Sanborn, David
Внутри Дэйвида Сэнборна


Единственный концерт знаменитого американского саксофониста Дэйвида Сэнборна и его группы прошел в Литве, в рамках 10-го международного фестиваля "Каунас Джаз 2000". Билеты на столь престижное и редкое зрелище даже по литовским меркам стоили дороговато: до 200 литов (около USD 50). Тем не менее, концертный зал явно не вмещал всех желающих. Еще бы: предстояло увидеть концерт не какой-то ожившей седой легенды, пик популярности которой пришелся на 30 десятилетий тому, а реально популярного и признанного музыканта современности. На нынешней церемонии вручения музыкальной премии "Грэмми 2000" альбом "Inside" ("Внутри") американского саксофониста Дэйвида Сэнборна победил в категории "Лучшее исполнение современного джаза".

Концерту предшествовала довольно комичная история: вся Литва была поставлена на ноги в поисках плодов экзотической папайи, которые попросил себе на обед Сэнборн. Организаторы фестиваля опешили: ведь этот гастрономический изыск не значился в райдере! Но мог ли предположить живущий во Флориде Сэнборн, что в Литве не едят папайю на обед каждый день?
Собственно о концерте: на самом деле таланты Сэнборна-саксофониста могут поражать кого и где угодно, но только не в Литве местную джазовую публику. Ибо именно сегодняшняя Литва насыщена выступлениями своих высококлассных джазовых музыкантов и в первую очередь богата именно оригинальными, способными на удивительные импровизации и эксперименты саксофонистами: Владимир Чекасин, Пятрас Вишняускас, Витаутас Лабутис. Так что игра Сэнборна, редко заходившая далее трех риффов, уже на пятой композиции потянула публику из зала в холл, к месту торговли пивом. Здесь можно было услышать самые правдивые оценки игры американского саксофониста: "Музыканты его группы куда более джазовые и профессиональные, нежели он сам. Им без Сэнборна на сцене было бы уютнее". Или, например: "Его манера игры ничем не отличается от того, что делают многие "опопсевшие" саксофонисты вроде Кенни Джи, Эрика Мариенталя и Кэнди Далфер". Все верно, и видели бы вы, какими глазами смотрел Сэнборн на импровизации начинающих (!) литовских саксофонистов на ночном клубном джем-сейшне после концерта!
Но все же в биографии Сэнборна есть пункт, заставляющий уважать и его лично, и его музыкальные достижения. Хотя сам Дэйвид - очень скромный, душевный и романтичный человек - даже при своей видимой болезненной худобе и слабости искренне пытается скрывать свой врожденный недуг, ставший пророческим в его карьере. Ибо с 3 лет Дэйвид Сэнборн болен полиомиелитом...
Это страшное заболевание проявилось у него очень рано и проявилось со страшной силой. Так что до 11 лет Дэйвид был неразлучен с аппаратом искусственного дыхания. Пока, наконец, один терапевт не рискнул дать совет: попытаться укрепить легкие мальчика путем постоянных занятий на каком-либо духовом музыкальном инструменте. Дэйвид выбрал саксофон, потому что ему нравилось слушать Чарли Паркера. И "игра на саксофоне была для меня единственным способом петь без пения". Занятия пошли на удивление удачно, и уже в 14 лет Сэнборн играл в клубах рядом со звездой ритм-энд-блюза Джил Ивэнс. А в 1972 году он был приглашен в группу самого Стиви Уандера. "Когда мне было 17 или 18 лет и пришло время решать, что делать дальше, я понял, что в жизни не получал большего удовольствия, чем играя музыку. Что у меня нет иного выбора и я ДОЛЖЕН стать музыкантом. Или это, или красть автомобили".
Молодого, красиво звучащего саксофониста с такой непростой судьбой охотно приглашали в составы своих групп известные музыканты. Кроме выступлений со Стиви Уандером и Джил Ивэнс молодой Сэнборн мог похвастаться совместными концертами с ROLLING STONES, THE BRECKER BROTHERS, Al Jarreau, Брюсом Спрингстином и Дэвидом Боуи. "Работать с Боуи было великолепно! Он дает музыкантам много свободы. Мы могли подолгу играть соло, и он никогда не возражал". Именно саксофонные соло Сэнборна, звучащие на альбоме Боуи "Young Americans", привлекли внимание звукозаписывающей компании "Elektra", предложившей Сэнборну собрать собственную группу для записи первого альбома "Talking Off" в 1975 году. Пятый альбом Сэнборна "Hideaway" был номинирован на престижнейшую музыкальную премию "Грэмми", которую он впервые получил в 1981 году за альбом "Voyeur", записанный вместе с известным джазовым басистом Маркусом Миллером.
80-е годы были пиком его популярности. В октябре 1983 года Сэнборн записывает седьмой альбом "Double Vision", который приносит ему вторую "Грэмми". В американских музыкальных клубах все чаще выступали молодые саксофонисты, откровенно подражавшие манере игры Сэнборна. И даже самая известная женщина-саксофонистка Кэнди Далфер любила повторять в интервью, что ее кумир - Дэйвид Сэнборн.
В 1997 году на джаз-фестивале в Монтре Сэнборн выступил в совместном проекте "Легенды" с Эриком Клэптоном, Маркусом Миллером, Джо Сэмплом и Стиви Гэддом. Он снова вернется к сотрудничеству с этими замечательными музыкантами, а также Стингом и джазовой вокалисткой Кассандрой Уилсон при работе над своим последним (20-м по счету!) диском "Inside", названным так потому, что большая часть записей была сделана у Сэнборна дома.
"Музыка моих последних альбомов насыщена моими чувствами. Ее цвет, форму, направление - все это мы решали вдвоем с клавишником моей группы Рики Питерсоном во время посиделок у меня дома". На этом альбоме Дэйвид, как он сам считает, вернулся к своим музыкальным корням - ритм-энд-блюзу. Кроме того, в музыкальном арсенале Сэнборна огромное количество музыкальных стилей: джаз, блюз, бибоп, поп, фанк и фьюжн. Саксофон давно перестал быть для него жизненно важным средством терапии, превратившись в жизненно важные средство выражения чувств, в смысл жизни.

- Я думаю, что краеугольный камень всего, что я сделал, - мои эмоции. Хорошая музыка, независимо от стиля, доходит до людей кратчайшим путем - от сердца к сердцу.
Я абсолютно завишу от людей, с которыми играю. Я считаю очень важным для себя работать именно с яркими людьми: сильными личностями и сильными музыкантами. Мне не интересны те люди, которые банально исполняют отведенные им на сцене роли. Я хочу, чтобы мои музыканты за время концерта выкладывались полностью. Ведь музыка - это всегда результат игры конкретного человека, а не наоборот. То есть это музыкант должен исполнять музыку, а не музыка трясти музыканта.
- Как вы думаете, в чем секрет успеха вашего последнего альбома "Inside"? Ведь за него вы получили "Грэмми"...
- Я и не знал, что в этом есть какой-то секрет! Даже не знаю, можно ли назвать это успехом... Вы понимаете, я даже не знаю, за что мне дали "Грэмми"! Я этого не понимаю. А вопрос, как правило, стоит именно так: Почему дали, а не Кому дали. По-моему, не может быть людей "лучших" или "худших". Особенно в музыке. Нет лучшего гитариста, нет лучшего тромбониста... Музыка создана для того, чтобы раскрывать душу каждого музыканта. Это не соревнование! А вещи вроде "Грэмми" уничтожают сам смысл музыки. Музыка - это язык, который волнует, трогает людей. Все это на очень личном уровне. Да, есть музыка, которая трогает большее количество людей. Но это вовсе не значит, что она лучшая!
Когда я делаю свои записи, то стараюсь наиболее правдиво отразить свое душевное состояние в данный момент. Обычно я пишу музыку в моем доме, именно потому, что хочу придать ей интимный характер. В этом мой подход. Я хочу, чтобы все шло изнутри.
- Но уже в который раз ваш альбом был отмечен "Грэмми", премией, о которой многие музыканты могут только мечтать. Неужели при этом известии вы не испытали радости?
- Даже не знаю. Трудно сказать... "Грэмми" - очень политизированная премия. Это такая штука, которая даже выше бизнеса и политики. Это вопрос влияния в индустрии развлечений. Лишь иногда "Грэмми" дают за музыку... Все крупные звукозаписывающие компании так или иначе связаны с какими-то политиками. Все люди, сражающиеся за эту премию, - они как члены какого-то особого клана. И сотрудники звукозаписывающих компаний, несомненно, входят в этот клан. Если ты выпускаешь диск на крупной студии, то все ее работники начинают продвигать твою запись на рынке. Это может очень сильно поднять уровень продаж записи, сделать ее популярной. И она, как минимум, будет номинирована на "Грэмми". Не думаю, что эти номинации являются отражением высокого качества музыки.
Испытал ли я радость от "Грэмми"? Да, это, конечно, очень приятно, когда твои записи активно продаются и даже приносят доход. Признание приносит огромное удовольствие: приятно осознавать, что люди, по крайней мере, в курсе того, что ты делаешь. Но, искренне говоря, для меня гораздо важнее "Грэмми" то, что скажет о моей музыке человек, которого я уважаю...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета