V/A Легенды Вялiкага Княства
(p)& (г) & (с) 2000, З. Герасимович, А. Вячорка, У. Давыдовский
19tks/40mins
Новый компакт-диск - не первый в медиевальной дискографии Беларуси. Тем не менее, в какой-то мере "Легенды Вялiкага Княства" - явление беспрецедентное. Во-первых, потому, что его оперативный проект был приурочен к фесту средневековой культуры "Наваградак-2000", где имел заметный коммерческий успех и даже использовался в звуковом оформлении этого рыцарского действа. Во-вторых, идея воссоздания на CD музыкальной панорамы Великого Княжества Литовского была осуществлена людьми, близкими к современному белорусскому рыцарскому движению: У. Давыдовским (автор идеи, мастеринг), А. Вячоркай (продюсер), З. Герасимовичем (дизайн). Содержание диска и исполнителей номеров, записанных на "Легендах...", можно условно разделить на три группы:
1. Стародавние героические баллады, песни бродячих лириков, которые реставрированы и записаны молодыми folk-исполнителями, близкими белорусскому рыцарскому клубу (а это: А. Пузыня (лира, вокал), А. Жура (дуда, вокал), А. Галич (вокал), Т. Паравы (окарина), И. Кублицкий (гитара)...).
2. Музыкальные памятники ВКЛ, возвращенные слушателям профессиональными авторами, ансамблями и хорами, использующими музыку барокко: BRAUNSBERG TABLATURE (Литва), хоры УНIЯ и под руководством И. Матюхова, композитор Л. Симакович, ансамбль КОНТРДАНС (Барановичи).
3. Композиции на основе героического фольклора и авторские композиции белорусских romance (рыцарских) групп - КАМЭЛОТ, РУЕВИТ, ВЯЛIКАЕ КНЯСТВА, PAN SKIRHAJLA PALANECKI (новое рабочее название проекта СТАРАЯ ЛIТВА)...
Из первой группы исполнителей хотелось бы отметить дудника (волынщика) А. Журу, чей уникальный инструмент в соавторстве с голосом соткал впечатляющее готическое музыкальное полотно - "А мой дзядзька дуднiк быу", "Закацiсь".
В какой-то мере противоположностью предыдущему треку звучит "Богородица". Молитвенная гимноподобность создается прочувствованным, барочным тембром голоса А. Галича и простой окариной Т. Парового.
Барановичский КОНТРАДАНС колдует над 525-ой версией первого белорусского дэнс-альбома - "Полоцкого сшытка". Кроме этого, слушателя не оставит равнодушным утонченная музыка гродненского композитора XVI столетия В. Длугарая для лютни в исполнении И. Кублицкого. Компьютерных чудес сюда не помешало бы!
Хоровое искусство представлено творчеством хора УНIЯ и хитом XVI столетия - песней "Бiтва пад Воршай". Очень актуален и вдохновляющ сегодня "Пiуны кант" в исполнении хора И. Матюхова!
Особый пласт альбома - рыцарские песни и обработки в исполнении белорусских romance-команд, о которых, к сожалению, не много известно публике и критике. За исключением, пожалуй, КАМЭЛОТА, чьи акустические треки открывают и завершают альбом. И это правильно: КАМЭЛОТ - самый популярный в неорыцарской среде ансамбль.
Группа РУЕВIТ работает при белорусском клубе и является как бы его музыкальным лицом. Есть на диске и народные баллады, и танцевальные инструменталки с обязательными флейтами, дудами, гитарами-лютнями, акапелльным пением и размеренным ритмом ударных.
Альбом "Легенды Вялiкага Княства" планировался как релиз целой серии дисков с записями музыкального наследия не только белорусской, но и музыкальной культуры всех стран-наследниц истории Великого Княжества Литовского. Но из-за временных и финансовых ограничений этот диск получился почти полностью белорусским по составу треков. И раз так получилось, то логичнее было бы продолжить это дело и создать свою медиевальную серию. Тем более, что направлений для следующих релизов достаточно. Например, сделать сборку каверов в исполнении различных ансамблей (СУЗОР'Е, СОЛНЕЧНЫЙ ДОЖДЬ и др.) знаменитого "Полоцкого Сшытка" или рыцарских баллад и песен в экспериментально-электронной стилистике. А какой интересный материал имеется для экспериментального диска белорусской дударской музыки, ведь традиции исполнительства на этом уникальном инструменте в Беларуси были на уровне волынщиков Шотландии! Впрочем, инициаторы этого альбома уже задумываются об этих планах и надеются на спонсорскую помощь тех, кто интересуется музыкальным наследием рыцарства Беларуси.
19tks/40mins
Новый компакт-диск - не первый в медиевальной дискографии Беларуси. Тем не менее, в какой-то мере "Легенды Вялiкага Княства" - явление беспрецедентное. Во-первых, потому, что его оперативный проект был приурочен к фесту средневековой культуры "Наваградак-2000", где имел заметный коммерческий успех и даже использовался в звуковом оформлении этого рыцарского действа. Во-вторых, идея воссоздания на CD музыкальной панорамы Великого Княжества Литовского была осуществлена людьми, близкими к современному белорусскому рыцарскому движению: У. Давыдовским (автор идеи, мастеринг), А. Вячоркай (продюсер), З. Герасимовичем (дизайн). Содержание диска и исполнителей номеров, записанных на "Легендах...", можно условно разделить на три группы:
1. Стародавние героические баллады, песни бродячих лириков, которые реставрированы и записаны молодыми folk-исполнителями, близкими белорусскому рыцарскому клубу (а это: А. Пузыня (лира, вокал), А. Жура (дуда, вокал), А. Галич (вокал), Т. Паравы (окарина), И. Кублицкий (гитара)...).
2. Музыкальные памятники ВКЛ, возвращенные слушателям профессиональными авторами, ансамблями и хорами, использующими музыку барокко: BRAUNSBERG TABLATURE (Литва), хоры УНIЯ и под руководством И. Матюхова, композитор Л. Симакович, ансамбль КОНТРДАНС (Барановичи).
3. Композиции на основе героического фольклора и авторские композиции белорусских romance (рыцарских) групп - КАМЭЛОТ, РУЕВИТ, ВЯЛIКАЕ КНЯСТВА, PAN SKIRHAJLA PALANECKI (новое рабочее название проекта СТАРАЯ ЛIТВА)...
Из первой группы исполнителей хотелось бы отметить дудника (волынщика) А. Журу, чей уникальный инструмент в соавторстве с голосом соткал впечатляющее готическое музыкальное полотно - "А мой дзядзька дуднiк быу", "Закацiсь".
В какой-то мере противоположностью предыдущему треку звучит "Богородица". Молитвенная гимноподобность создается прочувствованным, барочным тембром голоса А. Галича и простой окариной Т. Парового.
Барановичский КОНТРАДАНС колдует над 525-ой версией первого белорусского дэнс-альбома - "Полоцкого сшытка". Кроме этого, слушателя не оставит равнодушным утонченная музыка гродненского композитора XVI столетия В. Длугарая для лютни в исполнении И. Кублицкого. Компьютерных чудес сюда не помешало бы!
Хоровое искусство представлено творчеством хора УНIЯ и хитом XVI столетия - песней "Бiтва пад Воршай". Очень актуален и вдохновляющ сегодня "Пiуны кант" в исполнении хора И. Матюхова!
Особый пласт альбома - рыцарские песни и обработки в исполнении белорусских romance-команд, о которых, к сожалению, не много известно публике и критике. За исключением, пожалуй, КАМЭЛОТА, чьи акустические треки открывают и завершают альбом. И это правильно: КАМЭЛОТ - самый популярный в неорыцарской среде ансамбль.
Группа РУЕВIТ работает при белорусском клубе и является как бы его музыкальным лицом. Есть на диске и народные баллады, и танцевальные инструменталки с обязательными флейтами, дудами, гитарами-лютнями, акапелльным пением и размеренным ритмом ударных.
Альбом "Легенды Вялiкага Княства" планировался как релиз целой серии дисков с записями музыкального наследия не только белорусской, но и музыкальной культуры всех стран-наследниц истории Великого Княжества Литовского. Но из-за временных и финансовых ограничений этот диск получился почти полностью белорусским по составу треков. И раз так получилось, то логичнее было бы продолжить это дело и создать свою медиевальную серию. Тем более, что направлений для следующих релизов достаточно. Например, сделать сборку каверов в исполнении различных ансамблей (СУЗОР'Е, СОЛНЕЧНЫЙ ДОЖДЬ и др.) знаменитого "Полоцкого Сшытка" или рыцарских баллад и песен в экспериментально-электронной стилистике. А какой интересный материал имеется для экспериментального диска белорусской дударской музыки, ведь традиции исполнительства на этом уникальном инструменте в Беларуси были на уровне волынщиков Шотландии! Впрочем, инициаторы этого альбома уже задумываются об этих планах и надеются на спонсорскую помощь тех, кто интересуется музыкальным наследием рыцарства Беларуси.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2000 год в рубрике музыкальная газета