Башков, Валерий Просто гениальный басило!
Есть музыканты, по которым вопросов нет. Которые не "один из", а просто один - не лучше, не хуже - а один, в стороне. Бас-гитарист минской группы Алексея Шедько Валерий Башков - из таких. Пеняют мне иногда за чересчур высокий "штиль", когда дело касается конкретных личностей... пеняйте. Башков - гениальный басило. И даже такому профану в музыке, как я (что вы, что вы, да ладно вам...), это понятно. А еще - он скромный и... мня-мня-мня... как говорит водительница троллейбуса номер пятьдесят шесть - толерантный человек. Я бы взял и вручил на будущей "Рок-коронации" коллегиальную номинацию: "Музыкант года" - группа СЕСТРА. И каждому - по "коронке"...
- Вот о чем давно хотел тебя спросить. При всем моем уважении к группе ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, как Валерия Башкова, музыканта, склонного к джаз-року, в свое время занесло в эту развеселую команду?
- В январе 96-го я попал в минскую студию "Меццо-Форте" как студийный басист: там собрались музыканты, чтобы записывать песни Людмиле Кравцовой. И "ляписы" там же писали свой альбом "Ранетое сердце", а у них были какие-то проблемы с бас-гитаристом, и они обратились ко мне за помощью. Но на концертах я с ними не играл. Потом, когда писался компакт "Ты кинула", я записал им две песенки, съездил в Москву на их запись.
...Ты знаешь, сегодня "ляписы" уже играют неплохо, хороший барабанщик у них, я ко всем ним отношусь хорошо. А на тот момент... я приведу аналогию с "роллингами". Возьми ROLLING STONES 60-х годов, там сыграно так - кто вдоль, кто попрек, кто в лес, кто по дрова. Для "ляписов" в то время было важнее эмоциональное состояние, текст, мелодия, чем какое-то исполнительское мастерство. Этим они мне и нравились, своим эмоциональным посылом, энергетикой своей. А когда я записывал песни - "лежали" одни барабаны, больше ничего не было. До этого они мне дали кассетку, чтобы я послушал, гармонии снял, прикинул какие-то партии. И приходил Михалок и просто пел, а я играл с "голыми" барабанами, не представляя, что из этого получится в конце концов. Ничего криминального, по-моему, и не получилось, не супер, но в общем - терпимо.
- Я когда по телевизору слышал песни в исполнении Кравцовой, видел "живое" ее выступление, то безумно жалел музыкантов, что ей подыгрывали и записывали материал. Ведь в ее аккомпанирующий состав подобрались просто-таки супермузыканты, а песенки-то они играют, мягко скажем, не так чтобы очень... И вокальные данные у Людмилы... слабенькие... Или там есть нечто гениальное, чего я не чувствую?..
- Знаешь, время работы с Кравцовой в студии было хорошим временем, мне приятно его вспоминать. Просто Люде хотелось записать песни именно в таком стиле, в таком духе, и нам нужно было сыграть так, как ей лучше подходило, как ей нравилось. Был такой заказ. Хотя можно было сделать более американизированную аранжировку, еще куда-то в сторону уйти. Но то, что мы тогда записали, меня не ломает.
Понимаешь, когда для студийного проекта приглашается бас-гитарист, то часто бывает, что от него не требуется супертехника, а важен какой-то рифф, что-то фундаментальное, на что можно было бы "повесить" клавиши, гитару, голос. Даже тебя еще и просят - поменьше нот.
- Почему ты выбрал бас-гитару?
- Когда мой брат учился в седьмом-восьмом классе, я ходил в первый класс, и он играл сначала на барабанах, потом на бас-гитаре, потом на гитаре. Был 74-75-й год, был магнитофон с записями LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, классикой рока (с тех времен я это все наизусть знаю), которого я и наслушался. Была детская, маленькая гитарка, меня никто не учил играть, я просто сам по ней брякал потихонечку, "снимал" соло Ричи Блэкмора, Пейджа. Потом стал играть на соло-гитаре в группе во Дворце пионеров, году в 81-82-м, с будущим вокалистом THANK YOU JESUS Володей Благушем, Лешей Зайцевым на барабанах (сегодня он работает звукооператором на БТ). (Кстати, в младшей группе, в которой я подыгрывал на бас-гитаре, играл на гитаре Сергей Труханович.) Играли даже пару свадеб, вечера, а потом я почувствовал, что очень хорошего соло-гитариста из меня не получится, и решил попробовать себя на бас-гитаре, и где-то года с 86-87-го я перешел на бас. Начал каждый день "снимать" теперь уже басистов. Потом пришел из армии Володя Благуш, и мы сделали группу ВЕТЕР, поучаствовали в паре фестивалей и разбежались. Году в 89-м гитарист Леня Нарушевич, мой давний хороший знакомый, попал в группу ЗАРТИПО, из которой уходил ритм-гитарист. А когда первый состав вообще разбежался, остался один Андрей Иванов, я посоветовал взять в группу Лешу Зайцева, а через какое-то время и сам оказался там же. Стали сначала играть постпанк, а потом - импровизационную музыку, которая получилась у нас абсолютно случайно. И благодаря такой вот оригинальной музыке, которая понравилась Троицкому, нас пригласили на фестиваль "Сырок" в Москву в 90-м году. Записали альбом на студии "Мелодия". Стали ездить на джазовые, авангардные фестивали - Вильнюс, Рига, Нижний Новгород. Потом оказалось, что наша музыка интересна в Германии, им хотелось чего-то новенького такого, и мы частенько стали туда ездить.
- Сегодня "торговой" маркой ЗАРТИПО является один-единственный музыкант - Андрей Иванов. Это правильно?
- За ним всегда было решающее слово, он был основателем и лидером группы. Там была такая ситуация. Мы "бились" с 92-го по 96-й год, постоянно ездили в Германию с концертами, и однажды пришло понимание, после общения со специалистами, что с нашей некоммерческой музыкой можно выступать только на клубном уровне. Какие-то массовые концерты, туры организовать для нас никто не брался. И, приехав в Минск, мы разбежались.
- Что за музыку в "Меццо-Форте" ты записывал? Кто запомнился из тех музыкантов, с кем ты сотрудничал не только в студии?
- Записывал музыку для каких-то фильмов, для телепрограммы "Банка комиксов". Но первоначально я считался музыкантом группы Людмилы Кравцовой.
А запомнился, во-первых, Александр Растопчин, классный белорусский гитарист, я играл с ним в 97-м году на фестивале "Блюз живет в Минске". Очень хороший гитарист Серж Ведмедь. Очень классный барабанщик Саша Сторожук, мы с ним записывали песни для Иры Дорофеевой. С Сергеем Антишиным записывали песни для Стэфана.
- Мне не совсем понятна ситуация с Дорофеевой. Прекрасная внешность, что сегодня в России является едва ли не главным качеством для исполнителей женского пола, голос у Ирины чудесный - она и попсу может спеть, и джаз, и рок, и блюз. Если бы занялись ее раскруткой всерьез, она бы обязательно "покатила" в той же Москве...
- Создается ощущение, что некоторые белорусские артисты пытаются работать на два рынка. Они ездят по белорусским городам с концертами, но песни, что там поются, не будут интересны российскому слушателю, я так считаю, ну, может, кроме пары песен. Это исполнители типа Тихановича с Поплавской. Да их и устраивают полные залы где-нибудь в белорусской глубинке. Второе направление - молодежная музыка. Это группы типа ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, которые интересны за пределами Беларуси. Успех Иры не у белорусского слушателя зависит во многом из-за чисто профессиональных моментов. Какую аранжировку ей сделать, для какого рынка предназначена песня - для белорусского, для российского? Я знаю, что Дорофеевой занимаются...
- ...Результата пока не видно... Обидно за родину иногда, понимаешь ли. Включишь телевизор, настроишься на один из российских каналов, поймаешь музыкальную программу, а там Беларусь представляет какая-нибудь Ялинская... При всем уважении к девушке, которая начинала с нулевыми вокалом... А на ее месте могла бы быть, скажем, Инна Афанасьева...
- ...Великолепнейший вокал, один из лучших женских вокалов в Беларуси. Песенный материал у нее неплохой. Мы даже решили попробовать сделать с ней "живую" программу тем составом, с которым мы с Шедько играем.
- Ты за рубежом общался со многими тамошними известными музыкантами, знаешь немного их кухню. Скажи, есть доля правды в том, что если взять любой западный "школьный" ансамбль, то он только так забьет профессиональным уровнем любую отечественную группу, играющую с десяток лет?
- Мы с ЗАРТИПО сыграли более семидесяти концертов на Западе. Начиная от выступления в клубах на пятьдесят мест и заканчивая клубами, в которых выступал VAN HALEN. Играли с австрийскими, немецкими, шведскими группами, и малоизвестными, и группами европейского инди-уровня... Знаешь, я не очень высокого мнения об их исполнительском уровне, и КРАМА на их фоне смотрелась бы достойно. Но это команды клубные. У тех же, кто играет получше, уже давно заключены контракты с солидными компаниями, и они в маленьких, средних клубах просто не выступают.
...Есть такая притча. Большой мастер игры на флейте, индус, взял себе ученика. Первый год ученик ходил к нему и вытирал пыль с флейты, и только на второй год он начал обучаться игре. То есть, понимаешь, в чем разница между нашими и ихними музыкантами - наши просто сидят, играют гаммы, ноты, а у них еще все связано с философией музыки, духовным началом в ней. К тому же у них всегда была и есть возможность учиться на живых звездах, на живых классных музыкантах, ходить на их концерты, смотреть, как все это делается, чувствовать энергетику этих людей.
- А у тебя есть философия в музыке?
- У меня?.. Нет, наверное... я просто играю... Есть общечеловеческие ценности, которым я стараюсь следовать... А так... я просто играю то, что мне нравится...
- Все ж, что бы ты посоветовал начинающему музыканту, желающему стать мастером уровня "хотя бы" Валерия Башкова?
- ...Нужно очень много работать, очень много играть, нужно обязательно заниматься музыкальной грамотой. Можно, конечно, играть без нот, я вот тоже играл себе, играл, не зная нотной грамоты, до определенного момента, пока не почувствовал, что дальше расти как музыкант я уже не могу. И стал самостоятельно изучать ноты, я ведь не заканчивал никаких музыкальных заведений.
- Открытия какие-то сегодня совершаются в мировой бас-гитаристике? В свое время все слэповали...
- Это придумали Стэнли Кларк, Луис Джонсон. В свое время прорвался басист Лес Клэйпул из PRIMUS, журнал "Bass Player" признавал его пару раз лучшим басистом года. У него абсолютно оригинальная техника, что-то среднее между тэйпом и слэпом, он как-то объединил их, берет и лупцует двумя руками по струнам на грифе. Тонни Левин придумал цеплять на пальцы две палочки, что дает хороший отскок, и звук получается очень интересным - средний между слэпом и медиатором.
Чего-то глобально нового не изобретается, а совершенствуется техника игры. Инструмент развивается: лет десять назад появились пятиструнные бас-гитары, потом - шестиструнные, семиструнные. Сейчас есть уже девятиструнные, двенадцатиструнные. Все басисты переходят на пяти-шестиструнные гитары, что дает более широкие исполнительские возможности, особенно тем, кто играет аккомпанемент: в пятиструнный бас добавляется струна "си", толстая, и ты можешь залазить в диапазон звучания синтезатора. Шестиструнные нужны тем, кто помимо аккомпанемента хочет соло какое-нибудь сыграть.
- Что ты совершенствуешь в себе?
- Сейчас я занимаюсь изучением гармоний и занялся вплотную адаптацией аккордной импровизации. Чтобы не просто брать аккорды, а чтобы можно было ими свободно импровизировать.
- Вопрос из ряда традиционных: кто тебе интересен среди белорусских бас-гитаристов?
- Саша Калиновский из оркестра Финберга, Игорь Сацевич из ЯБЛОЧНОГО ЧАЯ, Коля Неронский - очень хороший басист, Белов - преподаватель в Институте культуры...
- Понимая, какого уровня музыканты собраны в группе СЕСТРА, думаю, ты нечастый гость на андерграундных вечеринках. Но раз в год, в январе, на "Рок-коронацию" в Минске собираются музыканты из разных белорусских рок-слоев. Какую музыку ты тогда там слушаешь?
- Если с новыми песнями выходят те, кого я знаю, то я могу послушать их; если материал старый - скорее всего, нет. Если интересная молодая команда вдруг выходит на сцену, и я слышу, что заиграли что-то интересное, то я, конечно, послушаю. И это не зависит от музыкального стиля. Я всякую музыку слушаю, начиная от фри-джаза и заканчивая, допустим... я одно время увлекался хэви-металом, даже трэш слушал, MEGADETH, когда пришел после армии... Но сейчас... я бы... трэш не стал играть... да и панк тоже... единственные стили музыки, которые сегодня я бы не стал играть. Последнее время мне нравится фанк-джаз, фанк-рок, поп-фанк.
- Ты мне не дорассказал о нестудийных проектах, в которых участвовал...
- В 97-м году я познакомился с Кириллом Шевандо, когда мы делали аранжировки Ирине Дорофеевой. Мы начали репетировать вместе, играть у него дома. С ним же вместе работали с Растопчиным, сегодня - с Лешей Шедько. В КРЫВI я пришел через Пита Павлова, игравшего вместе с Шедько акустику. Пит все время предлагал сделать инструментальный проектик, но до него никак руки не доходили. Пит первый пришел в КРЫВI и порекомендовал нас с Кириллом Диме Войтюшкевичу, так мы и стали с ними работать. Выпустили кассету и концертный компактик.
- Для тебя не стоял вопрос, с кем оставаться - с КРЫВI или с Шедько?
- Нет. КРЫВI был чисто сессионный проект. И это было понятно заранее: есть концерт - играем, нет - занимаемся другой работой. А Лешины песни - тексты, музыка - мне нравились и до того, как я стал с ним играть. Поэтому и отношение у меня к нему было не как к сессионному проекту. С прошествием времени так все и получилось: вокруг Леши сгруппировались определенные музыканты, хотя и разные характерами, но работа с Шедько является для нас тем, что связывает в определенный момент. А так мы чаще всего общаемся с Кириллом. Да я так прикидывал, что за последние года три у нас было и совместных работ - студийных, "живых" - процентов девяносто из всего, что мы делали. Сергей Антишин, Костя Горячий и Игорь Лютый играют в оркестре Финберга.
- А тебя не звали в этот оркестр?
- В этот - нет, звали в другой, но мне скучно играть традиционную музыку белорусских композиторов, полународную такую, это не мое.
- Поговорим о моем дилетантизме и последнем альбоме Шедько и группы СЕСТРА "Не смотря ни на что". Всегда любил песни Алексея и понимаю, что это за фигура в музыкальной Беларуси. Но во всех его предыдущих работах были песни-хиты - "Маруся", "Бэмс", "Ау", "Я буду ждать", "Это не рок-н-ролл", "Сестра". А в новом альбоме... Здорово, конечно, что о работе можно судить, исходя не из количества включенных в него шлягерных вещей, а исходя из его целостности, но лично я все равно ждал Главной песни... Сильных эмоций от альбома не осталось, в отличие от предыдущих работ Шедько, все вышло слишком умиротворенным... красивым, но... никаким...
- Насчет хита ты, по-моему, не прав. "Я рядом, я недалеко", если ее хорошенько покрутить по радио, то она зацепит обязательно. "Матрос"... А вообще была идея записать этот альбом как unplugged, только одними акустическими гитарами, барабаны - щеточками, перкуссия. Ну а потом поиграли песни на концерте и решили сделать все пожестче в какой-то степени, не думая, будет ли какая песня хитом или нет. Записали так, как хотели.
...Ты знаешь, есть музыка, которая либо нравится, либо не нравится вообще, как, к примеру, KING CRIMSON. У Леши то же самое.
- Что нового в СЕСТРЕ?
- Поступило предложение снять клип на "Марусю", мы записали ее новую версию. Она получилась... ух!.. думаю, тебе понравится. Тяжелая, тяжеляк такой!.. Причем бас-гитару прописали очень хитро: на магнитофоне включили чуть быстрее скорость, я сыграл в другой тональности, потом включили нормальную скорость, и получилось так, как будто даже не шести-, а семиструнный бас. Такое "мясо" идет!..
- Я "тэтэшников" агитировал сделать "Марусю" в хардкоре - не сагитировал...
- Ну, вот мы сделали тяжелую версию. Антишин "прочесал" на драйвовой гитаре все это дело, с "квакушкой"... интересно будет...
- Ты и Карлу Хламкину записывал альбом?..
- Мы в 94-м году-то еще с ЗАРТИПО играли в ДК тракторного завода в одном концерте с Хламкиным. А тут Женя Колмыков предложил сделать проект, аранжировки к песням Карла. Ты опять пытаешься какую-то идеологию подвести, а это была чисто студийная работа. Если бы мне вообще музыка Хламкина не нравилась, я бы просто не стал работать с ним. Интересно было, весело. Подобралась хорошая компания - Леня Ширин, бывший гитарист НОВАГА НЕБА, брат моей жены, он пишет песни для Кравцовой, Дорофеевой; Карл барабанил, он классный барабанщик, заводной, и пел. И за неделю мы все записали.
- Что за планы у тебя по поводу сольного альбома?
- Времени не хватает на это дело. Есть на половину альбома басовых "болванок" на кассете, записанных еще тогда, когда я играл в ЗАРТИПО. Есть пара вещей а-ля Стив Хаккет, инструментальное такое что-то, пара вещей джаз-роковых, пара - авангардных, в духе старого ЗАРТИПО. Но времени, чтобы сесть, закрыться где-то и записать все просто нет. И все же когда-нибудь я дозрею...
- Скажи, что думаешь о таких бас-гитаристах, как Стинг и Пол МакКартни?
- О, ты что, это великолепные мелодисты! У них нет проблемы, чтобы взять и завернуть что-нибудь такое на басу, вдуть, как говорят музыканты, сыграть что-то сложное. Они сочинили величайшие басовые партии, настолько красивые и настолько вкусные, настолько грамотные. Они, может, не демонстрируют какой-то супертехники, слэпом там, тэйпом, а просто играют великолепнейшие риффы.
- Твой брат не стал музыкантом?
- Не стал, он - военный, служит в Крыму, в украинской армии. Меня на концертах он ни разу не видел, пластинки, правда, слышал, но к музыке сейчас он как-то нейтрально относится.
- В группе СЕСТРА играет знаменитый кулинар, кондитер Кирилл Шевандо, поет актер Театра имени Горького Алексей Шедько, а что у тебя есть кроме музыки?
- Я закончил машиностроительный колледж после армии и работал технологом на тракторном заводе, проектировал детали, следил за процессом техобработки. Под моим началом было два участка. А в 91-м году все, кто играл в ЗАРТИПО, поувольнялись с работ, в десять утра приходили на репетиционную точку и каждый день, кроме субботы и воскресенья, сидели занимались до вечера своими инструментами.
- Домино вечерами во дворе не увлекаешься?
- Да сейчас все отошло на второй план: есть маленький ребенок, три года, сын, Егором зовут. Жена Лена. Она работает в университете, преподает русский язык китайцам, учит их "с нуля".
- Выпала у тебя свободная минута, музыкой заниматься неохота, ты берешь книгу...
- Книжек я много перечитал, но потом в какой-то момент - как отрубило, я уже лет семь-восемь не читаю вообще никаких книг. Я больше смотрю или телевизор, или видео, что-то такое, чтобы можно было просто отключиться от всего, все что угодно.
- Отдыхаете как?
- На природу можно поехать, к родственникам.
- На Майорку не ездите?..
- На Майорку? Нет...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2000 год в рубрике музыкальная газета