Deftones
Буйство звука


Эта калифорнийская команда, рожденная в лучах KOЯN, выращенная на волнах хард- и рэпкора и впоследствии расширившая рамки этих стилей, придав им элементы трэша и гранджа, по-прежнему ставит в тупик музыкальных критиков. Что играют DEFTONES? Под какую статью их подвести? И вообще, как можно так органично соединять в своем творчестве необузданную ярость SEPULTURA и сумасшедшую философию MARILYN MANSON?! Но если эти самые критики чего-то там думают и спорят, то собственно поклонники группы плевать хотели на все эти пересуды - для них не важно, к какому стилю следует причислить DEFTONES, им важна только сама Музыка. Музыка, которой сами участники коллектива преданы душой и сердцем...

В группу входят четверо знающих друг друга еще с юных лет парней: Чино Морено (Chino Moreno, вокал); Чи Ченг (Chi Cheng, бас); Стивен Карпентер, (Stephen Carpenter, гитара); Эйб Канингхэм (Abe Cunningham, барабаны). Все они родились и выросли в Сакраменто, штат Филадельфия (однако семьи Ченга и Морено еще до их рождения иммигрировали из Китая и Мексики). Общая любовь к скейтборду и схожие музыкальные интересы свели их вместе всерьез и надолго. А потом и честолюбивое желание выделиться из общей массы, надрать как следует "систему", поставить закон на колени т. д. побудило друзей организовать команду. Короче, мужики, взяв "погоняло" DEFTONES (deft ones - "ловкачи", это в память об их филигранных виражах на "досках"), всерьез стали заниматься музыкой. Нет, "музыкой", ибо их первые творения ассоциировались только с самыми изуверскими экспериментами Пентагона в области массового уничтожения мирного населения (на этом месте маститый критик должен был бы написать: "Однако уже тогда в этой какофонии прослеживался почерк фирменного саунда DEFTONES", я же этого делать не буду, ибо этих начинаний я не слышал). Единственное, что могу сказать о DEFTONES образца начала 90-х, так это то, что музыкальные опыты коллектива носили традиционный характер - парни просто интерпретировали чужие шедевры на свой лад, а точнее, предельно упрощали и искажали оригинал. В качестве "жертвы" использовались творения группы DANZIG (эти кавер-версии впервые были апробированы в 1989 году в клубе "Cattle" - "единственном достойном месте, где можно было оттянуться и послушать молодые команды", - говорил позднее Карпентер). Весьма заметную роль в жизни группы сыграл факт дружбы с задумчивыми парнями из KOЯN, впоследствии эти мастера по децибелам очень помогли DEFTONES с поиском студии. Однако, хоть команда и стала локально известна, именно популярность группы базировалась скорее на беспричинных воплях Чино и убийственных гитарных пассажах Карпентера ("Чем громче, тем лучше", - безапелляционно говорил гитарист группы. Да, с этим заявлением трудно спорить...), нежели собственно на их творческих потугах. Так бы и дальше, но музыкантам до зарезу нужно было записать альбом, однако все демо-записи группы категорически отвергали за излишнюю эмоциональность вокалиста и общее агрессивное звучание, "граничащее с паранойей". Поэтому невозможность студийной работы музыканты пока замещали богатым практическим опытом концертных выступлений с именитыми рок-звездами уровня L7 и QUICKSAND.
После долгих мытарств группа попала-таки (не без протекции KOЯN) на "чиста авторитетный" лейбл Maverick самой Мадонны, получив, наконец, возможность внедрять свои бессмертные опусы в массы. Дебют команды, альбом "Adrenalin", вышел в октябре 1995-го и сразу же напряг волосатые и о-о-очень загребущие руки менеджеров и продюсеров "звездно-полосатой" страны. Ярость бешеного зверя, сокрушительная мощь шторма и еще черт знает что смешались и выплеснулись на вмиг поседевшие от ужаса головы бедных слушателей. А чего стоил только вокал Чино! Непередаваемо. И, в отличие от тех же KOЯN, уже тогда основной акцент группы ставился на создание фирменного музыкального диссонанса - тяжелые трэшевые гитарные риффы перекликались с приглушенным и интимно-эротичным голосом Морено. Классический гитарный переход "громче-тише" (и наоборот), неистовый, рвущий на части крик вокалиста мог неожиданно закончиться удивительно нежным, почти попсовым "пришептыванием", приводя тем самым слушателя в ожидание очередного взрыва децибел... Роль продюсера альбома, Терри Дэйта (Terry Date, до этого работал с WHITE ZOMBIE, PANTERA и SOUNDGARDEN), была ничтожна - коллективу предоставлялась полная свобода в студии, видимо, поэтому запись получилась несколько несбалансированной и неровной, чувствовались, как говорится, "места склейки". По стилю это можно было назвать чем-то средним между индастриэлом и хардкором (но, проанализировав следующую работу коллектива, можно сказать, что "Adrenalin" является все же самым панковым на данный момент альбомом группы - этот сам по себе странный факт можно объяснить просто тогдашним поиском звучания), вкупе с рэповскими замашками Чино. Последующие концерты в рамках "Извращенного тура" (название не я придумал - я просто перевел) в качестве хэдлайнеров с такими страшилищами рока, как BAD BRAINS, WHITE ZOMBIE и, конечно же, KOЯN, а также участие на фестивале "День мертвого", приуроченном к выходу саундтрека "Ворон: Город ангелов", довело сумму продаж их дебюта до отметки аж в полмиллиона долларов (но вот что касается реакции со стороны музыкальных критиков, то она была довольно сдержанной и осторожной - музыкальные журналы отреагировали на "Adrenalin" только как на очередное проявление повального увлечения KOЯN и хардкором в целом - вот паразиты, эти журналисты!). Также команда засветилась на еще одном саундтреке, сиквеле "Побег из Лос-Анджелеса" Джона Карпентера. В одном из интервью прозвучал любопытный вопрос о том, как же так получилось, что столь интернациональная по своему составу и мировоззрению группа (а в DEFTONES все повально философы и созерцатели, и к тому же очень любящие поспорить) играет такую тяжелую музыку, при этом сохраняя дружеские отношения вот уже столько лет. Чино ответил: "Мы - это два мексиканца, китаец и белый мальчик. Метал и панк должны быть белыми, не более чем рэп должен быть черным (вспомним тех же BAD BRAINS - там вообще одни негры, но уровень их творчества действительно наводит на мысли о том, что монополия "белых" на рок весьма сомнительна. - Прим. авт.); что же касается наших отношений, то мы до сих пор прекрасно дополняем друг друга, вообще у нас очень демократичная группа... только в музыкальном плане, правда...". Все это, конечно, хорошо, но уже тогда было ясно, что более полную картину о группе должна дать только следующая работа.
Следующим шагом (а точнее, прыжком) в истории коллектива заслуженно считается их новый альбом, вышедший в 1997 году. Сопродюсером был все тот же Терри Дэйт. Новый материал воистину стал эпохальным. "Если в предыдущей нашей записи мне нравилось почти все, то новый материал я просто обожаю", - говорил Стивен, гитарный бог команды. "Каждая песня не похожа на другую. Они все имеют свой собственный пульс, но есть одна общая вена, которая является для них руслом, я назову это страстью; это ярче, чем любой фактический стиль или жанр", - добавляет Чи Ченг, басист DEFTONES. Альбом открывала "My Own Summer (Shove It)", песня, прямо скажем, не обремененная изысканными гитарными риффами, и, наверно, поэтому легко запоминающаяся (соло являлось в то же время и ритмом), которую, возможно, многие видели на MTV (ну, клипец с акулой, помните? Позднее эта же композиция была взята для саундтрека к голливудскому блокбастеру "Matrix"). В музыкальном плане альбом помрачнел, появились прямо-таки трэшевые настроения, а песня "Head Up" вообще исполнялась бр-р-р-р-р-р-утальнейшим Максом Кавальерой ("Soul fly!!! Soul fly!!!" - и патлами, и патлами крутить!!! Хм... спокойно... тебя культурные люди читают). "Be Quiet And Drive (Far Away)", "MX" стали одними из самых заказываемых песен на радиостанциях. Однако "зверские" номера альбома мирно уживались и с весьма спокойными мелодиями, придавая "Around The Fur" подлинную разносторонность. Вокал Чино из неотесанного алмаза превратился в истинный брильянт, вокалист стал использовать свой голос уже немного в другом качестве, вот как он сам это безобразие объясняет: "Мои вокальные партии на этом альбоме были записаны под влиянием по-настоящему страстных певиц, подобно Polly Jean Harvey, - говорит Чино. - В последнее время я был более свободен (по отношению к вокалу. - Прим. авт.), в сравнении с закоренелым стилем пения. Я просто влюбился в то, как девушки могут петь, но знаю, что не смогу так сделать, однако все же я пытаюсь попробовать себя на этом пути". Что же касается текстов, то они стали более отвлеченными, приобрели анализ личных переживаний, пропущенных через призму происходящих событий, усиливая тем самым мнимую бессвязность.
Вот так. Все хорошо у этих парней. Есть слава, есть успех. Есть уважение среди других музыкантов. А недавно вообще и новый альбом вышел, "White Pony" называется. Так что если хотите, то копите деньги. Или не копите, а просто обратитесь к кому-нибудь с просьбой дать послушать. Ко мне, например. В смысле, обратиться-то вы ко мне можете, только я все равно не дам. Потому что я очень жадный и меркантильный человек. И фантик DEFTONES по совместительству.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета