Чичерина
все дело в трудолюбии


ЧИЧЕРИНА - явление из ряда стихийных проектов, возникающих из озорства или любопытства - без какой-либо мысли о славе или выгоде. Это, если хотите, плод клубного азарта нескольких состоявшихся музыкантов, надумавших выпустить на концертные подмостки смущенное юное дарование. И вдруг - взрыв, землетрясение! "Юное дарование", увлекшись игрой, дебютирует так уверенно, что, поразмыслив немного, лоббисты-профи кидают свои прежние проекты ради новой, чуть ли не шутки ради созданной команды, которая за год с небольшим попадает в пятерку самых культовых екатеринбургских коллективов. Все это Юля - взбалмошная, дико музыкальная девчонка, сумевшая, как некогда Настя Полева, разрушить миф о том, что женский удел - попса. Не признавая ориентиров и кумиров, Юля делает яркую и жизнерадостную музыку, столь нетипичную для местной тусовки тотального депрессняка. "Стиль ЧИЧЕРИНОЙ - жесткая гитарно-электронная волна на основе брейкбита и трип-хопа", - охарактеризовали в 1998-м музыканты свой проект. Лиричный проект, добавили бы критики.

25 июля 2000 года на лейбле Real Records выходит первый альбом ЧИЧЕРИНОЙ "Сны".

- Реально ли словами описать этот альбом?
Ю.Ч. В смысле, есть ли у него концепция? Да, там есть такая, по крайней мене, мы пытались это сделать, когда записывались, мы хотели, чтобы альбом получился солнечным, жизнерадостным, немрачным, невялым - веселым, одним словом. Чтобы радужное настроение от него появлялось.
- Странная концепция при таком названии.
- Да нет, почему, сны ведь бывают разные...

...В ночь по узким коридорам
Сны крадутся вереницей.
Темнокрылой звездной птицей
Все распахивают двери...
("Сны")

Как появилась ЧИЧЕРИНА. Начало
Наверное, группа никогда бы и не возникла, не познакомься однажды Юля с Сашей Бурым - бас-гитаристом СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ. В скором времени музыкант стал первым поклонником девушки, сочиняющей тогда песни просто так, "про запас", и попутно пробующей себя в разных ремеслах (например, в модельном бизнесе), а Юля превратилась в заядлого болельщика СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ.

...От меня до тебя лишь окно
с погасшим светом.
От меня до тебя
сорок тысяч километров...

Дальнейшая история развивается на подмостках свердловского клуба "J-22", оборудованного в заброшенной пристройке общежития архитектурного института. Торжественное открытие созданного собственными руками "J-22" состоялось в Новый (1997-й) год. Бурый стал работать в нем билетером и гардеробщиком, Чичерина - ди-джеем...

- И что, "J-22" потом не стал вашим музеем?
- Да его вообще закрыли. Он ведь был весь нелегальный, ни налоги мы не платили, ни пожарной безопасности, ничего не было. Постоянно на нас налеты делали, облавы... Его закрыли летом 1998-го года.

Как появилась ЧИЧЕРИНА. Продолжение
Однажды на репетиции СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ Юля, набравшись смелости, решила показать, на что она способна. Впечатление, произведенное ее музицированием на прожженных "глюков", можно сравнить с легким коматозом. После этого парни решили: с этим надо что-то делать - и подарили Юле группу. По дружественным командам собрали музыкантов; за ударные сел бывший барабанщик ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ Панцирь; бас, естественно, оставил за собой Бурый. Все вышесозданное решили окрестить "спецпроектом клуба "J-22", а названием ему стало простое и скромное - ЧИЧЕРИНА. После нескольких спешных репетиций (обкатывали напетые Юлей песни), расклейки размноженных на ксероксе афишек (народ поначалу почему-то все читал "ЧИЧЕРИНА") - состоялся первый концерт в "J-22". И... получилось!

Как появилась ЧИЧЕРИНА. Развитие
Когда группу заметили, перед музыкантами, ранее рассматривавшими ЧИЧЕРИНУ как временный проект и являвшимися "рабочими единицами" других рок-составов, встал вопрос: оставаться ли в команде? Именно тогда, в октябре 1997-го, в ЧИЧЕРИНЕ появился гитарист Азат Мамедов из ПРОПИЛЛЕРА, а в августе - Максим Митенков, пришедший из ГОЛОГО ПИСТОЛЕТА, сменил за барабанами Панциря. Пытался покинуть ЧИЧЕРИНУ и Бурый (ГАЛЛЮЦИНАЦИИ в то время уже активно концертировали, а играть в двух командах было для Саши достаточно сложно), но Юля с его уходом так откровенно сникла, что пришлось "влюбленному" вновь занять свое место.

- Из кого сейчас состоит ЧИЧЕРИНА?
- Значит, участвуют: барабаны - Максим Митенков; две гитары, одна - "DrOff" (Александр "DrOff" Александров - гитара, бэк-вокал), другая - Азат; Саша Бурый (бас-гитара, клавишные, программирование) и я.

Как появилась ЧИЧЕРИНА. Расцвет
Окончательным признанием ЧИЧЕРИНОЙ как яркого явления рок-жизни Екатеринбурга стало приглашение ребят к участию в очередном фестивале "ИнтерFuzz". А потом - понеслось... К 1998-му у Юли уже готова новая программа: десяток свежих песен, которые, как уверяла сама Юля, "уже не склонялись к первоначальному мелодичному фанку". В мае 1998-го на студии "AV-music" были записаны два свежих хита ("Дожди" и "40 тысяч километров") и...

- Как вас нашел Real Records?
- Ну, это долгая история. У нас в Свердловске есть радио "Пилот", и на нем работает Миша Симаков, это бывший лидер группы АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ. Он дружит с Мишей Козыревым, который, в свою очередь, в Москве работает на "Нашем радио", и они периодически обмениваются друг с другом различной музыкальной информацией, вот мы и попали в эти сводки. Попали, Миша нас услышал, включил нас в сборник "Нашествие", показал Real Records, компании мы очень понравились, и они заключили с нами контракт.
- Просто сказка какая-то...

Дополнение к версии:
Александр Бергер (Real Records): Кассету с демо ЧИЧЕРИНОЙ в Real привезли "чайфы" (как земляки). Группа сразу понравилась Алене Михайловой, гендиректору Real Records, и Эрику Чантурии, продюсеру, который, кроме всего прочего, занимается на Real артистами и репертуаром. Чем понравилась? Свежестью, непосредственностью, энергетикой, драйвом. Песню "40 тысяч километров" сразу взял в ротацию Михаил Козырев. Потом Алена, Эрик и Козырев специально поехали в Екатеринбург, чтобы посмотреть на ЧИЧЕРИНУ живьем, и она опять-таки покорила их своей открытостью, детскостью, естественностью, неподражаемой мимикой, чистыми глазами и ямочками на щечках. Она - дитя улицы: с одной стороны, читает умные книжки, с другой - играет в "Тетрис"...

- Юля, когда вы записывали свои первые композиции в Свердловске, у вас было ощущение того, что это должно выстрелить?
- Если честно, мы ни на что не ставили. Запись стоила денег, и мы не могли себе позволить записать целый альбом, тогда мы записали песни, которые нам всем больше всего нравились, штук пять, наверное. Да, у нас просто было несколько записанных песен, и как бы они все попали к Мише. Первая песня, которая пошла в "Нашествие", была "40 тысяч километров" - мы подписали с Real разовые контракты на эти сборники, а потом они, видимо, думали, совещались, я так думаю, и приехали к нам в Свердловск, чтобы совсем уж в нас удостовериться. Алена, Эрик и Миша приехали на фестиваль, посвященный группе САНСАРА, на котором мы также выступали. Они посмотрели на нас и уже буквально через несколько дней нам позвонили из Москвы и сказали, что Real хочет заключить с нами контракт. И потом мы переехали в Москву.
- А как ты думаешь, почему произошло то, что произошло?
- Потому что мы трудолюбивые.
- Дело все в трудолюбии?
- Ну, в трудолюбии и удаче, я думаю. Нам просто повезло, потому что по всей стране есть очень много хороших и никому не известных групп. Да, в каждом городе, наверное, есть не одна группа такая. Но просто нам так подфартило, все так вовремя получилось: песня попала в нужные руки и так вовремя.
- Такое впечатление, что у тебя много знакомых, заинтересованных в твоей судьбе...
- Ну, знакомых-то у всех много, а друзей - очень мало, не знаю, наверное, несколько подружек, штук пять, не больше. Ну, и парни мои, конечно.
- Люди, которые тебя окружали до контракта с Real, верили, что возможен такой взлет?
- Ну, кто-то верил, кто-то - нет.
- Есть личные поклонники группы в Свердловске, которых ты знаешь в лицо?
- Конечно, есть. Их очень много, и я даже переписываюсь с одной девочкой. Она какими-то хитрыми путями нашла мой адрес, когда мы еще жили в Свердловске, написала мне письмо, и мы до сих пор переписываемся.

"...Жара, жара...
Жареное солнце
больших городов..."

- Первый клип "Ту-лу-ла" мы сняли в марте, а в конце мая - второй, "Жару". Над ними работал один и тот же режиссер - Тимур Бекмамбетов, и, кстати, наш третий клип тоже он будет снимать. Вообще-то он занимается рекламой, и мы у него первое музыкальное видео...

Тимур Бекмамбетов, в широких потребительских кругах известный как автор серии роликов банка "Империал ", второй клип ЧИЧЕРИНОЙ сделал по-настоящему экстремальным: не зря же он так поразил "12 злобных критиков" канала MTV, на котором и состоялась премьера видео.
Если во время съемок "Ту-лу-ла" Юлю "просто" сбивали машиной, возили по городу на капоте лимузина и в конечном итоге едва не заморозили (на улице - было по-весеннему прохладно), то в "Жаре" бедная девчонка горела в огне, ползала по скользкой после дождя крыше... Так совпало, что в момент съемок на крыше другие музыканты группы, отпущенные в это время на отдых, как раз взбирались под купол Исаакиевского собора, расположенного напротив места съемок. Увидев, что на соседней крыше что-то происходит, они решили, что это местные жители решили пивка попить. И только вечером узнали, что видели съемки собственного клипа. Было еще много чего веселого...
М-да, впечатления от съемок по уровню экстремальности превзошли все мыслимые ожидания. Хотя сильнее всех трюков и спецэффектов Чичерину поразила еще одна героиня клипа - "бабушка" Юли Лидия Васильевна, 80-летняя жительница Питера, проведшая на съемочной площадке целые сутки - с раннего утра до следующего раннего утра. Когда бабушка, сидя в кресле перед телевизором, самозабвенно распевала "жара, жара-а!", а потом качалась на люстре под потолком, оператор едва не падал вместе с камерой, корчась от смеха. Юля Чичерина полюбила ее, как родную.
Под утро последнего дня съемок обезумевшая Чичерина тушила пожар в собственной комнатке, пытаясь спасти хотя бы часть так понравившегося ей реквизита. В 6 утра она сказала: "Я уже больше ничего не боюсь". В каждый из двух съемочных дней работа продолжалась по 18-20 часов...

- Вообще, Тимур выступал не только как режиссер, сценарий тоже был его, а иногда он даже сам был оператором. Но он такой... гениальный человек...
- В чем?
- Во всем.
- Даже то, что вас там мучили на съемках?..
- Ну, так как мучил человек гениальный... Вообще, он сценарий менял по ходу съемок по сто раз на дню, но понятно, что все в лучшую сторону, все усовершенствова-ва-ясь. Вот. Да мы как-то и согласны были с ним всегда. Он просто хорошо объясняет, доходчиво. Он говорит, и сразу видишь картинку, что это будет.

"...В голову надуло...". О сингле "Ту-лу-ла"
- В него вошел клип "Ту-лу-ла" и фильм о том, как этот клип снимался. (А также еще четыре ремикса на эту композицию - два из них сделал DJ Ram из Курска, а еще два - резиденты клуба "Республика Beefeater" DJ TransKey и DJ Вартан. Поэтому специалисты рекомендуют покупать сингл не на кассете, а на диске. - От авт.) Когда 14-го июня вышел сингл "Ту-лу-ла", мы сделали его презентацию в клубе "Республика Beefeater" - это наш любимый клуб. Там была такая акция: ну, сначала шла обычная дискотека, а потом стали включать ремиксы на наш сингл, все дела (мы тогда еще отсутствовали), а потом приехали мы, когда там уже все танцевали, и стали менять наши синглы на кукол (в клубе заранее висело объявление типа "приносите любых кукол, и мы их обменяем вам на синглы"), и мы обменяли их на целый мешок разных кукол. А потом уехали.
Вообще, "Республика Beefeater" - это клуб, где мы выступали один из первых разов, когда приезжали в Москву. (Мы, до того как переехать сюда совсем, ездили в Москву с клубными концертами, и нам тут очень понравилось.) Мы подружились с арт-директором Женей Кацнельсоном, очень хороший такой дядька оказался. Ну и вообще клуб в таком удобном месте находится, в центре, мы всегда встречаемся там, стрелки забиваем, интервью там даем. Мне там нравится.
- Много вообще знакомых в Москве появилось?
- Нет, только те, с кем мы работаем. Просто и времени-то нет знакомиться. Так и получается, что мы "от заката до рассвета"... То есть с музыкантами-то знакомы, но я бы не сказала, что мы дружим. Дружить ведь это как - в гости ходить, чай пить, а у нас времени хватает только на то, чтобы сказать "привет", и все.

"...Ты не вспомнишь этих снов,
пробудившись
на рассвете..."

- Альбом выйдет 25-го июля, будет называться "Сны", в него войдут 12 треков и еще видео... по-моему, фильм какой-то. То есть это будет что-то вроде мультимедийного CD (в принципе, как и сингл). Вот, все нормально...
А темы будут разные - и старые, и совсем новые. Выбрали, что получше. Собрались с парнями, с Real и выбрали...
Вообще, мы писались в Москве, в студии "Мосфильма". Хотя много потеряли времени при записи. Сначала мы выбрали не ту студию: там и звук не тот, и люди не те, пришлось менять ее, и на этом потеряли три месяца. Ведь по идее мы должны были записать альбом уже осенью, а смогли завершить его только весной. Но на "Мосфильме" было очень хорошо. Там звукорежиссером был Вовка Овчинников, а саундпродюсером - Вадим Самойлов из АГАТЫ КРИСТИ. Когда мы пришли в студию, у нас был уже собственный звук, и Вадику он вполне понравился. Конечно, он внес свою лепту, но не довлея над нами, он... очень хороший. С ним очень удобно было работать. Я сейчас всем говорю, что в нем пропадает преподаватель.
- Москва сильно поменяла вас в музыкальном плане?
- Да не думаю. Хотя, конечно, можно всю жизнь учиться. Во всем опыт прибавляется... мне сложно ответить на этот вопрос.
- С ZЕМФИРОЙ вашу группу не сравнивали?
- Нет, мы ведь абсолютно не похожи. Вообще, нас нельзя сравнивать ни с одним женским проектом. Ну, вот с мужиками - нормально.
- Например, что тебе близко?
- Что мне близко в плане музыки?.. Вообще, то, что я слушаю, я не сопоставляю с тем, что мы играем сами. Я люблю JAMIROQUAI, U2, да вообще я много чего люблю. Если честно, я слушаю только западную музыку.
- Что в ближайших планах?
- Я очень хочу отдохнуть, но боюсь, что не получится. Хотя сил уже никаких нет. Устали. Ну а осенью, наверное, уже в сентябре, у нас будет тур. Не знаю, большой ли он будет, но это будет первый наш тур. Думаю, что в рамках этого тура заедем домой, поиграем там.

В одном из интервью Юля сказала: "Мы будем делать музыку, которая нам нравится, пока будут силы. А потом умрем. Когда кончимся". Согласитесь, это куда лучше, чем, уже кончившись, продолжать творить.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета