King Crimson Кто ищет, то найдет
Продолжив торжественно открытую серию поездок на концерты в Польшу, я устремилась туда в надежде услышать и улицезреть очередную "легенду" арт-рока. Спасибо Т. Замировской и Карпу, которые в истеричном поиске анонса JETHRO TULL, сдирая со столбов афиши, заприметили маленькие черные буковки KING CRIMSON - воистину героический поступок, - поскольку Варшава ознаменовывается такой непривычной для минских гостей особенностью, как окончание промоушна примерно за два месяца до концерта. Кроме этого KING CRIMSON выделились практически полным отсутствием какой-либо информации о самих себе, любимых, на их сайте в Internet. Все, что удалось откопать, это числа 10-11 июня и четырехбуквенное ругательство "Roma". Более - ничего. Вариации на тему: кто ищет, тот найдет.
Путешествие в никудаРаннее утро воскресного дня обернулось мертвой Варшавой (выходные - это святое!!) и долгими поисками чего-то по имени "Roma", что на плановой карте города не указывалось, и конторы "Juzz radio", где был заказан билет. Первое оказалось подобием музыкального театра местного типа, в коем каждый день значился один и тот же спектакль "Пятрусь Пан", включая и 11-ое июня, и никаких опознавательных знаков заявленного концерта!Потрясающая замена: вместо великобританских легендарных KING CRIMSON - национальный колорит "Пятруся Пана". В ужасе от предстоящего времяпрепровождения я ринулась на фирму-организатора. Изучив метров десять оконного стекла, оклеенного разнообразными афишками, и обнаружив на одном из плакатов среди кучи других названий тоненькую печатную полосочку " Juzz radio 106,8 prezentuje KING CRIMSON 9-11 czerwca ", я восславила всех богов, покровительствующих Музыке: если Они в Польше, значит я их найду-у-у! Где-то ведь они есть!А потом был билет... Точнее, его видимость. Мой бедный раскаленный мозг, облитый плавленным асфальтом шестичасовых предшествующих поисков по тридцатиградусной жаре, долго воспаленным глазом всматривался в цветной кусок бумаги в лучших традициях минских флайеров в "А-клуб", на котором черным маркером были написаны цена и место...
Призрак KING CRIMSONПоляки, лениво пожевывая пирожки и попивая "Кока-колу", распространялись по местам и углам "Roma", примеряли продающуюся атрибутику группы; свет мирно горел, а сцена ломилась от перенасыщения электрооборудованием - груды неизвестных мне ящичков с многочисленными ручками и кнопочками, штук шесть гитар и солидно возвышающаяся ударная электроустановка. Над всем этим на стене колыхалась "белая простынь". Зал почему-то был оснащен двумя звукорежиссерскими пультами, один из которых красовался прямо на сцене. Под оживленный разговор и всеобщее чавканье на полусумрачную сцену выполз какой-то человек, окинул равнодушным взглядом зал, взгромоздился на стул, приобнял гитарку и с каменным лицом принялся извлекать из нее звуки, подозрительно напоминающие специфические KING CRIMSON\\\\\\'овские заморочки. Минут через семь зрители, макушки которых раскалились от огромной светящей лампы над их головами, возмущенно зашипели что-то нецензурное в адрес организаторов, силясь понять, кто же это и что же происходит на сцене. Неуверенно поаплодировали. Еще минут через пять по залу поползла догадка о том, что концерт уже начался, а человек, медленно дергающий за струны и ворочающий рычажки коробкообразной конструкции, - Adrian Belew. Недвижимая темная фигура наедине с громоздким приспособлением, которое извращает звук, преобразовывая его в желеподобное, растекающееся и колышущееся НЕЧТО, основанное вроде бы как на импровизационном электронном обыгрывании данного звука в заданной или гармонически сходной тональности. Медленное погружение в необозначенное и неожиданное осознание того, что ЭТО уже, теперь, сейчас, что ты почти проворонил экстазный момент начала, что ОНО вошло в тебя незаметно, без обычного пафоса, уселось внутри и ...Гаснет свет, шаблонное предупреждение о запрещении использования каких-либо видео-, звукозаписывающих средств, полоски прожекторов на белом экране и неспешно выходящие силуэты Robert Fripp, Trey Gunn и Pat Mastelotto. Никаких привычных, тупо-парадоксальных объявлений типа "Встречайте KING CRIMSON!" или традиционного самопредставления участников с исковерканным псевдодружелюбным "пры-и-е-вет". Ты пришел слушать Музыку, а потому, извини, слов не будет. Ты ведь знаешь, куда и зачем стремился; случайных людей быть просто не может: что-то вроде "либо ты в автобусе, либо вне его", никто руководить или направлять тебя не собирается. Да и вообще, кому ты нужен? Каждый делает свою вещь: ты - у себя в кресле пытаешься совладать с воспаленным исчезающим сознанием; Белью - окаменевает с гитарой и стулом; Трей Ганн - ступором застывает со stick (что-то из рода бас-гитар) в противоположном углу сцены; Мастелотто - со зверски перекошенным лицом колотит по установке; а Фрипп, любовно поглядывая на сумасшедшего барабанщика, счастливо улыбается и иногда притрагивается к струнам гитары.Серия композиций из нового альбома KING CRIMSON, с первого же аккорда "Prozack blues" обрушенная мощность и резкость звука, который не вмещается в пространство маленького зала "Roma" и компенсирует нехватку места, размещаясь прямо в черепных коробках слушателей. Какой-то старичок, пришедший, вероятно, с надеждой услышать КING СRIMSON времен "In The Court Of The Crimson King" или, на худой конец, хотя бы "VROOOM", но никак не потяжелевший, созданный совершенно иным способом, исключительно на основе электрогитар "The Construkction Of Light Tour 2000", затыкает пальцами уши и, выпучив глаза, смотрит на это фактически не движимое по сцене чудо, готовый в любой момент забиться в конвульсиях.Зал рычит, активно подпевая, из чего напрашивается вывод: в Польше новый альбом KING CRIMSON доступен давно! Протяжное и единственное за всю программу "Thank-you-very-much!" от немного полысевшего, но обаятельного Фриппа и длинная, в старых хороших традициях, "The Construkction Of Light". Родная фрипповская "минималистская" концепция ползет ступеньчатым разворачиванием главной темы, создает и разрушает длинные цепочки мелодических фигур, практически не меняющихся во времени. Они сплетаются в одну, обволакивают голос и, достигнув энергетического апогея, обрываются... "The World\\\\\\'s My Oyster Soup Kithen Floor Wax Museum" кладет мою вторую душу на наковальню и со всей силы долбит по ней раскаленным молотом, пока не превращает ее в кровавое месиво. Помогите: я не выйду отсюда-а-а! Кресло сужается и сжимает меня, я впиваюсь в ручки - почти лоботомия - держите мой мозг - выпустите меня! - не на-а-а-до!!! Конец...Фрипп отирает выступившие капли пота и меняет ярко-оранжевенькую гитарку на не менее веселенькую красненькую, при этом загадочно улыбается и неумело пытается скосившимся глазиком подмигнуть в сумрак зала; Трей Ганн в очередной раз переступает с ноги на ногу и отходит подальше в угол.Временный перерыв, возможность немного передохнуть и поблаженствовать, остудить истерзанное восприятие - несколько песен 1994-1995 годов: "Dinosaur", "One Time", "VROOOM". Плавный переход - "Frakctured" - дабы не травмировать психику, и вновь возвращение к СЕГОДНЯ в образе "Into The Flying Pan"... Мастелотто плотоядно смотрит на барабаны и, издав нечленораздельный рык, обрушивается на них всем своим желанием. Видоизмененная "Larks\\\\\\' Tongues In Aspic", определенная по аналогии с предыдущими как "Part IV". Четкая структурность, готические построения, продуманные и осмысленные, фактически в точности воссоздающие представленное на альбоме, но кажущиеся на первый взгляд хаотичным набором звуков или нескончаемой импровизацией. Детские представления ломаются, миф о том, что KING CRIMSON моментны, рушится - немного разочаровывает - но импрессионистичности максимум. И (простите!) уже не понимаю, то ли это начало, то ли окончание...
P.S.: А Фрипп вообще обленился: сидел половину концерта, сложив ручки и наблюдая за Мастелотто, пока Белью, не разгибаясь и ни разу не встав со стула, призрачно сливался с гитарой и всем оставшимся навороченным оборудованием...
Путешествие в никудаРаннее утро воскресного дня обернулось мертвой Варшавой (выходные - это святое!!) и долгими поисками чего-то по имени "Roma", что на плановой карте города не указывалось, и конторы "Juzz radio", где был заказан билет. Первое оказалось подобием музыкального театра местного типа, в коем каждый день значился один и тот же спектакль "Пятрусь Пан", включая и 11-ое июня, и никаких опознавательных знаков заявленного концерта!Потрясающая замена: вместо великобританских легендарных KING CRIMSON - национальный колорит "Пятруся Пана". В ужасе от предстоящего времяпрепровождения я ринулась на фирму-организатора. Изучив метров десять оконного стекла, оклеенного разнообразными афишками, и обнаружив на одном из плакатов среди кучи других названий тоненькую печатную полосочку " Juzz radio 106,8 prezentuje KING CRIMSON 9-11 czerwca ", я восславила всех богов, покровительствующих Музыке: если Они в Польше, значит я их найду-у-у! Где-то ведь они есть!А потом был билет... Точнее, его видимость. Мой бедный раскаленный мозг, облитый плавленным асфальтом шестичасовых предшествующих поисков по тридцатиградусной жаре, долго воспаленным глазом всматривался в цветной кусок бумаги в лучших традициях минских флайеров в "А-клуб", на котором черным маркером были написаны цена и место...
Призрак KING CRIMSONПоляки, лениво пожевывая пирожки и попивая "Кока-колу", распространялись по местам и углам "Roma", примеряли продающуюся атрибутику группы; свет мирно горел, а сцена ломилась от перенасыщения электрооборудованием - груды неизвестных мне ящичков с многочисленными ручками и кнопочками, штук шесть гитар и солидно возвышающаяся ударная электроустановка. Над всем этим на стене колыхалась "белая простынь". Зал почему-то был оснащен двумя звукорежиссерскими пультами, один из которых красовался прямо на сцене. Под оживленный разговор и всеобщее чавканье на полусумрачную сцену выполз какой-то человек, окинул равнодушным взглядом зал, взгромоздился на стул, приобнял гитарку и с каменным лицом принялся извлекать из нее звуки, подозрительно напоминающие специфические KING CRIMSON\\\\\\'овские заморочки. Минут через семь зрители, макушки которых раскалились от огромной светящей лампы над их головами, возмущенно зашипели что-то нецензурное в адрес организаторов, силясь понять, кто же это и что же происходит на сцене. Неуверенно поаплодировали. Еще минут через пять по залу поползла догадка о том, что концерт уже начался, а человек, медленно дергающий за струны и ворочающий рычажки коробкообразной конструкции, - Adrian Belew. Недвижимая темная фигура наедине с громоздким приспособлением, которое извращает звук, преобразовывая его в желеподобное, растекающееся и колышущееся НЕЧТО, основанное вроде бы как на импровизационном электронном обыгрывании данного звука в заданной или гармонически сходной тональности. Медленное погружение в необозначенное и неожиданное осознание того, что ЭТО уже, теперь, сейчас, что ты почти проворонил экстазный момент начала, что ОНО вошло в тебя незаметно, без обычного пафоса, уселось внутри и ...Гаснет свет, шаблонное предупреждение о запрещении использования каких-либо видео-, звукозаписывающих средств, полоски прожекторов на белом экране и неспешно выходящие силуэты Robert Fripp, Trey Gunn и Pat Mastelotto. Никаких привычных, тупо-парадоксальных объявлений типа "Встречайте KING CRIMSON!" или традиционного самопредставления участников с исковерканным псевдодружелюбным "пры-и-е-вет". Ты пришел слушать Музыку, а потому, извини, слов не будет. Ты ведь знаешь, куда и зачем стремился; случайных людей быть просто не может: что-то вроде "либо ты в автобусе, либо вне его", никто руководить или направлять тебя не собирается. Да и вообще, кому ты нужен? Каждый делает свою вещь: ты - у себя в кресле пытаешься совладать с воспаленным исчезающим сознанием; Белью - окаменевает с гитарой и стулом; Трей Ганн - ступором застывает со stick (что-то из рода бас-гитар) в противоположном углу сцены; Мастелотто - со зверски перекошенным лицом колотит по установке; а Фрипп, любовно поглядывая на сумасшедшего барабанщика, счастливо улыбается и иногда притрагивается к струнам гитары.Серия композиций из нового альбома KING CRIMSON, с первого же аккорда "Prozack blues" обрушенная мощность и резкость звука, который не вмещается в пространство маленького зала "Roma" и компенсирует нехватку места, размещаясь прямо в черепных коробках слушателей. Какой-то старичок, пришедший, вероятно, с надеждой услышать КING СRIMSON времен "In The Court Of The Crimson King" или, на худой конец, хотя бы "VROOOM", но никак не потяжелевший, созданный совершенно иным способом, исключительно на основе электрогитар "The Construkction Of Light Tour 2000", затыкает пальцами уши и, выпучив глаза, смотрит на это фактически не движимое по сцене чудо, готовый в любой момент забиться в конвульсиях.Зал рычит, активно подпевая, из чего напрашивается вывод: в Польше новый альбом KING CRIMSON доступен давно! Протяжное и единственное за всю программу "Thank-you-very-much!" от немного полысевшего, но обаятельного Фриппа и длинная, в старых хороших традициях, "The Construkction Of Light". Родная фрипповская "минималистская" концепция ползет ступеньчатым разворачиванием главной темы, создает и разрушает длинные цепочки мелодических фигур, практически не меняющихся во времени. Они сплетаются в одну, обволакивают голос и, достигнув энергетического апогея, обрываются... "The World\\\\\\'s My Oyster Soup Kithen Floor Wax Museum" кладет мою вторую душу на наковальню и со всей силы долбит по ней раскаленным молотом, пока не превращает ее в кровавое месиво. Помогите: я не выйду отсюда-а-а! Кресло сужается и сжимает меня, я впиваюсь в ручки - почти лоботомия - держите мой мозг - выпустите меня! - не на-а-а-до!!! Конец...Фрипп отирает выступившие капли пота и меняет ярко-оранжевенькую гитарку на не менее веселенькую красненькую, при этом загадочно улыбается и неумело пытается скосившимся глазиком подмигнуть в сумрак зала; Трей Ганн в очередной раз переступает с ноги на ногу и отходит подальше в угол.Временный перерыв, возможность немного передохнуть и поблаженствовать, остудить истерзанное восприятие - несколько песен 1994-1995 годов: "Dinosaur", "One Time", "VROOOM". Плавный переход - "Frakctured" - дабы не травмировать психику, и вновь возвращение к СЕГОДНЯ в образе "Into The Flying Pan"... Мастелотто плотоядно смотрит на барабаны и, издав нечленораздельный рык, обрушивается на них всем своим желанием. Видоизмененная "Larks\\\\\\' Tongues In Aspic", определенная по аналогии с предыдущими как "Part IV". Четкая структурность, готические построения, продуманные и осмысленные, фактически в точности воссоздающие представленное на альбоме, но кажущиеся на первый взгляд хаотичным набором звуков или нескончаемой импровизацией. Детские представления ломаются, миф о том, что KING CRIMSON моментны, рушится - немного разочаровывает - но импрессионистичности максимум. И (простите!) уже не понимаю, то ли это начало, то ли окончание...
P.S.: А Фрипп вообще обленился: сидел половину концерта, сложив ручки и наблюдая за Мастелотто, пока Белью, не разгибаясь и ни разу не встав со стула, призрачно сливался с гитарой и всем оставшимся навороченным оборудованием...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2000 год в рубрике музыкальная газета