Forma Tadre
Капитан Кусто


Место дислокации: Bielefeld, Германия
Состав группы: Andreas Meyer (саунд-архитектор)
Релизы: ЕР "Celebrate the Cult" (1996, Off Beat), CD "Navigator" (1997, Off Beat/Metropolis), CD "Automate" (1999, Metropolis), CD "Automate 2.0" (2000, Basic Unit Productions))
Стиль: экспериментальный эмбиент/субтильные футуристические ландшафты
Биографическая справка: FORMA TADRE - это один из тех интересно развивающихся и самодостаточных проектов современной электронной сцены, который аккумулирует внутри себя независимый от соблазнительных коммерческих/модных трендов творческий output талантливого музыканта-электронщика Andreas Meyer. Артист является уроженцем того самого города, откуда вышли гиганты электро HAUJOBB, и, надо отметить, пути двух групп не раз пересекались на протяжении последних пяти лет. Но об этом чуточку ниже. Название для своей команды Andreas получил путем соединения двух слов: "Force Majeure" и "Tangerine Dream". Надеюсь, вы уже поняли, что речь идет о пионерах атмосферной электроники из Германии и их альбоме 1979 года. Дело в том, что наш герой является горячим поклонником творчества этого старинного коллектива. Среди других основных влияний: в первую очередь - рассказы H.P. Lovecraft, а в остальном - атмосфера и образный ряд фильмов David Cronenberg, John Carpenter, Ridley Scott и James Cameron, плюс книги об алхимии, колдовстве, ритуальных обрядах, гипнозе, психоанализе. Правда, Andreas не является верующим в потусторонние силы человеком; он практикует исключительно научно-исследовательский подход к излюбленным темам.
Впервые песни FORMA TADRE появились на сингловом сборнике лейбла Off Beat "The O-Files" - то была замечательная вещь "Celebrate The Cult" в трех версиях, немедленно ставшая крупным хитом в "черных" клубах, и новый трек "Sunburst". Мощная некогда германская контора Off Beat заключила контракт с артистом сразу же после прослушивания его первой и единственной из отосланных вовне демо-кассеты. У электрофриков, услышавших "Celebrate The Cult", также не осталось никаких сомнений в том, что перед ними не просто еще одна хорошая группа сцены, а нечто, сравнимое по таланту с HAUJOBB и COVENANT. Кстати, ребята из HAUJOBB очень высоко оценили способности своего земляка и попросили именно его сделать ремиксы для своих синглов "Frames", "Cleaned Visions" и "Matrix".
Дебютный альбом FORMA TADRE "Navigator" появился в продаже в 1997 году, и публика восторженно отнеслась к этой концептуальной и модернистской для своего времени пластинке. Представьте себе комплексную футуристическую индустриальную музыку в духе культового диска "Freeze Frame Reality" HAUJOBB, но более теплую, атмосферную, плавную и энигматическую, с чистыми вокалами (которые звучали чертовски эмоционально и захватывающе!) и отменным чувством мелодии. Эпические киногеничные электронные симфонии чередовались на альбоме с интеллигентными танцевальными электро/ЕВМ-номерами. Вдохновение музыканту дарили далекие звезды и океанские глубины, а его лирика была порождением Злости (От авт.: со слов самого Andreas). Критики вполне обоснованно сравнивали саунд "Navigator" со звучанием HAUJOBB того периода (надо заметить, часто не в пользу последних, но это дело вкуса - в обоих случаях хорошего!), и действительно - две эти группы удивительно похожи. Но о плагиате или клонировании саунда речь не идет. Все дело в том, как четко обоим коллективам удается делать выдающуюся, передовую для сцены музыку, способную проникать в мысли и сердца определенной части фэнов, к коим я отношу и себя. Далее, сам Andreas сообщил после релиза "Navigator", что его альбом посвящен исследованию неизвестных миров и сфер - неважно, будь то легендарный подвиг экспедиции Скотта и Амудсена или же изыскания в области мрачных ужасов H. P. Lovecraft и других оккультных авторов. Фактически, музыкант подарил поклонникам качественного электро/ЕВМ звуковую "конфетку", вкус которой еще отзовется горькой ностальгией для многих фэнов после выпуска второго полноформатника FORMA TADRE "Automate" в 1999 году на американском лейбле Metropolis...
Релиз CD "Automate" остался практически незамеченным по обе стороны океана. Лишь скупые рецензии и коротенькие очерки промелькнули тогда в прессе и в сети Интернет. Главная причина тогдашнего провала (а я расцениваю все именно так) кроется в кардинальных изменениях в стиле группы. Фэны ждали одно, а получили нечто совершенно другое. Опять-таки проведу параллель с HAUJOBB - вы ведь помните, какие поразительные перемены претерпел саунд германского дуэта с момента выпуска "Freeze Frame Reality" до последнего минималистского шедевра "Ninetynine"? Похожие метаморфозы произошли и со звучанием FORMA TADRE. Конечно же, со своими нюансами и особенностями - музыкант-то ведь ох какой непростой. К тому же, HAUJOBB подготовили своих слушателей к "сюрпризу" посредством сингла "Less", а Andreas атаковал аудиторию в лоб и в итоге сам же пострадал. Креативный разум артиста полностью разрушил планету "Navigator", и теперь лишь флюоресцирующие руины напоминали о былой славе. Однако на футуристических развалинах уже зарождалась другая жизнь, иная популяция микрозвуков...
Все было бы обидно и досадно, если бы Daniel Meyr/HAUJOBB не сформировал в 2000 году свой собственный электронный лейбл Basic Unit Productions и одним из первенцев перспективной компании не стал переизданный альбом "Automate 2.0" его давнего друга и партнера по drum-n-bass проекту NEWT. Новый диск отличается от метрополисовской пластинки наличием нескольких дополнительных треков и только. Мои мысли насчет актуального диска представлены ниже.
Музыка: Музыка "Automate 2.0" - это бездонный, предельно "отмороженный" и по-своему очень красивый эмбиентный sci-fi саундтрек. Спокойный диск с легким налетом кошмара издан определенно не для широких масс, а для внимательного и цепкого, тренированного уха. Если вы обладаете такими "инструментами", да еще терпением не обделены, то прослушивание новых композиций FORMA TADRE превратится для вас в увлекательное ментальное путешествие в мир alien-инфузорий/бактерий/медуз, то есть в тотальное биологическое наслаждение. И скучать вам на протяжении 70 минут точно не придется, так как перфекционизм музыканта в деталях и экспериментальный аспект треков заслуживают самых высоких оценок. Танцевать под такую музыку невозможно. Вокалы на диске также отсутствуют. Только бесконечный саунд в различных его странных конфигурациях, убедительно демонстрирующий, что эмбиент может быть немонотонным, неминималистским, неприторным и нетрадиционным. Реальность такова, что Andreas Meyer - живой гений, настоящий капитан Кусто электронных бассейнов.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета