БИ-2
корабль приплыл…


Альбом группы БИ-2 "БИ-2", что предоставила "Музыкальной газете" компания Sony Music Russia, мне довелось рецензировать с год назад, когда его в кассетном варианте и под другим названием нам прислали сами "бидвашники". Не знаю, любопытно ли будет тому, кто читал рецензии (рецензировался и альбом БИ-2 "Бесполая и грустная любовь"), но не имел должного представления о том, о ком, собственно, идет речь, сравнить мои прошлые впечатления с тем, с чем мы ныне ежедневно сталкиваемся, слушая команду по радио или видя ее по телевизору. Мне было интересно. Экономя газетную площадь, я позволил сделать себе купюры, не имеющие принципиального значения и не искажающие общий смысл рецензий.

"Представьте себя на корабле, плывущем не по морям-океанам, а рассекающем улицы, проспекты, огибающем высотки, освещенные ночными огнями города. Трудно, правда? Там - бескрайность и покой, здесь - ограниченность и шум. Но есть и своя... прелесть ситуации. Прелесть пассажиров, возжелавших уединиться ото всех, ан не вышло! И что им теперь делать? Попытаться покинуть город и найти выход к воде или же смириться, свыкнуться? Жить теми же искусственными страстями, теми же нередко искусственными любовью и чувствами, искать свежий воздух в выхлопах машин, а зелень водорослей подменять оазисами лесопосадок?
...Похоже, БИ-2 от во многом экспериментального по музыке дебютного альбома "Бесполая и грустная любовь" пришла к достаточно знакомому звучанию. Словно наслушавшись некоторых российских (наслушавшись в Австралии???) музыкантов, штампующих якобы шлягеры, группа решила сама себе доказать: а чем мы-то хуже?! Не хуже, а намного лучше! И группа выдала практически целиком хитовый альбом, но хиты эти не явные, не те, что втемяшиваются в голову на месячишко-другой, а после бесследно выветриваются из мозгов. Хиты БИ-2 с претензией на долгосрочность, богатые умными аранжировками, распознающиеся не сразу, а постепенно.
"И корабль плывет", "Восток", "Сердце", "Мой друг", "Никто не придет", "Полковник", "Деньги на ветер" (красивое соло на саксе Adam Simmons), "Варвара", "Серебро"...
Видимо, МУМИЙ ТРОЛЛЬ ребята немножко слушали (не говоря уж про западные аналоги), но в текстах БИ-2 нет той заморочки и притягательной непонятности символов: если любовь, то любовь, нелюбовь - нелюбовь. И много легкой доброй иронии...
В голосе вокалиста БИ-2 слышится что-то от Леонида Федорова из АУКЦЫОНА.
Вернись группа в бывший Союз, наверняка смогла бы в один момент влиться в ряды последней волны теле-поп-рока и стать известной. Но у БИ-2 есть то главное, за счет чего она может и подняться, выделиться из этих стройных колонн, - настоящий талант. Хорошая команда, крепкая музыка, очень приличный альбом. Не пропустите пиратские записи группы!".
Это было написано про альбом "...И корабль плывет", выпущенный в мае этого года Sony под названием "БИ-2". Ниже следует текст об альбоме "Бесполая и грустная любовь".
"Песни, вошедшие в первый альбом группы, записывались с весны 96-го по осень 97-го гг.
Об этой команде я услышал от директора НЕЙРО ДЮБЕЛЯ Алексея Мовзона, он же дал мне и кассету с этой работой: "Возьми, послушай. Зная твои вкусы, думаю, тебе понравится"...
Судьба этой группы просто фантастическая! Идея создания коллектива пришла ее лидерам Шуре... и Леве на жарком крымском берегу в 1988 году. Тогда же родилось и название команды - БЕРЕГ ИСТИНЫ, трансформировавшееся позже в БИ-2. В 89-90 гг. группа много выступает в Беларуси, а в 91-м ее отдельные участники эмигрируют в Израиль (страна истины?), где также играют концерты. Через пару лет Шура уезжает в Австралию. Воссоединение БИ-2 происходит в 1998 году в Мельбурне. Как все завязано, да?!
Альбом нежен, как может быть нежен рок-альбом, в котором много используется синтезированных клавиш и фоно. Толика электронной аутентичности. Но в целом все ближе к техно-року, с поправкой на то, что техно у группы - "живое". Без всех этих дел по урбанизации и мегаполизации музыки.
В стихотворных опусах - попытка рассказать, что там в тебе сидит, поющем и сочиняющем, что это за человек, к чему он стремится, о чем мечтает, попытка понять мир, желание быть понятым. Медитативность и тома в голосе вокалиста сменяются резкостями и криком.
Из удач: "Время", "Птицы", "Отражение", "Тени", импровизационная "Времена перемен", бонус "Медленная звезда" (композиция, состоящая из пяти разнящихся между собой подтем, романтическая, с завораживающем фоно Виктории Билоган (Победы)).
Материал не пустой и не опускающийся до банальности философствования на печи, мастерский по саунду и сведению".
Вот так... 7 июля БИ-2 выступит в Минске, в клубе "Реактор", народу придет... С вопроса о Беларуси я и начал разговор с Шурой БИ-2...

- На белом коне возвращаетесь на родину?
- (смеется) Не знаю, но в яблоках так точно. На самом деле я не в курсе, насколько популярна группа в Беларуси. Мы вот недавно вернулись из Украины, были концерты в Одессе, Киеве, там, конечно, чума что происходит; знаем, что творится в Москве, а что в Беларуси...
- После того, как вы отправились путешествовать по миру, до тебя доходили отклики тех музыкантов, с которыми вы начинали играть в одном городе, кто вас знал? Больше скепсиса было в их словах, мол, поехали за славой и десять лет этого "Славу" никак не найдут, или же все-таки поддержки?
- Единственные, кто нас поддержал, это наши друзья из группы ПЕКИН-46, у нас всегда была с ними связь. Насчет остальных... очень много было тех, кто действительно относился скептически к тому, что мы делаем, но я могу их понять: группа сидит черте где, поет на русском языке, кому это надо... Оказалось, надо - видишь, мы вернулись.
- Попробуй посмотреть на себя со стороны: надежда никогда не оставляла группу, что когда-нибудь вы всем все докажете, или последние годы больше пребывали в унынии от того, что долгожданный прорыв так и не наступает?..
- У нас был очень сильный подъем в 89-ом году, потом... что-то было такое в воздухе, что рано или поздно прорвемся... Положа руку на сердце, знаешь, что я тебе скажу? Когда мы полтора года назад в Мельбурне свели из альбома "...И корабль плывет" первую песню "Сердце", для нас это был самый большой "взрыв", потому что мы десять лет мечтали об альбоме, который бы звучал именно так, как мы хотели, и у нас получилось. А все остальное... ты же сам видишь всю эту историю - попадание в фильм "Брат-2", раскрутка песни "Полковник", на которую мы вообще не ставили, а она оказалась одной из главных - то есть пошли какие-то нюансы, независимые от нас.
- Головка уже закружилась?..
- Да перестань ты! Мы абсолютно нормальные люди, трезво оценивающие ситуацию. Все зависит от человека, от его качеств.
- Может, скажешь чего-нибудь умное по такому поводу (я этот вопрос задавал уже кому-то). Помимо того, и это вполне обыденная ситуация, что появляются и быстро становятся популярными совсем молодые группы, как из центровых городов, так и с периферии, в последние годы на вершины Олимпа поднялись команды, которые долго шли к своему успеху или же которые уже там были, но потом куда-то пропали: МУМИЙ ТРОЛЛЬ, СПЛИН, КОРОЛЬ И ШУТ, TEQUILAJAZZZ, ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА. БИ-2 из их числа, верно?
- ...Наверное, это связано с жизнью, которой мы живем. Может, это происходит из-за того, что у нас только сейчас шоу-бизнес становится по-настоящему на ноги и десять лет назад с исполнителями не умели работать так, как сейчас, на таком уровне. Просто пришло время таких групп, как МУМИЙ ТРОЛЛЬ, а заиграй они "Утекай" лет двенадцать назад, резонанса бы не было никакого. Всему свое время.
- И ваша музыка, и "мумийтроллевская" опережала время?...
- ...Мне очень сложно говорить о том, что мы делаем, объективно, я могу только субъективно порассуждать на эту тему. Это уже ваша, журналистская прерогатива расставлять всех по местам. Мы просто писали и пели песни, что-то искали, что-то открывали, экспериментировали, поэтому и весь наш отъезд, давший в результате нам очень много, выглядел как большая авантюра.
- Какие-то, хотя бы косметические, правки вносились в альбом "БИ-2", который поначалу назывался "...И корабль плывет"?
- Никаких абсолютно, за исключением обложки, названия и изменения порядка следования песен, на чем настояла выпускающая компания. Нас это совершенно не ломало, мы так долго ждали выхода этого альбома на компакте, что главным для нас был сам факт его выхода.
- Итак, альбому полтора года. На концертах вы играете другую музыку?
- Однозначно скажу, что какие-то песни звучат совсем по-другому, потому что студия - это одно, а концерт - другое. В альбом, как ты слышал, было привнесено очень много технологии, и передать ее на концертах не то чтобы сложно, а просто основной нашей идеей было то, что нам хотелось сыграть данный материал "вживую", и поэтому некоторые песни со сцены звучат немного иначе. Новые вещи, не из альбома, тоже играем: в Минск мы привезем три новые песни из нашего следующего альбома, который поедем записывать в сентябре в Мельбурн. Есть новые песни, которые мы не играем потому, что их просто незачем пока играть: люди приходят слушать песни, которые знают, которые они собираются купить на новом альбоме. Для меня и для тебя это, скажем так, старые песни, для остальных же - нет. Увидимся, я тебе поставлю пару записанных нами новых песен.
- Сидя в Австралии, вы прикидывали, какую музыку в данный момент времени надо играть, что сейчас будет пользоваться спросом, какие песни возьмут на радио, телевидение?
- Абсолютно не прикидывали. И в Москве мы столкнулись с таким понятием, как "неротируемые песни", в том смысле, что они оказались длинными, а здесь все делают песни не больше трех-трех с половиной минут. Мы не ориентировались ни на ротацию, ни на стили, но нам удалась, не побоюсь это сказать, такая фигня, что, к примеру, песня "Полковник", да, очень мелодичная, но очень в то же время и тяжелая, крутится почти на всех радиостанциях в любое время. А, скажем, песни чисто металлических групп, написанные в схожей манере, ты можешь послушать только в специальных передачах. "Русское радио", например, еще год назад не хотело брать песни, в которых есть дисторшн, а сейчас там абсолютно не парятся на этот счет. А я знаю группы, которые специально работали под формат "Русского радио", боясь лишний раз дернуть по струнам, чтобы сделать звук "джи-джи-джи". Мы же ни на что не ориентировались, так как жили в своем оторванном мире. У нас, конечно, была музыкальная информация, мы следили, что происходит с конкретными группами, но по большей части не с теми, что играли здесь: до нас доходила информация из Питера от журнала "Fuzz"; в Австралии есть всякие русские видеобиблиотеки, где продают пиратские кассеты и диски, там что-то покупали. В последний год все наше стало доходить получше, но года два-три назад с этой музыкой было тяжело. Мы ориентировались на свои внутренние голоса: захотелось нам сделать песню на шесть с половиной минут - мы сделали "Деньги на ветер", сделали коду на три минуты; захотелось сделать "Варвару" в пять минут - сделали, и на радио ее не режут, и клип на нее не режут.
- Я тут думал о том, какие вам вопросы задают постоянно, и вот что у меня вышло: Израиль, Австралия, "Варвара", Маркес, Феллини...
- В Питере на пресс-конференции нас пытали очень долго, не будет ли называться наш следующий альбом "Ночи Кабирии"...
- Не знаю, комплимент это или нет, но "Полковник" на самом деле отвечает драматургии книги, нерв внутренний один и тот же...
- С этой песней произошла фантастическая история. Дело в том, что Михаил Карасев (была в Беларуси такая группа СОЛНЕЧНАЯ СТОРОНА) на протяжении всего нашего творчества помогал нам с текстами ("Деньги на ветер" - это его текст), и он как-то дал Левке текст, написанный по мотивам "Ста лет одиночества" и "Полковнику никто не пишет", где был припев: "Полковнику никто не пишет, полковника никто не ждет". Лева из текста только один припев и взял. А песня-то на самом деле вышла про Мельбурн. Фраза "большие города, пустые поезда" имеет под собой абсолютно точную основу: мы ехали как-то весной позапрошлого года в метро (а метро там не подземное, а наземное), был вечер, уже солнце садилось, шел дождь, в вагоне электрички сидело два-три человека, за окнами - высотки, и все это настроение навеяло такую песню, такой текст. Песня про одиночество...
- О чем я и говорю. Я в контексте Австралии хотел спросить о следующем: что за музыка там популярна на самом деле, не из того, что мы знаем - AC/DC, BEE GEES, INXS, Имбрулиа?..
- Имбрулиа там очень популярна, естественно - Ник Кейв. DEAD CAN DANCE тоже не обсуждаема. Есть куча очень хороших групп, но они локальны и кроме как в Австралии их никто не знает. Мы пересекались с некоторыми из них, играли. Тот же MIDNIGHT OIL, группа, конечно, известная, но в Австралии это просто столп. Я много в Австралии играл чужой музыки с разными музыкантами, это и блюзы были, и ямайская какая-то музыка, и готика. Я вообще думаю, что Австралию (вместе с Германией) тоже можно назвать столицей готической музыки, и когда я Левку туда приволок, мы играли такую музыку. Мне всегда хотелось, ну лет с шестнадцати точно, играть что-то подобное JOY DIVISION, и получилось, что мои детские фантазии реализовались.
- А что с израильской музыкой творится? Мне почему-то трудно себе представить тамошний рок-н-ролл (арабский рок я тоже себе смутно представляю)...
- Левку лучше об этом спросить, я очень слабо знаю ту музыку, помню что-то пригранджевое, появившееся на волне NIRVANA. Я ведь там провел всего два года. В 92-м году к нам присоединился еще один парень, гитарист, и мы поехали в Иерусалим на громко заявленный фестиваль русскоязычного рока. Действительно, собралось двадцать пять групп, поющих по-русски, в том числе групп типа РАББОТА ХО, но это было единственное такое масштабное мероприятие, которое потом заглохло, потом ничего похожего не было.
- Новый альбом вы будете писать в Австралии. Почему не в Москве?
- Знаешь, когда с каким-то человеком у тебя все склеилось, то не хочется искать лучшее от лучшего. Так и у нас получилось с оператором, что писал и наш альбом, и альбом CHIRON, австралийской англоязычной группы, в которой мы играем с Левкой. Это очень творческая личность, с богатейшей фантазией, нам довольно легко с ним работать. А плюс ко всему - домой очень хочется съездить, мы... сколько уже?.. почти год там не были. Да и, честно скажу, дешевле там писаться, чем в Москве.
- Австралия для вас дом, уже все...
- На самом деле дома у нас везде. В Москве, в Мельбурне, у Левки - в Иерусалиме, у меня тоже отчасти. В Минске тоже есть. Дом - это там, где тебе хорошо.
- Бобруйск...
- Я был там буквально недавно, спустя десять лет, и вот заехал на три часа. Зашел в свою школу, в снах я ее часто видел... У Левки тоже была такая история, когда он с вокзала сразу в школу поехал...
- Шура, а где родители, родственники ваши живут?
- Ой, в разных местах: у Левки - в Минске, у меня - в Израиле.
- Можно сказать, что белорусские меломаны могут гордиться еще одной СВОЕЙ, БЕЛОРУССКОЙ группой, снискавшей известность в странах бывшего Союза? ПЕСНЯРЫ, ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, ЛЕПРИКОНСЫ, БИ-2... Или же вы группа...
- ...отчасти уже интернациональная. Мы можем назваться группой минской, бобруйской, иерусалимской, мельбурнской и уже московской.
- Как вам работается с Александром Пономаревым? Кого он больше любит - вас или "сплинов"?
- По-моему, он одинаково относится и к ним, и к нам. У СПЛИНА сейчас снят мощный клип, готовится новый альбом, в августе мы вместе с ними едем в тур на пароходе (там еще будут "танцы", "здобы", Найк, НОГУ СВЕЛО!). Просто нам как молодой группе в последнее время Пономареву нужно было уделять больше внимания, но это понятно.
- В Австралии у тебя было несколько "побочных" проектов, помимо БИ-2. Сейчас ты все это немножко забросил?
- Я думаю, что первый альбом группы CHIRON "Eve", который я вам в "Музыкалку" высылал, должен скоро выйти в России. В прошлом году он довольно неплохо продавался по всему миру: двадцать пять - тридцать тысяч проданных копий для группы, играющей dark wave, музыку все-таки узконаправленную, это очень неплохо. Американский журнал "Dark Wave" даже назвал ее пластинкой года. Мы даже получили приглашение от SISTERS OF MERCY на совместный тур, но, как обычно это бывает, - финансы, тра-да-да-да-да - все это накрылось одним интересным местом. Но сейчас ведутся переговоры с американской компанией Cleopatra на выпуск второго альбома CHIRON, поэтому по приезде в Австралию, дописав недостающие песни (что-то уже было записано до нашего отъезда), мы выпустим второй альбом.
- По альбомам БИ-2: по контракту с Sony Music оговаривается число альбомов, что вы должны у них выпустить?
- В общем-то, да. В следующем году мы должны выпустить новый альбом. Встретимся через полторы недели, и ты поймешь, куда поплывет корабль дальше...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета