Apraxia
Знак ваука

(p) 2000 APRAXIA
5tks
Если рассматривать выход первого белорусскоязычного демо оршанской группы APRAXIA с точки зрения теории архетипов К.Г. Юнга, то возникает соблазн интерпретировать этот факт обращения к родной культуре и языку как некое символическое возвращение в лоно родной земли, к ее материнской любви и теплу... Ведь только мать (в данном случае - обобщенный архетип белорусской культуры) всегда будет помнить и любить своих сыновей, несмотря на все обиды, причиненные ей неразумными детьми. Мать прощает и не гневается, дает творческое вдохновение тем, кто вернулся к ней с любовью.
С каким же багажом возвращаются в лоно белорусской традиции музыканты APRAXIA? Последний альбом группы "Ideology" - свидетельство технического роста и крайней идеологической запутанности. Все эти "коловраты" на обложках, славяно-воинственные боевые слоганы и призывы выступить против неких невидимых врагов уж очень схожи с расистско-имперской белибердой одной известной своей одиозностью организации.
Но, видимо, музыкантов APRAXIA не очень-то прельщает перспектива быть своим и среди чужих, и подсознательно оршанцы нащупывают иной путь - пока спорадично обращаются к белорусскому мелосу, языку и истории, в которой места "pagan", а тем более "war" хватит еще на несколько десятков таких "апраксий" и "зьничей".
Поэтому на демо группа выглядит совершенно в ином качестве - как генератор положительной энергетики, новых национальных музыкальных идей в экстриме, хотя местами возникает ощущение некой недоработанности, а порой - нежелания преодолевать ранее опробованные музыкальные и композиционные клише и ходы.
Первый номер демо "Заклон" (или "Заклен"?) - пример более упрощенного подхода к "pagan" со стилизованными под фолк жалеечным и волыночным (по-белорусски - дударскiмi) тембрами гитар, бубном, ритмами знакомой польки.
Симптомы стилизации преодолеваются уже в следующих композициях сборки - "Сын Келагаста" и "Агонь у начы" - оригинальных и запоминающихся образчиках белорусского dark-pagan-fantasy. Композиция этих вещей имеет свою внутреннюю логику и развитие, они украшены красивыми гитарными соло, разнообразными акустическими эффектами, кучерявым ритмическим рисунком ударных.
"Знак ваука", на мой взгляд, наиболее подходит (по крайней мере, на этом демо) к титульному определению стиля APRAXIA - pagan-war. Во-первых, языческую, темную атмосферу музыканты нарочито реконструируют с помощью жуткого текста и тембровых вариаций вокальной партии. Во-вторых, слушатель ни на минуту не забывает о том, что этот звуковой шквал генерируется профессиональной метал-динамо-машиной под названием APRAXIA, с ее незабываемой ритм-секцией и виртоузной соло-гитарой. Все это находит свое логическое продолжение в заключительной инструментальной пьесе демо - "Былыя часiны".
Если вновь вернуться к архетипам коллективного бессознательного Юнга, то можно сделать такой психоанализ: Мать-Культура Белорусская, несмотря на былые прегрешения, дает музыкантам шанс сказать свое слово в белорусской экстремальной музыке, а с ним и преодолеть провинциальную безысходность. От музыкантов же зависит, победит ли группа APRAXIA афлексию...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета