Hip-Hop Side Брейк-данс: обувь для танцев, элементы в брейк-дансе
Обувь должна быть чисто спортивной. Единственно верный вариант - это кроссовки или кеды. Но подойдут не всякие. Не стоит одевать баскетбольные тапки с высоким голеностопом - они сковывают стопу и вообще созданы для того, чтобы прыгать. Также не подойдут пафосные кеды с толстой подошвой - в них легко подвернуть ногу, да и тяжелые они.
Кроссовки должны быть легкими, прочными и с резиновой снизу подошвой. Желательно, чтобы бока подошвы были из композитов, т. к. синтетика неплохо скользит (это надо). Подошва должна быть плоской по максимуму, даже если в ней есть система амортизации ("Air", "Torsion", "Trinomic", "DMX"). Самые подходящие кроссовки являются представителями классов: "Casual Runing", "Tennis Outdoor/Indoor" и "Training".
Ведущими фирмами производителями подходящей обуви являются: "Adidas", "Puma", "Nike", "Sprandi", "Fila" и "Reebok".
"Adidas" - культовая для hip-hop-культуры фирма (по всем параметрам), выпускает продукцию только отменного качества, соответственно, и цена на обувь не самая низкая. Самый кайф в том, что система "Trinomic" очень компактна, и поэтому кроссовки с ней имеют низкую подошву, а это очень удобно.
"Nike" - самая высокотехнологичная контора. Всегда опережает конкурентов на полкорпуса, поэтому все, что делается на ее заводах, являет собой продукт космических технологий. Для hip-hop-общественности "Nike" имеет посредственное значение, но попадаются фанатики и этой фирмы. Цена на обувь самая высокая.
"Sprandi" - фирма, незаслуженно обойденная вниманием многих. Выпускает самую дешевую обувь очень хорошего качества. Кроссовки очень легкие и удобные. Отличная тренировочная обувь.
"Fila" - непонятная для меня фирма. Иногда выпускает хорошую обувь, но если модель удалась, то это супервещь. Цены на обувь средние.
Выбор обуви - дело сугубо личное, и у каждого свой вкус. Но я надеюсь, что этот текст поможет кому-нибудь сделать выбор.
P.S. Опасайтесь подделок (даже качественных) - они развалятся месяца через три или натрут вам мозоли.
Защита от травм
Травмы - это единственный минус брейк-данса. Но если быть аккуратным и заранее предупреждать ушибы, вывихи и растяжение суставов, то все будет зашибись.
Начну с растяжений и вывихов. Во-первых, необходимо хорошо разминать все суставы, несущие большую нагрузку: голеностоп, колени, бедра, поясницу, шею, кисти, локти и плечи. На все это нужно тратить минимум 10-15 минут. После разминки на кисти можно намотать эластичный напульсник, это уменьшит нагрузку на сустав и не даст теплу просто так уходить. На голеностоп желательно одеть специальные суппортеры (эластичные носки без пятки и носа), это очень помогает. Остальные суставы придется приучить работать без фиксаторов и бинтов... Так лучше.
Напульсники и суппортеры выпускают почти все спортивные фирмы: "Adidas", "Nike", "TA Sport", "JK Exer", "Kettler" и т. д. Их найти несложно и стоят они недорого ("TA Sport" - самые дешевые).
Ушибы наиболее часто портят настроение. Но и защититься от них проще всего. Нужно одевать на колени мягкие волейбольные наколенники, а на локти - мягкие налокотники. Они не будут мешать движениям и очень хорошо защищают от ударов.
Ну а тем, у кого болит поясница, рекомендую надевать эластичный пояс для похудания (смешно звучит). Он хорошо греет и не дает спине быстро остывать, что значительно снижает болевые ощущения.
Элементы в брейк-дансе
Windmill - мельница, вертушка.
Это самый популярный повермув (PowerMove) и почти самый простой в выполнении, т. к. он требует координации и силы среднего уровня. Чаще всего именно с этим элементом у людей ассоциируется break-dance.
Для того чтобы его освоить, нужно твердо запомнить несколько вещей:
1. Основной движущей силой являются ноги, а руки могут только помогать или вообще бездействовать.
2. Работают обе ноги по очереди, а не одна (которая пинает вперед).
3. Опорой являются плечи и голова, а не задница.
4. Тело и ноги должны работать одновременно, т. е. тело должно успевать перекатываться. Как правило, многие задерживаются на спине и перекручивают ноги, и это приводит к тормозу.
Итак. Начинать можно с живота или со спины. Начиная со спины, очень многие забывают такую ошибку: ноги работают, а тело - нет, или работает с большим опозданием, вследствие чего ноги сводятся вместе и происходит идиотское падение. Начиная с живота, проще отработать базовую технику, поэтому я буду рассказывать, как начинать мельницу с живота. Тело будет крутиться по часовой стрелке, а ноги - против часовой.
Нужно лечь на живот, расставить прямые ноги в стороны (градусов на 90 минимум). Можно подставить правый локоть и опереться на него (так легче начать), а левую ладонь поставить на пол, на уровне живота (ей можно оттолкнуться). Далее левая нога махом (слегка по кругу) уходит вверх, а правая машет вдоль пола тоже по кругу (по кругу уходит вверх, против часовой). Самое главное - это не махать отдельно ногой, а раскрыть сначала бедро, т. е. выпустить его по кругу и, перекатываясь на правое плечо, пинать воздух.
Когда правая нога уходит вверх по кругу, левая закручивается вниз, и вы перекатываетесь через спину на левое плечо (тело при этом не прекращает вращение по часовой стрелке, если смотреть сверху, иначе вы просто упадете). Левая нога должна пройти практически над полом, как бы пиная воздух пяткой, а правая - лететь по верху. Здесь важно сильно не согнуться в тазобедренной части, а, напротив, раскрывать бедро и держать ноги как можно шире, а тело - прямее.
После прохода левой ноги над полом вы должны оказаться грудью на полу с широко расставленными ногами (ноги летят в воздухе, но для начала можно приземлиться на них). Руки можно подставить под живот для более устойчивой опоры. Ну, а далее опять вылетает правая нога. И понеслось.
Когда ноги проходят угол 180 градусов против часовой стрелки и меняются (т. е. сначала над полом летела правая носком вперед, а потом над полом летит левая пяткой вперед), тело проходит угол 90 градусов по часовой стрелке. Соответственно, для одного полного оборота мельницы нужно сделать два полных оборота ногами (720 градусов).
P.S. Соль в том, что ноги должны быть прямыми в коленях и пролетать низко над полом, не задевая его. Ширина ног влияет обратно пропорционально на сложность. Чем шире ноги, тем легче делать... Когда вы научитесь делать windmill правильно, то почувствуете, как ноги сами разлетаются.
P.P.S. Мельница и ее модификации являются хорошим связующим элементом. На нее хорошо заходить через swipes, headspin, turtle, flares и с таким же успехом - наоборот.
Разновидности windmill
Прежде чем я начну ездить вам по ушам миллерской терминологией, хочу сделать предупреждение: НИКОГДА не пытайтесь делать сложные мельницы вперед легких, иначе либо научитесь делать их неправильно, либо некрасиво (в лучшем случае). В худшем вас ожидает кушетка в травмпункте и утка под кроватью. Кроме того: надевайте шапку (твердолобым людям можно пренебречь этим советом), толстовку с длинными рукавами и налокотники. Ну-с, а теперь приступим-с...
Barrels - это мельницы с руками, сложенными в кольцо перед собой. Это довольно легко. Важно запомнить, что перед тем, как делать все фишки такого рода, нужно как следует разогнаться. Также некоторые прижимают кисти к груди и поэтому бьются локтями об пол. Основной алгоритм всех мельниц без рук: плечо-лоб-плечо-лопатки.
Babies - те же самые barrels, только с согнутыми и скрещенными в щиколотках ногами. Для успешного их выполнения надо лишь удачно подобрать момент для сгибания ног. Для кого-то это момент перехода со лба на плечо, но у разных людей - разная физиология.
Coins - мельница с прямыми, расставленными в стороны руками. Не слишком сложная фишка, но чтобы красиво ее делать, нужно чувство баланса (так как вытянутые руки придают скорости, и тело кренится набок). Еще один секрет в том, что ноги и тело в данном случае должны работать не синхронно, как обычно, а с небольшим запаздыванием корпуса, что позволяет получше чувствовать вращение.
Supermans - мельница с прямой, вытянутой вперед рукой. Если посмотреть одноименный фильм, то станет еще понятнее, о чем идет речь. В этой фишке тело необходимо вращать только ногами. Для начала надо научиться делать barrels в совершенстве, чтобы в дальнейшем разгоняться без помощи корпуса. Затем надо уловить момент и поднять руку (если крутиться против часовой стрелки, то левую, и наоборот) и сделать резкий рывок ногами по кругу. В результате тело должно подлететь вверх и благополучно приземлиться на плечо или лопатки (в зависимости от силы рывка). Для эффекта желательно крутить 4-5 оборотов.
Nutcrackers - мельница с руками на яйцах. Вот это уже непросто. Очень непросто. Но возможно. Так как фишка делается без малейшей опоры на руки, то, думаю, понятно, почему я разорялся насчет головного убора. Прежде всего - четко выполнять алгоритм. Плечи можно чуть-чуть сдвинуть вперед. Также надо сильно работать ногами. И наконец, очень важно разогнаться до предела, потому что это дает возможность пролететь один оборот чисто по инерции. Кроме того, необходима четкость и слаженность движений, иначе падения не избежать.
Bodyglides - эта фишка похожа на supermans, но смотрится куда кучнее, потому что здесь выпрямляются ОБЕ руки. Соответственно, сложность тоже увеличивается. Чтобы вытворить такое, необходимо делать минимум 5-6 оборотов nutcrackers. Иначе можно заработать симпатичный синяк во все бедро. Но, тем не менее, процесс выполнения такой же, как и у supermans, но не стоит забывать, что вытягиваются вперед обе руки.
Handcuffs - мельница с руками за спиной. Самая мощная фишка, но и одна из самых сложных. Для выполнения хотя бы одного оборота оной необходимо делать nutcrackers как с добрым утром. Полезный совет: локти надо не заводить за спину, а прижимать к бокам, иначе можно довольно серьезно расплющить суставы. Тело раскручивается ногами.
Это не все разновидности мельниц, но и этого для начала более чем достаточно, а в общем советую не торопиться. Все нужно делать постепенно. Удачи!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2000 год в рубрике музыкальная газета