Фестиваль “Wave-Gotik-Treffen 2000” Черные дни в июле...
С традиционной для нас "оперативностью" мы представляем вашему вниманию, уважаемые поклонники электро-индустриальной и прочей dark-музыки, наши как всегда очень субъективные впечатления в связи с состоявшимся с 9 по 12 июня в Лейпциге девятым фестивалем "Wave-Gotik-Treffen 2000", имеющим культовый статус среди европейских фэнов "черной" сцены.
В этом году мы впервые смогли воочию наблюдать этот насыщенный разноплановыми событиями и окрашенный преимущественно в мрачные тона экшн, при этом являлись его полноценными участниками не только как представители пишущей братии, но и как знакомая многим из вас DJ Commando Labella. Несмотря на то, что наряду с восторгом, восхищением и прочими адреналиновыми выбросами со знаком плюс нам (и многим другим фэнам и музыкантам) пришлось пережить и моменты большого разочарования и даже элементарного "кидалова", связанные прежде всего с организационными проблемами со стороны отцов-устроителей, в целом для нас фест все-таки стал той бочкой меда, хотя и не без ложки дегтя. Но обо всем по порядку и в хронологической последовательности в режиме "здесь и сейчас", то есть я хотел сказать "там и тогда", благо сюжет реальных событий может послужить отличной базой для сценария классического голливудского блокбастера... Думаю, интриги достаточно, вперед!
8 июня (за сутки до начала...). Утро этого дня наша троица в составе меня, то есть Сергея=хS, Валентина=vAlien и Игоря (индустриального фэна со стажем и по совместительству "освобожденного фотокорра") встречала в купе поезда Москва-Берлин. Ничего заслуживающего особого внимания за время пути не произошло... По приезде радовала глаза местная погода и неторопливая атмосфера будничной жизни немецкой столицы. Первая неожиданность случилась уже на вокзале "Берлин-Zoo" в короткий промежуток ожидания поезда на Лейпциг, когда мы встретили фэнов электро-индустриальной и готической музыки из... маленькой, но "гордой" страны Беларуси в лице двух фемин из Гродно, которые были частыми гостями на наших последних вечеринках в минском студклубе "Медиум". Разумеется, нам было по пути, и, как оказалось в последствии, они были не единственные представителями немногочисленной, существующей вопреки многим "но" белорусской dark-сцены, зараженной электро-индустриальным и прочими "черными" музыкальными вирусами.
Уже в вагоне лейпцигского поезда стали изредка попадаться и местные фрики, будь то романтичные female-особы в темных одеждах, или же совсем не мрачные и не депрессивные, а даже веселые и раскованные груффти'с в своих не похожих друг на друга готических прикидах. На вокзале в Лейпциге количество любителей dark wave, gothic, dark metal, EBM, electro, dark ambient, industrial, neofolk, synth-pop вкупе с разнообразием их внешнего вида, объединенным черным цветом, с каждым часом росло уже в геометрической прогрессии, так как в город, в котором в свое время доктор Фауст продал свою душу дьяволу (будет возможность, почувствуйте дух великого Гете и его бессмертных героев - загляните в "Auerbachs Keller"), стали стекаться фанаты "черной сцены" не только из Германии, Бенилюкса, Испании, Италии, Скандинавии и других европейских стран, но и обеих Америк - Северной и Южной и даже Японии. Причем, свобода одеваться в черное без ограничения фантазии и комплексов и слушать музыку в перечисленной выше стилистике это всего лишь поверхностная сторона андерграундного по своей сути культурного феномена, который способен вызвать культурный и психологический шок даже у "продвинутых по своей толерантности и демократической настроенности" западных обывателей.
Когда мы во время фестиваля наблюдали заполненные "людьми в черном" улицы Лейпцига и представили себе, что произошло бы с жителями Минска, если бы эту многочисленную толпу выпустить на столичный проспект Скорины хотя бы на пару часов... то... смеем вас заверить, для большинства была бы характерна образная реакция типа "челюсть отвисла, волосы встали дыбом, а глаза не верят", для пьющего электората стали бы реальностью картинки футуристической "белой горячки", а эффект превзошел бы все политические акции оппозиции и проправительственные "дожинки" вместе взятые... Это действительно впечатляет!
Немного увлекшись визуально-эмоциональной стороной увиденного, возвращаюсь в русло нашего повествования "там и тогда". По прибытии в Лейпциг мы сразу же направили свои усталые телеса для получения аккредитациии в пресс-центр фестиваля, удобно расположившийся в шикарной гостинице "Renaissance Hotel", в которой, кстати, были размещены и многие из музыкантов-участников. Многих из них мы повстречали уже в фойе отеля и у информационной стойки в пресс-центре. Там же на многочисленных столиках были разбросаны различные промо-материалы, среди которых мы обнаружили и рекламные буклеты отрецензированного нами на страницах "Музыкалки" сэмплера "Edge Of The Night: Russian Gothic Compilation" наших виртуальных коллег из Москвы с единственного на просторах бывшего Союза интернетовского готик-сайта www.gothic.ru. Уже на следующий день "на краю ночи" наше виртуальное знакомство переросло в визуальное, было интересно обменяться мнениями и впечатлениями как о происходящем "у них", так и о положении вещей в белорусских пенатах.
Получив журналистские бэджи, а также карточки участников и информацию о клубе "Villa", в котором нам предстояло стоять за ди-джейским пультом в ночь с субботы на воскресенье, мы отправились устраиваться на ближайшие четыре дня к нашим гостеприимным немецким хозяивам Томасу & Петре, чей адрес любезно подкинул наш коллега по "МГ", скрывающийся под логотипом K.S. (Коля, Vielen Dank!). Их квартира была очень удобно расположена как раз по пути следования на одну из крупнейших арен феста "Agra-Treffenpark", где помимо нескольких фестивальных площадок размещались два палаточных лагеря (в одном из которых остановились и белорусские индустриальные фемины & фэны из Гродно и Минска). 11-ый маршрут трамвая с главного вокзала до "Агры" на четыре дня был полностью оккупирован "черной публикой", которая ездила в нем, разумеется, тоже "по-черному" - "schwarz" - то есть без билета. Всепонимающие, но не перестававшие удивляться жители Лейпцига на это время покорно пересели на обходной маршрут, а на всем протяжении трамвайной линии 11-го маршрута во всех ресторанчиках и пивнушках днями и ночами царило единодушное "черное настроение".
В этот же день мы сделали своеобразную рекогнисцировку в направлении "Агры", в двух огромных павильонах которой и нескольких крытых гигантских палатках на следующий день должно было все и начаться. Перед входом на фестивальные площади мы увидели многочисленную "черную толпу" и... длиннющую очередь к кассам из желающих заполучить необходимые билеты, карточки для парковки и места в палаточном лагере, которая, по нашим меркам, приняла угрожающие размеры, но тем не менее относительно быстро продвигалась, хотя для всех вновь прибывающих светила перспектива простоять несколько часов... Сделав несколько снимков для истории, мы отправились набираться сил, так как на полноценный сон в ближайшие дни рассчитывать не приходилось...
9 июня (день первый - оптимистичный...). Зарядившись с самого утра неплохим завтраком, погодой и хорошим настроением, полистав "Pfingftbote-Offizielles Programmbuch", своеобразный путеводитель-дневник фестиваля в привлекательной дизайнерской "упаковке", мы отправляемся в пресс-центр, но скорее не с желанием посетить пресс-конференции заявленных звезд от LACRIMOSA, СATASTROPHE BALLET, NIGHTWISH до DAS ICH и прочих, а попытаться найти Stefan Alt, шефа и "господина-оформителя" нашего сегодняшнего фаворита, германского лейбла Ant-Zen, для почетной миссии засылки родного "Всеслава Чародея" во влиятельное логово technoid noise / power electronics-террористов современной электронной сцены, а также возможности получения информации из первых уст от крестного отца нойз-индустриальной музыки. В этот день встретиться со Stefan'ом нам не удалось, поэтому, решив для себя, что лучший материал и впечатления мы сможем получить непосредственно в местах выступлений артистов, отправляемся в "Agra-Treffenpark". Учитывая то, что наша персональная фестивальная мекка в виде соблазнительного тандема "Еlectromania/ Wille-Weg (industrial & dark ambient)" открывает свои ворота только на следующий день и в другом месте - на бывшей территории знаменитой лейпцигской ярмарки в павильонах "Messehalle, 16", мы со спокойной совестью игнорируем пресс-конференции в отеле "Ренессанс" и садимся в "черные вагоны " 11-го маршрута... Территория "Агры" (в прошлом крупнейшая во времена ГДР сельскохозяйственная выставка) целиком заполнена "черным народом", перед кассами все еще длиннющая очередь...
Итак, сегодня в программе четыре фестивальные площадки: две в огромных выставочных павильонах "Halle 1" и "Halle 2", плюс две в крытых гигантских палатках - "Live-Metal-Zelt" и "Live-Gothic-Zelt". Так как в сфере наших музыкальных интересов метал & производные команды не находятся, то соответствующие факты не будут нами упоминаться, тем более что выступления групп этого направления нами полностью игнорировались в пользу более интересных для нас стилей, хотя состав dark-metal-банд на фесте был более чем представительным. Так, например, в первый и последующие дни на соответствующих площадках была замечена добрая сотня (!!!) команд, описываемых на страницах отечественного "МЖ" (экс-"Legion"): AMORPHIS, EISREGEN, MYSTIC CIRСLE, PENUMBRA, MEPHISTOPHELES, SCHEITAN, LIMBONIC ART, MARDUK, IMMORTAL, ENSLAVED, AGATHODAIMON, SAMAEL, ASTERIUS, BORKNAGAR, OPETH, DARK AT DAWN, HAGGARD, THEATRE OF TRAGEDY, ANATHEMA, MOONSPELL, CREMATORY, SANGUIS ET CINIS, L'AME IMMORTELLE и многие другие - их полный перечень можно посмотреть на официальном сайте фестиваля.
Мы же вернемся на свою "тропу". Получилось увидеть несколько интересных проектов под крышей "Live-Gothic-Zelt": хорошее впечатление оставили мелодичные электро-гот-фрики INTRA VENUS, а также их более мрачные, с характерным смертельным вокодером, но не менее танцевальные коллеги MIDNIGHT CONFIGURATION c английского независимого лейбла Nightbreed Recordings. Также неплохо смотрелись такие электро-готик-формации, как BURNING GATES, BROTHER ORCHID и MAN(I)KIN, хотя их имена нам ни о чем и не говорят. Был замечен и дешевый глэмовый клон MARILYN MANSON в лице американоса GLAMPIRE - еще одна "шоу герл" с мужскими гениталиями...
Приблизительно в 19.30 тусующийся снаружи повсюду народ, потягивающий "фирменное" медовое вино или более традиционные без- & алкогольные напитки в виде пива, воды или колы (при этом пьяных замечено не было!!!), начал подтягиваться в направлении двух самых крупных павильонов "Halle 1-2", в одном из которых проходил андерграундный показ ритуальной "черной моды" (1), а в другом (2) на сцену готовились зайти goth-рокеры CATASTROPHE BALLET, вслед за которыми выступали финны с очень симпатичной дивой из NIGHTWISH. Но в этом зале фэны ожидали легендарную LACRIMOSA, и они в своих ожиданиях не обманулись - великолепное шоу, музыка, вокал... харизматические движения и загибы рук на сцене - зеркальные движения танцующих фемин на танцполе...
В первом же зале за этот промежуток времени происходили не менее интригующие события, благо залы имели между собой единое просторное сообщение, поэтому была возможность в нужное время находиться в нужном месте. Итак, в зале номер 1 выступала очень сильная команда LOVE IS COLDER THAN DEATH, которую сменило шведское электро-трио COVENANT: с первыми же аккордами весь зал буквально сорвался с цепи, из-за огромного количества танцующих температура на танцполе была сравнима с настоящей парилкой, майки прилипали к телу, публика неистовствовала и встречала действительно новых мегазвезд, сравнимых по приему с легендарными DM. Шведы не просто качественно отыграли материал со своего последнего альбома "United States Of Mind", но и дополнили его потрясающим видеорядом... Суперзвук, тотальный адреналин по обе стороны сцены "like tears in rain", лично для нас выступление Eskil Simonsson & Co явилось кульминационным событием дня...
10 июня (день второй - дневные радости и ночные разочарования...). Настроившись на позитивную волну первого фестивального дня, мы в хорошем расположении духа отправились в нашу электро-индустриальную мекку - "Messehalle, 16". Полистав в пути программную книгу фестиваля, пришлось немного пожалеть о том, что невозможно раздвоиться и посетить на "Агре" выступления DIARY OF DREAMS и FADING COLORS, а у памятника Битвы народов из нашего внимания выпадала целая группа электро-синти-поп-команд: от старичков ALPHAVILLE, PHILLIP BOA & THE VOODOOCLUB до более модерновых PERVIDIOUS WORDS, SECOND DECAY, X-PERIENCE, WOLFSHEIM... Действенно нетронутыми оставались для нас и концертные площадки еще в одной фестивальной точке - "Werk II" - со своими интригующими названиями "Goth In Pure", "Electro-Art", "Synthetic World", "Schwarze Blumen"... и еще многое другое, причем не только из музыкальной области...
Подвергнутые санации выставочные павильоны "Messehalle 16" представляли собой очень интересные сооружения в индустриально-кибер-панк-постсоциалистическом дизайне, что идеально гармонировало с тем музыкальным действом, которое там разворачивалось. Пройдя check-контроль, вы попадаете в просторный круглый зал из голого бетона под сводом огромного купола, характерного для православных церквей или ближневосточных минаретов, это было своего рода большим холлом, где были расположены палатки и столы с аудио/видеопродукцией лэйблов сцены и частных продавцов, а также точки с напитками и едой. Повсюду, разумеется, были люди "в черном". Повернув налево, можно было попасть на сцену "Industrial I", расположенную в мрачном зале с боковыми прямоугольными колоннами из все того же голого бетона - суперминимализм и неплохая к удивлению акустика (или работа звукоинженеров?). Если же из "холла под куполом" подняться по массивным ступенькам наверх, то взору открывались просторные помещения, уставленные футуристическими скульптурными кибер-экспонатами в стилистике "чужих" из расплавленного металла или очень откровенными фото- & художественными работами эротической и "черной тематики". Вблизи купольного зала находились и связанные между собой "Electromania" и "Industrial II" - сцены, расположенные в огромных пустующих ангарах знаменитой в советские времена старой лейпцигской ярмарки.
Программа "Messehalle 16" выглядела не менее привлекательно. Начнем с печального: некоторые группы и проекты, такие как VNV-NATION, FUNKER VOGT, NOISEX, SYNAPSCAPE, WINTERKALTE выступали как раз в то время, когда мы уже стояли за ди-джейским пультом клуба "Villa" (горечь сожаления от не увиденного еще более усилилась на следующий день, о чем чуть позднее...). По словам Игоря, приехавшего в клуб по окончании экшна, триада последних из перечисленных выше групп, так или иначе связанных с такими характерными лейблами, как Ant-Zen, Hymen и Flatline, была настолько бескомпромиссна и убедительна, что, образно выражаясь, "срывала башню": мощь, интеллект и высокие электро-нойз-индустриальные технологии!!!
Тем не менее, был и на нашей улице праздник! Начнем по порядку услышанного и увиденного: новая атомная бомба жесткого и зверского электронного нойза от Raoul Rotation (NOISEX) с товарищами из ASCHE и SYNAPSCAPE под кодовым названием DEUTSCH-KATHOLISCHE FEINDSCHAFT - если существует ад, то в своем электронном виде он будет звучать именно так, а фронтмен-вокалист в прикиде католического пастора и с дредами на фоне плотной дымовой завесы и характерного светового шоу - настоящий "дьявол во плоти", да простит меня Бог... ATROX, если не ошибаюсь, это был соло-проект Аndreas\\\\\\\'a из ASCHE - отличные ритмы, великолепно работающие на танцполе, гипнотизирующие техноидно-эмбиентные ландшафты, хаотические эксперименты с механическим нойзом и харизматическое поведение на сцене - периодическое вытирание пота красным полотенцем и обнажение торса чего стоят... Далее, intell-электро + high-tech-industrial + power rhythmic noise от французов из MLADA FRONTA: спресованный электро-шторм для подготовленных ушей... Интеллигентнейший по звучанию, мощнейщий по энергетике саунд от испанского дуэта PROYECTO MIRAGE (в планах обязательное интервью!)... Странные японцы из CONTAGIOUS ORGASM, единственные (!) из выступавших в режущих глаза цветастых гавайских рубашках: уникальные электронные вибрации, переходящие в трибальные звуковые коллажи и нойз-эмбиентные гимны... АSCHE/MONOCHROM в составе Andrea Borner (MORGENSTERN), Andreas Schramm (ATROX), Tim и Philipp (SYNAPSCAPE): просто без комментариев, классно!! На сцене "Electromania" одним глазом время от времени удавалось "подсмотреть" выступления ABSURD MINDS, SOLITARY EXPERIMENTS, IC 434, PRAGER HANDGRIFF, FEIDFLUG, RAVENOUS, SUICIDE COMMANDO... Скрипя зубами, мы вынуждены были уехать на несколько часов раньше, так как должны были появиться в клубе "Villa" в девять вечера. И вот здесь тон нашего повествования начнет медленно окрашиваться в печальные краски, так как в бочку с медом начнут попадать и ложки с дегтем...
Клуб "Villa" представлял собой достаточно приличное по оформлению заведение средних размеров с двумя танцполами: в "синем зале" и, меньшим по размерам, в "катакомбах" - стилизованный в "бело-красно-черных-ультрафиолетовых" тонах мрачный чилл-аут, который в этот вечер из-за немногочисленного присутствия посетителей был открыт непродолжительное время. Наши же разочарования были связаны со следующими моментами. Во-первых, публики было очень мало (оно и понятно - все фестивальные мероприятия на главных площадках заканчивались глубоко за полночь, плавно перерастая в различные partys); и, во-вторых, она была "не наша": слишком консервативна и сориентирована на небольшое количество имен и проверенных хитов, которые мы поначалу ставили "через два на третий", но в последних двух сетах не удержались и так нажали на педаль "нойз-индустриального газа", что... сами получили истинное наслаждение от происходящего, чего не скажешь о большинстве собравшихся, ха-ха... пришлось "просвещать" местных ортодоксов dark-сцены. Скажем так, нам в эту ночь не повезло - наши потенциальные фэны наслаждались в те минуты выступлениями команд, которые мы были вынуждены пропустить, но все же еще раз "скромно" могу вас заверить, что музыкальный материал наших dancing noir во многом более прогрессивен, свеж и глобален, чем плей-листы большинства местных ди-джеев.
11 июня (день третий и... кажется, последний: восторг и хаос...). На этом месте, дорогие читатели, вам наконец станет ясно, что за "голливудский сюжет" и "какая интрига" были заявлены в начале нашего повествования... Выспавшись после "удачно" проведенной вечеринки, мы отправились за разъяснениями по поводу причитавшегося по договору гонорара в "штаб" фестиваля, расположенный по соседству с пресс-центром в крутой гостинице "Ренессанс". Нашему взору представилась неожиданная хаотичная картина: в фойе находились десятки печально выглядевших музыкантов... с вещами и некоторым недоумением в глазах, в общем все выглядело, по меньшей мере, странным. Мы сразу же обнаружили среди стоящих целую бригаду музыкантов с Ant-Zen во главе со своим креативным шефом Stefan Alt, а также маэстро Daniel Myer (HAUJOBB). Валентин сразу же воспользовался моментом и вступил в коммуникацию с любимыми артистами, параллельно делая многочисленные фото на память и удачно заслав нескольких "Всеславов Чародеев" на стажировку к любимым артистам. Из разговоров с музыкантами стала вырисовываться картина происходящего... Сегодня в полдень они неожиданно были выставлены из своих апартаментов, так как организаторы фестиваля не проплатили администрации отеля обещанную сумму. В секретариате фестиваля царила разруха и полное уныние: из скудной непроверенной информации следовало, что с огромной суммой денег исчез один или даже несколько главных организаторов фестиваля, и их местонахождение не известно, поэтому исполнительным бюро было заявлено о финансовой несостоятельности организаторов, то есть речь шла о фактическом банкротстве... Группам не могли быть проплачены расходы на билеты, гонорары и т. п. Повезло лишь немногим, и то лишь тем, кто выступал в первые два дня, так как финансовое вознаграждение выплачивалось по факту выступления. Фактически с этого момента дальнейшее проведение фестиваля становилось под вопросом. На спешно созванной пресс-конференции с участием представителей персонала бюро, задействованных служб, городских властей и адвокатской конторы, которая по закону должна была проводить процедуру банкротства, были даны разъяснения о сложившейся ситуации и заявлено о том, что, несмотря на трудности, фестиваль с некоторыми ограничениями и сокращениями в предварительно заявленной программе будет продолжаться дальше. Ряд музыкантов и групп подтвердили свое согласие выступать без гонорара. Тысячи ничего не подозревающих фэнов в эти минуты оптимистично настраивались на третий фестивальный день, который, как оказалось, стал самым эмоциональным, сумбурным, восхитительным и печальным одновременно и, к сожалению, фактически последним.
Мы же были расстроены прежде всего тем фактом, что большинство из интересующих нас в запланированные оставшиеся два дня команд, среди которых KLANGSTABIL, P.A.L., IMMINENT STARVATIОN, CONVERTER, DEUTSCH NEPAL, SCORN, XINGU HILL, ARCHITECT, TEMPLEGARDEN\\\\\\\'S, ORPHX, SILK SAW, HAUJOBB, INNERTIA, MONACO X, KLIRRFACTOR и многие другие, в самом печальном настроении покидали Лейпциг, так как находились под глубоким прессом элементарного "кидалова" и были не в состоянии как духовно, так и материально задерживаться на родине Фауста в условиях сложившейся ситуации. И мы полностью в этом смысле солидарны с музыкантами и понимаем их состояние... Запомнились расстроенные лица многих из них, но особенно печальными были глаза спешно покидающего отель Daniel Myer и уставшего от нервных перегрузок Stefan Alt, а также грустно сидящая на столе в ярко-вызывающем белом наряде участница SANGUIS ET CINIS, по-детски свесившая ноги и похожая на ангела, которому только что обрезали крылья...
Разумеется, в нашу фестивальную мекку №16 в этот день мы отправлялись в несколько удрученном состоянии, единственным преимуществом перед остальными фэнами было то, что мы уже владели информацией и были готовы к различного рода изменениям и переносам в программе. Перед купольным зданием "Messehalle" толпилось огромное количество народа, который уже был в курсе происходящего, при этом внимательно и понимающе следил за постоянно изменяющимися информационными листками о порядке выступления решивших все-таки отыграть групп. Количество площадок было сокращено до двух - "Electromania" и "Industrial/Dark Ambient". Настроение, тем не менее, по мере получения информации медленно, но верно подымалось вверх, всем становилось ясно, что именно сегодня последний "черный день" июня, и завтра уже ничего особенного не будет... А перспектива следующей мегавстречи через год в этой ситуации вызывала множество вопросительных знаков.
Примерно около 17 часов "электро-индустриальный локомотив" тронулся с рельс со сцены "Electromania", в его "составе" среди прочих были заявлены такие разноплановые по саунду и сценическому имиджу команды, как ON FRIDAY, NEWVEMBER, CYBORG ATTACK, PROJEKT X, VELVET ASID CHRIST (!!!), WELLE ERDBALL, S.P.O.C.K., APOPTYGMA BERZERK (!!)... Несколько позже начали расписывать свои электро-нойз-индустриальные звуковые коллажи художники "Industrial"-галереи, среди наших фаворитов здесь значились MORGENSTERN и, как впоследствии оказалось, MS GENTUR...
Основная площадка "Electromania" к моменту выступления VELVET ACID CHRIST напоминала вавилонское столпотворение. Я предусмотрительно, во время неплохих, но достаточно предсказуемых гигов CYBORG ATTACK и PROJEKT X, занял суперклассную позицию, взобравшись на первый ограничительный "барьер-волнорез" в метрах 30-ти от сцены аккурат напротив ее центра, и оказался на полметра выше танцующей или же просто двигающей в такт головой толпы, что обеспечивало отличный обзор и возможность увидеть все панорамно. Следует отметить, что "неприступная зона", отделявшая металлическими стойками музыкантов от зрителей, на всех площадках была не более 3-х метров (!), причем секьюрити, работавшие у сцены в количестве 2-х (!!) человек, были совершенно незаметны, занимая позиции в крайних ее точках, и, что отрадно, никому из "черной публики" даже в голову не могло прийти что-либо крамольное и провокационное, и это несмотря на фонтаны адреналина на танцполе перед сценой и тот факт, что повсюду в избытке продавалось пиво и фестивальное вино: откровенно пьяных замечено не было (!) - фэны пришли на праздник, и они его получили!
То, что вытворял на сцене Bryan Erickson и его "отмороженные" в хорошем смысле слова коллеги по VAC, не укладывается в рамки обычных для такого случая восторженных эпитетов - мороз по коже, судороги сознания, настоящее электронное безумие, буйство и гармония светового шоу, "бегущий по лезвию сценической бритвы" харизматический лидер VAC... У меня было такое ощущение, что это, наверное, последнее шоу в его жизни: еще чуть-чуть, и он, метафорично выражаясь, "вскрыл бы себе вены", а когда прозвучали первые звуковые раскаты любимого фэнами боевика "We Have To See, We Have To Know", то все происходящее вообще стало напоминать полет в невесомости, а публика окончательно распрощалась с реальностью... Время остановилось...
После выступления VAC Валентину удалось отыскать Bryan\\\\\\\'a, даже немного переговорить и сделать снимок для истории, но "играющий с электронными ножами" был настолько "выжат" и депрессивен, что мы чувствовали себя не вправе терзать расспросами: уже известное вам "кидалово" не обошло и его стороной - человек прилетел из-за океана, и при этом на него пришли тысячи... отыграл же бесплатно, ради фэнов...
WELLE ERDBALL представили материал своего последнего сингла, разбавленный парочкой старых и новых мелодичных минималистичных хитов, о группе мы уже писали недавно в нашей рубрике, к сказанному добавить нечего... В "живом" варианте они также были очень тепло встречены публикой. В эти минуты мы нуждались в эмоциональной передышке, тем более что следующими в списке выступавших на данной сцене групп стояла непонятная и нелюбимая нами серебристая "star trek"-команда S.P.O.C.K.
Но неожиданно хаос "урезанного фестиваля" подготовил для нас приятный сюрприз: планируя взглянуть краем глаза на "интергалактиков", к своему неописуемому восторгу обнаруживаем на сцене... нигде не заявленного в программе сегодняшнего дня индустриального гуру и секс-символа Dirk\\\\\\\'a Ivens\\\\\\\'a (DIVE)... Культовая команда, никаких особенных сценических наворотов, истинно мужское начало - мощь и притягательная сила "right in the face" - электро-индустриальный гипноз вышедшего на сценический Колизей бельгийского гладиатора!!! Немного самоцитирования от vAlien: "Массированные и тяжелые дистортированнные биты создают мелодическое механическое движение с исполинской грациозностью динозавров, между ними шуршат и рыщут хищные острозубые белые нойзы, по-королевски звучит вокодер и чистое пение самого Dirk Ivens, в нужное время и в нужных местах проводит свои электронные инъекции Ivan Lusco... Объемные и холодные четырехминутные треки наполнены обрывистыми, щекочущими нервы ритмами, сдвинутым под опасными углами и методично сверлящим мозг аналоговым безумием, запоминающимися фразами и фирменными гармониями". К сказанному трудно что-либо добавить - это Тrue!
После такого live-гига моментально улетучилось желание взглянуть на нелюбимых "интергалактиков", и мы плавно переместились на индустриальную сцену, где окончательно, со знаком плюс, добили себя выступлениями MORGENSTERN и MS GENTUR. Аndrea Borner и помогавший ей Andreas Schramm были просто великолепны и настолько убедительны, что наша троица, находившаяся прямо перед сценой, полностью отдалась власти болезненной игры воображения и ритуальных телодвижений, на которые наводит саунд MORGENSTERN. Забитый под завязку зал в едином порыве находился в зоне "свободного падения", сорвавшись в конце концов в "пропасть техноидной нойз-истерии"... Окончание сета было встречено продолжительными овациями и выходом на бис. Но это был еще не конец, последним выступал абсолютно не известный для нас и большинства присутствующих представитель rhythmic noise/power electronics-террористов - эффектный блондин, скрывающийся под сценическим имиджем MS GENTUR. И снова ураган эмоций & свежая кровь, отличный саунд в лучших канонах стиля и... перед нами новоиспеченная звезда нойз-индустриальной сцены! Под звуки последнего трека на подмостки выскочили ребята из MORGENSTERN, ASCHE, NOISEX, SYNAPSCAPE... Зал "взорвался"!!! На часах было ровно три часа ночи, снова продолжительные овации и СПАСИБО!!! Для всех это был уже полный конец: дня, фестиваля, праздника и печали... Мы покидали нашу фестивальную мекку под последние аккорды APOPTYGMA BERZERK, доносившиеся с арены "Электромании". Примерно в эти же минуты заканчивалось основное действие и на "Агре"... Таким был у нас предпоследний программный, реально же оказавшийся последним фестивальный день "Wave Gotik Treffen 2000". Восторг и хаос...
12 июня (врагу не сдается наш гордый "Варяг"...). Несмотря на то, что утром этого дня все концертные и иные фестивальные площадки были свернуты и по городу блуждали печальные и усталые "люди в черном", все-таки фестиваль окончательно закончился именно в этот день, хотя и по совершенно другим, "лилипутским" меркам. Последним бастионом стала знаменитая достопримечательность Лейпцига, крепостное сооружение 16-го века, а ныне альтернативный молодежный культурный центр "Moritzbastei", в котором в этот день тусовались местные и задержавшиеся на пару деньков приезжие фэны "черной" сцены. Пили пиво, играли неинтересные, лично для нас, группы, в примыкавшем парке Шиллера еще функционировал средневековый рынок и на травке отдыхал народ... Завтра гостеприимный город Лейпциг быстро обо всем забудет и войдет в привычный ритм жизни. А в среди фэнов и специализированной прессе еще долго будут обсуждать этот грандиозный праздник "черной" сцены с неприятным голливудским сюжетом...
Последний штрих. Спустя уже несколько недель после окончания "Wave Gotik Treffen 2000" мы все еще не владеем достоверной информацией, почему все так произошло, но в то же время, несмотря на "большую ложку дегтя в фестивальной бочке", считаем, что это действительно было событием, и, будем надеяться, не последним в своей истории: может, в другом месте, с другими организаторами...
Мы же осенью планируем возобновить проведение "черных" вечеринок в Минске, на которых пусть и немногочисленную (пока?), но неслучайную и самодостаточную публику ждет много нового и интересного - у нас уже есть на этот счет несколько свежих идеей и, как всегда, в избытке новый материал. Industrial soundscapes for collapsing people!
В этом году мы впервые смогли воочию наблюдать этот насыщенный разноплановыми событиями и окрашенный преимущественно в мрачные тона экшн, при этом являлись его полноценными участниками не только как представители пишущей братии, но и как знакомая многим из вас DJ Commando Labella. Несмотря на то, что наряду с восторгом, восхищением и прочими адреналиновыми выбросами со знаком плюс нам (и многим другим фэнам и музыкантам) пришлось пережить и моменты большого разочарования и даже элементарного "кидалова", связанные прежде всего с организационными проблемами со стороны отцов-устроителей, в целом для нас фест все-таки стал той бочкой меда, хотя и не без ложки дегтя. Но обо всем по порядку и в хронологической последовательности в режиме "здесь и сейчас", то есть я хотел сказать "там и тогда", благо сюжет реальных событий может послужить отличной базой для сценария классического голливудского блокбастера... Думаю, интриги достаточно, вперед!
8 июня (за сутки до начала...). Утро этого дня наша троица в составе меня, то есть Сергея=хS, Валентина=vAlien и Игоря (индустриального фэна со стажем и по совместительству "освобожденного фотокорра") встречала в купе поезда Москва-Берлин. Ничего заслуживающего особого внимания за время пути не произошло... По приезде радовала глаза местная погода и неторопливая атмосфера будничной жизни немецкой столицы. Первая неожиданность случилась уже на вокзале "Берлин-Zoo" в короткий промежуток ожидания поезда на Лейпциг, когда мы встретили фэнов электро-индустриальной и готической музыки из... маленькой, но "гордой" страны Беларуси в лице двух фемин из Гродно, которые были частыми гостями на наших последних вечеринках в минском студклубе "Медиум". Разумеется, нам было по пути, и, как оказалось в последствии, они были не единственные представителями немногочисленной, существующей вопреки многим "но" белорусской dark-сцены, зараженной электро-индустриальным и прочими "черными" музыкальными вирусами.
Уже в вагоне лейпцигского поезда стали изредка попадаться и местные фрики, будь то романтичные female-особы в темных одеждах, или же совсем не мрачные и не депрессивные, а даже веселые и раскованные груффти'с в своих не похожих друг на друга готических прикидах. На вокзале в Лейпциге количество любителей dark wave, gothic, dark metal, EBM, electro, dark ambient, industrial, neofolk, synth-pop вкупе с разнообразием их внешнего вида, объединенным черным цветом, с каждым часом росло уже в геометрической прогрессии, так как в город, в котором в свое время доктор Фауст продал свою душу дьяволу (будет возможность, почувствуйте дух великого Гете и его бессмертных героев - загляните в "Auerbachs Keller"), стали стекаться фанаты "черной сцены" не только из Германии, Бенилюкса, Испании, Италии, Скандинавии и других европейских стран, но и обеих Америк - Северной и Южной и даже Японии. Причем, свобода одеваться в черное без ограничения фантазии и комплексов и слушать музыку в перечисленной выше стилистике это всего лишь поверхностная сторона андерграундного по своей сути культурного феномена, который способен вызвать культурный и психологический шок даже у "продвинутых по своей толерантности и демократической настроенности" западных обывателей.
Когда мы во время фестиваля наблюдали заполненные "людьми в черном" улицы Лейпцига и представили себе, что произошло бы с жителями Минска, если бы эту многочисленную толпу выпустить на столичный проспект Скорины хотя бы на пару часов... то... смеем вас заверить, для большинства была бы характерна образная реакция типа "челюсть отвисла, волосы встали дыбом, а глаза не верят", для пьющего электората стали бы реальностью картинки футуристической "белой горячки", а эффект превзошел бы все политические акции оппозиции и проправительственные "дожинки" вместе взятые... Это действительно впечатляет!
Немного увлекшись визуально-эмоциональной стороной увиденного, возвращаюсь в русло нашего повествования "там и тогда". По прибытии в Лейпциг мы сразу же направили свои усталые телеса для получения аккредитациии в пресс-центр фестиваля, удобно расположившийся в шикарной гостинице "Renaissance Hotel", в которой, кстати, были размещены и многие из музыкантов-участников. Многих из них мы повстречали уже в фойе отеля и у информационной стойки в пресс-центре. Там же на многочисленных столиках были разбросаны различные промо-материалы, среди которых мы обнаружили и рекламные буклеты отрецензированного нами на страницах "Музыкалки" сэмплера "Edge Of The Night: Russian Gothic Compilation" наших виртуальных коллег из Москвы с единственного на просторах бывшего Союза интернетовского готик-сайта www.gothic.ru. Уже на следующий день "на краю ночи" наше виртуальное знакомство переросло в визуальное, было интересно обменяться мнениями и впечатлениями как о происходящем "у них", так и о положении вещей в белорусских пенатах.
Получив журналистские бэджи, а также карточки участников и информацию о клубе "Villa", в котором нам предстояло стоять за ди-джейским пультом в ночь с субботы на воскресенье, мы отправились устраиваться на ближайшие четыре дня к нашим гостеприимным немецким хозяивам Томасу & Петре, чей адрес любезно подкинул наш коллега по "МГ", скрывающийся под логотипом K.S. (Коля, Vielen Dank!). Их квартира была очень удобно расположена как раз по пути следования на одну из крупнейших арен феста "Agra-Treffenpark", где помимо нескольких фестивальных площадок размещались два палаточных лагеря (в одном из которых остановились и белорусские индустриальные фемины & фэны из Гродно и Минска). 11-ый маршрут трамвая с главного вокзала до "Агры" на четыре дня был полностью оккупирован "черной публикой", которая ездила в нем, разумеется, тоже "по-черному" - "schwarz" - то есть без билета. Всепонимающие, но не перестававшие удивляться жители Лейпцига на это время покорно пересели на обходной маршрут, а на всем протяжении трамвайной линии 11-го маршрута во всех ресторанчиках и пивнушках днями и ночами царило единодушное "черное настроение".
В этот же день мы сделали своеобразную рекогнисцировку в направлении "Агры", в двух огромных павильонах которой и нескольких крытых гигантских палатках на следующий день должно было все и начаться. Перед входом на фестивальные площади мы увидели многочисленную "черную толпу" и... длиннющую очередь к кассам из желающих заполучить необходимые билеты, карточки для парковки и места в палаточном лагере, которая, по нашим меркам, приняла угрожающие размеры, но тем не менее относительно быстро продвигалась, хотя для всех вновь прибывающих светила перспектива простоять несколько часов... Сделав несколько снимков для истории, мы отправились набираться сил, так как на полноценный сон в ближайшие дни рассчитывать не приходилось...
9 июня (день первый - оптимистичный...). Зарядившись с самого утра неплохим завтраком, погодой и хорошим настроением, полистав "Pfingftbote-Offizielles Programmbuch", своеобразный путеводитель-дневник фестиваля в привлекательной дизайнерской "упаковке", мы отправляемся в пресс-центр, но скорее не с желанием посетить пресс-конференции заявленных звезд от LACRIMOSA, СATASTROPHE BALLET, NIGHTWISH до DAS ICH и прочих, а попытаться найти Stefan Alt, шефа и "господина-оформителя" нашего сегодняшнего фаворита, германского лейбла Ant-Zen, для почетной миссии засылки родного "Всеслава Чародея" во влиятельное логово technoid noise / power electronics-террористов современной электронной сцены, а также возможности получения информации из первых уст от крестного отца нойз-индустриальной музыки. В этот день встретиться со Stefan'ом нам не удалось, поэтому, решив для себя, что лучший материал и впечатления мы сможем получить непосредственно в местах выступлений артистов, отправляемся в "Agra-Treffenpark". Учитывая то, что наша персональная фестивальная мекка в виде соблазнительного тандема "Еlectromania/ Wille-Weg (industrial & dark ambient)" открывает свои ворота только на следующий день и в другом месте - на бывшей территории знаменитой лейпцигской ярмарки в павильонах "Messehalle, 16", мы со спокойной совестью игнорируем пресс-конференции в отеле "Ренессанс" и садимся в "черные вагоны " 11-го маршрута... Территория "Агры" (в прошлом крупнейшая во времена ГДР сельскохозяйственная выставка) целиком заполнена "черным народом", перед кассами все еще длиннющая очередь...
Итак, сегодня в программе четыре фестивальные площадки: две в огромных выставочных павильонах "Halle 1" и "Halle 2", плюс две в крытых гигантских палатках - "Live-Metal-Zelt" и "Live-Gothic-Zelt". Так как в сфере наших музыкальных интересов метал & производные команды не находятся, то соответствующие факты не будут нами упоминаться, тем более что выступления групп этого направления нами полностью игнорировались в пользу более интересных для нас стилей, хотя состав dark-metal-банд на фесте был более чем представительным. Так, например, в первый и последующие дни на соответствующих площадках была замечена добрая сотня (!!!) команд, описываемых на страницах отечественного "МЖ" (экс-"Legion"): AMORPHIS, EISREGEN, MYSTIC CIRСLE, PENUMBRA, MEPHISTOPHELES, SCHEITAN, LIMBONIC ART, MARDUK, IMMORTAL, ENSLAVED, AGATHODAIMON, SAMAEL, ASTERIUS, BORKNAGAR, OPETH, DARK AT DAWN, HAGGARD, THEATRE OF TRAGEDY, ANATHEMA, MOONSPELL, CREMATORY, SANGUIS ET CINIS, L'AME IMMORTELLE и многие другие - их полный перечень можно посмотреть на официальном сайте фестиваля.
Мы же вернемся на свою "тропу". Получилось увидеть несколько интересных проектов под крышей "Live-Gothic-Zelt": хорошее впечатление оставили мелодичные электро-гот-фрики INTRA VENUS, а также их более мрачные, с характерным смертельным вокодером, но не менее танцевальные коллеги MIDNIGHT CONFIGURATION c английского независимого лейбла Nightbreed Recordings. Также неплохо смотрелись такие электро-готик-формации, как BURNING GATES, BROTHER ORCHID и MAN(I)KIN, хотя их имена нам ни о чем и не говорят. Был замечен и дешевый глэмовый клон MARILYN MANSON в лице американоса GLAMPIRE - еще одна "шоу герл" с мужскими гениталиями...
Приблизительно в 19.30 тусующийся снаружи повсюду народ, потягивающий "фирменное" медовое вино или более традиционные без- & алкогольные напитки в виде пива, воды или колы (при этом пьяных замечено не было!!!), начал подтягиваться в направлении двух самых крупных павильонов "Halle 1-2", в одном из которых проходил андерграундный показ ритуальной "черной моды" (1), а в другом (2) на сцену готовились зайти goth-рокеры CATASTROPHE BALLET, вслед за которыми выступали финны с очень симпатичной дивой из NIGHTWISH. Но в этом зале фэны ожидали легендарную LACRIMOSA, и они в своих ожиданиях не обманулись - великолепное шоу, музыка, вокал... харизматические движения и загибы рук на сцене - зеркальные движения танцующих фемин на танцполе...
В первом же зале за этот промежуток времени происходили не менее интригующие события, благо залы имели между собой единое просторное сообщение, поэтому была возможность в нужное время находиться в нужном месте. Итак, в зале номер 1 выступала очень сильная команда LOVE IS COLDER THAN DEATH, которую сменило шведское электро-трио COVENANT: с первыми же аккордами весь зал буквально сорвался с цепи, из-за огромного количества танцующих температура на танцполе была сравнима с настоящей парилкой, майки прилипали к телу, публика неистовствовала и встречала действительно новых мегазвезд, сравнимых по приему с легендарными DM. Шведы не просто качественно отыграли материал со своего последнего альбома "United States Of Mind", но и дополнили его потрясающим видеорядом... Суперзвук, тотальный адреналин по обе стороны сцены "like tears in rain", лично для нас выступление Eskil Simonsson & Co явилось кульминационным событием дня...
10 июня (день второй - дневные радости и ночные разочарования...). Настроившись на позитивную волну первого фестивального дня, мы в хорошем расположении духа отправились в нашу электро-индустриальную мекку - "Messehalle, 16". Полистав в пути программную книгу фестиваля, пришлось немного пожалеть о том, что невозможно раздвоиться и посетить на "Агре" выступления DIARY OF DREAMS и FADING COLORS, а у памятника Битвы народов из нашего внимания выпадала целая группа электро-синти-поп-команд: от старичков ALPHAVILLE, PHILLIP BOA & THE VOODOOCLUB до более модерновых PERVIDIOUS WORDS, SECOND DECAY, X-PERIENCE, WOLFSHEIM... Действенно нетронутыми оставались для нас и концертные площадки еще в одной фестивальной точке - "Werk II" - со своими интригующими названиями "Goth In Pure", "Electro-Art", "Synthetic World", "Schwarze Blumen"... и еще многое другое, причем не только из музыкальной области...
Подвергнутые санации выставочные павильоны "Messehalle 16" представляли собой очень интересные сооружения в индустриально-кибер-панк-постсоциалистическом дизайне, что идеально гармонировало с тем музыкальным действом, которое там разворачивалось. Пройдя check-контроль, вы попадаете в просторный круглый зал из голого бетона под сводом огромного купола, характерного для православных церквей или ближневосточных минаретов, это было своего рода большим холлом, где были расположены палатки и столы с аудио/видеопродукцией лэйблов сцены и частных продавцов, а также точки с напитками и едой. Повсюду, разумеется, были люди "в черном". Повернув налево, можно было попасть на сцену "Industrial I", расположенную в мрачном зале с боковыми прямоугольными колоннами из все того же голого бетона - суперминимализм и неплохая к удивлению акустика (или работа звукоинженеров?). Если же из "холла под куполом" подняться по массивным ступенькам наверх, то взору открывались просторные помещения, уставленные футуристическими скульптурными кибер-экспонатами в стилистике "чужих" из расплавленного металла или очень откровенными фото- & художественными работами эротической и "черной тематики". Вблизи купольного зала находились и связанные между собой "Electromania" и "Industrial II" - сцены, расположенные в огромных пустующих ангарах знаменитой в советские времена старой лейпцигской ярмарки.
Программа "Messehalle 16" выглядела не менее привлекательно. Начнем с печального: некоторые группы и проекты, такие как VNV-NATION, FUNKER VOGT, NOISEX, SYNAPSCAPE, WINTERKALTE выступали как раз в то время, когда мы уже стояли за ди-джейским пультом клуба "Villa" (горечь сожаления от не увиденного еще более усилилась на следующий день, о чем чуть позднее...). По словам Игоря, приехавшего в клуб по окончании экшна, триада последних из перечисленных выше групп, так или иначе связанных с такими характерными лейблами, как Ant-Zen, Hymen и Flatline, была настолько бескомпромиссна и убедительна, что, образно выражаясь, "срывала башню": мощь, интеллект и высокие электро-нойз-индустриальные технологии!!!
Тем не менее, был и на нашей улице праздник! Начнем по порядку услышанного и увиденного: новая атомная бомба жесткого и зверского электронного нойза от Raoul Rotation (NOISEX) с товарищами из ASCHE и SYNAPSCAPE под кодовым названием DEUTSCH-KATHOLISCHE FEINDSCHAFT - если существует ад, то в своем электронном виде он будет звучать именно так, а фронтмен-вокалист в прикиде католического пастора и с дредами на фоне плотной дымовой завесы и характерного светового шоу - настоящий "дьявол во плоти", да простит меня Бог... ATROX, если не ошибаюсь, это был соло-проект Аndreas\\\\\\\'a из ASCHE - отличные ритмы, великолепно работающие на танцполе, гипнотизирующие техноидно-эмбиентные ландшафты, хаотические эксперименты с механическим нойзом и харизматическое поведение на сцене - периодическое вытирание пота красным полотенцем и обнажение торса чего стоят... Далее, intell-электро + high-tech-industrial + power rhythmic noise от французов из MLADA FRONTA: спресованный электро-шторм для подготовленных ушей... Интеллигентнейший по звучанию, мощнейщий по энергетике саунд от испанского дуэта PROYECTO MIRAGE (в планах обязательное интервью!)... Странные японцы из CONTAGIOUS ORGASM, единственные (!) из выступавших в режущих глаза цветастых гавайских рубашках: уникальные электронные вибрации, переходящие в трибальные звуковые коллажи и нойз-эмбиентные гимны... АSCHE/MONOCHROM в составе Andrea Borner (MORGENSTERN), Andreas Schramm (ATROX), Tim и Philipp (SYNAPSCAPE): просто без комментариев, классно!! На сцене "Electromania" одним глазом время от времени удавалось "подсмотреть" выступления ABSURD MINDS, SOLITARY EXPERIMENTS, IC 434, PRAGER HANDGRIFF, FEIDFLUG, RAVENOUS, SUICIDE COMMANDO... Скрипя зубами, мы вынуждены были уехать на несколько часов раньше, так как должны были появиться в клубе "Villa" в девять вечера. И вот здесь тон нашего повествования начнет медленно окрашиваться в печальные краски, так как в бочку с медом начнут попадать и ложки с дегтем...
Клуб "Villa" представлял собой достаточно приличное по оформлению заведение средних размеров с двумя танцполами: в "синем зале" и, меньшим по размерам, в "катакомбах" - стилизованный в "бело-красно-черных-ультрафиолетовых" тонах мрачный чилл-аут, который в этот вечер из-за немногочисленного присутствия посетителей был открыт непродолжительное время. Наши же разочарования были связаны со следующими моментами. Во-первых, публики было очень мало (оно и понятно - все фестивальные мероприятия на главных площадках заканчивались глубоко за полночь, плавно перерастая в различные partys); и, во-вторых, она была "не наша": слишком консервативна и сориентирована на небольшое количество имен и проверенных хитов, которые мы поначалу ставили "через два на третий", но в последних двух сетах не удержались и так нажали на педаль "нойз-индустриального газа", что... сами получили истинное наслаждение от происходящего, чего не скажешь о большинстве собравшихся, ха-ха... пришлось "просвещать" местных ортодоксов dark-сцены. Скажем так, нам в эту ночь не повезло - наши потенциальные фэны наслаждались в те минуты выступлениями команд, которые мы были вынуждены пропустить, но все же еще раз "скромно" могу вас заверить, что музыкальный материал наших dancing noir во многом более прогрессивен, свеж и глобален, чем плей-листы большинства местных ди-джеев.
11 июня (день третий и... кажется, последний: восторг и хаос...). На этом месте, дорогие читатели, вам наконец станет ясно, что за "голливудский сюжет" и "какая интрига" были заявлены в начале нашего повествования... Выспавшись после "удачно" проведенной вечеринки, мы отправились за разъяснениями по поводу причитавшегося по договору гонорара в "штаб" фестиваля, расположенный по соседству с пресс-центром в крутой гостинице "Ренессанс". Нашему взору представилась неожиданная хаотичная картина: в фойе находились десятки печально выглядевших музыкантов... с вещами и некоторым недоумением в глазах, в общем все выглядело, по меньшей мере, странным. Мы сразу же обнаружили среди стоящих целую бригаду музыкантов с Ant-Zen во главе со своим креативным шефом Stefan Alt, а также маэстро Daniel Myer (HAUJOBB). Валентин сразу же воспользовался моментом и вступил в коммуникацию с любимыми артистами, параллельно делая многочисленные фото на память и удачно заслав нескольких "Всеславов Чародеев" на стажировку к любимым артистам. Из разговоров с музыкантами стала вырисовываться картина происходящего... Сегодня в полдень они неожиданно были выставлены из своих апартаментов, так как организаторы фестиваля не проплатили администрации отеля обещанную сумму. В секретариате фестиваля царила разруха и полное уныние: из скудной непроверенной информации следовало, что с огромной суммой денег исчез один или даже несколько главных организаторов фестиваля, и их местонахождение не известно, поэтому исполнительным бюро было заявлено о финансовой несостоятельности организаторов, то есть речь шла о фактическом банкротстве... Группам не могли быть проплачены расходы на билеты, гонорары и т. п. Повезло лишь немногим, и то лишь тем, кто выступал в первые два дня, так как финансовое вознаграждение выплачивалось по факту выступления. Фактически с этого момента дальнейшее проведение фестиваля становилось под вопросом. На спешно созванной пресс-конференции с участием представителей персонала бюро, задействованных служб, городских властей и адвокатской конторы, которая по закону должна была проводить процедуру банкротства, были даны разъяснения о сложившейся ситуации и заявлено о том, что, несмотря на трудности, фестиваль с некоторыми ограничениями и сокращениями в предварительно заявленной программе будет продолжаться дальше. Ряд музыкантов и групп подтвердили свое согласие выступать без гонорара. Тысячи ничего не подозревающих фэнов в эти минуты оптимистично настраивались на третий фестивальный день, который, как оказалось, стал самым эмоциональным, сумбурным, восхитительным и печальным одновременно и, к сожалению, фактически последним.
Мы же были расстроены прежде всего тем фактом, что большинство из интересующих нас в запланированные оставшиеся два дня команд, среди которых KLANGSTABIL, P.A.L., IMMINENT STARVATIОN, CONVERTER, DEUTSCH NEPAL, SCORN, XINGU HILL, ARCHITECT, TEMPLEGARDEN\\\\\\\'S, ORPHX, SILK SAW, HAUJOBB, INNERTIA, MONACO X, KLIRRFACTOR и многие другие, в самом печальном настроении покидали Лейпциг, так как находились под глубоким прессом элементарного "кидалова" и были не в состоянии как духовно, так и материально задерживаться на родине Фауста в условиях сложившейся ситуации. И мы полностью в этом смысле солидарны с музыкантами и понимаем их состояние... Запомнились расстроенные лица многих из них, но особенно печальными были глаза спешно покидающего отель Daniel Myer и уставшего от нервных перегрузок Stefan Alt, а также грустно сидящая на столе в ярко-вызывающем белом наряде участница SANGUIS ET CINIS, по-детски свесившая ноги и похожая на ангела, которому только что обрезали крылья...
Разумеется, в нашу фестивальную мекку №16 в этот день мы отправлялись в несколько удрученном состоянии, единственным преимуществом перед остальными фэнами было то, что мы уже владели информацией и были готовы к различного рода изменениям и переносам в программе. Перед купольным зданием "Messehalle" толпилось огромное количество народа, который уже был в курсе происходящего, при этом внимательно и понимающе следил за постоянно изменяющимися информационными листками о порядке выступления решивших все-таки отыграть групп. Количество площадок было сокращено до двух - "Electromania" и "Industrial/Dark Ambient". Настроение, тем не менее, по мере получения информации медленно, но верно подымалось вверх, всем становилось ясно, что именно сегодня последний "черный день" июня, и завтра уже ничего особенного не будет... А перспектива следующей мегавстречи через год в этой ситуации вызывала множество вопросительных знаков.
Примерно около 17 часов "электро-индустриальный локомотив" тронулся с рельс со сцены "Electromania", в его "составе" среди прочих были заявлены такие разноплановые по саунду и сценическому имиджу команды, как ON FRIDAY, NEWVEMBER, CYBORG ATTACK, PROJEKT X, VELVET ASID CHRIST (!!!), WELLE ERDBALL, S.P.O.C.K., APOPTYGMA BERZERK (!!)... Несколько позже начали расписывать свои электро-нойз-индустриальные звуковые коллажи художники "Industrial"-галереи, среди наших фаворитов здесь значились MORGENSTERN и, как впоследствии оказалось, MS GENTUR...
Основная площадка "Electromania" к моменту выступления VELVET ACID CHRIST напоминала вавилонское столпотворение. Я предусмотрительно, во время неплохих, но достаточно предсказуемых гигов CYBORG ATTACK и PROJEKT X, занял суперклассную позицию, взобравшись на первый ограничительный "барьер-волнорез" в метрах 30-ти от сцены аккурат напротив ее центра, и оказался на полметра выше танцующей или же просто двигающей в такт головой толпы, что обеспечивало отличный обзор и возможность увидеть все панорамно. Следует отметить, что "неприступная зона", отделявшая металлическими стойками музыкантов от зрителей, на всех площадках была не более 3-х метров (!), причем секьюрити, работавшие у сцены в количестве 2-х (!!) человек, были совершенно незаметны, занимая позиции в крайних ее точках, и, что отрадно, никому из "черной публики" даже в голову не могло прийти что-либо крамольное и провокационное, и это несмотря на фонтаны адреналина на танцполе перед сценой и тот факт, что повсюду в избытке продавалось пиво и фестивальное вино: откровенно пьяных замечено не было (!) - фэны пришли на праздник, и они его получили!
То, что вытворял на сцене Bryan Erickson и его "отмороженные" в хорошем смысле слова коллеги по VAC, не укладывается в рамки обычных для такого случая восторженных эпитетов - мороз по коже, судороги сознания, настоящее электронное безумие, буйство и гармония светового шоу, "бегущий по лезвию сценической бритвы" харизматический лидер VAC... У меня было такое ощущение, что это, наверное, последнее шоу в его жизни: еще чуть-чуть, и он, метафорично выражаясь, "вскрыл бы себе вены", а когда прозвучали первые звуковые раскаты любимого фэнами боевика "We Have To See, We Have To Know", то все происходящее вообще стало напоминать полет в невесомости, а публика окончательно распрощалась с реальностью... Время остановилось...
После выступления VAC Валентину удалось отыскать Bryan\\\\\\\'a, даже немного переговорить и сделать снимок для истории, но "играющий с электронными ножами" был настолько "выжат" и депрессивен, что мы чувствовали себя не вправе терзать расспросами: уже известное вам "кидалово" не обошло и его стороной - человек прилетел из-за океана, и при этом на него пришли тысячи... отыграл же бесплатно, ради фэнов...
WELLE ERDBALL представили материал своего последнего сингла, разбавленный парочкой старых и новых мелодичных минималистичных хитов, о группе мы уже писали недавно в нашей рубрике, к сказанному добавить нечего... В "живом" варианте они также были очень тепло встречены публикой. В эти минуты мы нуждались в эмоциональной передышке, тем более что следующими в списке выступавших на данной сцене групп стояла непонятная и нелюбимая нами серебристая "star trek"-команда S.P.O.C.K.
Но неожиданно хаос "урезанного фестиваля" подготовил для нас приятный сюрприз: планируя взглянуть краем глаза на "интергалактиков", к своему неописуемому восторгу обнаруживаем на сцене... нигде не заявленного в программе сегодняшнего дня индустриального гуру и секс-символа Dirk\\\\\\\'a Ivens\\\\\\\'a (DIVE)... Культовая команда, никаких особенных сценических наворотов, истинно мужское начало - мощь и притягательная сила "right in the face" - электро-индустриальный гипноз вышедшего на сценический Колизей бельгийского гладиатора!!! Немного самоцитирования от vAlien: "Массированные и тяжелые дистортированнные биты создают мелодическое механическое движение с исполинской грациозностью динозавров, между ними шуршат и рыщут хищные острозубые белые нойзы, по-королевски звучит вокодер и чистое пение самого Dirk Ivens, в нужное время и в нужных местах проводит свои электронные инъекции Ivan Lusco... Объемные и холодные четырехминутные треки наполнены обрывистыми, щекочущими нервы ритмами, сдвинутым под опасными углами и методично сверлящим мозг аналоговым безумием, запоминающимися фразами и фирменными гармониями". К сказанному трудно что-либо добавить - это Тrue!
После такого live-гига моментально улетучилось желание взглянуть на нелюбимых "интергалактиков", и мы плавно переместились на индустриальную сцену, где окончательно, со знаком плюс, добили себя выступлениями MORGENSTERN и MS GENTUR. Аndrea Borner и помогавший ей Andreas Schramm были просто великолепны и настолько убедительны, что наша троица, находившаяся прямо перед сценой, полностью отдалась власти болезненной игры воображения и ритуальных телодвижений, на которые наводит саунд MORGENSTERN. Забитый под завязку зал в едином порыве находился в зоне "свободного падения", сорвавшись в конце концов в "пропасть техноидной нойз-истерии"... Окончание сета было встречено продолжительными овациями и выходом на бис. Но это был еще не конец, последним выступал абсолютно не известный для нас и большинства присутствующих представитель rhythmic noise/power electronics-террористов - эффектный блондин, скрывающийся под сценическим имиджем MS GENTUR. И снова ураган эмоций & свежая кровь, отличный саунд в лучших канонах стиля и... перед нами новоиспеченная звезда нойз-индустриальной сцены! Под звуки последнего трека на подмостки выскочили ребята из MORGENSTERN, ASCHE, NOISEX, SYNAPSCAPE... Зал "взорвался"!!! На часах было ровно три часа ночи, снова продолжительные овации и СПАСИБО!!! Для всех это был уже полный конец: дня, фестиваля, праздника и печали... Мы покидали нашу фестивальную мекку под последние аккорды APOPTYGMA BERZERK, доносившиеся с арены "Электромании". Примерно в эти же минуты заканчивалось основное действие и на "Агре"... Таким был у нас предпоследний программный, реально же оказавшийся последним фестивальный день "Wave Gotik Treffen 2000". Восторг и хаос...
12 июня (врагу не сдается наш гордый "Варяг"...). Несмотря на то, что утром этого дня все концертные и иные фестивальные площадки были свернуты и по городу блуждали печальные и усталые "люди в черном", все-таки фестиваль окончательно закончился именно в этот день, хотя и по совершенно другим, "лилипутским" меркам. Последним бастионом стала знаменитая достопримечательность Лейпцига, крепостное сооружение 16-го века, а ныне альтернативный молодежный культурный центр "Moritzbastei", в котором в этот день тусовались местные и задержавшиеся на пару деньков приезжие фэны "черной" сцены. Пили пиво, играли неинтересные, лично для нас, группы, в примыкавшем парке Шиллера еще функционировал средневековый рынок и на травке отдыхал народ... Завтра гостеприимный город Лейпциг быстро обо всем забудет и войдет в привычный ритм жизни. А в среди фэнов и специализированной прессе еще долго будут обсуждать этот грандиозный праздник "черной" сцены с неприятным голливудским сюжетом...
Последний штрих. Спустя уже несколько недель после окончания "Wave Gotik Treffen 2000" мы все еще не владеем достоверной информацией, почему все так произошло, но в то же время, несмотря на "большую ложку дегтя в фестивальной бочке", считаем, что это действительно было событием, и, будем надеяться, не последним в своей истории: может, в другом месте, с другими организаторами...
Мы же осенью планируем возобновить проведение "черных" вечеринок в Минске, на которых пусть и немногочисленную (пока?), но неслучайную и самодостаточную публику ждет много нового и интересного - у нас уже есть на этот счет несколько свежих идеей и, как всегда, в избытке новый материал. Industrial soundscapes for collapsing people!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2000 год в рубрике музыкальная газета