DJ Kai Кто вы?
Буквально год назад на белорусской танцевальной сцене откуда ни возьмись возник новый ди-джей, приехавший пожить в Беларусь из Берлина. После состоявшегося примерно в то же время знакомства ситуация несколько прояснилась. DJ Кай приехал в качестве волонтера, но его огромное увлечение музыкой на пластинках, а также помощь местных деятелей клубной культуры вылились в то, что кроме волонтерства Кай очень активно занялся и альтернативным танцевальным музыкальным просвещением. За время своего почти полуторагодичного пребывания в Беларуси он отыграл множество раз как в Минске, так и в Гомеле, Витебске и ряде других городов.
Сейчас, прожив достаточно долгое время в Беларуси, Кай говорит по-русски гораздо лучше, чем я бы, наверное, за такой же период научилась говорить по-немецки. Однако некоторые неточности все же присутствуют, так что для вашего удобства приведенное ниже интервью слегка откорректировано.
Сама же беседа состоялась в два этапа, один из которых прошел в конце апреля, а другой - после возвращения Кая из отпуска из Берлина.
- Привет, Кай. Давай начнем наше интервью с очень интересного для твоих почитателей вопроса. Как ты попал в Минск?
- Я прохожу здесь альтернативную службу (в Германии если ты не хочешь служить в армии, то ты можешь пройти альтернативную службу).
- А почему в Минске?
- Мне не хотелось проходить службу в Германии или в Европе. Я хотел познакомиться с той культурой, которая была бы мне совершенно незнакома. Признаюсь, я хотел поехать служить в Южную Африку, но ничего не получилось. Потом в Берлине я нашел одну организацию, которая называется "Акция искупления" (она направляет альтернативщиков в те места, которые завоевывали фашисты во время Второй мировой войны). Мне предлагали Голландию, Францию и Россию. Я выбрал Беларусь.
- Приехав сюда, ты увидел совершенно другой мир. Скажи, в чем различны белорусская и немецкая культуры?
- Германия уже давно по-своему сходит с ума, а Беларусь - по-своему. Что здесь плохо - у нас хорошо, а что хорошо там - здесь плохо.
- А конкретнее, что хорошо и что плохо?
- В Германии люди много работают и не умеют веселиться. Здесь, на мой взгляд, наоборот - люди много веселятся и мало работают. Но это я говорю о простом народе.
- Это было небольшое вступление... Но еще хотелось бы уточнить один момент. Кем и где ты в Минске работаешь?
- Я работаю с детьми-инвалидами в церкви, в типографии и еще в одном офисе перевожу различные материалы с немецкого.
- А теперь давай приступим к основной части интервью. Скажи мне, пожалуйста, занимался ли ты в Берлине ди-джеингом ранее?
- Нет. Я просто коллекционировал пластинки. Свою первую пластинку я купил в 1995 году, и с каждым годом я приобретал все больше и больше различных записей на виниле. Дело все в том, что ди-джеинг - это мое хобби (очень дорогое хобби, кстати). Так было в Берлине и так есть и сейчас. В общем, это мое увлечение.
А мое знакомство с Беларусью началось как-то раз в Берлине, в клубе "Im Eimer", где тогда играли DRUM XTC и DJ IFU. В этот вечер там собрались многие волонтеры. Пришел и я. Именно тогда я познакомился с Лешей и почему-то спросил у него, брать ли мне с собой в Беларусь пластинки. Леша сказал, что это было бы очень хорошо. А я был доволен тем, что у меня появился первый контакт с ди-джеем из Минска.
Еще в Берлине я записывал свои кассеты с миксамами и играл на приватных вечеринках.
- Когда ты приехал в Минск, ты думал о том, что будешь играть в клубах?
- Нет, мне даже мысли такой в голову не приходило. Просто когда я приехал, так получилось, что я пошел на "Резервацию" и встретил там Лешу. Он и предложил мне поехать в Гомель поиграть. Вот так я в первый раз поиграл в Беларуси.
- Но ты этого хотел?
- Хотел - не хотел, я даже об этом не думал! Я был очень благодарен Леше Кутузову за это предложение, потому что для меня было интересно увидеть новый город, познакомиться с новыми людьми и вообще это были новые приключения и новый опыт.
- Значит, насколько я поняла, ди-джеинг - это просто твое увлечение и ты не собираешься становиться профессиональным ди-джеем?
- Да, это так. Но я не против поиграть, если меня приглашают. Да и денег тоже не прочь заработать. Но если меня приглашают играть в какой-нибудь попсовый клуб, то тут я вправе выбирать: играть мне или нет. Я свободен.
- А были у тебя такие случаи здесь?
- Здесь нигде больших денег не предлагают. Был у меня один такой случай, но я не хочу о нем рассказывать.
- Хорошо, давай лучше перейдем к следующему вопросу. Какую музыку ты предлагаешь публике?
- Я предлагаю публике ту музыку, которую люблю сам. А люблю я самую различную музыку: хаус, драм-н-бэйс, джаз, трип-хоп и так далее. Я покупаю понравившиеся мне пластинки и не ограничиваюсь какими-либо стилями.
Мне хочется играть для людей полный фристайл. Я так уже делал в "Пилоте" и в чилл-ауте в "Орландо". Мне очень понравилось, и людям тоже.
