Хилькевич, Руслан
Мир - самая американская радиостанция?!

Недавно еще один минский интеллектуал получил культурный шок от Америки. Мало того, что статуя Свободы оказалась настоящей, так еще и в голливудских фильмах совсем не сказки рассказывали. Короче, все как в кино: начиная от гамбургеров и заканчивая средствами для похудения. Впрочем, разговор не об этом. Поговорим об информационных технологиях, в которых, как утверждают специалисты, мы отстали если не навсегда, то надолго. Руслан Хилькевич, программный директор радиостанции "Мир", - о своей поездке в Америку.
- Поездка была организована информационным центром при посольстве США в РБ, который ставит целью познакомить зарубежных специалистов с опытом работы в США. К сожалению, для нас, радийщиков, она была не совсем удачной: знакомство с FM-станциями проходило чисто эпизодически, "на ходу".
- То есть эти несколько недель вас просто возили по станциям? А как же лекции, семинары?..
- Вот в чем минус... когда я летел, тоже думал, что это будет что-то вроде семинаров, учебы, нам будут рассказывать о структуре, о приемах и методах работы и так далее... А в итоге ни на что не было времени. Нам делали просто быстрый тур по станции: вот, отсюда мы вещаем, а тут у нас звукозаписывающая студия, тут сидят редакторы службы информации, а здесь наш коммерческий отдел. Вот так мы походили, нам маечку какую-то подарили - все, до свидания, надо ехать в следующее место. Мы, конечно, пытались задавать вопросы, вытягивать из них информацию, но получали ответы в двух словах, потому что не было времени, чтобы действительно серьезно поговорить.
- Ну и как тебе американские радиостанции?
- Ты знаешь, радиостанции не впечатлили. В плане техники у них все достаточно скромно, и я не скажу, что наша студия, например, хуже экипирована, чем те студии, на которых мы побывали. Меня просто убило, когда я узнал, что они, например, до сих пор пользуются пленочными магнитофонами, то есть у них монтаж на пленках делается, записи с пленок, просто с бобин, в эфир запускают, у нас этого уже нет давно! Все делается через компьютер.
И вот еще: у нас как - каждая станция сама по себе, а в Канзас-Сити, например, 7-8 станций входят в одну компанию, то есть принадлежат ей, и все эти 7 совершенно разных станций находятся в одном здании и вещают практически из одной комнаты. Там есть огромное помещение, в котором натыканы одна за одной студии... даже не знаю, можно ли эти станции назвать конкурентами, потому что они все вещают под одним хозяином и, кроме того, все они очень четко разделяются по формату (одни, например, крутят только джаз, другие - только кантри). Это только у нас пока каша в эфире (хотя в Штатах нам объяснили, что это нормально: пока станций немного, нет необходимости отличаться по музыкальному формату).
- Что ж у них все так концентрировано?
- А не знаю, нам просто объяснили, что они жутко экономные люди. (Это понятно - американцы.) Они просто на ветер деньги не бросают. Но, знаешь, у них в студиях больше компьютеров. Если мы музыку в основном запускаем с CD-проигрывателей, то у них на некоторых станциях так: стоят четыре компьютера, с одного музыку запускают, с другого - джинглы, с третьего - программы и звуковые кадры, с четвертого - что-то еще. Сидят там, пальцами по экрану водят. Но это было только на одной станции, уже не помню на какой.
- А что по наполнению эфира? Отличаются станции от наших?
- Американские FM-станции не уделяют особого внимания информации. То есть у нас служба информации более солидно работает, и слушатели у нас в этом смысле более образованные, они любят информацию, их интересует, что происходит в мире, а американцам, и они сами признавались в этом, до сиреневой звезды это все. Они заняты собой, своей жизнью... Радиостанции в информационных блоках, кроме локальных новостей, практически ничего и не затрагивают. Дается буквально несколько заголовочков - и полетела музыка дальше.
- Значит, все, что говорится про Америку в голливудских фильмах, - правда...
- Да, абсолютная правда. Американцы настолько в себе, что некоторые школьники даже Калифорнию на карте не могут найти. Этих людей кроме себя ничего не интересует.
- Скажи мне, если у них по радио крутится много музыки, то к чему тогда сводится роль ди-джея?
- К ее подбору. В эфире "Мира", например, нет трепа. Так же и на американских станциях. Известно, что у некоторых ди-джеев есть такое правило - неважно, что ты говоришь, главное - уметь говорить красиво. Когда мы начинали "Мир", то хотели изначально от этого уйти. У нас были и сейчас есть очень жесткие требования к ди-джеям - ты должен нести информацию. И в Штатах - эта же тенденция. Треп, с которого они начинали FM-овское вещание, отходит сейчас на второй план, а ди-джеи стараются вообще поменьше влезать в эфир. И если у нас считают, что станцию делают ди-джеи и именно их надо раскручивать, то у них главное - музыка.
Авторские программы, кстати, тоже не особенно в почете. Вещание строится таким образом: пара заголовков новостей в начале часа, погода, состояние на дорогах, все это через песни, потом опять погода, состояние на дорогах, смотришь - и час пробежал, и все с начала.
- Если крутится столько музыки, то времени на рекламу практически не остается?
- Рекламы в эфире очень много. Так, на одной из станций нам сказали, что у них 20 минут рекламы в час! Но их все равно слушают. FM-станции живут за счет рекламы. За счет рекламы и... пожертвований. Вот это, кстати, тоже интересно. Public stations, кроме госдотаций, живут за счет слушателей. Несколько раз в год они объявляют, что начинают сбор средств от слушателей на развитие станции, и люди, которые хотят, чтобы станция существовала, просто перечисляют деньги. В некоторых городах, например, есть общинные станции, принадлежащие сексуальным, национальным или другим меньшинствам. И вот одна из станций как раз в то время, когда мы пришли туда, собирала средства. Выглядит это так: сидят люди на телефонах, вызванивают фирмы, частных лиц. И у них висит большой стенд, на котором написано: сегодня мы содрали такую-то сумму, вчера - такую-то, а внизу подведена жирная черта и написана сумма, к которой они стремятся. И они будут упорно выбивать эти деньги, пока нужная сумма не будет набрана.
- Да, они хорошо знают своих слушателей...
- У них к этому грамотный подход. Вначале нужно выяснить, для кого ты вещаешь, выявить свою аудиторию, а только потом крутить в эфире то, что хотят люди. Поэтому они не жалеют денег на социологические исследования, что мы, к сожалению, не всегда можем себе позволить.
- Для "Мира" ты что-то нашел полезное? Будут какие-либо изменения в эфире после твоего приезда?
- Знаешь... уже столько говорилось, что FM-формат себя исчерпал, что придумать в нем что-либо новое уже невозможно. То есть что бы ты ни придумал, ты все равно будешь повторять то, что уже было. Поэтому что-то принципиально новое взять неоткуда. Хотя, конечно, обновлять эфир надо. Мы этим скоро и займемся.
Сейчас наш звукорежиссер Ваня Луценко занимается новым имиджевым оформлением эфира. Посмотрим, что у него получится.
- И когда мы услышим результаты его трудов?
- Мы традиционно обновляли свой формат с нового года, но в этом году, думаю, что-то появится уже сейчас, а более кардинально мы изменимся с осени, когда все наши сотрудники вернутся из отпусков.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета