Технологии Musikmesse/ProLight+Sound теперь будет и в Санкт-Петербурге
Возрадуйтесь, профессионалы и любители музыки, инструментов и современных музыкальных технологий. Впервые в истории в 2001 году "Messe Frankfurt GmbH" совместно с выставочной фирмой "ЛенЭкспо" и при поддержке губернатора Санкт-Петербурга, Министерства культуры России и фестиваля "Белые Ночи" планирует провести российскую версию своей популярной мегавыставки "Musikmesse/ ProLight+Sound".
Да, это событие станет поистине знаменательным для многих россиян и представителей стран СНГ, которые посетят данное мероприятия с 20 по 23 июня 2001 года, причем нужда ехать во Франкфурт для ознакомления с новыми веяниями в музыкальной индустрии при этом полностью отпадает.
Динамично развивающаяся российская экономика, мощный потенциал, а также более 600 театров и концертных залов, более 1000 профессиональных музыкальных и театральных коллективов, около 300 специализированных учебных заведений и 60 000 музыкальных клубов, культурных центров и студий - все это сформировало достаточно привлекательный для западных производителей музыкальный рынок и повлияло на решение о подготовке проведения грандиозной версии "Musikmesse/ ProLight+Sound" в Питере.
Здесь, пожалуй, стоит остановиться и вспомнить, что же было на "Musikmesse" в начале апреля этого года, дабы попытаться передать ту атмосферу и динамику, которые сопровождали выставку в этом году и наверняка в не меньших (а может быть, даже и больших) количествах будут присутствовать на "Musikmesse/ProLight+ Sound St. Petersburg 2001".
"Musikmesse 2000"
Если быть точным, то ежегодная музыкальная выставка "Musikmesse", уже в 21-ый раз прошедшая во Франкфурте, является одним из крупнейших европейских событий в области шоу-бизнеса. Обилие иностранных представителей и посетителей, большая часть которых прибыла из Нидерландов, Бельгии, Швейцарии, Франции, Австрии, Великобритании, Италии, США и Японии, суперсовременные новинки из мира музыкального обрудования, ди-джейской техники, света, звуковых систем и многое-многое другое превращают на несколько дней Франкфурт в самый активный музыкальный город Европы. И хотя, по предварительным данным, в этом году наблюдался легкий спад количества частных посетителей, несмотря на пасхальные каникулы, а также несколько запоздавшее время проведения выставки (она обычно проводится в марте), почти 93 000 человек побывали на "Musikmesse/ProLight+Sound 2000".
В течение всех пяти дней работы выставки публика могла ознакомиться не только с различными аспектами музыкального и шоу-бизнеса, а также продукцией, предлагаемой для этого рынка. Кроме собственно выставочных стендов было проведено около 200 живых концертов и выступлений, музыканты всех стилей и направлений представляли свое творчество на семи сценах. Однако основное музыкальное шоу развернулось уже на уик-энд. В субботу была проведена большая вечеринка, названная "Rave Night", в которой участвовали европейские топ-ди-джеи: Kai Tracid, Nils-Uwe von Geyer и DJ Taucher.
В воскресенье грандиозный праздник был продолжен выступлением поп-звезды Christian Wunderlich и его группы, а также известных молодежных групп E-17 (ранее известные как EAST 17) и DROPZONE.
Тенденции
Кроме обильной и информативной тематической программы, как и на любой другой крупной выставке, главный акцент был сделан на стенды компаний-разработчиков и производителей, демонстрировавших свои последние новинки и рекламировавших уже готовые системы, инструменты и аппаратуру. С точки зрения собственно технологий, а также существующих пользовательских пристрастий и акцентов, ситуацию вкратце можно описать следующим образом.
Технологии усиления звука претерпевают радикальные изменения
Многие гитаристы - народ достаточно консервативный, поэтому с появлением цифровых технологий усиления звука уже почти два десятилетия они делятся на два лагеря - любителей и критиков "цифрового подхода".
Отсутствие характерной "теплоты" звука, некоторых побочных шумов, придающих аналоговому саунду своеобразный шарм, заставляет многих разочаровываться в цифровых комбиках и усилителях, даже несмотря на их невысокую цену, большую мобильность, гораздо более широкий спектр возможностей и отсутствие многих фоновых шумов, сильно влияющих на качество звука.
Проанализировав все возражения, сегодня компании, производящие усилительное оборудование, в своих новых цифровых устройствах стараются симулировать звук классических усилителей. По словам экспертов, недорогие в производстве цифровые имитации в ближайшие два-три года полностью завоюют низкобюджетный и среднебюджетный сегменты рынка музыкального оборудования.
В сегменте же хай-энд будут, наверное, бесконечно продолжать доминировать традиционные ламповые усилители и комбики - оличество продукции и моделей такого рода на выставке было огромным. Однако, в любом случае, хорошие ламповые усилители весьма и весьма дорогостоящи, а в будущем их цена будет определяться из расчета цены на редкие и почти не производящиеся электронные лампы.
Гитары, бас-гитары и акустические гитары
По сравнению с усилителями, достаточно слабые изменения произошли в области разработки и производства гитар и бас-гитар. Единственное, что можно однозначно сказать по этому поводу, так это то, что никогда до этого на выставке не было представлено настолько многообразного спектра качественных и хороших инструментов по столь дружественным ценам.
Что касается дизайна, большинство изысканий проводятся с точки зрения отделки гитар, в то время как классический американский дизайн остается законодателем мод в этом сегменте. Единственным исключением из этой тенденции является ситуация с семиструнными гитарами, интерес к котором резко возрос благодаря существующим на сегодняшний день (особенно в США) веяниям в гитарноориентированной музыке. С тех пор большое количество производителей среагировало на растущий спрос в области экзотических семиструнных инструментов и включило такого рода модели в свои каталоги и линейки.
Сходная тенденция наблюдалась несколько лет назад и с бас-гитарами, теперь же такие модели являются компонентной частью стандартного ассортимента большинства фирм.
Темпы развития в сегменте акустических гитар тоже остаются весьма позитивными (вне зависимости от того, гитары это с нейлоновыми или стальными струнами). Можно даже сказать, что здесь наблюдается похожая картина - очень большой спектр инструментов от множества производителей, отличающихся хорошим качеством и разумными ценами.
Достаточно оживлен и сегмент дорогостоящих инструментов, который, как в случае с дорогими электрогитарами, находится под влиянием спроса на нестандартные модели от ценителей, профессионалов и коллекционеров.
Электронные музыкальные инструменты
Этот класс аппаратуры претерпевает в последнее время настоящий бум. Дигитализация делает такого рода инструменты более мощными и в то же время относительно более дешевыми. Между тем, существующий сегмент с точки зрения инновативности технологий и подходов, похоже, успокоился, так как цикл появления кардинально новых идей в этой области стал несколько больше. Сейчас различные модели в основном отличаются друг от друга только полифонией и мультитембральностью (количеством звуков и голосов, которые могут воспроизводиться одновременно), а не какими-либо действительно новыми идеями и так далее.
Эстрадные клавишные
Эстрадные клавишные, или, как их называют в народе, "самоиграйки" (инструменты с интегрированными функциями создания аранжировок, встроенными системами передачи данных и автоаккомпанемента) в последние несколько лет претерпели значительные изменения. И если раньше такого рода клавишные считались инструментами среднего класса, разработанными на основе больших профессиональных инструментов, то сегодня они являются не просто стабильным источником дохода для всех производителей, работающих в данной области, а предметом пристального внимания.
Технологически можно даже сказать, что сегодня современные эстрадные клавишные порой имеют минимальные или даже практически никаких отличий по сравнению с дорогими синтезаторами или рабочими станциями.
Синтезаторы
В этой области наблюдается интересное возвращение к "истокам". Ранее, на протяжении почти десяти лет можно было наблюдать процесс постепенной трансформации синтезаторов из устройств для создания электронных синтетических звуков в заурядные модули для проигрывания уже готовых натуральных звуков. Сегодня же можно говорить о том, что специалисты обращаются за вдохновением опять в прошлое. Базирующиеся на новой технологии, названной "виртуальным синтезом" и горячо поддержанной многими пользователями, обратившими внимание на звучание и шарм аналоговых синтезаторов, производители разрабатывают системы, ориентированные на прототипы старых аналоговых синтезаторов.
С точки зрения синтезаторов, основанных на сэмплерном принципе, можно сказать, что здесь идет некоторый спад. Тем не менее, такие инструменты до сих пор остаются стандартом для современной продукции, однако различие между последними поколениями оборудования больше акцентировано на улучшении технических характеристик, чем на сенсационных новых разработках.
Компьютеры, программное обеспечение и аудио
Эти три направления развиваются бок о бок, так что на сегодняшний день не имеет никакого смысла разделять их. Ленточные системы записи, включая даже цифровые продукты, судя по всему, проигрывают битву против звукозаписывающих систем на основе компьютеров и хард-дисков. В принципе, на рынке существует два вида таких систем: комбинации "Макинтошей" или PC с соответствующим программным и аппаратным обеспечением или полностью независимые устройства, специально разработанные для задач звукозаписи. Однако, так или иначе, это все те же компьютеры, которые просто оптимизированы и, как говорится, "заточены" для таких задач. Выбор в этом случае зависит от множества факторов.
Еще одной характерной особенностью является повальный переход на использование хард-дисков как носителей звуковой информации. Основными преимуществами систем такого рода являются практически неограниченные возможности по расширению емкости, возможности простой и быстрой обработки, редактирования и модификации цифрового аудиоматериала. Возрастающая производительность компьютеров и дополнительные DSP в различных системах сегодня могут считаться реализацией давнишней мечты о полной звуковой студии "в одной коробке". Пионерами в этой области являются немецкие производители Emagic и Steinberg. С точки же зрения DSP-технологий, таковыми являются сегодня Digidesign и CreamWare.
Между тем, кроме записи отдельных треков, сегодня возможно использование в режиме реального времени и ряда внутренних компьютерных цифровых эффектов, таких как, например, резонанс или эхо. А также стала уже вполне обычным делом коррекция отдельных неправильно взятых нот или звуков. Благодаря последним разработкам сейчас на компьютере возможна эмуляция реальных звуковых аппаратов, а также воспроизведение сэмплированных звуков с мощными вспомогательными функциями. Другими словами, развитие компьютерноориентированных технологий может стать (и уже становится) реальной угрозой многим чисто аппаратным производителям музыкального оборудования.
Что будет в Питере?
А теперь немного о том, что нас ждет на выставке в 2001 году в Санкт-Петербурге. Безусловно, будет представлен самый широкий спектр современного музыкального оборудования (световая аппаратура, программное обеспечение, компьютерные системы для записи, воспроизведения, аранжировки), инструментов (акустические и электронные модели) и услуг.
Помимо этого, пройдет ряд изумительных концертов российских и зарубежных групп, коллективов и музыкантов, работающих в различной стилистике - от джаза и рока до электроники и классики. В "Musikmesse/Prolight+ Sound 2001 St.Petersburg" прогнозируется участие около 100 компаний, дистрибьюторов и представителей, а также более 8000 тысяч посетителей, представляющих собой разношерстную смесь специалистов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки и интересных, ярких и красочных событий.
Вот, собственно, и все. Время у всех еще есть. А мне почему-то кажется, что выставка соберет гораздо большее количество людей, чем предполагается, ведь ради такого события съедется куча народа не только из всех уголков России, но и из СНГ и Прибалтики. Так что будет весело.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2000 год в рубрике музыкальная газета