. Это малоизвестный факт, но мы вместе создали альбом, который в 1994 году был выпущен студией New World Music под названием "Phoenix" ("Феникс
Родился Саймон в 1967 году в живописной сельской местности, в Корнуолле, Англия, где он, кстати, живет и творит в настоящее время. В его семье не было музыкантов, и, по словам Саймона, он не знает, от кого унаследовал свой талант. Однако его родители любили слушать музыку, и, как помнит Саймон, часто она звучала по всему дому. Впервые по-настоящему мальчик почувствовал интерес к музыке рано, в 7 или 8 лет. Он хорошо помнит, как слушал необычную синтезаторную интерпретацию "Токкаты" Уидора (Widor), запись которой была у его отца. "Эта мелодия действовала на меня так глубоко, что, слушая ее, я видел образы, цвета, формы, и с тех пор я твердо решил стать музыкантом и сочинять новую музыку", - вспоминал впоследствии Купер.
Что же до его музыкального образования, то занятия в школе скорее мешали, чем помогали мальчику развиваться. По словам Саймона, формально его учили музыке в школе, однако делалось это в убивающей всякий интерес старомодной манере. Казалось, что преподаватель хочет помешать любым проявлениям индивидуальности и самовыражения. Но Саймон был молод и восстал против всего этого. В результате он научился импровизации, композиции и аранжировке самостоятельно, слушая записи и играя в разных командах с друзьями-единомышленниками. Поэтому, как считает музыкант, ему не за что благодарить школу, если не считать того, что именно его самостоятельные занятия, к которым подтолкнули Саймона уроки, а вовсе не нравоучения учителей, помогли ему с ранних лет поверить в себя как в музыканта.
Интересно, что музыка, которая оказала на Саймона наибольшее влияние в юности, на первый взгляд, не имеет ничего общего с его теперешним творчеством в жанре ньюэйдж. Несомненно, такие имена, как Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre), ENIGMA и Эния (Enya), действительно оказали определенное влияние на его творчество, также, как и классики - Бах, Сати, Хольст, плюс традиционная кельтская и средневековая музыка. Однако, по признанию Саймона, музыка, которая вдохновляет его всегда и которую он слушает больше всего и по сей день, - это качественный рок. Саймону нравятся как классические группы, такие как PINK FLOYD, DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, ранний RAINBOW, так и новые - JAMIROQUAI, PRODIGY, CHEMICAL BROTHERS. Кроме того, его сильно вдохновляют гитаристы, особенно Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), чей классически-средневековый стиль Саймон очень любит, и Стив Вай (Steve Vai), которого он считает одним из самых высокопрофессиональных и оригинальных музыкантов нашего времени. По признанию Саймона, ему так нравится гитарная музыка, что, может быть, в нем умер великий гитарист.
"Музыка для меня должна быть видимой и содержать образы, драму, восторг, страсть, свет и тень. Я стараюсь не слушать современного ньюэйджа много, потому что не хочу, чтобы на меня слишком влияли другие артисты этого жанра. Я чувствую, что важно сохранять собственную индивидуальность и композиторский "голос".
И эти слова очень хорошо характеризуют его музыку. Она очень образна и при этом индивидуальна. Каждая новая работа Купера не повторяет предыдущую, все его альбомы очень разнообразны по своей стилистике и многоплановы.
Теперь самое время поговорить о его проектах и музыке подробнее...
- Что вдохновляет вас создавать такие разные альбомы? Откуда к вам приходят идеи? Наверно, жизнь в Корнуолле вдохновила вас на создание таких альбомов, как "Celtic Myth - Lost Lands Of Lyonesse" ("Кельтский миф - затерянные земли Лайонесса") и "Celtic Heart - The Story Of Tristan And Iseult" ("Кельтское сердце - история Тристана и Изольды"). Может быть, здесь "вмешались" ваши предки?
- Жители Корнуолла (и я в том числе) имеют очень сильное чувство национальной идентичности, ощущая свою принадлежность к кельтам, народу, отличному от остальных англичан. Поэтому я был очень доволен, сумев написать "Celtic Myth" и "Celtic Heart", которые основаны на двух местных легендах. Именно на этих двух альбомах я почувствовал, что действительно нашел свой собственный голос как композитор.
Я ненавижу повторяться, поэтому в разных своих альбомах стараюсь выражать совершенно разные концепции, например, от романтической музыки для влюбленных и кельтских легенд до музыки для матери и ребенка и медитативной духовной музыки, и так далее. Во мне, кажется, сидит кто-то, постоянно напоминающий, что нужно привлекать внимание слушателя, а не просто полагаться на привычные шаблоны.
- Не могли бы вы назвать альбомы, которые считаете наиболее значительными и интересными в своем творчестве? Что вам важно выразить в своей музыке?
- "Romantic Moods" ("Романтические настроения") занимает для меня особое место, потому что был написан для моей невесты Ким. Теперь она моя жена. Оглядываясь назад, я вижу, как наивна и непосредственна эта музыка. "Romantic Moods", конечно, не лучший мой альбом, но он наполнен такой чудесной молодой энергией и безграничной радостью! Я чувствую это всякий раз, слушая его. У меня много приятных воспоминаний о том, как я его писал, и о том периоде нашей жизни, который он отражает.
"Music For Mother And Baby" ("Музыка для матери и ребенка") - вероятно, самый профессиональный альбом из сделанных мною до сих пор, и я был очень горд, получив приглашение Деррифордской больницы в Плимуте сочинить музыку специально для отделения для новорожденных детей (Neonatal Baby Unit). Однако, так скромно начав свое существование, альбом зажил собственной жизнью, по мере того как родители, врачи, нянечки и журналисты узнавали о нем, осознавая его огромный потенциал и многочисленные возможности для его применения. В результате он оказался самым успешным из моих альбомов. Именно по его поводу я получаю больше всего писем и благодарностей, и это потрясающе.
Однако если я должен назвать тот из моих альбомов, который наиболее точно выражает, что я хочу выразить в своей музыке, то это мой последний альбом, "Millennium Eclipse" ("Затмение тысячелетия"). Я хотел передать полное солнечное затмение 11 августа 1999 года в музыке на двух уровнях. На одном из них я хотел, чтобы люди действительно могли слушать эту музыку во время затмения и иметь звуковое сопровождение, соответствующее этому грандиозному событию; на другом - проследовать за затмением по Земному шару и собрать влияния многих мест, через которые оно прошло.
В день затмения я слушал эту музыку на удаленном холме в Корнуолле, и это было одним из сильнейших переживаний моей жизни... К своей радости, я обнаружил, что прекрасно выверил время, и атмосфера, которую создала музыка, так мощна, что это почти невозможно выразить словами. Кроме того, когда сотрудники NASA и доктор Патрик Мур связались со мной и рассказали, как сильно им понравился "Millennium Eclipse", я почувствовал, что заслуживаю поздравлений! "Millennium Eclipse" - это определенно моя лучшая и самая законченная работа из сделанных к настоящему времени, и я очень горжусь этим альбомом.
- Интересно, а как был создан ваш первый альбом? Вообще, как началось ваше сотрудничество с Oreade Music? Участвуете ли вы в разработке обложек ваших альбомов вместе с сотрудниками Oreade Мusic? Планируете ли вы сотрудничество с другими музыкальными компаниями в будущем?
- Я начал писать то, что стало моим первым альбомом, в конце 1991 года. После того, как я предпринял ряд безуспешных попыток договориться с различными британскими студиями, специализирующимися на музыке ньюэйдж, со мной связался Медвин Гудалл (Medwyn Goodall), который тоже живет и работает в Корнуолле, хотя родом не отсюда, и он действительно поддержал мою работу, что было весьма благородно с его стороны.
К тому времени Медвин был уже признанным композитором и исполнителем музыки ньюэйдж, уже достигнув потрясающего успеха со своей "Druid Trilogy" ("Друидской трилогией"). Однако он увидел во мне и в моей музыке что-то такое, чего не смогли увидеть все эти британские музыкальные фирмы, и он действительно сделал, что мог, чтобы помочь мне.
В результате мы с Медвином просто оказались в нужном месте и в нужное время для сотрудничества с голландской компанией Oreade Music, и в конце 1992 года, к моей огромной радости, Oreade выпустила мой первый альбом "Romantic Moods"... Спустя семь лет, записав семь альбомов, я все еще работаю с ними и очень этому рад.
Многих может удивить, как мало композиторам приходится заниматься оформлением собственных альбомов и как активно некоторые компании сопротивляются их участию в этом. Мне нравится определять, как будет выглядеть моя работа. Для меня внешняя и музыкальная стороны неразрывны, и мне повезло, что Oreade Music позволяет мне в этом участвовать.
У меня много идей на будущее... и не все они каким-то образом относятся к ньюэйдж. Мне бы также хотелось узнать, насколько реально самому создать, записать и продать альбом через Интернет... но посмотрим, есть еще много более важных дел!
- Дружите ли вы с другими музыкантами, сотрудничающими с Oreade Music, такими как Гомер Эдвин Эванс (Gomer Edwin Evans), Эолия (Aeoliah), Майк Роуленд (Mike Rowland), Криста Мичел (Christa Michel), Дэниэл Кобялка (Daniel Kobialka) и другими? Сотрудничали ли вы или, может, сотрудничаете теперь с этими музыкантами, работая над совместными проектами, давая концерты или как-то еще? Вообще, кого из музыкантов можно назвать вашими друзьями? Как вы относитесь к творчеству таких музыкантов, как Медвин Гудалл, Терри Олдфилд (Terry Oldfield), Фил Торнтон (Phil Thornton), Аша (Asha)? Может быть, вы лично знакомы с кем-то из них?
- Единственный музыкант из ньюэйджевского мейнстрима, которого я очень хорошо знаю как личного друга и с которым сотрудничаю, - это Медвин Гудалл. Он, как я говорил ранее, очень помогал мне и вдохновлял в первые годы моего сотрудничества с Oreade Music. Это малоизвестный факт, но мы вместе создали альбом, который в 1994 году был выпущен студией New World Music под названием "Phoenix" ("Феникс
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2000 год в рубрике музыкальная газета