Cleaner Электронная Одиссея продолжается
Место дислокации: Германия
Состав группы: Daniel Myer (вокалы и музыка)
Релизы: ЕР "Designed Memories" (1998, Metropolis/Zoth Ommog), CD "Second Path" (1999, Metropolis/Zoth Ommog), EP "The Voice" (2000, Metropolis/Accession), CD "Solaris" (Accession/Metropolis)
Стиль: intelligent sci-fi electro/futuristic EBM
Биографическая справка: CLEANER (формально известный как CLEEN) - это один из основных и наиболее удачных сайд-проектов живого гения современной электронной музыки Daniel Myer (HAUJOBB, ARCHITECT, DOTS & DASHES, NEWT). До недавних пор представляемая сегодня группа называлась CLEEN и представляла собой дуэт, в котором в роли вокалиста фигурировал некто Thorsten Meier. Музыкально команда исследовала мелодичные и более электро-ориентированные стили, нежели другие проекты Daniel Meyr. Дебютный сингл дуэта был встречен фэнами HAUJOBB с огромным энтузиазмом и подарил сцене несколько сногсшибательных и на редкость интеллигентных клубных хитов ("Freezout", "For All Of Us"...). Радости электрофриков не было предела. Однако вскоре последовавший первый CD "Second Path" обозначил движение музыкантов в область более минималистского и абстрактно-атмосферного электронного саунда с совсем не очевидными дэнс-элементами и сдержанными эмоциями. На роль клубных треков могли претендовать разве что песни "Sunburst", "Did You Forget" и "Stronger". Сей факт чуть насторожил аудиторию, но альбом был все равно свеж, неотразим, и его подчеркнутая synth-pop-мягкость вкупе с разряженным пением Thorsten Meier и филигранным электронным чудом Daniel Meyr притягивали слушающих фэнов, как мощные магниты. Фактически, настоящий диск приоткрыл перед нами дверь в будущее электро/synth-pop-сцены, ибо более прогрессивной и новаторской поп-музыки на ней доселе не звучало. На волне успеха "Second Path" артисты начали работать над новыми песнями, и творческий процесс вылился в издание нового 9-трекового сингла "The Voice" (с ремиксами титульной песни от AND ONE, BEBORN BETON,:WUMPSCUT:...) и... серьезные музыкальные разногласия у участников CLEEN. В результате произошел разрыв отношений. Изначально название CLEEN было придумано и принадлежало Thorsten, и поэтому во избежание нового конфликта Daniel решил переименовать группу в CLEANER и продолжил записывать второй альбом в одиночестве, возложив на себя еще и обязанность вокалиста. Честно говоря, я воспринял такие перестановки с радостью - конечно, пение Thorsten было красиво и возвышенно психоделично, но ведь в HAUJOBB всегда пел Daniel, и вспомните, как он пел!! Истинные фэны группы знают, о чем я ностальгирую... Так что мысль о новой встрече с соло-музицированием и харизматическим эмоциональным голосом любимого музыканта действительно согревала душу. CD "Solaris" был выпущен на лейбле Accession Records в конце мая 2000 года, и я спешу сообщить вам, что ничто, выходившее из под пера Daniel Myer со времен третьего альбома HAUJOBB "Solutions For A Small Planet", не было мне так близко и так не "пробивало" меня, как новая пластинка Электронного Идола. Далее - подробнее об альбоме.
Музыка: Определенно, это один из лучших альбомов электро-индустриальной сцены всех времен и народов. Музыкальный маньяк и перфекционист Daniel Myer записал удивительно стильную, комплексную, завораживающую, утонченную и цельную кибер-электро-пластинку. По сравнению с прежними релизами проекта саунд "Solaris" стал жестче, "индустриальнее", танцевальнее, эмоционально на несколько порядков более волнующим и насыщенным потрясными эффектами, фирменными пассажами на пианино, заботливо инжектированными струнными, незабываемыми вокалами и сэмплами из родственных для атмосферы альбома фильмов "Gattaca", "Matrix", "Alien 1 & 3", "Bladerunner". Да, от первой и до последней ноты диск ровно и глубоко дышит футуризмом высшей пробы и научной фантастикой Уильяма Гибсона и Станислава Лема (названия треков "Neuromancer", "Mimoid", "L.S.D. Eyes", "1984", "Gattaca (Schizo)" подчеркивают тематику работы). Но холодная и сосредоточенная поступь исследователя-сталкера периодически сбивается с ритма и теряется в облаках теплой мечтательной романтики и рассеянной меланхолии, утопает в пучине просветленных печали и грусти. Балансирующие на грани вселенского отчаяния и одиночества, близкие к шизофренической эйфории электронные биты увлекают на танцпол, но оказавшись на нем, вы не будете просто топтаться или скакать... вы будете кружиться, открываться новому... у вас закружится голова и под воздейстивем невидимых электро-магнитных волн и флюоресцирующего синтезаторного сияния могут вырасти крылья! Никакого абстракционизма и минимализма вы здесь не обнаружите. Холодный электронный расчет борется с человеческими эмоциями, и все это происходит на фоне высочайшего полета музыкальной фантазии и технического совершенства. Альбом открывается интересным интро к "Gattaca(Schizo)" и вскоре срывается в эмоциональный пульсирующий кибер-дансинг в обертке навороченного ЕВМ с плотным индустриальным ароматом. Обжигающая атмосфера кипящих ритмов, энергии и индустриальной электроники ждет слушателя еще на многих треках: "L.S.D. Eyes", "Anti-Arctic (Hard Vox Version)", "Raster"... "Neuromancer" также очень подвижен, но работает немножко с другими звуковыми и нейронными технологиями - ритмический драйв, душещипательные, вышибающие пот и мурашки гармонии и мелодизм этого киберпанкового гимна делают композицию классикой жанра. А перед красотой и таинственностью инструментальной зарисовки "Gattaca (Reprise)" меркнет даже блеск ведущих супермоделей - эта sci-fi вещь обогащает аудиоэфир кислородом и адреналином Целеустремленности и Разума и на короткий миг примиряет органическую и техноидную материи. То, что происходит на "Solaris" далее, описывать нет особого смысла (или у красноречивого автора закончились слова, чтобы выразить восторг?!) - если желаете узнать, что в электро-индустриальной музыке превыше всего ценим мы, то перед вами Ответ в виде нового шедевра Daniel Myer. Укажу лишь на некоторые аспекты. На "Solaris" можно расслышать отголоски ранних записей HAUJOBB, и это жутко приятный момент. Кроме того, на треке "Harey" содержатся роскошные вокалы Vanessa Briggs (она появилась и на CD "Less" HAUJOBB). Забавно, но в качестве строительного сэмплового материала для создания кибер-атмосферы были взяты отрывки из произведений CURVE, A-HA, John Zorn, VOIVOD, Janet Jackson, Sade, Stevie Wonder. Возможно (на 99%), перед нами лучший релиз сцены 2000 года и, несомненно, шикарный, прогрессивный и культовый CD. Ни в коем случае не пропустите и поспешите сделать себе маленький подарок.
Последний штрих: Мне удалось немножко побеседовать с Daniel Myer во время "Wave Gotik Treffen 2000", и музыкант подтвердил информацию о том, что он собирается записать новые песни вместе с Victoria Lloyd из CLAIRE VOYANT. Таким образом, Электронная Одиссея Daniel Myer продолжается!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2000 год в рубрике музыкальная газета