Oldfield, Terry В поисках невыразимого
Среди музыкантов всегда интересны те, кто прокладывает путь и служит ориентиром для других. Таких людей не так уж много. Терри Олдфилд (Terry Oldfield) - один из них.
Для широкого круга отечественных слушателей имя Терри наверняка будет знакомо меньше, чем имя его брата Майка (Mike Oldfield). Что неудивительно, потому что последний создает более коммерческую музыку, он больше на слуху, его альбомы у нас хорошо "раскручены". Между тем, для любителей ньюэйджа (хотя Терри и избегает этого термина) как раз Терри Олдфилд и является знаковой фигурой, одним из тех музыкантов, кто определяет этот жанр и помогает ему бурно развиваться. И наш сегодняшнее интервью будет с Терри, хотя мы не обойдем вниманием всю их талантливую музыкальную семью, ведь кроме двоих братьев в ней есть еще и Салли (Sally Oldfield).
Мы хотим выразить огромную признательность Терри за интервью, а также компании New World Music и лично Стивену Пэйджу (Stephen Page), без помощи и поддержки которых данное интервью было бы невозможно.
- Вначале традиционный вопрос: каковы ваши музыкальные "корни"? Кто оказывал наибольшее влияние на вашу музыку и почему? Расскажите, пожалуйста, также о сотрудничестве с вашим братом Майком. Помогали ли вы друг другу в начале вашей музыкальной карьеры? Не могли бы вы рассказать о ваших совместных проектах с Майком?
- В 1970 году Майк и я организовали группу под названием BAREFOOT ("Босоногие"). Мы выступали в клубах и университетах Великобритании примерно в течение года. Наша музыка была чем-то вроде тяжелого блюза (heavy blues style), и в то время я играл на бас-гитаре. После этого я играл на флейте на первом концертном исполнении альбома "Tubular Bells" в "Queen Elizabeth Hall" и принимал участие в записи альбомов "Ommadawn" и "Incantations" (известные альбомы Майка Олдфилда. - Прим. авт.), исполняя партии на флейте и пан-флейтах. Хотя сейчас мы с Майком видимся редко, но наши встречи проходят тепло и душевно, а иногда мы даже даем совместные концерты. Я надеюсь, что никто не оказывал на меня слишком большое влияние в прошлом. Честно говоря, я никогда не был большим слушателем и не могу припомнить, чтобы у меня были какие-то особые авторитеты.
- Мы знаем, что ваша семья состоит из очень творческих и талантливых людей. Не могли бы вы рассказать, откуда у членов вашей семьи такой интерес к музыке и как случилось, что все вы стали музыкантами?
- Я никогда не мог понять, каким образом нам троим (Терри, Майку и Салли Олдфилд. - Прим. авт.) удалось стать профессиональными музыкантами. Я думаю, что на нас повлияла атмосфера шестидесятых, когда внезапно всем показалось, что все возможно и если у вас достаточно твердые намерения, вы можете добиться чего угодно. Такая свобода витала в воздухе в то время! В общем-то, когда мы росли, в нашей семье никто особенно не увлекался музыкой, хотя Майк взял в руки гитару достаточно рано - в возрасте восьми лет.
- Где вы обычно находите идеи и черпаете вдохновение для создания столь разнообразных альбомов? Может быть, путешествия в те места, которым посвящены ваши альбомы, вдохновляют вас и дают вам новые идеи для проектов?
- Большую часть вдохновения в своей работе я получаю благодаря путешествиям. Хотя я и не был во всех тех местах, которым посвящены мои произведения, всегда есть что-то вроде этнических "корней", некая схожесть, которая присуща всем этим местам. И, конечно, природа этих мест содержит одни и те же элементы, такие как вода, ветер и так далее. Обычно я начинаю свой альбом со звуков природы, которые присущи данному месту, а затем наблюдаю, какие звуки удается извлечь из флейты, вслушиваясь и выдыхая воздух. Это подобно дыханию - слушаешь и реагируешь.
- Не могли бы вы назвать наиболее важные для вас альбомы и немного рассказать о них?
- Время от времени я слушаю альбом "Out Of The Depths" ("Из глубины"). Вода всегда была важна для меня, и меня очень трогает величие кита и его беспомощность перед человеком. Другой альбом, который мне нравится, это "Spirit Of Tibet" ("Дух Тибета"). Звук детского пения великолепно отражает невинность народа, предназначение которого - поиск просветления, что является для меня единственной целью нашего существования на Земле.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем недавнем альбоме "Spirit Of The World" ("Дух мира"). Каким образом к вам пришла идея предпринять музыкальное путешествие вокруг Земного шара? Почему вы решили создать такой альбом именно теперь?
- Альбом "Spirit Of The World" - это празднование человечества, дань уважения смелости древних культур нашей планеты, которые сформировали истоки того, что мы есть сейчас. Возможно, я запишу еще один альбом, чтобы завершить картину, так как было невозможно уместить этот материал на одном компакт-диске.
- Принимаете ли вы участие в оформлении ваших альбомов? Кто обычно занимается оформлением ваших альбомов?
- В прошлом я почти не принимал участия в оформлении своих альбомов. Все устраивала студия New World Music (студия, на которой издаются альбомы Терри Олдфилда. - Прим. авт.) Но в оформлении трех последних альбомов я принял более активное участие. Оригинальная идея оформления "Spirit Of The World" принадлежит мне.
- С нашей точки зрения, вы являетесь одним из пионеров в жанре ньюэйдж. Ваши идеи затем использовались другими музыкантами. В своей музыке вы активно используете этнические инструменты, отдавая предпочтение флейте. Как вы пришли в эту область творчества и каким образом у вас появились эти идеи?
- С тех пор как я начал играть на флейте, развитие в сторону использования этнических инструментов было вполне естественным. Поэтому я обращал особое внимание на те культуры, в которых были созданы специфические инструменты, типа флейт, в соответствии с местной флорой и характером людей.
- Почему все-таки флейта? Это ваш любимый инструмент? Нравятся ли вам какие-либо другие музыкальные инструменты? Где вы обычно записываете свою музыку?
- Однажды флейта появилась в моей жизни, и я понял, что это - мое, как любовь с первого взгляда. На самом деле это невозможно объяснить! Всю мою музыку я записываю в своем доме в городке Cotswolds (Котсволдс) в Англии.
- Пожалуйста, расскажите немного о вашей работе в киноиндустрии. Какой из ваших проектов в киноиндустрии был, по вашему мнению, наиболее интересным и успешным?
- Прежде чем я начал издавать свою музыку на компакт-дисках, вся моя работа была сконцентрирована на создании музыки к фильмам. Обычно я писал музыку для 12 фильмов в год. Со временем я начал уставать от ограничений работы для большого числа людей с различными, часто противоречивыми идеями. Но, к счастью, в это время мои альбомы начали достаточно хорошо продаваться, так что я смог направить свою энергию в основном в этом направлении. Мой самый успешный кинопроект назывался "Meerkats United". Он неоднократно продавался в более чем 80 странах. Я номинировался на премию Британской киноакадемии за музыку к фильму "Kingdom Of The Ice Bear" ("Королевство Белого Медведя"), но в тот год премии был удостоен Эрик Клэптон (Eric Clapton). А в США я получил две премии "Emmy" ("Эмми") за музыку к фильмам "Twilight Of The Dreamtime\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'" ("Рассвет времени грез") и "Land Of The Tiger" ("Страна Тигра").
- Как началось ваше сотрудничество с компанией New World Music? Почему вы избрали эту компанию для распространения ваших альбомов? Сотрудничаете ли вы с другими музыкальными фирмами?
- Мое сотрудничество с компанией New World Music началось благодаря случаю. Я получил письмо от музыканта, который записывал мою музыку для телевизионных фильмов. Он просил у меня кассету с записью моей музыки. Позднее именно он рассказал мне о New World Music, которая в то время была совсем маленькой фирмой и на которой записывалось совсем немного музыкантов. Я послал туда свою запись, и мы выпустили компакт-диск под названием "Cascade" ("Каскад"). С тех пор на студии New World Music я выпустил еще 17 альбомов. Другие мои альбомы были выпущены на студиях BBC Records и The Voiceprint.
- В целом каких музыкантов вы можете назвать своими друзьями? Кто помогает вам в вашей творческой деятельности?
- Обычно я работаю один, но у меня есть очень хороший друг по имени David Pash (Дэвид Пэш), который очень помогает мне с аранжировками музыки к фильмам, а также исполняет гитарные партии во многих моих альбомах.
- Какова ваша концертная деятельность? Даете ли вы концерты или принимаете участие в каких-либо мероприятиях?
- Раньше я не занимался концертной деятельностью, но недавно меня пригласили дать несколько концертов, в том числе в Сиднейской опере ("The Sydney Opera House" - Австралия), так что в ближайшее время все может сильно измениться.
- Каковы ваши увлечения? Кто входит в вашу семью?
- Я много занимаюсь спортивной ходьбой, а также играю в теннис, сквош и бадминтон. С 8 лет я - заядлый рыболов.
Я живу в городке Костволдс вместе со своей женой-австралийкой Рондой (Rhonda), 17-летним сыном Оливером (он скоро собирается самостоятельно попытать счастья в жизни) и двумя дочерьми - Аллегрой (Allegra, 14 лет) и Клемми (Clemmie, 8 лет), которые учатся в школе. Двое членов моей семьи не живут вместе с нами - это мой сын Мэтью (Matthew, 19 лет), он живет неподалеку и уже успел стать подающим надежды композитором и исполнителем, и моя старшая дочь Рэйчел (Rachel, 25 лет), которая после получения степени бакалавра с отличием в области изобразительного искусства в настоящее время путешествует по свету.
- Какое из тех мест, что вы посетили, понравилось вам больше всего?
- Пожалуй, Индия - это самое восхитительное место из всех, где мне приходилось бывать, хотя с этой страной у меня сложные ассоциации, связанные как с любовью, так и с ненавистью. Это волнующая и прекрасная страна, где жизнь бьет ключом отовсюду и просто поражает вас прямо в сердце, если вы открыты для этого. Я люблю путешествовать и побывал уже в более чем 30 странах.
- Расскажите, пожалуйста, о месте, где вы живете сейчас. Почему вы выбрали именно это место?
- В Костволдс, как мне кажется, есть сельская красота в сочетании с чем-то более сложным, что мне очень нравится. Думаю, что нас притягивают к определенным местам обстоятельства, в первую очередь, и я не могу припомнить, чтобы я принял осознанное решение приехать сюда жить.
- Что значит для вас ваша музыка? Что вы хотите передать вашим слушателям через музыку?
- Мне хотелось бы передать чувство радости и мира каждому человеку, чтобы принести в его жизнь спокойствие.
- Ваши альбомы (например, "Zen" - "Дзен", "Out Of The Depths" - "Из глубины", "Spirit Of The World" - "Дух Мира" и так далее) тесно связаны с вашим духовным поиском. Практикуете ли вы какие-либо духовные техники? Есть ли у вас духовный учитель? Принадлежите ли вы к определенной религии?
- Примерно с 18-летнего возраста я включился в интенсивный поиск более глубокого смысла своей жизни. С тех пор я медитирую почти каждый день и выработал такой стиль медитации, который оптимален для меня. Конечно, я читал все книги из этой области духовного развития, но то, что я ищу, нельзя найти ни в одной книге. Хотя, впрочем, эти книги могут быть указателями на пути, который я могу представить себе лишь как опыт полного небытия. Другими словами, это то, что вне мышления, - неописуемое.
Конечно, Дзен - это путь описания необъяснимого, и меня часто вдохновляло чтение книг таких авторов, как D. T. Suzuki (Д. Т. Судзуки) и Alan Watts (Алан Уотс) и многих других. Пять раз в своей жизни я посещал Индию, и каждый раз для меня это был важный шаг вперед - всегда отношение "любовь - ненависть", когда мне не терпелось попасть домой, а потом - не терпелось вернуться туда снова. Однажды я принял участие в 7-дневном интенсивном курсе Сатори (на санскрите - "Просветление". - Прим. авт.). Три недели после этого я находился в состоянии блаженного и опустошенного состояния, но я не был готов поддерживать в себе это состояние, и оно пропало, превратившись лишь в минутный опыт. Я считаю, что такие интенсивные курсы немного напоминают процесс приема наркотика, потому что для этого опыта всегда есть глубокая причина, неважно насколько просветленным ты себя чувствуешь в этот момент - все равно это подобно наркотику, потому что вскоре это состояние исчезает. Не может быть причины, вовлеченной в истинный опыт, так как по самой своей природе она не задействует мысль, которая является временем и памятью. И поэтому ее надо воспринимать как дар от "дикой голубой глубины".
- Когда и как появилась идея создания вашей собственной страницы в Интернете? Какие идеи и соображения были использованы при создании вашей страницы? Кто помогал вам в реализации этого проекта?
- Интернетовская страница была изначально задумана как путь общения с людьми. Это также попытка идти в ногу со временем, когда продукты начинают продаваться с помощью Интернета. Подобно многим, я скоро открою интернет-магазин, и я надеюсь, что это позволит мне общаться с новыми слоями общества по всему миру. Вначале создавать интернетовский сайт помогал мне мой друг Colin Bradshaw (Колин Брэдшоу), а теперь другой мой друг, Stephen Page (Стивен Пейдж), помогает мне его переделывать и модернизировать. Скоро сайт будет готов, и он приобретет новый вид и направленность.
- Каковы долгосрочные цели вашей жизни?
- Продолжать сочинять и записывать музыку так долго, как я буду жив. Время от времени продолжать путешествовать. Примерно через десять лет мне хотелось бы взять "творческий отпуск", по крайней мере, на год и отправиться в "свободное плавание" с рюкзаком по всему миру.
- Что такое, по-вашему, музыка ньюэйдж? Как бы вы сами определили ее?
- Мне не нравится термин "музыка ньюэйдж", так как такое определение стремится ограничить ум. Понятие "эмбиент" (ambient) лучше отражает мою музыку. Это понятие предполагает движение вперед, похожее на поток воды, и для меня музыка - это движение как внутрь, так и наружу, подобно дыханию.
- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям и вашим поклонникам здесь?
- Мужества и целеустремленности в достижении освобождения и мира, что неизбежно будет достигнуто!
Наше интервью было бы неполным, если бы мы не рассказали вам о последних проектах Терри, коих у него великое множество. И здесь мы используем часть из его недавнего интервью, которое музыкант дал специально для компании New World Music.
- Насколько нам известно, когда вы не заняты записью альбомов для нашей компании, вы очень интенсивно работаете над другими проектами. Чем вы занимались помимо записи нового альбома "Spirit Of The World"?
- В этом году я написал музыку для трех телевизионных проектов: "Wolves In White " ("Волки в белом") и "The Sea Hawks" ("Морские ястребы") для Би-Би-Си, а также "Celtic Fury" ("Кельтская ярость") для компании "Warner Television" (США). Кроме этого, я сочинил музыку для двух специальных часов, сконструированных Китом Уильямсом (Kit Williams), одни из которых предназначены для новой бристольской детской больницы, а вторые - для нового торгового центра в Тэлфорде (Telford). Эти часы имеют поперечный размер 40 метров и называются "Тэлфордская машина времени".
Также я закончил "библиотечный" альбом для Zomba, названный "Music For Wildlife" ("Музыка дикой природы").
- Работники нашей компании очень воодушевлены вашими последними композициями, которые, как нам кажется, написаны для вашего нового альбома. Не могли бы вы что-нибудь нам рассказать об этом проекте?
- Я записал новый альбом, который носит рабочее название "e.motion" ("э.моция"). Мой новый альбом - это путешествие во внутреннее пространство, это увлекательное путешествие в удивительные страны за беспокойными морями эмоций. Слово "e.motion" означает "движение вовне" или "прочь". Интересно, что это слово используется нами для обозначения чувства (emotion - эмоция, чувство (англ.). - Прим. авт.). Кажется, что все мы разделяем невыразимую тоску по какой-то непостижимой вещи, которая исчезла из нашей жизни, и именно это чувство тоски или поиска я пытаюсь здесь передать - чувство, э.моцию, движение от самого сердца вовне. Чтобы получить эту всеобщность выражения, я полностью погружаюсь в процесс исполнения и записи музыки, шаг за шагом, пока не приходит истинное чувство.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2000 год в рубрике музыкальная газета