Фестиваль "Максидром"
Взгляд из-за кулис, или История с продолжением


Возрадуйтесь, други мои! В этом году "Максидром" отметил свой пятилетний юбилей. "Что это значит?" - спросите вы у меня. Отвечаю: это значит, что "Максидром" вещь не только нужная, но и полезная. Думаю, что большинство молодежи, пришедшей 20 мая этого года в московский СК "Олимпийский", не помнят самый первый "Максидром", ворвавшийся в нашу жизнь порывом свежего ветра, поскольку ТАКОГО раньше не было. Други! Давайте-ка вернемся на пять лет назад и от "момента рождения" начнем долгий путь длиною в пять лет...

1995 год: точка отсчета
Угадайте, мои хорошие, кто же был первым? Самым догадливым я крепко пожму руку, а для остальных тихо произнесу имена пионеров "Максидрома": ВА-БАНКЪ, СЕРЬГА, СТРАННЫЕ ИГРЫ, МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС, БРАВО, НЕПРИКАСАЕМЫЕ, ЧИЖ И Ко, НОГУ СВЕЛО!, ЧАЙФ, АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, X-ROUDZ, АГАТА КРИСТИ.
Нетрудно догадаться, что изначально концепция предстоящего фестиваля была целиком и полностью рок-н-ролльной - выступают все: начиная от подающих надежды модников и заканчивая признанными мэтрами. Дело оставалось за "малым": воплотить эту идею в жизнь.
В качестве концертной площадки был выбран СК "Олимпийский". Да, в то время он "слегка" отличался от нынешнего. Судите сами: по бокам от сцены находилось два небольших экрана, а место привычной впоследствии надписи "Максидром" над сценой занимали два полотняных плаката "Радио Максимум". Публика в партере "примерно" сидела в желтых пластмассовых креслах, и если свет был качественным, то о звуке такого сказать было нельзя, хотя... "все познается в сравнении".
Но, как и полагается, "первый блин" имел таки ком. Заявленный в афишах НАУТИЛУС не приехал, под угрозой оказалось выступление БРАВО, в котором в то время произошел очередной раскол - ушел вокалист Владимир Сюткин. И все это случилось за сутки до начала фестиваля. Ситуация с БРАВО была спасена Хавтаном, который вышел на сцену и исполнил песню "Замок из песка". Публика "съела". Может, из-за того, что в тот момент праздник был уже в самом разгаре? Разогретая Скляром публика в количестве 15 000 человек ликовала. Несмотря на множество мелких и не очень недочетов, организаторы понимали, что это - успех.
"Живая" музыка, уважаемые музыканты - вот чего ждала публика. Организаторы оправдали ее ожидания - шутка ли, по итогам 1995 года "Максидром" был назван лучшим музыкальным событием года и удостоен российской национальной премии "Овация".

1996 год: непредусмотренная передышка
Несмотря на то, что "Максидром" привлек к себе пристальное внимание общественности, в 1996 году фестиваль не состоялся по целому ряду причин. Ну, во-первых, второй "Максидром" было решено провести на открытой площадке. Под открытой площадкой подразумевались два аэродрома: либо Тушино, либо Ходынка. Именно "открытость" предполагаемой площадки стала камнем преткновения: стоимость озвучивания чистого поля десятками киловатт аппаратуры была в несколько раз больше, чем озвучивание "Олимпийского". Слегка ужаснувшись после подсчета расходов, организаторы все-таки решили делать фестиваль, но... проблемы продолжали расти, как снежный ком. Оказалось, что для проведения подобного рода акций нужно получить разрешение в мэрии. На получение "добра" обычно уходит полгода, а у организаторов времени уже не было. Кроме того, в преддверии президентских выборов большинство потенциальных участников фестиваля были вовлечены в агитационную кампанию "Голосуй или проиграешь". В конечном итоге "Максидром-96" так и не состоялся.

1997 год: мы снова встретились...
Неудача с открытой площадкой заставила организаторов "вернуться на круги своя" - в СК "Олимпийский". Два года, прошедшие с момента проведения первого "Максидрома", кардинально изменили убранство спорткомплекса: с двух сторон от сцены были сооружены два огромных экрана с пиротехническими установками; сцена была изменена до неузнаваемости благодаря специально приглашенному художнику-постановщику Сергею Паукер-Браверу: сверкали искры, разлетавшиеся в разные стороны, а веселые ребята в форме сварщиков и монтажников в желтых касках "Maxidrom" имитировали работу.
Под пиротехнические взрывы на сцену вышел ЧАЙФ, открывший второй "Максидром". А после неожиданно сильного выступления БРАВО, когда Хавтан в азарте ударом ноги сбросил со сцены телеоператора, и запоминающихся дебютов TEQUILAJAZZZ и "сплинов" на сцене по плану должна была оказаться Линда с так популярной в 1997 году "Вороной". В преддверии фестиваля Линда высказывалась в прессе о том, что в ее выступлении будут и этнические танцы, и акустические гитары, и электронные барабаны, и конги, а также будет представлена необычная гитара "стик-бас". Как выяснилось несколькими днями позднее, из-за этого самого стик-баса Линда и пропустила фестиваль. По официальной версии, буквально накануне "Максидрома" басист Линды повредил себе палец и физически играть просто не мог, а петь под инструментальную фонограмму Линда отказалась наотрез. Еще одной группой, имя которой значилось на афишах и которая не приняла участие в "Максидроме", стал МУМИЙ ТРОЛЛЬ. За месяц до фестиваля в свет вышел альбом "Морская", и полюбившаяся "Утекай" была у всех на устах, но блеснуть перед многотысячной армией фанатов МТ так и не удалось. Лагутенко прилетел из Лондона без ритм-секции, планируя за несколько дней оперативно отрепетировать программу. Не вышло... Благоразумные продюсеры его отговорили, убедив немного подождать и все-таки обкатать группу на гастролях. Место МУМИЙ ТРОЛЛЯ заняла киевская группа ГРИН ГРЕЙ. Их выступление неожиданно стало самым ярким выступлением фестиваля.
Когда фестиваль медленно стал двигаться в сторону своего логического завершения, дело оставалось за малым. На сцене должны были появиться три последние группы: НЕПРИКАСАЕМЫЕ, ЧИЖ и АЛИСА. Из-за спешки АЛИСЫ на поезд выступления пришлось в срочном порядке менять местами: НЕПРИКАСАЕМЫЕ, АЛИСА, ЧИЖ.
И тут возникли новые трудности. Внезапно директор Чижа решил отказаться от хитов и исполнить новые композиции. Организаторы протестовали: закрытие фестиваля, выпавшее на долю Чижа, должно было быть сильным. Все уговоры оказались напрасными. Чиж сыграл пару лишних песен и закончил новым "Урал-байкер-блюз". "А что же народ?" - спросите вы. Народ не смог в полной мере ощутить финала фантастического шоу и медленно потянулся к выходу...
Беды, бедочки и бедульки, случившиеся на втором "Максидроме", не смогли испортить репутацию фестиваля. "Дубль два" доказал: фестивалю быть.

1998 год: Бог любит Троицу...
Опыт предыдущих "Максидромов" показал организаторам главную проблему проведения шоу. Проблема крылась во времени пребывания групп на сцене, когда музыканты просто физически не успевали настроиться. Выход был найден: началась постройка вращающейся сцены, позволявшей играть практически без пауз.
Благодаря информационной поддержке ОРТ в лице Александра Горожанкина о "Максидроме-III" знали все, ну, или почти все. А в "Олимпийском" тем временем продолжался ряд изменений: желтые креслица в партере, сковывавшие зрителей, были наконец-то убраны - свобода!
Открытием стали НЕПРИКАСАЕМЫЕ, после - ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. Последующий эстетический вектор фестиваля многими воспринимался как своеобразная дуэль двух молодых супергрупп. Кто на сегодня ярче: СПЛИН, выпустивший "Гранатовый альбом", или дебютант "Максидрома" МУМИЙ ТРОЛЛЬ, в активе которого уже были "Морская" и "Икра"? Было очевидно: кто выигрывает этот бой длиной в пять песен, фактически становится символом поколения.
В отличие от СПЛИНА, для МУМИЙ ТРОЛЛЯ участие в фестивале стало опасным занятием в прямом смысле этого слова. Во время исполнения "Владивостока 2000" внезапно шарахнула вся пиротехника "Олимпийского", в результате чего Лагутенко отбросило от микрофона метра на два. Но это ничуть не испугало Илью, а, наоборот, рассердило. Он сорвал с себя куртку и устроил на сцене фирменную деструкцию: падающие микрофоны, скрежещущая гитара, рваная ритм-секция и многое другое. Остается лишь сожалеть, что в телевизионную версию "Максидрома" эту "анархию в "Олимпийском" режиссеры включить так и не рискнули.
Несмотря на то, что финал, отыгранный АЛИСОЙ, был по-настоящему мощным, было понятно одно: началось зарождение нового поколения рок-групп. Кто знает, символичным ли было то, что именно на этом "Максидроме" в гримерку МУМИЙ ТРОЛЛЯ попала кассета с записью Земфиры?..

1999 год: тяжелое время перемен
Увольнение Михаила Козырева с "Радио Максимум", внезапно навалившийся августовский кризис 1998 года стали серьезными проблемами организации четвертого "Максидрома".
Новый программный директор "Радио Максимум" Михаил Эйдельман расширил состав участников до двадцати групп и не без оснований полагал, что главная интрига грядущего "Максидрома" - семь дебютантов. Во многом поэтому впервые в истории фестиваля состав участников решили не разглашать до самого конца.
Одной из главных коммерческих приманок фестиваля должна была стать Земфира, чей дебютный альбом уже звучал из всех распахнутых окон. Проблема заключалась в том, что хотя группа ZЕМФИРА не без успеха выступила на презентации альбома в одном из московских клубов, к появлению перед 18 000 зрителей она все-таки была не готова. В итоге было решено, что Земфира споет а капелла только один куплет из "Ариведерчи". Впрочем, этого оказалось вполне достаточно, чтобы ей начал подпевать восторженный зал. В ту минуту всем стало понятно, что прямо на глазах ликующей публики происходит рождение звезды. Яркость в "Максидром" внесли украинские группы: ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА моментально разогрели зал зажигательными "Танцами", а ОКЕАН ЕЛЬЗИ был мощно поддержан залом.
Стоит отметить, что за день до фестиваля стало известно, что никакой пиротехники не будет: пожарники единогласно сказали "НЕТ!". Ситуация была спасена дополнительными лазерами.
Кинчев впервые отказался от проверенных жизнью хитов, сыграв две старые композиции и три новые. В итоге получилось, что из всех его "максидромовских" концертов этот выглядел наименее убедительно.
Из "прекрасных ветеранов" на фестиваль были приглашены МАШИНА ВРЕМЕНИ и АКВАРИУМ. МАШИНА закрывала фестиваль и сделала это максимально убедительно.

2000 год: с юбилеем!
Шестичасовым концертом, ставшим настоящим отрывом для всех поклонников, отметил "Максидром" свое пятилетие. Кроме представителей "высшей лиги" отечественной рок-музыки и групп, внесших существенный вклад в российскую рок-культуру, в фестивале приняли участие дебютанты сезона 1999-2000 - Найк Борзов, ZDOB SI ZDUB и БИ-2. Что же касается сценических решений, то в этом году звук был по-настоящему качественным, а в феерическом шоу был задействован (как и предполагалось) симфонический оркестр.
Желание музыкантов выделиться из общего потока участников заставляло их иногда вытворять не совсем понятные и неординарные вещи: Лагутенко, перемазавшись сам, кидался в партер клубничным вареньем, НОГУ СВЕЛО! во время исполнения своей "Куклы" подняли над залом надувную резиновую "девочку". Экстравагантным был КРЕМАТОРИЙ, появившийся на сцене в стильных костюмах "от кутюр".
Главным же скандалом нынешнего "Максидрома" стал распад группы МАША И МЕДВЕДИ. Буквально за 10 дней до фестиваля Маша Макарова объявила, что уходит из шоу-бизнеса, но, несмотря на это, примет участие в "Максидроме" и "Рок-Киеве". Но... в день Фестиваля Фестивалей МАША И МЕДВЕДИ из списка участников исчезли, зато добавились МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС и ЧИЧЕРИНА. Как рассказал продюсер группы Олег Нестеров, одна из причин неучастия МИМ в "Максидроме" заключается в том, что г-жа Макарова дала интервью "МК", в котором прозвучали слова, обидевшие музыкантов. После прочтения этого материала последние наотрез отказались выходить с Машей на одну сцену не только в Москве, но и в Киеве.
Что касается организации юбилейного "Максидрома", то она была практически безупречной, не считая некоторых трудностей в работе журналистов. Попасть "акулам пера" в партер напрямую было невозможно, приходилось, как настоящим героям, всегда идти в обход. После выступления каждого музыканта проводились короткометражные пресс-конференции, правда, помещение, используемое как "конференц-зал", было маловато и не вмещало всех представителей прессы. Но все это было мелочами по сравнению с полученным удовольствием от шоу.
Как говорится, все случилось. "Максидром" преодолел отметку "5 ЛЕТ". За это время многое поменялось и в музыке, и в России, но наряду с этим четко обозначилась линия - линия "Максидрома". На фестиваль пришло 20 000 зрителей. Вам это о чем-нибудь говорит? Думаю, что нарастающая популярность "Максидрома" рано или поздно заставит призадуматься организаторов и уйти от идеи проведения шоу в "Олимпийском": маловатым он станет для подобного действа.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета