Starr, Ringo
И просто хороший человек...


7 июля 2000 года ударнику BEATLES Ринго Старру исполняется 60 лет!

В молодости Ринго не имел сногсшибательной внешности, был не самым выдающимся ударником, обладал весьма скромными вокальными и тем более композиторскими данными. Песни, исполненные им в группе, не стали супершлягерами и почти не задержались в памяти - за исключением, пожалуй, "Yellow Submarine". И все же представить без него BEATLES невозможно, так же как, простите за пафос, невозможно представить себе птицу без крыльев.
Вероятно, в ансамбле на него просто "давил" авторитет Леннона, МакКартни и Харрисона: после распада группы Ринго один за другим стал выдавать хиты собственного производства - "It Don\\\\\\\\'t Come Easy", "Back Off Boogaloo", "Photograph", "Oh My My" и др., - которые не только попали в международные хит-парады, но по тиражам и позициям в чартах перещеголяли многие песни его бывших коллег по BEATLES!
Как-то начинает забываться тот факт, что именно благодаря его альбому с незамысловатым названием "Ringo" произошло пусть короткое и пусть только на его пластинке, но все же воссоединение легендарной ливерпульской четверки. Случилось это в 1973 году - именно в тот период, когда отношения между "битлами" выяснялись уже не в во время дружеских дискуссий, а сугубо в ходе судебных заседаний. (Тогда Харрисон написал свой "Sue Me Sue You Blues" - "Ты преследуешь меня, я преследую тебя", в котором были и такие горькие строчки: "приведи своих адвокатов, а я приведу своих, соберемся вместе - и повеселимся на славу!...".)
И вообще Ринго был связующим звеном между участниками легендарного квартета, играя на сольных дисках и Леннона, и Харрисона, и - позднее - МакКартни. В интервью журналу "Плейбой" незадолго до своей смерти Леннон в ответ на вопрос "Как ты оцениваешь игру Ринго на ударных?" сказал: "Ринго - чертовски хороший ударник. Он всегда был хорошим ударником. Не в смысле техничности, но я думаю, его игру недооценивают, так же как игру Пола на бас-гитаре... Если сравнивать его игру на басу с басистом "роллингов", а игру Ринго с игрой Чарли Уоттса (ударник ROLLING STONES. - И.М.), то они им равны, если не лучше... Я думаю, Пол и Ринго не уступят любому из рок-музыкантов".
В чем Ринго обошел своих коллег по BEATLES, так это по работе в кино. Его партнерами были самые знаменитые артисты - Марлон Брандо, Юл Бриннер, Питер Селлерс, Ракуел Уэлч. На экране Ринго одинаково успешно перевоплощался в мексиканского бандита и... Папу Римского, стилягу 50-х годов и первобытного человека.
Невозможно себе представить Леннона или Харрисона, исполняющих песни для детской сказки, а Ринго - вовсе не трудно. Он был для битломанов куда больше "своим парнем", чем трое его коллег по группе. Недаром Леннон, объясняя, почему его песню "I\\\\\\\\'m The Grеatest" спел Ринго, в том же упомянутом выше интервью сказал: "Я не мог петь ее, но она прекрасно подходила Ринго. Он мог заявить: "Я самый великий", и людей это не обидело бы. Если бы "Я самый великий" сказал я, они восприняли бы это слишком серьезно".
Его своеобразное чувство юмора отмечено во всех биографиях ливерпульской четверки. (Вопрос на пресс-конференции: "Что вы думаете о Бетховене?". Ринго: "Велик, особенно его стихи". Вопрос: "Почему ты носишь столько колец на пальцах?". Ринго: "Потому что не могу продеть их все сквозь нос!".) Случайная реплика Ринго на съемках первого "битловского" фильма дала название всей картине ("A Hard Day\\\\\\\\'s Night"), а оброненная как-то шутливая фраза "Tomorrow never knows" подсказала Леннону, что свою очень философскую композицию с альбома "Револьвер" следует назвать именно так. Чем, как не добрым юмором, можно объяснить тот факт, что первый тираж его диска "Rotogravure" (1976) поступил в продажу с... увеличительным стеклом, позволявшим прочитать мелкие надписи на обложке альбома: "Дайте Джону "зеленую карту" (т.е. право остаться в США. - И.М.), "Мы любим BEATLES", "Да здравствует BEATLES" и т. д?
Ринго продемонстрировал удивительно широкий диапазон интересов: он проектировал мебель (кофейный столик, украшенный с двух сторон радиаторами от "роллс-ройса", - каково?), основал собственную фирму грамзаписи Ринг О\\\\\\\\'рекордз, снял документальный фильм о британском глэм-рокере Марке Болане, записал песни для детской сказки, читал авторский текст детского телесериала. Он выступил с Харрисоном на знаменитом "Концерте для Бангладеш" (где умудрился забыть слова единственной песни, которую исполнял соло). В 1998 году он первым (и, возможно, последним) из "битлов" приехал в Москву и выступил перед СНГ\\\\\\\\'шной публикой.
Он никогда не был идеалом. Были и наркотики, и чрезмерное пристрастие к алкоголю, и - после десяти лет брака - развод с женой, обвинившей его в супружеской неверности. Но миллионы любили и любят его, со всеми недостатками и достоинствами. Он, простите за высокий слог, - уже символ эпохи, или, как принято сейчас говорить, знаковая фигура (разумеется, с Джоном, Полом и Джорджем).
В популярной музыке существует немало Старров: Фредди Старр, Кенни Старр, Эдвин Старр, но Ринго Старр - единственный и неповторимый. Интересно, что американская CD-RОМ-энциклопедия "Уорлд бук миллениум 2000" (1999) посвятила Ринго Старру 20 строчек, Майклу Джексону - 19, Мадонне - только 18, кинозвезде Марлону Брандо и Полу МакКартни - по 17.
Это о чем-нибудь да говорит, как вы считаете?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2025 Музыкальная газета