Наив оптом и в розницу
"Когда я перестану пить совершенно,/Все скажут, как же он хорош,/ Какая милашка./Как мы могли не замечать,/Не обращали внимания./Он на Киркорова похож/Такой же Чебурашка... ". С таких строк начинается новый альбом культовой группы НАИВ. Этот комплимент ребята заслужили многолетним опытом и, несомненно, последним диском. Именно о нем шла речь на репетиционной базе команды, где на вопросы Евгении Суворовой отвечал солист Саша Иванов (не без комментариев других участников коллектива).
- Пробел между "Посталкогольными страхами" и последним альбомом "Оптом и в розницу" - три года. Проблемы с творческой потенцией или финансированием?С.И.: Нет, основная проблема заключается в том, что этот альбом мы очень долго писали (фактически полтора года). Он обошелся в большие деньги, причем записывался на свои собственные.
- Финансовый кризис сыграл свою роль?
С.И.: Да, определенная роль была, но там был еще такой момент: мы начали запись альбома, когда я еще пил, а заканчивали, когда я уже перестал выпивать. Скоро будет годовщина с того момента, как я уже ничего не пью.
- То есть материал для вас уже не новый?
С.И.: Ну, да. Из 17 треков мы выбрали те 12, которые концептуально (как нам показалось) объединили на пластинке.
Дима Snake Хакимов (ударные): Нет, почему? Ведь раскручивается материал, который появился только-только. "Суперзвезда" - совсем свежая песня, ей около полугода.
- Кстати, "Суперзвезда" - первая песня на альбоме. Есть вообще какая-то особенность в последовательности треков?
С.И.: Дело в том, что эту песню поддержало информационно "Наше радио", и, соответственно, нам тоже показалось логичным оценивать ее как некий хит-сингл, поставив на первое место в пластинке. К тому же она задает ритм всему альбому.
- Это не собирательный образ всего диска, а просто так сложилось?
С.И.: Скорее всего, с первой песни мы даем понять слушателю, что все, что он услышит дальше, как бы шутка. На самом деле то, о чем поется в песне "Суперзвезда", - мы так не думаем, это только шутка.
- Так, хорошо, а вот ТАРАКАНЫ! пошутили, когда перепели "365 жизней", превратив их в "365 дней"?
С.И.: Дело в том, что демо-материал в процессе записи мы давали разным людям.
Д. S.Х.: Это одна из первых пяти записанных песен. Такая их реминисценция.
Руслан Ступин (гитара): Они всегда идут в фарватере группы. Они всегда больны НАИВОМ с тех пор, как существует группа. Фактически команду ЧЕТЫРЕ ТАРАКАНА! создал я, их никуда не хотели брать, но я и басист Максим Кочетков (покинувший группу в 1995 году. - Е.С.) были в составе худсовета московской рок-лаборатории и настояли на том, чтобы их приняли.
- Песня "Порядок и спокойствие" - одна из самых актуальных. Часто приходится сталкиваться с проблемами такого рода?
С.И.: У меня были постоянно проблемы, пока я не бросил пить.
Р.С.: А у кого их не было? По-моему, они есть у всех. Тот, кто хоть раз сталкивался с ментами, может их знать только с неприятной стороны.
С.И.: Я вообще очень скептически отношусь к органам правопорядка, не считая их никакими органами правопорядка, а считаю основными, по сути, нарушителями. Они сами создают неспокойную обстановку на улицах, они, в принципе, провоцируют. Другое дело, что на современном этапе развития общества без их существования, возможно, будет еще хуже. "Порядок и спокойствие" - это абсолютно реальная история, в которой ничего не придумано, и подобное происходило не только со мной, но с многими другими людьми.
- "Скейтборд" - это повальное увлечение группы или дань моде?
С.И.: Наш бас-гитарист Коля самый молодой в группе, и это его песня. Он любит всякие велосипеды, скейтборды. Человек с таким экстремистским прошлым (наркотическим), и для него, как я это понимаю, некий заменитель...
Д. S.Х.: Сублимация...
- Судя по этому альбому, традиция воспевания "воспивания" у вас сохранилась?
С.И.: Нет, нам не кажется, что этот альбом посвящен алкоголю, как предыдущий. Здесь встречаются треки с подобной тематикой, но это римейки старых песен. Вообще, конечно, выпивание (употребление алкоголя) - это большая часть жизни каждого российского человека - большой спектр эмоциональный и культурный даже, с ним много связано.
- Последний трек - это кавер-версия песни "Мама - анархия" (КИНО). Почему именно эта песня?
С.И.: КИНО - потому, что лично я рос на этой группе. Мне нравилось раннее КИНО, чего не скажешь о позднем.
Д. S.Х.: Да, это с детства любимая группа.
Р.С.: А кто ее не любил? Все любили.
С.И.: Это дань уважения с нашей стороны, что ли. Мы играем эту вещь уже давно, года с 92-го.
- Тогда как вы относитесь к новому проекту господина Рикошета - "Кино 2000"?
С.И.: Мы, к сожалению, не слышали...
Д. S.Х.: Мне нравится, как ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$ переделал "Пачку сигарет", а что касается Рикошета... Это кто?
- Ладно, есть у группы любимая вещь в альбоме?
С.И.: Нет, я не думаю, что есть. Они все любимые, они все о разном, очень сложно выделить одну. Сейчас мы работаем над новым материалом и отдаем себе отчет, что пластинка "Оптом и в розницу" уже записана и для нас это уже пройденный этап. Нас сейчас интересует то, что мы можем сделать дальше.
- И как скоро ожидать новый альбом?
С.И.: Наверное... к концу года... или чуть позже. Во многом это зависит от экономической ситуации в России.
- Есть такое мнение: искусство - это то, что продается. Вы согласны или нет?
С.И.: Нет, не могу согласиться, я противник позитивизма в культуре. Беда индустриальных и постиндустриальных обществ в том, что искусством как бы является то, что продается. Был такой случай, когда кто-то из журналистов меня спросил: вот СТРЕЛКИ - профессионалы, а вы нет. Как вы себя чувствуете в контексте этого?.. Что на это ответить? Получается, что группа, выступающая под фонограмму, которую она с трудом записала на студии год назад, а теперь ездит по стране и открывает рот, - профессионалы, а коллектив, не давший ни одного фанерного концерта за 11 лет своего существования - непрофессионалы. Для меня такая логика неприемлема. Для меня неприемлемо отношение к искусству, когда о нем судят по количеству заработанных денег. Хотя в России это является неким критерием в том смысле, что, как правило, люди, которые не зарабатывают денег своей музыкой и не имеют других стабильных источников дохода, не могут выпустить пластинку, хоть сколько-нибудь вменяемую и читаемую. Они просто лишены возможности донести до слушателя то, что хотели бы. Сейчас очень много групп достаточно талантливых, но поставленных в сложную экономическую ситуацию, что не позволяет им о себе заявить. Мы, получается, попадаем в две крайности - либо заниматься искусством и выпускать кассеты, переписанные подпольным образом, либо выпускать коммерческие продукты. Найти разумный, грамотный компромисс сейчас очень важно.
- Материальное благополучие для НАИВ не главное?
С.И.: Мы всегда занимаемся музыкой ради занятия музыкой. Деньги не являются для нас целью. Мы готовы сотрудничать и даже идти на риск, выступать за меньшие деньги, чем мы обычно просим, но есть масса причин, по которым мы просто не можем опускаться ниже определенного уровня и работать бесплатно.
- Можно узнать график гастролей в ближайшее время группы, ведущей активную концертную деятельность?
С.И.: Сейчас есть перспектива на осень. Планируется либо всеамериканский тур, либо вообще мировой (если понимать под миром Америку и Европу). Дело в том, что наша предыдущая пластинка, переизданная в 1999 году в США, "Post Alcoholic Anxieties", очень неплохо продается в США для независимой группы, и мы хотим оказать ей некую поддержку.
- Вас называют то московской группой, то в списке групп-участниц рядом с НАИВОМ не указывают определенного местонахождения. Как вообще вы относитесь к порой резкому разделению групп по геоположению?
С.И.: Мы в некотором смысле уникальная группа, как бы это смешно и банально ни звучало. Играя довольно жесткую музыку, без коммерческой поддержки со стороны структур шоу-бизнеса, в неком информационном вакууме, мы просуществовали 11 лет, и в разных уголках России (и даже мира) у нас есть свои поклонники, поэтому нет речи про какой-то населенный пункт, к которому мы можем быть привязаны.
Д. S.Х.: Мы - всероссийская группа.
Р.С.: Это в Питере принято подчеркивать: московский рок, немосковский рок. Мы вообще не играем русский рок.
С.И.: И для нас не главное, откуда группа, важно, что и как она делает.
- А какие команды (отечественные) вы можете выделить?
Д. S.Х.: У нас хорошие отношения с КОРОЛЕМ И ШУТОМ.
С.И.: УЛЬИ - хорошая группа. Есть группа СМЕХ из Подмосковья, играющая, как они говорят, калифорнистринский панк-рок. БЭРРИМОР тоже хороший коллектив. Много хороших групп - все в интервью не перечислишь.
- Краем уха услышала о ваших проблемах с пиратами. Можно подробней?
Коля Богданов (бас-гитара, бэк-вокал): Это у них проблемы с нами скоро начнутся. (Коля, как самый молодой и ответственный участник коллектива, к сожалению, опоздал, но все же успел вставить одну фразу, которая и оправдала его вторую обязанность в Н. (см. выше). - Е.С.)
С.И.: На самом деле мы выпустили новую пластинку, которую в тот же день запиратили на кассетах. Это, с одной стороны, приятно, потому что говорит о том, что группа пользуется популярностью, и означает, что она записала хорошую пластинку, но, с другой стороны, меня удивляет, что люди пиратят пластинки и продают их по той же цене, что и оригиналы, а не за меньшие деньги, как это принято. Вообще вопрос о пиратах довольно сложный, и быстро его не решить. Другое дело, существует ситуация, когда в некоторых регионах России люди не могут позволить себе покупку более дорогих качественных записей. Здесь плюс лишь в том, что если бы не пираты, нас вообще бы там не узнали. Но в Москве мы всем пиратам головы отвинтим, уже сформированы летучие отряды с бейсбольными битами, и в скором времени читайте некрологи.
Взглянув на часы, я поняла, что еще пару минут моего любезного отрывания ребят от репетиции - и моя фамилия будет красоваться на газетной полосе в черной рамке. Вспомнив при этом, что фразу "мастерство не пропьешь - тренируются слабейшие" придумали любители, я откланялась и дала-таки возможность профессионалам подготовиться к очередному концерту.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2000 год в рубрике музыкальная газета