Hensley, Ken Певец фантазий
Согласитесь, не так уж часто случается, чтобы всемирно известный музыкант, достигший статуса прямо-таки идола и вдоволь хлебнувший рок-н-ролльного образа жизни со всеми его "прелестями" и излишествами, решился бы покинуть свою "орбиту" ради практически отшельнического существования. При всей абсурдности таких решений они все же принимаются. Пусть и нечасто. И наиболее показателен пример клавишного кудесника, блистательного гитариста и певца Кена Хенсли (Ken Hensley), чей композиторский талант в начале семидесятых годов вывел британскую группу URIAH HEEP в высшую рок-лигу. Фантастический мелодизм и творческое изобилие снискали Хенсли славу и уважение не только поклонников, но и профессионалов, многие из которых почитают за честь работать с ним бок о бок. Однако после 13 альбомов, записанных с коллективом, и двух сольных - 1973 и 1975 годов - опусов Кен в 1980-м расстался с URIAH HEEP, выпустил под своим именем третью пластинку, пару лет посотрудничал с малоизвестным американским ансамблем BLACKFOOT и - растворился в неизвестности, крайне редко "всплывая", чтобы отозваться на чью-либо просьбу о помощи. Лишь пять лет назад мы смогли услышать ранее не изданные вещи маэстро, включенные им в сборник "From Time To Time", и узнать, что, "завязав" с наркотиками и алкоголем, Кен обратился к религии и, ведя тихую семейную жизнь в Штатах, поигрывает в христианской команде VISIBLE FAITH, с которой несколько месяцев назад выпустил первый за много лет альбом.
С вопроса об этом произведении и начался мой разговор с мистером Хенсли.
- Мне пока еще не довелось услышать твой последний альбом - диск VISIBLE FAITH, - но я слышал, что его музыка слишком проста для тебя...
- Подожди, откуда у тебя информация об альбоме VISIBLE FAITH? Пластинка "A Glimpse Of Glory" подписана: "Ken Hensley & VISIBLE FAITH", альбом собственно группы еще не появился.
- А какова твоя роль в коллективе? Я имею в виду, ты являешься лидером ансамбля?
- VISIBLE FAITH, "Видимая вера", - выражение моей христианской веры, которую - для ее претворения в жизнь - следует сделать видимой! Я назвал так музыкантов, собравшихся, чтобы поработать над этой пластинкой.
- У тебя много общего с Гленном Хьюзом (Glenn Hughes, экс-TRAPEZE, DEEP PURPLE, BLACK SABBATH и соло): оба преуспели в известных командах, испытали весьма скромный успех с высококачественной сольной работой, оба - в прошлом наркоманы, а ныне трезвенники и новообращенные христиане. Знакомы ли вы? И что по поводу Рика Уэйкмана (Rick Wakeman, легендарный рок-пианист)? Его история похожа на ваши, разве что в его активе - несколько прославившихся дисков.
- Я знаком с Гленном и очень счастлив, что он выкарабкивается из своих проблем. Трудно понять, что такое наркотическая зависимость, если ты ее не испытал, так что нам обоим есть за что быть благодарными. С Риком же Уэйкманом я разговаривал пару раз, но на сегодняшний день мы движемся в различных музыкальных направлениях. Однако я искренне рад его успеху.
- Новый образ жизни действительно подходит тебе больше, чем "звездное" безумство прошлых лет?
- Ответ на этот вопрос прост: ДА! Я в него вкладываю намного больше, чем кажется на первый взгляд, но это - простой и честный ответ. До того, как я поручил свою жизнь Богу, я жил ради себя и жил одним мгновением. Сейчас же я живу, дабы славить Господа, живу, думая о своем вечном будущем. Я знаю, что это трудно понять, и буду счастлив поговорить об этом подробнее.
- Продолжим все же о музыке. Несколько лет назад ты собирался выпустить: 1) новый альбом, 2) продолжение "From Time To Time" с неиздававшимся материалом и 3) сборник своих лучших композиций с добавлением трех новых песен. Сейчас эти проекты заброшены? Если да, то почему?
- "A Glimpse Of Glory" и есть новая пластинка. Продолжения же "From Time To Time" не будет, так как мне не верится, что у меня достаточно материала достойного качества. Фирма Essential Records издаст мою "Антологию" в январе. И, волей Божьей, в следующем году у меня выйдет совершенно новый альбом под названием "Running Blind"!
- Ты играешь и на клавишных, и на гитаре. Какой инструмент тебе нравится больше?
- Я не столько играю на гитаре и клавишных, сколько ПОЛЬЗУЮСЬ ими! Для меня они являются инструментами, которые я использую, чтобы сочинять музыку, - именно это я считаю своим даром. Так что у меня нет предпочтений, когда я сочиняю, - одним песням больше подходит гитара, другим - клавишные.
- Как клавишник ты бы осмелился стать в один ряд с Риком Уэйкманом, Китом Эмерсоном и Джоном Лордом (Keith Emerson & Jon Lord)?
- Я никогда не учился читать или писать музыку, так что - в отличие от тех, кого ты упомянул, - не являюсь виртуозным музыкантом. Я совершенно не способен играть так, как они, потому что никогда не изучал классическую музыку. Я просто развивал собственный сумасшедший стиль!!! Разумеется, и они не могут играть так, как играю я (и - что более похоже на правду - они бы и не захотели!).
- Ты играл в THE GODS - уникальном, по всей видимости, коллективе, давшем дорогу в жизнь многим знаменитым музыкантам: Мик Тейлор (Mick Taylor) присоединился к THE ROLLING STONES, Грег Лейк (Greg Lake) - сначала к KING CRIMSON, потом - к ELP, а Джон Глэзкок (John Glascock) - к JETHRO TULL. Каким тебе запомнился этот ансамбль?
- THE GODS был моим первым профессиональным составом, и я многому научился за время, проведенное в нем. Играть же со столькими великими музыкантами было просто классно, так как во многом помогло моей учебе.
- В составе TOE FAT ты играл блюз, который, похоже, избегал впоследствии. То был интересный период твоей жизни?
- Период TOE FAT был весьма интересным временем и, опять-таки, временем учебы.
- Мне думается, тебе есть что сказать по поводу британской блюзовой сцены шестидесятых, частью которой ты являлся.
- Я не считаю, что по-настоящему относился к британскому блюзу, хотя моя ранняя карьера и протекала в параллельном направлении. То было очень волнующее время - как для меня, так и для британской сцены в целом.
- Не тогда ли ты познакомился с Питером Грином (Peter Green, феноменальный блюзовый гитарист), дань уважения которому отдал на посвященном ему альбоме "Rattlesnake Guitar"?
- На самом деле я никогда не был знаком с Питером Грином, хотя сильно уважаю его ранние работы.
- Для того альбома ты выбрал "Hellhound On My Trail", "Гончие ада за мной по пятам", Роберта Джонсона (Robert Johnson). Почему? Тебя преследует бурное прошлое?
- Нет. Ничего меня не преследует! Эту песню выбрали за меня, и, если говорить откровенно, то был не лучший эпизод моей карьеры!
- О твоих проектах WEED и HEAD MACHINE известно не слишком много. Не мог бы ты пролить свет на сей предмет? Как ты умудрялся быть настолько плодотворным, чтобы найти время работать вне URIAH HEEP?
- В обоих случаях - как с WEED, так и HEAD MACHINE - мне платили за то, что я писал для этих проектов песни, и так уж получилось, что, в конце концов, я в них сыграл. Это было что-то вроде приработка, и я даже мысли не допускал о том, что они продержатся до сих пор!!!
- Общеизвестно, что твой приход в URIAH HEEP пошел группе на пользу. Однако что в тот момент чувствовал ты? В то время команда уже звалась URIAH HEEP или еще носила название SPICE?
- Вообще-то, я не "приходил" в URIAH HEEP. Я присоединился к SPICE, и когда мы увидели, что из этого выходит, было решено взять новое имя и начать все сначала!
- Мик Бокс (Mick Box, гитарист HEEP с 1970-го и по сей день) утверждает, что URIAH HEEP всегда считалась его группой. Однако так много поклонников привыкли думать о ней как о ведомой тобой, и им не по нраву материал, созданный коллективом после твоего ухода. Кто же, на твой взгляд, был лидером?
- По мне, группа не есть один человек. Дэвид (David Byron, вокалист ансамбля с 1970 по 1976 годы) был лидером на сцене, я написал большую часть песен, и, разумеется, я не собираюсь спорить с Миком. Он - хороший человек, и, мне кажется, ты его неверно цитируешь. (Цитата верная, Бокс высказался по вышеозначенному поводу в беседе со мной. - Дм. М. Э.).
- Как ты считаешь, HEEP был "прогрессивным" или же хард-роковым составом?
- Скорее хард-роковым, но и прогрессивным в том, что мы не уклонялись от экспериментирования. Возможно, хорошим термином был бы "прогрессивный хард-рок"!
- Ты когда-нибудь думал, что столь простая песня, как "Easy Livin'", окажется настолько популярной?
- Все наши наиболее успешные песни были простыми, прямолинейными и понятными. Я и сейчас не знаю, что делает хитом одну песню, а не другую!
- Сколько песен ты спел в URIAH HEEP? Как вы решали, кто будет петь ту или иную композицию?
- Я лидировал в трех или четырех песнях, и решения принимались прямо во время записи. Какие-то особые причины мне не припоминаются.
- Когда ты пел "Lady In Black", ожидал ли, что она станет "визитной карточкой" HEEP?
- "Lady In Black" стала "фирменным знаком" HEEP в некоторых - но не во всех - странах. Это простая песня, припев которой может спеть каждый, так что я не удивляюсь ее популярности!
- Была ли пьеса "Salisbury" вдохновлена "Concerto For Group And Orchestra" DEEP PURPLE? Интересно ли было работать с оркестром?
- Да, в некоторой степени "Salisbury" была вдохновлена "Concerto For Group And Orchestra". Работа же с оркестром оказалась одновременно и волнующей, и разочаровывающей.
- Были выпущены две версии песни "Rain" - на альбоме URIAH HEEP 1972-го "The Magician's Birthday" и на твоем "Proud Words On A Dusty Shelf" 1973-го. Тебя не удовлетворил вариант, записанный группой?
- Не совсем так. Мне понравилось, как Дэвид интерпретировал эту песню! Я просто хотел посмотреть, что из нее выйдет, если подойти к ней по-иному.
- Совершенно наоборот дело обстояло с "The Name Of The Game". И версия HEEP, и твоя собственная были изданы совсем недавно. Почему их не выпустили в 1976-м?
- Выпуская виниловые пластинки, мы - с каждой из них - были сильно ограничены во времени, так что по ряду причин часть песен не использовалась. Сейчас же в компакт-диск можно включить намного больше музыки.
- Кому принадлежала идея после увольнения Байрона прослушивать в 1976 году Дэвида Кавердейла (David Coverdale, экс-DEEP PURPLE)?
- Всем. Тогда это казалось хорошей идеей, но, оглядываясь назад, я понимаю, что это было весьма глупо!
- После ухода Байрона вы с ним общались?
- Я контактировал с Дэвидом, но не так уж много.
- Правда ли, что в 1973 году после распада FREE ты планировал записать альбом с гитаристом этого квартета Полом Коссоффом (Paul Kossoff)?
- Нет.
- Ты джемовал и сделал несколько демонстрационных записей с Бозом Барреллом, Саймоном Керком и Миком Ралфсом (Boz Burrell, Simon Kirke & Mick Ralphs) из BAD COMPANY. А как насчет их великолепного певца Пола Роджерса (Paul Rodgers)?
- BAD COMPANY трудились в моей студии над одним из своих альбомов, и Мик, Саймон и Боз согласились сыграть в нескольких моих песнях. Так как пел я, то, естественно, Пол не был задействован, но если б я мог выбирать голоса, то выбрал бы его голос!
- Ты работал с наиболее мелодичными в рок-музыке бас-гитаристами - Гэри Тэйном и Джоном Уэттоном (Gary Thain & John Wetton). Ты можешь сравнить их стили? Что они представляли собой как личности?
- Нелегкий вопрос - Гэри с Джоном сильно отличались как музыканты и как люди. Гэри был очень "лиричным" и мелодичным басистом, в то время как Джон - основательным и время от времени склонным к экспериментам. Как люди же они были совершенно разными... Как и каждый из нас!
- Выбирая в 1980 году нового певца для HEEP, ты остановился на Питере Голби, в то время как прочие настаивали на Джоне Сломене (Peter Goalby & John Sloman). Не был ли этот выбор одной из причин твоего расставания с коллективом?
- Был.
- И ты по-прежнему считаешь Сломена неудачным вокалистом для URIAH HEEP?
- Да.
- Пару слов о твоем друге и соавторе по HEEP Джеке Уильямсе (Jack Williams).
- Джек работает коком на круизном корабле на Аляске. Он по-прежнему сочиняет, и время от времени мы с ним общаемся.
- Многие артисты хотели стать успешными сольными исполнителями, но не смогли. Ты, несомненно, мог, да не захотел. Отчего же?!
- Если быть откровенным до конца - когда я покинул HEEP, то не знал, чего хочу! Я очень долго приспосабливался к жизни вне коллектива, и единственное, что знал, - это то, что мне не хочется повторять собственные ошибки!
- Аранжировки с участием духовых на твоем диске 1975 года "Eager To Please" наводят на мысль, что в то время ты увлекался "черной" музыкой - быть может, артистами фирмы Tamla Motown. Это так?
- Нет.
- Крайне редко за рамками альбома остается его заглавная композиция. Почему такое случилось с отличной песней "Free Spirit", не вошедшей в одноименную пластинку 1982-го?
- Я неоднократно поступал так. На самом деле заглавная песня нового диска "A Glimpse Of Glory" появится в следующей программе, название которой - "Running Blind"! Я не могу это объяснить, просто это "одна из тех вещей..."!
- В аннотациях к нескольким твоим компакт-дискам утверждается, что ты играл с Оззи Осборном (Ozzy Osbourne). Спрашивается: когда это вы работали вместе и увидел ли свет результат?
- Я никогда не играл в группе Оззи. Мы выступали вместе на многих фестивалях, а также моя компания предоставляла аппаратуру бас-гитаристам Оззи.
- Как-то ты сказал нечто вроде: "...имя Кена Хенсли на пластинке DIO". Ты выразился фигурально или и в самом деле играл с Ронни (Ronnie James Dio)?
- Опять-таки, это были отношения по поводу оборудования.
- Записываясь с CINDERELLA и W.A.S.P., ты ощущал, насколько уважаем новым поколением музыкантов?
- Нет.
- И последний вопрос. На протяжении многих лет ты пытался избегать славы. Льстит ли тебе то, когда, сыграв на пластинке всего несколько нот, ты видишь на ней наклейку, гласящую: "С участием Кена Хенсли"?
- Я испытал славу и благодарен Богу за то, что остался в живых! Я бы ни за что не вернулся к тому образу жизни и не желаю лести ни при каких обстоятельствах. Мне всегда придает силы то, что люди любезно отзываются о моей работе, но я знаю, что не я выполнил ее тогда и не я творю сейчас. Это - Бог, живущий во мне, и за это я буду вечно благодарен. Да благословит Бог тебя и всех, кто это прочтет.
Спустя некоторое время после этой беседы я получил в подарок от Кена его последний альбом. Впечатление? Отлично! Хенсли в отличной форме. Слабее остальных три композиции, сочиненные без участия классика и спетые не им, - в одной из них он даже не играет. Рекомендую любому поклоннику хорошего мелодичного поп-рока.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2000 год в рубрике музыкальная газета