Фестиваль "Басовище-2000"
Праздник до утра!


11-й фестиваль музыки молодой Беларуси "Басовище-2000" вновь прошел на лесной полянке в Городке под Белостоком (Польша).

14 июля польские березки загудели от двух тысяч голосов съехавшихся сюда со всех краев любителей классно потусоваться. А заодно и послушать качественный рок.
Открыли "Басовище" приветственные речи одного из организаторов фестиваля Анжея Корчевского (Белорусская Ассоциация Студентов (БАС) в Польше) и ведущего фестиваля - знаменитого белорусского ди-джея, музыканта и исполнителя Александра Помидорова-Кривошеева, или попросту Помидора.
Порядок выступления конкурсантов определился по жребию, брошенному Лукашем Степанюком (Стэпом) - оранизатором "Басовища-99". Так что все недовольства музыкантов по поводу очередности выступлений можно считать необоснованными - никакого блата не было.
Начала конкурс минская группа БЕЗ БИЛЕТА: флейта, бонги - целая симфония, но что-то подобное звучание стало распространяться среди белорусских команд. Наверное, новая мода грядет.
Вышедший за ними СКЛЕП выглядел уже динозавром белорусского рока. Отличная ритм-секция, новые песни покатили, как старые, - ребята заметно поднимаются. Но вот ошибки все равно допускают очень грубые: зачем же последней играть уже всем порядком надоевшую песню "Мая мiнуушчына"? К тому же не по теме она к новой программе.
МЛЫН на удивление чисто отыграл программу, причем тоже с новыми песнями. Ребята, здорово! Это явно один из лучших концертов группы. После неудачного выступления в Новополоцке на "Рок-коле" МЛЫН с успехом восстановил свое честное имя.
Следующими выступали ЦМОКI. Честно говоря, когда я слушала их запись на "H-Bit Studio", программа показалась мне какой-то занудной, даже немного припопсованной. К тому же позже слышала их песню по "Стиль Радио". А тут в лесу. Услышала хороший драйв. Отличные тексты (недаром почти все участники группы недавно закончили филфак БГУ). Рекомендую послушать всем. По-моему, растет новая смена белорусским монстрам.
Оба-на! СОНЦА МАО! Очень неплохо стучит новый барабанщик Сергей. Истинные белорусы с неистинным белорусским звуком.
Психоделическо-невротическая команда БАН ЖВIРБА выглядела на роковом фестивале белой вороной. По-моему, они бы нашли общий язык с группой СОЛНЦЕ-ЦВЕТЫ.
На "Басовище" должны были приехать молодечненские HAPPY FACE, но по каким-то причинам не добрались. Зря, так как были бы одним из главных претендентов на какой-нибудь приз.
Но в этот день выступало еще одно лицо - группа ТВАР. Никогда их раньше не слышала в нормальном звуке, а тут удалось. Хоррррошие ребята, хоррррошие... Может, чего и получится из них.
Первая в конкурсе польская команда HOMAN выдала какой-то саундовый бред. Тему я не поняла, слов не разобрала. Все-таки белорусские команды,в отличие от польских, умеют с пользой выступать на хорошем аппарате.
Фолк-роковые ПОСТСКРИПТУМ приехали в Польшу неполным составом - без клавиш, скрипки и одной вокалистки. Но и в таком виде выступили очень даже здорово. Видимо, на это повлияло нервное напряжение, в котором они находились целый день - гитарист Вадим Марголин в то время был в Германии и приехал за несколько часов до начала выступления.
После началось настоящее шоу, которое оказалось сюрпризом для всех присутствующих. Неизвестные в масках на головах - группа с польским названием ZY ZET (ЖЫ ЗЭТ), в темно-синих болоньевых жилетах и широких штанах с карманами выскочили на сцену и врубили мощнейший драйв на белорусском языке. По стилю это было похоже на чешскую группу PLUTO и на давно канувшую в неизвестность минскую команду HASTA LA FILLSTA. В догадках я терялась недолго: гитару вокалиста приметила сразу, да и по вокалу Лявона Вольского, вокалиста NRM, очень трудно с кем-то спутать. Хоть он и побрился налысо, так, что под маской только уши виднелись, его стиль поведения на сцене остался прежним. Красно-зеленая гитара Сергея Кононовича, гитариста HASTA LA FILLSTA, тоже узнаваема, как и он сам. Только вот в роли бэк-вокалиста я его еще ни разу не видала. Басист Влад из той же HASTA LA FILLSTA также выдает себя своеобразной техникой игры на басу. А уж по передвижению по сцене грех не узнать в свое время столь нашумевшую команду. Поляки явно тоже узнали, т.к. HASTA LA FILLSTA уже однажды была на "Басовище", а в 1997 году даже выиграла Гран-при. Ну, а барабанщика Диму Харитановича знают уже и по HASTA LA FILLSTA, и по минскому барабанному проекту ДРАМА, и по победителю "Басовища-99" группе EXIST, и еще по куче различных проектов, т.к. настолько техничного барабанщика в Беларуси вряд ли найдешь. Так что сюрприз получился на славу. Естественно, теперь вы понимаете, почему я не могу толком описать, что же там было. Может быть, кто-нибудь из ваших знакомых, кто был на фестивале, сможет? Хотя бы жестами. Но лучше послушайте, а главное - посмотрите - проект Z, ZORRO, как их назвал Помидор.
Местная, городокская команда RIMA, казалось бы, уже ничего не могла предложить грандиозного после предыдущего проекта, но поляки оказались тоже новичками. Очень качественно, очень грамотно, очень технично, но главное - красиво.
На этом конкурс закончился. Помидоров сказал всем командам спасибо и пригласил на сцену гостей фестиваля, поляков и болорусов.
Польская группа ZDROVE NA BUDOVE из Бельска Подлясского (Белосточчина) в прошлом году тоже выступала на "Басовище". После чего организаторы снова решили ее пригласить. Очень техничная ритм-секция и отличный вокал.
Гран-призер "Басовища-99" минская команда EXIST на этот раз приехала в миниатюре - 3 человека (без гитариста). Очень многие говорили о том, что группа от этого только выиграла: стало слышно гитарное и басовое соло. Кусочек их песни "СамНаСам" даже был фоном к звуковой рекламе "Басовища". Вот тут почувствовался профессионализм музыкантов: басист Эндрю вышел на сцену с температурой (отравился перед самым концертом), весь зеленый, чуть стоял на ногах и все равно почти без помарок отыграл часовой концерт. Даже две новые песни прозвучали очень слаженно. Хотя и не были бурно восприняты зрителями - это участь всего нового. После концерта за сценой столпились музыканты и организаторы - узнать, как себя чувствует басист. Оказывается, зря ругают белорусских музыкантов за то, что они слишком завистливы, отчего не хотят общаться между собой.
Далее две песни отыграл новый проект Бэртона - басиста СКЛЕПА и ПАЛАЦА. Неплохой женский вокал и снова же ритм-секция.
Хэдлайнером должна была быть минская языческая команда ZNICH. Паганство они показали, только такое, как его пишут через букву О. Во-первых, барабанщика Дениса (Дэна) Галицкого на таможне развернули и отправили домой - ему еще в мае стукнуло 25 лет, а следовательно, нужен новый паспорт. Дэн об этом в свое время не позаботился, и ZNICH поехал на "Басовище" без барабанщика. Что ж делать, если музыкант не знает о том, что для того, чтобы где-то выступать и зарабатывать деньги, еще и мозги нужны? А не только "разбивание" тарелок... Но это - цветочки. Приехав на место, ZNICH, что называется, не растерялись: не хочется, чтобы обещанный гонорар пропадал зря - нужно выступать. И пригласили постучать Ганса из УЛIСА. За деньги, конечно. Ганс не дурак, согласился. Ему-то что - на все его уверения в том, что не стоит играть, ZNICH убеждали, что ритмы простые. Сыграешь типа. Как не побоялись выходить на сцену - удивляюсь только. Сначала искали вокалиста. Две тысячи человек кричали: "Алесь!". Потом его привели. Пьяного и помятого. Помидор не хотел выпускать его на сцену, но когда все-таки сжалился над остальными музыкантами и выпустил, то тут же пожалел об этом. Расскажу, как все это выглядело: выходит вокалист - бородатый такой, волосатый, шатается. Ему показывают, где микрофон. Он его не видит, но все равно берет. Рассматривает. Все музыканты ждут. Вспомнил, что это такое. Мотнул головой: типа, можно петь. Вступают музыканты. Барабанщик (Ганс, естественно) начинает наигрывать какие-то мелодичные ритмы вроде улисовской "Чаму" (ну, ему же сказали: "Играй так павольна, в четыре четверти"). Басист Паша его не слышит или не хочет слышать, а может, просто не понимает, что к чему ("мы ведь метал играем, причем тяжелый"), и начинает подстраиваться под Ганса, причем ни разу за все четыре песни так и не попав ни в одну ноту. Новый гитарист Hell имеет обо всем другое мнение: я свою партию выучил, так что вы, ребята, меня не проведете, и, вперившись в гриф гитары, упорно гнет свою партию. В это время Таболич продолжает рассматривать микрофон, но уже начинает подавать признаки жизни, время от времени с видом, будто смотрит в микроскоп, вперивается взглядом в близстоящих зрителей. Тут выходит на сцену новая вокалистка - девочка неожиданно правильная (в какой-то холстине и завявшем веночке на голове) - и начинает напевать то, что выучила. Под конец песни проснулся Таболич. И запел! Хватило его, правда, только на один рык (рык - это когда гроулингом так рычат один раз: р-р-р-р-р), после чего Алесь сдался и обмяк. За его спиной каша продолжала вариться.
Короче, это продолжалось минут пятнадцать, после чего организаторы не выдержали и поставили звуковую заставку рекламы "Басовища", заглушив музыкантов. Не знаю, как поступят ZNICH, но я бы после такого концерта переназвала группу в БОЛЬШАЯ ЛАЖА.
Вот так закончился первый день. Думаю, польская земля в последний раз слышала зничовский дух. Жалко только таких гитаристов, как Hell, который так и не понял, что же на самом деле произошло.
Ганс весело поблагодарил ребят и пошел спать, а ZNICH остался выяснять, кто же все-таки виноват.
На следующий день зрителей привалило раза в два больше, т.к. гала-концерт состоял из белорусских монстров: КРАМЫ, КАЛЬЯНА, УЛIСА и NRM. Закрывали фестиваль польские звезды ACID DRINKERS, которые ну очень напоминали IRON MAIDEN.
Победителями "Басовища-2000" стали, естественно, таинственные Z, а также СОНЦА МАО и поляки RIMA. Они получили денежные премии. 30 часов записи от белорусской студии "Hertz" получила группа ПОСТСКРИПТУМ.
"Басовище-2000" закончилось, автобус с белорусским музыкантами поехал домой, затаренный польским пивом, а остальные продолжали праздник до утра.

Итог: отличный звук и свет, отличная организация, но вот под конец выступлений техники забывали о своей работе на сцене, что помешало очень многим группам. Думаю, тем, кто не выиграл, расстраиваться не стоит, т.к. шанс выступать на таком аппарате и с такой установкой дается не часто - поляки как бы дают белорусам попробовать хороший аппарат, чтобы поверить в свои силы. Верьте, и у вас все получится!

P.S. ZET, успехов! И побольше бы таких команд. Единственное плохо, что во всех таких проектах участвуют одни и те же музыканты. Молодежи тоже неплохо было бы подумать о новых составах.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета