ZZ Top
Техасский блюз, девчонки и спорткары, дешевые очки и "бородатые" гитары


Подумать только - ZZ TOP, обычная кантри-блюзовая группа из Техаса, стала самым жизнеспособным и известным трио в истории рок-музыки! В 70-х им не было равных на рок-площадках, но чего-то не хватало, чтобы утвердиться в глазах поклонников по всему миру. 80-е они покорили своими длинными бородами, стильным ZZ-мобилем и нетрадиционными для рок-музыкантов сюжетными клипами, надолго оккупировавшими MTV, и явились пионерами нового звучания, неожиданно подкрепив любимый техасский блюз-рок синтезаторами и драм-машинами новой волны. В 90-х мы вновь услышали знакомые звуки их "бесстрашного буги". Они всегда оставались модными, пробуя все прогрессивное, и в то же время любой их альбом можно было расписать одной единственной формулой: "простота + верность себе". И вот ZZ TOP уже 30 лет!.. По случаю юбилея в прошлом году был выпущен новый альбом "XXX", который записывался в той же студии, что и все предыдущие работы коллектива, вместе со многими людьми, работавшими с Гиббонсом, Хиллом и Биэдом еще с 1969 года.

ZZ TOP придумал и собрал бравый техасский ковбой Билли Гиббонс (Billy Gibbons, р. 16.12.1949 г. в Хьюстоне). Его музыкальная карьера стартовала очень рано. По наблюдениям родителей, это произошло чуть ли не сразу после того, как Санта-Клаус подарил ему на Рождество мечту детства - набор из "гибсоновской" электрогитары и "фендеровского" усилителя. Пока другие подростки слушали BEATLES и ROLLING STONES, Билли уже здорово повторял распальцовки Джимми Рида, Литтла Ричарда, Бобби Блэнда и менял одну группу за другой (SAINTS, COACHMEN, TEN BLUE FLAMES, SUMMER OF LOVE). Ребята играли слишком громко, и однажды Билли слишком перенапряг свои связки. Это заставило его уйти из последней из перечисленных команд и собрать более легкий по звучанию, но все же гаражно-роковый коллектив под романтичным и абстрактным (в духе времени) названием MOVING SIDEWALKS ("Движущиеся тротуары"). Примечательно, что сам Джими Хендрикс назвал тогда Билли Гиббонса одним из самых перспективных гитаристов своего поколения после того, как MOVING SIDEWALKS однажды удостоились чести открыть его концерт, но было очевидно, что Билли здесь ничего не светило (единственное, чем запомнился коллектив на широких просторах Среднего Запада середины 60-х, - это песенка "99th Floor"). Слезного расставания не случилось - группа прекратила существовать тихо, сама собой после того, как с ними порвала их звукозаписывающая компания. Вернее, случилась трансформация последнего состава MOVING SIDEWALKS в ранний состав ZZ TOP, идею создания которой Гиббонс выносил вместе известным хьюстонским импресарио и продюсером Биллом Хэмом (Bill Ham). Итак, дебютный сингл ZZ TOP "Salt Lick" Билли записывал вместе с басистом Лэниером Грэйгом (Lanier Greig) и ударником Дэном Митчеллом (Dan Mitchell), но вскоре Грэйга выперли, и его место занял некий Билл Этеридж (Bill Etheridge).
В таком виде группа продержалась менее полугода. Уже осенью того же 1969 года Гиббонс поменял свое окружение. На вечеринке празднования Хэллоуина он познакомился с двумя музыкантами из Далласа и пригласил их в свою студию на прослушивание к старине Хэму. Они подошли по всем показателям, так как имели такой же богатый опыт выступлений в различных группах, как и Гиббонс, и к тому же являлись искомыми басистом и ударником. А звали их Дасти Хилл и Фрэнк Биэд.
Дасти Хилл, настоящее имя которого Джо (Joe Hill, р. 19.05.1949 г. в Далласе), пристрастился к бас-гитаре также в очень раннем возрасте и в основном под влиянием Элвиса Пресли. В 13 лет состоялось его первое клубное выступление, а чуть позже с братом Рокки они собрали ансамбль под названием WARLOCKS. Под этим названием они успели записать несколько синглов, но было решено сменить вывеску и ударника. Их новое имя звучало впечатляюще - AMERICAN BLUES, а ударника звали Фрэнк Биэд.
Фрэнк (Frank Beard, р. 11.06.1949 г. в Хьюстоне) провел детство в Ирвинге, небольшом городке восточнее Далласа. Откровенно говоря, он никогда не хотел быть ударником, а сел за барабаны только для того, чтобы повысить свой рейтинг у девчонок. И ему это здорово удалось, как только он купил себе классную ударную установку и стал работать в стриптиз-клубе "Fort Worth". Как только это повышенное внимание стало его утомлять, мистер Биэд собрал манатки и стал искать заинтересованную в нем команду. Так он оказался в WARLOCKS, то есть в будущих AMERICAN BLUES, которые полюбовно решили на каждом концерте появляться с новым цветом волос. Особенно им нравился синий цвет, но даже после двух записанных альбомов покорить публику им так и не удалось, и они тут же распались.
Обновленный и больше не изменявшийся состав ZZ TOP (пару первых лет Фрэнк просил именовать себя не иначе как Rube Beard) поначалу плавно влился в грандиозный поток южноамериканских команд, которые лабали буги, и трио сразу же показало себя как отличный гастрольный коллектив. Их дебютный альбом на London Records отличался крайне блюзовыми настроениями, прямолинейным техасским юмором, простой игрой и ленивым вокалом Хилла и Гиббонса, но уже со второго "Rio Grande Mud" появилась необходимая гибкость и лавирование стилями, что дало им первый признанный хит "Francine" и не менее известную "Just Got Paid". Львиную долю времени техасцы все еще проводили в дороге, умудряясь сочинять и записывать свои новые работы в сжатые сроки, что по гениальному плану их продюсера должно было в конечном итоге обеспечить им регулярное эфирное место на радио, но, возможно, именно эти семь лет беспрерывных концертов помогли им уже в ближайшем будущем обскакать по продажам всех тех именитых исполнителей и коллективы (в их числе - Дженис Джоплин и TEN YEARS AFTER), чьи концерты они открывали в начале 70-х.
Трамплином к всемирному признанию ZZ TOP стал их третий диск "Tres Hombres", ставший "платиновым". Его хит-монстр "La Grange" и пару убойных фишек типа "Beer Drinkers & Hell Raisers" и "Jesus Just Left Chicago" открыли новую страничку в истории группы, окончательно и бесповоротно определив характерное только для ZZ TOP гитарное звучание. В 1974 году на стадионе Техасского университета они впервые провели свой знаменитый фестиваль "Texas-Size Rompin' Stompin' Barndance And Bar-B-Q", который посетили 80 000 человек (директорат учебного заведения, напуганный таким наплывом народа, после отказывал проводить у себя подобные рок-концерты целых двадцать лет!). А двумя годами позже ZZ TOP удивили мир своим беспрецедентным для 70-х полуторагодовым турне "Worldwide Texas Tour", во время которого они возили с собой и выводили на сцену различных змей, бизонов, домашнюю скотину, гигантские кактусы и много разной другой дребедени, присущей их родным местам.
После получасового полуконцертного альбома "Fandango" (с хитами "Tush" и "Heard It On The X") и очередных од любимому Техасу группа взяла продолжительный отпуск, сменила London на Warner и появилась в студии только в 1978 году для записи диска "Deguello". Тут-то и обнаружилось, что две трети ZZ TOP, совершенно не сговариваясь друг с другом, ленясь бриться хотя бы раз в неделю, отрастили приличные бороды, но самое парадоксальное, что единственным человеком, который остался с гладковыбритым подбородком и довольствовался лишь усами, был Фрэнк Биэд (его фамилия переводится как "борода").
Впрочем, еще два альбома они предпочитали сохранять свой старый "безликий" имидж и заодно подготавливали будущую экспансию на высокотехнологичный музыкальный рынок. Неслучайно ярые поклонники ZZ TOP считают "Deguello" едва ли не сильнейшим альбомом группы, и действительно: он содержит множество памятных вещей ("Cheap Sunglasses", каверы "I Thank You" и "Dust My Broom", "I'm Bad, I'm Nationwide"). Под стать ему следующий альбом "El Loco" с его "Pearl Necklace" и "Tube Snake Boogie", но это уже 80-е и робкое попискивание синтезаторов.
И вот на очереди любимый многими "Eliminator", самый коммерчески успешный проект ZZ TOP (более 10 миллионов проданных экземпляров), который держался во всевозможных хит-парадах стайерские три с половиной года. Трио из Техаса первым из "старичков" рока осознало важность запоминающихся видеоклипов на канале MTV и запустило серию стильных сюжетных роликов режиссера Тима Ньюмана, сопровождающих их новые синглы "Gimme All Your Lovin'", "Sharp Dressed Man", "Legs" и "TV Dinners", главными действующими персонажами которых становятся три прекрасных девушки-фотомодели, своим шармом и сексапильностью утирающие нос нерадивым бескультурным мужикам, сами музыканты, их длинные бороды, дешевые солнечные очки, гитары и, конечно же, ставший легендой и визитной карточкой коллектива антикварный вишнево-красный "форд-купе" 1933 года выпуска, когда-то приобретенный и отреставрированный Гиббонсом, с двумя буквами "Z" на радиаторе, подаривший название этому альбому. Это была победа видеотехнологий над примитивизмом рок-клипов и торжество в общем-то не очень дружелюбных друг к другу стилей, блюз-рока и синти-попа, что обеспечило ZZ TOP неподдельный интерес со стороны более молодой публики во всем мире и звание одной из самых показательных групп 80-х.
Альбомом "Afterburner" они продолжили знакомые темы, родив на свет еще немало хитов ("Velcro Fly", "Sleeping Bag", "Rough Boy", "Stages", "Planet Of Woman"), и шумиха вокруг группы продолжалась вплоть до окончания их очередного грандиозного турне, в конце которого они торжественно зарезервировали в НАСА три билета первого класса на первый звездолет на Луну. Тем не менее, уровень продаж этого диска существенно снизился (до трех миллионов копий), но и это даже не снилось многим рок-группам середины 80-х.
В 1987 году по многочисленным просьбам фэнов шесть первых альбомов трио хороших парней из Техаса были переизданы на трех компакт-дисках, но, к сожалению, большинство композиций были ремастированы и здорово отличались от своих виниловых оригиналов, что вызвало бурю возмущения среди поклонников ZZ TOP. Группа взяла под свою опеку знаменитый музей "Delta Blues Museum" в городке Кларксдейл (штат Миссисипи), и, кстати, совсем недавно наконец-то собралась сумма, необходимая для его переезда в очень памятное место - отреставрированный поезд, который в середине века перевез стольких знаменитых блюзменов из Миссисипи в Чикаго.
После 5-летнего перерыва группа записала альбом "Recycler". Несмотря на то, что он добрался до 6 места в "Биллборде", диск откровенно провалился. Один миллион проданных копий - этого для знавших лучшие времена ZZ TOP было явно мало, да и материал ("Give It Up", "My Head's In Mississippi", "Penthouse Eyes", "Love Thing") был далек от оптимальной формы, хотя и имел такой же визуально-сексуальный подтекст, как и раньше, за исключением разве что "Doubleback", главной тематической композиции знаменитой фантастической ленты "Назад в будущее-3" с Майклом Джей Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях, в которой ZZ TOP сыграли самих себя.
В 1992 году на сотрудничестве с Warner была поставлена жирная точка сборником лучших вещей команды. Там оказались все их классические вещи плюс две новые песни: "Gun Love" и "Viva Las Vegas". ZZ TOP заключили новый 30-миллионный контракт с лейблом RCA (дивизион BMG) и через два года записали диск "Antenna", который вернул их к собственным гитарно-риффовым корням и был назван так, чтобы запечатлеть благодарность участников группы радиостанциям (особенно пограничным мексиканским), которые в 50-60-е годы не боялись крутить рок и здорово вдохновили ZZ TOP. Альбом дебютировал на 14-ом месте в США, но быстро скатился в низ таблицы, что, впрочем, не помешало задержаться ему там на целых полгода и стать "платиновым". Хитов он не родил, зато заставил почаще биться сердца старых фэнов при первых звуках "Pincushion" и "Breakaway".
Еще менее коммерческой получилась их следующая работа "Rhytmeen". Это уже чистый техасский блюз и, как мне кажется, временное топтание на месте в поисках нового начала. Ни "She's Just Killin' Me", ни "What's Up With That", ни два других сингла из этого альбома уже не претендуют на высокие места в чартах, но ностальгию по прошлому вызвать могут. А тут еще целых два гастрольных тура "Continental Safari" и "Mean Rhythm", и у Фрэнка Биэда на радость поклонникам ZZ TOP наконец-то стала отрастать бородка!
Следующую и последнюю на данный момент запись коллектива вряд ли можно рассматривать иначе чем как юбилейную (хотя более двусмысленного названия и придумать было трудно). В сентябре 1999 года они пышно отпраздновали свой 30-летний юбилей альбомом "XXX" (в противовес римской тридцатке под этими тремя знаками могут скрываться марка их любимого крепкого мексиканского пива и порнографические фильмы и снимки!), который первоначально планировался как концертный, но в итоге на диске оказалось двенадцать композиций, большинство из которых они сочинили в 1996-97 годах во время своего последнего турне, причем всего четыре песни были записаны живьем в небольших клубах по всему Техасу (знакомая формула "Fandango"). Работа на самом деле суммировала потенциал всех двенадцати своих предшественников по части ритмики, саунда и завуалированных сексуальных подколок. В роли продолжения "Legs", "Planet Of Woman" и "Penthouse Eyes" выступала "36-22-36" (по-нашему значит "90-60-90"). "Pincushion" с альбома "Antenna" любопытно переделали в "живую" "Sinpunisher" (потому что на одном из концертов Билли с Дасти забыли слова, и им пришлось импровизировать по ходу выступления, что им очень понравилось). Из приятного отметим модную смесь регги и клубно-электронного звука в "Dreadmon-boogaloo", забавную концертную реинкарнацию классики Элвиса "(Let Me Be Your) Teddy Bear" (впервые с некогда потерянным куплетом). А на "Hey Mr. Milionaire" у вас есть редкая возможность услышать вокал гитарного маэстро Джеффа Бэка.
И вновь синглу "Fearless Boogie" ("Бесстрашное буги", видеоролик к которому снимал все тот же Тим Ньюман) ничего не светило в хит-парадах, и, как мне кажется, ZZ TOP намеренно записали еще один коммерчески провальный, но уж очень близкий сердцам их старых поклонников альбом. Их "попабилли" мало изменилось за все эти годы. Через тридцать лет после старта своей замечательной карьеры они признались, что никогда не выходили за рамки трех аккордов, как это гениально получалось у Мадди Уотерса и Бо Диддли (кстати, в "Fearless Boogie" всего два аккорда). Им все еще доставляет удовольствие играть втроем, что, по-моему, может вызвать только восхищение у большинства современных рок-коллективов, которые не могут перенести друг друга и несколько лет. Почему никто из них никогда не хотел записать сольный альбом? Билли Гиббонсу эта затея кажется просто смешной. "В этом нет никакого смысла, - без лишних размышлений восклицает старый волк. - Что касается меня, то я бы без раздумий пригласил Дасти и Фрэнка для моей сольной записи, и все свелось бы к очередному альбому ZZ TOP. Уверен, ребята думают также"


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета