DJ Паленый Музыка - это часть меня
Утро, 6.50. После веселой и энергичной вечеринки в клубе "Триклиний" один из наиболее известных хаусовых ди-джеев города Минска, принадлежащий к старой гвардии DJ Паленый (вошедший в число организаторов мероприятия) любезно согласился дать нам интервью, которое и было проведено незамедлительно в уютной домашней обстановке за чашечкой утреннего чая. Надо сказать, что интервью это мы решили приурочить ко дню рождения Леши Паленого (он прошел буквально на днях), и нам вдвойне приятно в связи с этим рассказать его историю и поведать читателю еще одну точку зрения на мир современной танцевальной музыки.
- Скажи, Леша, на твой взгляд, как прошла вечеринка? И насколько, по твоему мнению, изменилась ситуация с различного вида parties в Минске, ведь ты был одним из тех, кто стоял у истоков зарождения минской клубной сцены? Причем твоя точка зрения весьма ценна еще и потому, что ты можешь посмотреть на все свежим взглядом, после некоторого времени отсутствия.
- Да, уже прошел целый год с того момента, когда я снова вошел в клубную жизнь как ди-джей и промоутер, и только сейчас я чувствую, что уже занял свою нишу, что нашел свое место и несу людям какую-то информацию. Эта вечеринка не являлась исключением. Во время своего сета я попытался создать хорошую ауру, передать свое настроение и надеюсь, что у меня получилось. Отлично сыграли DJ Митя и DJ IFU. В общем, по откликам людей и царившему в эту ночь настроению можно сказать, что вечеринка удалась и прошла отлично. Правда, к некоторым отзывам другого рода стоит тоже отнестись с уважением и учесть на будущее.
- У каждого минского ди-джея есть своя предыстория, раскрывающая суть его псевдонима. Какова она у тебя? Почему DJ Паленый?
- Все началось еще в школьные времена, когда о каком-то электронном движении еще даже и речи не шло. В самом простом дворе, где я играл с ребятами, происходило множество различных прикольных историй. Экстремальные ситуации были нашим коньком. И в них мне часто почему-то удавалось попадаться кому-то на глаза - в общем, "палиться". Отсюда и ноги растут у псевдонима. С каждым разом мне все больше приходилось бороться с этим моим дворовым прозвищем, но с чем боролся, на то и напоролся. Вот так псевдоним "Паленый" и прижился.
- Расскажи, пожалуйста, о своем творческом пути. Как и при каких обстоятельствах ты пришел к той музыке, которую ты играл в 1997-ом и играешь в настоящее время?
- Все начиналось очень давно, где-то году в 1993-ем. Мы тогда дружили с Митей (DJ Митя. - Прим. автора). Он тогда находился в андеграунде и на меня влиял своими интересными профессиональными музыкальными идеями в музыке, а я в то же время взбадривал его своей любовью к жизни. Мы вместе пришли к электронной музыке, а потом непосредственно и к хаусу. Затем, когда я выпал из клубного движения на пару лет, мы все равно думали об одном и том же. А когда появилось современное воплощение диско - диско-хаус, мы с ним на расстоянии тогда знали, что это наша музыка и что через некоторое время мы будем играть ее вместе.
- А с чего вообще началось твое увлечение электронной музыкой?
- Мое пристрастие к электронной музыке появилось во времена пика популярности DEPECHE MODE и KRAFTWERK. В то время (это был конец 80-х - начало 90-х) у меня было достаточно денег, чтобы покупать себе фирменные диски и из них собирать хорошую коллекцию музыки. Я покупал себе, кроме DM и KRAFTWERK, и APHEX TWIN, а также COIL, THE ORB, ORBITAL и многое другое.
- Одной из основных целей серии интервью с минскими ди-джеями является возможность дать подрастающему поколению да и вообще клубоманам информацию о рождении и развитии электронной танцевальной сцены в Минске. В связи с этим хотелось бы услышать твою версию того, как все начиналось.
- Первое, что всплывает в моей памяти, - это манеж "Динамо" в 1992 или 1993 году. Тогда я, Ярик и Митя "колбасились" до потери пульса. Это было первое крупное мероприятие, когда играло классическое техно. Второе, что осталось в памяти, - это Альтернативный театр. Именно туда приезжали играть первые иностранные ди-джеи. Тогда это были голландцы DNA. Это было настолько ново и интересно, что не надо было прибегать к дополнительным субстанциям для поднятия настроения. Именно то время я считаю самым пиком в развитии минского клубного движения. Тогда в Минске лидировала промо-группа F.U. Entertainment, пропагандирующая хаус и техно-музыку. Это действительно был самый расцвет клубного движения, да и элекроннной музыки вообще. Движение воспитало в Минске сотни почитателей хаус-музыки.
Потом на пару лет я выпал из клубного движения. Ну а сегодня, на мой взгляд, большим успехом пользуются приватные или домашние вечеринки.
- А какова твоя личная роль в развитии клубной сцены в Минске?
- У меня все началось еще с поездок в Москву, в разные модные клубы, где тогда игрался прогрессив-хаус (у нас в Минске еще никто об этом стиле ничего не знал). Я покупал там кучу новой музыки, я интересовался хаусом, анализировал его. Мне хотелось не просто потреблять и впитывать музыку, а создавать, творить что-то свое. И тогда в "Cалюте" я сыграл с кассет на деках без питча свой первый сет. Это был, конечно же, не лучший вариант, но другого выхода не было. Потом уже в Минске начали появляться самодельные аппараты с питчем, что позволило играть с кассет в ди-джейском ракурсе, меняя скорости и сводя композицию с композицией. Некоторое время спустя у Мити появились первые вертушки фирмы "Gemini", ну а затем и "Technics". Вот так с нуля все начиналось.
- Насколько нам известно по рассказам IFU, Ярика, Клауса, в Минск в начале 90-х привозились различные миксы с музыкой уже сведенной (например, миксы Ивана Салмаксова). Ты тоже играл эти миксы?
- Нет, такие миксы я не играл. Идея играть так - не для меня. Но народу это приносило большое удовольствие, и поэтому она была в то время как нельзя кстати и очень нова. Впрочем, я уже тогда догадывался, что все должно быть не так, а как-то по-другому.
- Хорошо, а как тебе открылась истина? В то время практически невозможно было достать нужную информацию, и все начинали исследования в области искусства ди-джеинга с нуля...
- Да, информацию тогда откопать было очень сложно. Но все же общими усилиями мы мало-помалу находили кое-что. У меня, например, бабушка живет в Польше. И я уже тогда, приезжая туда и проходясь по клубам, интересовался у польских ди-джеев, что к чему и как. Еще нам очень помогло спутниковое телевидение.
Потом Митя еще купил вертушки "Gemini" и попробовал что-то сводить. И у него это начало получаться с каждым разом все лучше и лучше (я тогда только начинал что-то пробовать). Я помню, мы тогда уже знали, что такое скорость, но что такое "квадраты" - понятия не имели. Но все равно - кто ищет, тот всегда найдет...
- Расскажи немного о том, как сформировался творческий тандем DJ Митя и DJ Паленый?
- Все началось с дружбы, той дружбы, которая до сих пор не прекращается. Мы всегда с Митей любили радоваться жизни и эту радость дарить людям. Хотя у нас и разные жизненные философии, мы все равно вместе. Мы хотим вместе создавать настроение, играя свои сеты, а также вместе делать праздники хаус-музыки. В общем, повторюсь, дарить радость себе и людям.
У нас с Митей одно общее настроение, мы постоянно интересовались новой музыкой, и вообще у нас много общего. Поэтому, наверное, и образовался вполне естественным образом наш творческий тандем.
- Как, на твой взгляд, изменилась за последние 6-7 лет публика, приходящая на вечеринки?
- Если честно, немного грустно становится, глядя на эту публику. В ней меньше стало какой-то идеи и радости, а все больше цинизма. Сегодня, на мой взгляд, многим больше хочется каких-то физических ощущений, нежели идейности и душевности.
- А почему "старая гвардия" не ходит на вечеринки?
- Знаете, вернувшись в Минск, я заметил одну очень грустную и ужасную вещь - некоторые личности из так называемой "старой гвардии" пристрастились к употреблению допинга. Это вызывает деградацию, хотя они, возможно, так не думают. Затем, я думаю, стало гораздо меньше взаимного интереса и открытости, а больше какой-то тупости, погони за материальной выгодой и физическими наслаждениями.
- Когда ты понял, что DJ Паленый - это ди-джей, играющий диско-хаус и хаус-музыку?
- Когда меня не было в Минске, а меня не было пару лет, я много времени посвящал продумыванию того, как будет выглядеть мое дальнейшее творчество, процесс самовыражения. И если раньше я мог в своем сете играть смесь различных музыкальных стилей (главным для меня было передать хорошее настроение и радость), то теперь я понял, что ни один стиль не передает так много радости и именно моего настроения, как это может делать хаус и, в частности, диско-хаус. И поэтому я решил, что буду играть музыку именно этого стиля.
- У тебя есть какой-нибудь девиз в жизни?
- Да. Может, это и не девиз, но я люблю все, что окружает меня: небо, солнце, землю, ветер. Однако я еще ни разу в жизни по-настоящему не любил. Это остается моей маленькой мечтой, и я думаю, что все еще впереди. На мой взгляд, любовь - одно из самых важных человеческих качеств.
- Если посмотреть со стороны, как бы ты охарактеризовал ди-джея Паленого?
- Ди-джей Паленый - это солнце, которое постоянно излучает потоки доброй и хорошей энергии.
- Важна ли для тебя реакция публики в то время, когда ты играешь свой сет?
- Да, конечно. Естественно, я начинаю играть со своим настроением, а потом важна реакция публики. Для себя я могу играть дома. Когда же я принимаю участие в вечеринках, я играю только для людей.
- Твой самый любимый музыкальный проект?
- ORBITAL.
- Лучшая вечеринка с твоим участием?
- Наверное, это вечеринка, посвященная памяти DJ Клауса.
- Когда ты купил первые свои пластинки и что это была за музыка?
- Весной 1999-го я купил первые свои пластинки. Это был гараж, дип- и диско-хаус.
- Твои самые любимые лейблы?
- Epic, Strictly Rhythm.
- Есть ли у тебя какие-то причуды?
- Сейчас в Минске все ди-джеи разделились на отдельные группы, а я всегда стремился (да и сейчас стремлюсь) к воссоединению. Еще я люблю не продавать, а дарить свои старые пластинки.
- Ты мог бы вкратце обрисовать, что сейчас происходит на минской электронной сцене? Раньше она была более-менее однородной, все были друг другу братья... Сегодня ситуация несколько изменилась. Существует даже некоторая конкуренция. Как ты это прокомментируешь?
- Ну, начнем с того, что у каждого свои интересы. Ярик с Конем открыто заявляют, что для них вечеринки - это способ заработать деньги. Я тоже не прочь заработать за свой сет какие-то деньги, если на вечеринку с моим участием пришли люди, но не любыми способами. Скажем, для меня важнее, чтобы ко мне пришло двадцать гостей, чем заработок в двадцать долларов.
Я думаю, что такого же мнения придерживается и Леша I.F.U. Он играет сегодня более молодежную музыку. Она людям нравится. У него свой прикол. Он с музыкой просто чудеса делает...
С другой стороны, мы с Лешей тоже очень разные. Он ездит в Европу, у него даже в бизнесе немного другие подходы и понятия.
Больше всего мы похожи с Митей, но и Митя за последнее время тоже изменился.
В общем, я согласен, появилось очень много различных лагерей, но я очень хочу, чтобы все друг с другом ладили.
- Скажи, какие элементы хаус-музыки тебе настолько близки и столь сильно берут за душу, что уже столько лет ты отдаешь предпочтение именно этому стилю?
- Прежде всего это вокал. Диско-вокал - это для меня все. Причем я люблю любой вокал (но особенно женский), но в сочетании с четким ритмом. Может быть, это связано с тем, что я классический мужчина, поэтому мне и нравится классический женский вокал.
Вообще, хаус для меня - это способом самовыражения. Мне нравится, как строится эта музыка, мне нравится ее ритм, пульсация, те сэмплы, которые в ней используются...
- Вся твоя жизнь проходит под знаком хауса? Когда ты отдыхаешь, расслабляешься, ты тоже слушаешь хаус, или для этих целей ты предпочитаешь какую-то другую музыку?
- Нет. Это хаус. Все-таки, как ни крути, это хаус. Конечно, бывает все, и в моей жизни есть вся музыка, абсолютно вся. Но все равно каждый день, каждое утро у меня начинается с хауса и заканчивается хаусом. Случайно проходит любая музыка - для информации, для аналитического осмысления, для всего остального. Основу же моей жизни соствляет хаус, диско-хаус, джаззи-хаус, тот же гараж.
- Скажи, а какая у тебя профессиональная мечта?
- Поиграть где-нибудь в Европе, и вообще хотелось бы достичь такого уровня мастерства, чтобы потом, в дальнейшем, люди помнили меня и ту музыку, которую я играл.
- Ди-джеинг - это просто твое увлечение, или ты планируешь по жизни идти с музыкой и играть ее для людей?
- На самом деле для меня это увлечение настолько крепкое, настолько идейное, что оно будет идти со мной по жизни. Я в этом уверен, что бы там ни случилось и что бы ни говорили родственники, заумные друзья и другие. Не может быть такого, чтобы в моей жизни не стало музыки. Легче просто лишиться рассудка. Музыка и ди-джеинг - это часть меня.
- Что вы планируете с Митей сделать в ближайшее время?
- Где-то в середине июля мы планируем провести большую акцию на аэродроме Боровая. Вечеринка будет называться "Air Dance Party". На ней будут представлены практически все существующие представители минской электронной сцены.
Еще мы планируем развивать контакты с зарубежными странами, выезжать туда и приглашать наших коллег сюда.
- Ну, и в заключение - твои пожелания будущим и начинающим ди-джеям, а также читателям "МГ".
- Весь смысл человеческой жизни, на мой взгляд, заключается в движении. Двигайтесь во всех смыслах - в моральном, в духовном, в физическом! Если вам хочется достичь каких-то высот, нужно оторвать задницы от кресел и двигаться вперед. Ездите, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь, ошибайтесь. Нужно все время двигаться. Я так говорю только потому, что сам достиг какого-то результата посредством движения. Я всегдя цеплялся за все новое. Интернет, компьютеры, новая информация. Нельзя отставать. Нужно не бояться экспериментировать. Тогда все будет класс. Нельзя думать о том, что когда-то все само свалится с неба - вертушки, пластинки, умение, мастерство...
Также хотелось бы пожелать больше обращать внимания друг на друга, причем не только на какие-то внешние факторы, но и на то, что у окружающих людей внутри. Тогда, я уверен, всем станет радостнее жить. Я страстно хочу и желаю всем увидеть интерес человека к человеку. А апогей этого интереса - любовь, то есть то, с чего мы и начинали этот разговор.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2000 год в рубрике музыкальная газета