Cat Power
музыка для суицида


Если близкий вам человек находится в состоянии глубокой депрессии и вы предложите ему прослушать последний альбом "The Covers Record" (2000, Matador Records) печальной 28-летней американки Chan Marshall, то считайте, что вы, сами того не желая, вложили в его руки заряженный пистолет... Да, таков эффект воздействия музыки артистки из Нового Орлеана, которая вот уже на протяжении более десяти лет сочиняет замечательные песни, но при этом остается известной лишь крайне узкому кругу меломанов, однажды открывших для себя "ящик Пандоры" и с тех пор заочно записавшихся в музыкальный "Клуб Самоубийц". Однако не стоит пугаться такого мрачного начала истории - знаете, в "простой, как валенок" душераздирающей музыке Chan Marshall столько человечности и искренности...

Артистка выбрала для своей группы название CAT POWER, которое не имеет ничего общего с кошками и мощью. Да и собаки ей больше нравятся. Карьера проекта началась восемь лет назад и может быть сравнима с маленькой, локальной катастрофой, хотя, возможно, я все преувеличиваю. Люди, слышавшие песни CAT POWER, часто думают, что в жизни Chan является очень крутой и злобной девчонкой, но в реальности все обстоит с точностью до наоборот. Откуда же тогда такие депрессия, грусть, дружеская ирония, трогательная комичность и интровертная шизофрения хрупкой американки? Из жизни... Ее часто обманывали и предавали, трудности преследовали, как тени, а еще она ясно осознает тщетность всех своих начинаний, но упорно продолжает двигаться дальше и не теряется среди целой армии "безнадежно пропавших лузеров". Для Chan Marshall сочинять песни крайне важно.
Что же "технически" представляет из себя свежий CD "The Covers Record"? Это коллекция из 12-ти незамысловатых, ностальгических, необратимо вгоняющих в отчаянный суицидальный транс, бродячих по духу кавер-версий песен из репертуара Bob Dylan, Nina Simone, THE VELVET UNDERGROUND, ROLLING STONES, SMOG, Michael Hyrley, Moby Grape и других популярных артистов прошлого. Замечу, что большинство каверов лишь схематично и зачастую очень отдаленно напоминают оригиналы. Так, например, хит ROLLING STONES "(I Can\\\\'t Get No) Satisfaction" разрушен по всем направлениям: поломана энергичная мелодия, исчезли сексуальная игривость и узнаваемые гитарные риффы, даже хоры в припеве испарились! Вместо всего этого слушателя накрывает волна из однообразной депрессивной гитары и нервного, тихого вокала, делающих наброски портрета женской скуки, одиночества и душевного опустошения. Очевидные блюз/фолк-влияния и следование традициям трубадуров прошлого, минималистское бутлег-качество звучания, умирающий нежный голос Chan, скромный акустический аккомпанемент одиноко бренчащей гитары и репитативного минорного пианино составляют фундамент отравленных унынием мелодичных "пилюль" CAT POWER. А в зияющих пустотах заброшенных аранжировок наяву посвистывает мертвый воздух. Эмоциональный голос Chan Marshall звучит в одной тональности, он - сама тишина и чистота; он чем-то напоминает пение фронтменши MAZZY STAR и Sinead O\\\\'Connor, но гораздо чистосердечнее и правдивее. К тому же инструментально двух последних активно поддерживают музыканты их групп, а Chan абсолютно все делает сама... и поэтому на концертах с ней часто случаются всяческие комические и трагические казусы...
Да, все, что касается CAT POWER, жутко печально... И незабываемо.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета