Lang, K. D. Непобедимое лето K. D. Lang
"Элвис жив, и она великолепна..." - так однажды представила Мадонна, помешавшаяся на эротизме в начале 90-х, свою подругу из канадских прерий K. D. Lang. Потом помпезная канадка послала кантри-рок куда подальше, открыто заявила о своей лесбийской ориентации и стала больше напоминать куртуазного Брайана Ферри, облачаясь в строгие костюмы и зачесывая волосы назад. Долгое время она оставалась ведущей и единственной феминисткой, вегетарианкой, неисправимым романтиком и изгоем радиоэфира, и теперь она очень гордится тем, что первой высоко подняла голову и громко запела гимны однополой любви, открыв тем самым дверь для Мелиссы Этеридж и других своих последовательниц. Быть может, для многих из вас, кто слышал один-единственный ее хит "Constant Craving", все, написанное выше, покажется большим откровением. Но пусть и у вас в глазах будет столько же огня, а выражение лица будут излучать такое счастье от встречи с любимым человеком, как у K. D. Lang, а внутри непобедимым маршем будут звучать летние мелодии. Кстати, об этом же ее новый альбом "Invincible Summer"...
Кэтрин Дон Лэнг (Kathryn Dawn Lang, р. 2.11.1961 г. в Консорт, Алберта, Канада) с детства знала две вещи о себе: ей больше нравились девушки и она очень хотела стать профессиональной певицей. Ее родители, учительница Одри и фармацевт Фред Лэнг, переехали в провинциальный Консорт с населением менее 700 человек на юго-востоке штата Алберта из суетного Эдмонтона и открыли в этом фермерском местечке собственную аптеку "Lang's Farmacy" в дополнение к уже имевшимся традиционным атрибутам канадских городков в прериях, таким как муниципальная больница, отель, небольшой ресторанчик, спортивный стадион, полицейское управление, супермаркет, магазин по продаже спиртных напитков и несколько церквей. Ближайший кинотеатр располагался в 30 километрах от этих открытых очень живописных мест с красивой природой и потрясающими облаками.
За Кэтрин всегда кто-нибудь присматривал, потому что у нее было двое старших сестер (Джо Энн и Келти) и старший брат Джон. Однако ее детство было омрачено ссорами родителей и уходом отца к другой женщине в 1973 году. Одри пришлось ой как нелегко, пока растила и воспитывала такую ораву сорванцов и обжор!...
Маленькая Кэтрин старалась ни в чем не уступать мальчишкам, лазила по заборам и деревьям, с 9 лет каталась на мотоцикле ("Yamaha 60 Mini-Enduro") и играла в футбол и бадминтон, единственной из девушек играла за баскетбольную команду школы и даже была восьмой в соревнованиях по метанию копья на юниорском национальном чемпионате. Она на полном серьезе мечтала стать водителем-профессионалом, даже развозила зерно и корма на трехтонном грузовике по фермам своего района ради лишнего десятка долларов, а с 13 лет стала атеисткой.
Вместе с тем она очень любила музыку и с 5 лет пела на фестивалях и свадьбах. Мама решила, что ей с братом полезно будет взять уроки игры на фортепиано, и не ленилась регулярно возить их в соседний городок Кастор к преподавателю, коим являлась сестра Ксавьер из местной церкви. С 10 лет Кэтрин неплохо подыгрывала себе на гитаре, а в 14 лет сочинила свою первую песню "Hoping My Dreams Come True", которую незамедлительно выслала довольно популярной певице Энн Мюррей (Anne Murray) с подписью: "Вы можете пользоваться моим текстом", но ответа, разумеется, не получила. Она самостоятельно изучала исполнительское искусство и живо интересовалась классической музыкой и роком. А вот поп-музыку она презирала за излишнюю коммерциализацию.
В колледже "Red Deer" ее музыкальные вкусы претерпели коренные изменения. Там она открыла для себя кантри, и ее кумиром стала одна из самых одаренных и печально известных звезд этого стиля Пэтси Клайн (Patsy Cline), трагически погибшая в авиакатастрофе в возрасте 31 года в марте 1963 года. Лэнг сыграла роль Клайн в театральной постановке колледжа, рассказывающей ее автобиографию, и в порыве сильного увлечения провозгласила себя творческой наследницей этой великой кантри-дивы 50-х, что вряд ли оказалось неожиданностью для ее друзей и близких, в памяти которых еще была свежа ее одержимость рокабилли. Другим музыкальным и чисто человеческим идолом Лэнг была легендарная Джули Эндрюс, которой до сих пор подражают многие лесбиянки.
Через год Кэтрин Лэнг уже имела свою группу (THE RECLINES), названную, как нетрудно догадаться, в честь Пэтси Клайн и собравшую в своем составе гитариста Гордона Мэттьюса (Gordon Matthews), клавишника Майка Кребера (Mike Creber), басиста Джона Даймонда (John Dymond), ударника Мишеля Пули (Michel Pouliot) и хорошего знакомого Лэнг, скрипача и гитариста Бена Минка (Ben Mink), который в будущем стал соавтором большинства ее композиций. Кэтрин ответила на объявление в газете одной свинговой команды, которая приглашала к сотрудничеству вокалиста(-ку) со своими идеями, и, отрепетировав с десяток классических номеров Клайн, они двинулись гастролировать по стране. Получив первую порцию локальной славы, с перерывом в один год коллектив записал целых два альбома ("Friday Dance Promenade" и "A Truly West Experience") на независимом лейбле Homestead в Эдмонтоне, но так и остался просто ломовым гастрольным бэндом без внимания мейджор-лейблов.
Хотя Кэтрин никогда не встречалась с мужчинами, ее лучшим другом был все-таки мужчина, которого она потеряла, едва начав свою музыкальную карьеру. В апреле 1983 года некий Лэрри Элгар по прозвищу Drifter скончался от кровоизлияния в мозг после того, как его порядком избили на дискотеке в "Ред Дире". Долгие годы они жили вместе и были уверены, что в их телах находятся части одной души.
Это событие неимоверно подхлестнуло и наполнило эмоциональностью кичливые песни Лэнг. О ней стали писать нэшвиллские газеты, что незамедлительно привлекло внимание крупных лейблов. И по итогам 1985 года Кэтрин стала "Самой многообещающей вокалисткой" по мнению учредителей главной канадской музыкальной премии "Juno Awards". А в полночь 17 августа 1985 года произошло событие, значимость которого Лэнг чтит и поныне. Глава Sire Records Сеймур Стейн (Seymour Stein), человек, обеспечивший контрактами Мадонну, TALKING HEADS и PRETENDERS, пригласил ее в офис компании и заключил с ней контракт на запись нескольких альбомов.
Дебют на Sire Кэтрин, которая для удобства произношения сократила свое имя до K. D. Lang, и обновленному составу RECLINES явно удался. Спродюсированный британским гитаристом и шоуменом Дэйвом Эдмундсом диск "Angel With A Lariat" получил прекрасные рецензии многих североамериканских музыкальных изданий и удивил даже чересчур энергичным роковым кантри, но по объективным причинам не попал на большинство радиостанции Техаса и Теннесси. Все дело было в консерватизме этого стиля, его публики и шоу-бизнеса, который работал для удовлетворения ее нужд. Кэтрин же с ее короткой стрижкой, мужскими манерами, вегетарианским меню и открытой гомосексуальной позицией шла против всех традиций и законов кантри. Ее считали слишком взбалмошной для кантри-станций и чересчур налегающей на кантри, чтобы попасть в эфир рок-станций.
Ничего, она все-таки подобрала ключик и к этой железной двери после того, как римейк песни Роя Орбисона (с ним же в дуэте) "Crying" к кинофильму "Hiding Out" принес Лэнг ее первую статуэтку "Грэмми" и смело протаранил кантри-чарты. Записанный Кэтрин, нарочно стилизованной под Элвиса Пресли, и всем, что в очередной раз осталось от ее группы, новый альбом "Shadowland" сначала усыпил бдительность недругов благодаря присутствию весьма почитаемого нэшвиллского продюсера самой Пэтси Клайн 67-летнего Оуэна Брэдли (Owen Bradly), которого Лэнг буквально вернула к жизни, и целого букета мейнстримных кантри-звездочек, таких как Лоретта Линн, Китти Уэллс и Бренда Ли, а затем перешла в наступление, охарактеризовав себя как типичную женщину-музыканта конца 80-х, воспитанную на панке и Бой Джордже.
Этот альбом стал для нее прорывом, показал всю гамму ее голоса и сделал ее пионером новой школы кантри, а песни "I Wish I Didn't Love You So" и "Western Stars" Криса Айзека заложили фундамент следующей ее работы "Absolute Torch And Twang", которая принесла K. D. Lang вторую "Грэмми", на сей раз как лучшей исполнительнице кантри. Кстати, именно после выхода этого альбома певица стала с завидным постоянством пользоваться уважением и поддержкой у сексуальных меньшинств, которых уже успели приучить к кичливым так называемым "песням факела" тот же Бой Джордж и его коллега Марк Элмонд.
Пока консерваторы бесились от своего бессилия и такого бесцеремонного отношения к многолетним традициям, Кэтрин успела потерять всякий интерес к стилю кантри, который она всегда характеризовала как один из самых нелепых и банальных, но напоследок решила хлопнуть дверью, да посильнее. И тогда она, будучи отъявленной вегетарианкой, снялась в рекламном пропагандистском ролике под названием "Meat Stinks" ("Мясо дурно пахнет") в рамках обширной кампании "Люди за этическое отношение к животным". Фермеры препятствовали показу этого видеоклипа по телевидению, но газеты, как всегда, раздули шумиху. После этого весь фермерский Средний Запад, в том числе и ее родная Алберта, объявил бойкот песням "мясоненавистницы", а мама Кэтрин получила на свой адрес массу гневных писем со стороны знакомых и не знакомых им людей. Но K. D. Lang уже давно и предусмотрительно помахала им ручкой, оставив все полагающиеся почести для только что открытого широкой публикой Гарта Брукса, и занялась более серьезной и артистичной музыкой, выпустив в 1992 году поп-альбом "Ingenue" (продюсер Грэг Пенни), который стал "платиновым", собрал целых пять номинаций на "Грэмми" и содержал такую показательную для понимания ее сущности вещь, как "Miss Chatelaine", и ее самый громкий хит "Constant Craving", тот самый, с которого через пять лет "роллинги" "содрали" мелодию для своей "Anybody Seen My Baby?" (увы, Джаггер это и сам признал как-то!). Кстати, за "Constant Craving" Лэнг получила третью "Грэмми" в номинации "Лучший женский поп-вокал". Наверное, альбом получился таким волнительным и потому, что, когда писала его, Лэнг была безответно влюблена в одну замужнюю женщину...
Снявшись в очень откровенном фильме Перси Эдлона "Salmonberries" годом раньше, Кэтрин подумала, что наконец-то настал подходящий момент для супероткровенностей, и выступила с трибуны журнала "Advocate", флагмана американского гомосексуализма, с официальным подтверждением того, что она лесбиянка. Помимо этого не растерявшая былого юмора Лэнг снялась для другого журнала, "Vanity Fair", сидя в строгом мужском костюме в кресле одной из парикмахерских с пеной для бритья на щеках, а супермодель Синди Кроуфорд в купальнике исполнила роль ее парикмахера.
Кэтрин не поддалась соблазну записать альбом-клон "Ingenue" и после весьма любопытного саундтрека к картине Гаса Ван Санта "Even Cowgirls Get The Blues" 1993 года и выдержала двухлетнюю паузу перед тем, как вернуться с диском "All You Can Eat", полностью избавившимся от пережитков кантри. Здесь впервые Кэтрин не скрывала, какому полу посвящены отдельные ее песни ("Sexuality", "Get Some"), и гораздо больше экспериментировала со стилями (поп-соул, джаз, кабаре-китч, фолк), чем в предшествовавшем альбоме.
После еще одного неудавшегося романа казалось бы обреченная на вечные скитания и одиночество певица находит свою любовь. Чтобы больше не упускать птицу семейного счастья, Кэтрин покупает уютный домик, облагораживает его и селится там вместе со своей более молодой подругой Лейшей Хэйли (Leisha Hailey) из группы MURMURS, второй диск которой Кэтрин вызвалась продюсировать.
K. D. Lang долго не хотела нарушать эту идиллию, но чувство долга перед своими поклонниками, которые поддерживали ее все эти годы, возобладало над ней, и Лэнг записала очень необычный для 1997 года минималистичный джазовый альбом, посвятив его целиком и полностью сигаретам (при том, что она не курит), а в их предмете - всем пагубным зависимостям, которые одолевают людей и их взаимоотношения, а также снялась в двух телесериалах, "The Last Don" и "Ellen". Также диск в ретроспективном формате показал, как изменялось отношение к курящим женщинам. В начале ХХ века это считалось очень крутым, в 50-ые годы стало знаком протеста, а теперь чуть ли не преступлением. То же самое и с наркотиками, насилием и продажной любовью. Человечество в разные периоды своей истории слишком легко меняло свое отношение к подобным вещам...
Примечательно, что Кэтрин демонстрировала свою любовь к "сигаретной" теме еще во второй половине 80-х, когда были записаны кавер Пэтси Клайн "Three Cigarettes In An Ashtray" и "Down To My Last Cigarette". Так что собрать воедино двенадцать римейков классических никотиносодержащих песен для такого "мужчины в юбке" (или "женщины в брюках") показалось очень интересной и концептуальной идеей, возрождающей пьянящий дух ретро (сигары, мартини и коктейли с водкой).
После очередного затяжного турне Лэнг требовалось сменить батарейки, и они с Лейшей переехали жить в Лос-Анджелес, в солнечную Калифорнию. Неудивительно, что свой новый альбом она назвала "Invincible Summer" ("Непобедимое лето"). Спродюсированная самой Лэнг и молодым талантливым Дэмианом ЛеГэссиком (Damian LeGassick), работавшим в команде Уильяма Орбита над альбомом Мадонны "Ray Of Light", эта работа представляет собой мини-экскурс в летнее настроение певицы и содержит много характерных элементов из бразильской музыкальной культуры, старый добрый калифорнийский соул-поп и некое неуловимое британское начало, а мажорное название позаимствовано ею из книги Элберта Кэмуса, где есть строчка: "Посреди зимы я вдруг понял, что во мне таится непобедимое лето...".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2000 год в рубрике музыкальная газета