Gathering, The Здорово, когда музыка еще и приносит деньги!
Несмотря на то, что в рядах поклонников одного известнейшего голландского коллектива "тру" любителей металлопродукции остается все меньше и меньше, новых релизов ждут все: кто-то в надежде (а вдруг все-таки...), кто-то с интересом, а кто-то просто из желания потешить ушки приятной музыкой. Это я о GATHERING, если кто не понял... Их разрекламированный релиз 2000 года под загадочным названием "if_then_else", естественно, не мог не заинтриговать (на момент нижеприложенного интервью с вокалисткой коллектива Аннеке ван Гирсберген мы, правда, промо-диск еще не получили, так что комментировать это дело будет она сама), однако сразу скажу одно: несмотря на то, что полувымерших надежд тех, кто надеялся на возвращение во времена "Mandylion", он опять не оправдает, приятная и красивая музычка точно обеспечена. А вообще - для начала - можно, конечно, и потравить душу, отправившись на время назад, в прошлое...
История команды словами барабанщика Ганса Руттена: "Трио под названием GATHERING появилось в октябре 1989 года: в его состав вошли я, Рене Руттен (гитарист) и Барт Смит (вокалист). Наполеоновских планов, конечно, в ту пору не было и в помине: мы знай себе прикалывались, играя что-то в духе обожаемых всеми нами CELTIC FROST и мечтая записать хоть одну приличную демо-кассету. Репетировали, экспериментировали... и мечты начинали потихоньку сбываться: после дэз-думовой демки "Moonlight Archer" группа созрела аж для целого альбома! "Always...", как мы его решили поименовать, являл собой все тот же doom/death, однако со множеством других элементов - вроде синтезаторов и женских бэк-вокалов (представленных Марике Грут). Да, вы скажете, что в ту пору то же самое делали PARADISE LOST на своем знаменитом "Gothic" - однако мы оказались проворнее! Выступая как-то с "парадайзами" в Бельгии, мы запросто воспроизвели весь студийный саунд нашего альбома "живьем", что им совершенно не удалось...
Лирика альбома была полностью во власти Барта - и он оказался талантливейшим чертом! Вечная любовь, быстротечность жизни, мечты и попытки воплотить их в реальность, глобальные проблемы человечества - все переплелось в его замысловатых, но красивых и поэтичных текстах... сейчас я с ним не общаюсь, а то рассказал бы поподробнее!
Крупно повезло тем, кому удалось достать одну из виниловых пластинок с нашим первым альбомом: их выпустили всего в количестве 1000 штук... Если же говорить о продажах в целом - мы так и не узнали, сколько копий удалось продать. Наверняка наша бывшая контора Foundation 2000 чего-то на этом поимела, но тот дерьмовый контракт, который мы с ними подписали, нам практически ничего не дал...
Далее следует самая ужасная часть истории группы - период, когда мы распрощались с обоими вокалистами, Бартом и Марике, и взяли на вакантные места Нильза Дуффуэса и Мартину ван Лун. Это был полнейший кошмар!
Я, конечно, до сих пор считаю наш следующий альбом, "Almost A Dance", очень сильной и качественно выполненной работой: там присутствуют и интересные гармонии, и продуманные аранжировки, и дух экспериментальности - все в меру, и все было бы просто супер... если б не одно "но". Дело в том, что сам по себе Нильс МОГ петь, и весьма неплохо, как Майк Пэттон из FAITH NO MORE или что-то вроде того, но это его пение абсолютно не сочеталось с музыкой, которую мы делали в то время. Что же касается Мартины, то она НЕ МОГЛА петь вообще, но это еще было полбеды. Гораздо хуже стало, когда выяснилось, что они с Нильсом просто-напросто смертельным образом друг друга ненавидят и напрочь не способны работать вместе. Они даже не разговаривали между собой, а когда мы собирались на репетиции или концерты, начиналась натуральная бойня... Я никогда в жизни не встречал людей, которые так бесятся при виде друг друга! Все это становилось, сами понимаете, невыносимо, и после 12-го или 13-го концерта Нильса пришлось выгнать из группы. Недолго, впрочем, продержалась и Мартина - она была уволена после того, как забила на один важный сейшн...
Альбом безжалостно раскритиковали - и рецензии с каждым днем становились хуже и хуже, а концерты превратились в сущий ад, с гадкими воплями и швырянием разных неприятных предметов на сцену. Это был, повторюсь, ужасный период, черная полоса нашей жизни, но приходилось терпеть и закаляться...
В начале 1994-го нам с Рене пришлось идти в армию на целых девять месяцев, поэтому репетировали только по праздникам и выходным дням - на тот момент в группе было уже пять человек, без вокалистов. Главная проблема заключалась в том, чтобы вернуть прежний дух, прежний задор и желание творить, которые порядком поистрепались в многочисленных передрягах с лейблом и внутри коллектива... Одно время хотели продолжать в чисто инструментальном виде - но потом поняли, что это бы не покатило, ведь вокальное противопоставление гроулинг/чистый, "ангельский" голос всегда было важнейшей фишкой GATHERING. Начались продолжительные поиски - народ приходил и уходил, но ничего идеально подходящего так и не вырисовывалось... до того момента, пока один из наших общих знакомых не взял к нам на репетицию свою девушку. Звали ее Аннеке - и очень скоро в группе случилось волшебное пополнение - на одного человека, но какого!
Дело с этой самой секунды пошло просто как по маслу. Century Media предложили контракт, мы с Рене закончили свою службу, песни писались быстро и легко... Аннеке перевернула весь наш мир! Это было настоящее чудо, одной из главных частей которого стал очередной альбом, "Mandylion".
Не стану расхваливать его сейчас - слишком много уже было сказано восторженной критикой... Первая песня, "Strange Machines", мгновенно стала синглом #1 в Нидерландах. Успех, правда, оказался слегка омрачен смертью одного из наших хороших знакомых - альбом, в общем-то, именно ему и посвящен, поэтому трагически-эмоциональная атмосфера присутствует на каждой песне, ее невозможно не прочувствовать и не ощутить. Вообще, изначально для этой работы было написано девять вещей, но одна из них, "Solar Glider", показалась нам слишком счастливой и умиротворенной для печального "Mandylion", поэтому и осталась "за бортом".
Далее последовали альбомы "Nighttimebirds" (1998), "How To Measure A Planet" (1998) и концертник "Superheat" (2000) - но я пока не хочу давать всему этому какую-либо оценку... может, позже... Гораздо интереснее, наверное, поговорить сейчас о новом релизе, " if_then_else", пока свежи ощущения и воспоминания... Получился он, по-моему, более "роковым", жестким, чем "How To Measure A Planet", хотя наряду с энергичными присутствуют, конечно, и нежные, хрупкие, спокойные песни, пускай и в более экспериментальном и тяжелом ключе, чем предыдущий альбом. Мы слишком устали от расслабленности "How To Measure A Planet", на данном этапе захотелось какой-то динамики, мощности, скорости, в конце концов! Я лично очень доволен результатом и надеюсь, что " if_then_else" станет очередной ступенькой GATHERING на лестнице к успеху"...
Это то, что рассказывал Ганс Руттен... а теперь вашему вниманию само "главное чудо" коллектива, Аннеке.
- К сожалению, мы еще не получили ваш новый альбом. Не произошли ли какие-нибудь глобальные перемены?
- Глобальные - наверное, нет, но все же он отличается от предыдущего. "How To Measure A Planet" был, во-первых, слишком длинным, во-вторых, чересчур компьютеризированным, неживым. Саунд нового альбома более... теплый, что ли... В целом результатом мы довольны.
- Презентация уже имела место?
- Да, вчера. Она проходила в маленьком кафе. Нет ничего лучше дружеско-интимной атмосферы...
- То есть новую работу принимали хорошо?
- Очень. Больше всего меня удивило то, что большинство присутствующих на концерте пели вместе с нами - при всем при том, что с момента выхода диска еще не прошло и недели. Приятно!
- Вход на концерт был бесплатный?
- Да, и поэтому получилось что-то вроде вечеринки для друзей. Можно было, конечно, найти огромный зал, устроить все с помпой и привлечь побольше людей, но это не для нас. Нам намного приятнее дарить свою музыку - в таком вот интимном стиле.
- Классный подарок! Вы же, насколько мне известно, зарабатываете на жизнь исключительно творчеством, правда?
- Правда, хотя порой приходится очень нелегко. Музыка - это прежде всего хобби, страсть, стиль жизни - но здорово, когда она еще и приносит деньги. Пускай некоторые попрекают нас - занимаетесь, мол, коммерцией, играете попсу, чтобы продать побольше пластинок - это их личное мнение. Мы играем то, что нам нравится, и если в один прекрасный день люди перестанут покупать компакты GATHERING, продолжим делать то же самое, хоть и придется искать работу.
- А не бывает ли такого: не напишем сегодня песню - значит, останемся без обеда, так что давайте сотворим чего-нибудь на скорую руку...
- Нет, такого точно не бывает. Мы записываем альбом, выступаем - а уж потом надеемся на какие-то продажи. Но еще раз повторяю: даже если ничего не продастся, группа продолжит в том же духе.
- Можешь каким-то образом описать сам творческий процесс?
- У всех так, наверное: сидим дома, сочиняем, а потом собираемся на репетиции и выносим все свои идеи на обсуждение, в котором каждый из членов группы принимает участие в равной мере. Демократия, одним словом.
- Ты занимаешься текстами песен, верно? Есть ли темы, которые ты стараешься не затрагивать?
- Нет, я могу писать абсолютно обо всем. Это и наша повседневная жизнь, и чувства, и люди, которых мы встречаем, и книги, которые мы читаем, и фильмы, и музыка... да все что угодно. Единственное, не хочется лезть в политику.
- Знаешь, пару лет тому назад я путешествовал по Европе на машине, познакомился со многим людьми. Вот что удивительно: 90% из них оказались голландцами! Страсть к путешествиям - это что, ваша национальная особенность?
- Да! Многие удивляются, но жителей Голландии можно встретить в любой точке Земного шара. Приезжаем, помню, в Мексику, забираемся на какой-то заброшенный холм... и слышим своих соотечественников! Настоящая нация путешественников. Может, потому, что собственная страна такая маленькая.
- И к тому же постоянно находится под угрозой исчезнуть в Северном море. Я много читал об этом... Не боишься?
- У нас действительно часто происходят наводнения - каждый год, то сильнее, то слабее. Ужасно было в 1952-м, когда половина страны оказалась под водой... Но удивляться нечему: мы ведь живем на уровне моря. Может, когда-нибудь исчезнем окончательно.
- Эмигрировать по этому поводу не собираешься?
- Когда Голландия исчезнет - то конечно!
- Не так давно ваша страна проиграла в футбольном кубке "Евро-2000". Тебя это не расстроило?
- Если честно, то мне абсолютно все равно - я вообще болела за Португалию!
- А на матчи не ходила?
- Нет, хотя проходило это дело недалеко от нас. Я смотрела по телевизору.
- Какую музыку ты сейчас слушаешь?
- В последнее время - MASSIVE ATTACK, RADIOHEAD, все в таком духе.
- А как насчет GATHERING?
- Ой, очень редко. Мне так надоедает наша музыка еще во время записи, что я начинаю ее тихо ненавидеть. После того, как заканчиваются запись, микширование, мастеринг и все дела, я не могу это слушать как минимум неделю!
- А потом?
- Потом успокаиваюсь, прихожу в себя, и отвращение потихоньку пропадает.
- У тебя есть заветная мечта?
- Нет, я просто не могу мечтать о чем-то большем. Я так счастлива: моя группа, музыка, весь жизненный порядок... все как нельзя лучше! Я очень-очень счастлива!
- Голландия казалась мне всегда страной различных искушений: легализованные наркотики, проституция... Это не напрягает?
- По-моему, это просто здорово и жить в такой стране - одно удовольствие. Свобода! Наркотики продаются на любом углу, как пиво или лимонад... Но не подумайте: я против сильных наркотиков, которые представляют угрозу для жизни или очень вредны для здоровья. Покурить иногда травку - другое дело, это так классно! Тем более что здесь это недорого и весь товар очень высокого качества.
- У вас, наверное, каждый второй ходит обкуренный!
- Да, но мы стараемся не злоупотреблять.
- Замечательно! Спасибо тебе за интервью - может, будут какие-нибудь пожелания для фэнов?
- Да. Во-первых, прочитать эту статью; во-вторых, послушать наш новый альбом и высказать свое мнение - каким бы оно ни было.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2000 год в рубрике музыкальная газета