На самом же деле мне очень надоела одна скорость, мне хочется играть музыку различного темпа и сложности. Это как настроение, которое у меня меняется постоянно. Поэтому мне всегда хочется играть микс: три песни трип-хопа, потом пару песен джаза, затем хауса и так далее.
- Вот ты, Кай, любишь играть фристайл. А были ли такие случаи, когда тебе приходилось играть то, что тебе скажут, например, драм-н-бэйс?
- Да. Но это нормально, потому что мне нужно знать, какой направленности вечеринка и какие пластинки мне там крутить. Я просто сказал, что люблю играть фристайл, но я не против поиграть и что-нибудь одно. Ведь тот, кто приглашает меня играть, устраивает данное мероприятие (его же делаю не я). Поэтому я должен знать, что с собой брать.
- Хорошо. Скажи, какая, на твой взгляд, существует разница между берлинскими и минскими клубами?
- Скажу сначала, что мне нравится здесь. Как в Берлине, так и здесь мне нравится, когда на входе в клуб меня встречают знакомые люди. Очень приятно еще и то, что на некоторые вечеринки я хожу бесплатно, потому что меня заранее приглашают посетить данное мероприятие. Как в Германии, так и здесь, в Минске, есть модные клубы с модной публикой. Я не люблю посещать такие места - это не есть мой выбор. Хорошие вечеринки в Германии сейчас, кстати, тоже редко бывают. Конечно же, Минск и Берлин сравнивать нельзя, потому что в Берлине выбор всевозможных вечерних и ночных мероприятий огромный, а в Минске выбор уж очень маленький...
- А что ты больше всего не ожидал узнать или увидеть в минской клубной жизни или вообще что тебя здесь сильно удивило?
- Меня очень удивило то, что люди хорошо разбираются в музыке. Также меня удивило, что мало клубов и совершенно нет "диких" клубов, в которых творится полный хаос, где все всем пофиг. В Германии еще существуют такие клубы.
Вообще, мне больше симпатичны грязные и неухоженные клубы, нежели дорогие модные заведения. Здесь такое встречается очень редко. Я видел только один такой маленький нелегальный клуб в какой-то школе.
- Кай, ответь мне, пожалуйста, вот на такой вопрос. Где ты черпал в Минске информацию о новых релизах? Ведь известно, что в Германии информационный рынок перенасыщен различной информацией, а у нас здесь музыкальных изданий раз, два и обчелся, а музыкальных и ди-джейских магазинов вообще не существует?
- Да, это очень плохо, что здесь не существует нормальных музыкальных магазинов. Но что касается меня, то и в Германии я редко покупал какие-то журналы. Единственное, что я мог, - это прийти в магазин, послушать какие-нибудь пластинки и купить их потом. Здесь я купил несколько пластинок в Питере и еще покупал пластинки в Минске. Такая ситуация не очень благоприятствует всем ди-джеям, которые здесь живут и играют. Да и вообще минские ди-джеи находятся в неблагоприятных условиях, потому что не получают деньги за сеты на вечеринках (за редким исключением).
2-я часть интервью,
18 мая 2000 года.
- Привет, Кай. Вот ты вернулся из Берлина, и мы продолжим наше интервью, начатое в N-ных числах апреля. Расскажи-ка мне, пожалуйста, что нового произошло в Берлине? И как ты там провел время?
- Не знаю даже, что нового произошло в Берлине. Конечно же, открылись различные новые клубы, но я их не искал - мне это было не интересно. В моем любимом берлинском клубе "Roter Salon" в понедельник собралось много народа (чему я очень порадовался), там играл DJ BUM с гостями и было очень хорошо. Я даже заработал какие-то деньги, стоя за барной стойкой. Также встретился с DJ DELTA...
- Кай, ты любишь играть полный фристайл. А вот скажи мне, есть ли у тебя любимые лейблы, любимые музыкальные проекты и музыканты?
- Из музыкальных проектов я очень люблю ROCKERS HIFi, Thievery Corporation и старый джаз. Из лейблов я очень люблю Wall of Sound, Nuphonic, Glascow Underground, BCC, Peace Prog и т.д..
- А за что ты любишь музыку?
- Она помогает не думать ни о чем, расслабляет, а также она помогает придумывать новые интересные вещи. Да и вообще вечеринки с хорошей музыкой - это большое удовольствие.
- А сколько времени ты уделяешь музыке в сутки?
- Каждый раз по-разному. Приблизительно где-то два часа. У меня только одна вертушка, поэтому я прослушиваю музыку, а не тренируюсь.
- Сколько у тебя пластинок?
- Где-то 300 штук.
- Скажи, для тебя важно, что творится на танцполе во время твоего сета?
- Да, конечно. Я всегда смотрю на людей, ведь я играю для них. Один раз я играл такую музыку, которая понравилась только одному человеку. Значит, я играл ее для него.
- Для тебя важно мнение других о том, как и что ты играешь?
- Да, безусловно. Мне очень приятно, когда люди говорят, что я играл хорошо и хорошую музыку.
- А какие цели ты преследуешь, я имею в виду ди-джейское поприще?
- Естественно, покупать все больше и больше пластинок и, наконец, купить себе вторую вертушку и, по возможности, сэмплер.
- Чем бы ты очень хотел заниматься в жизни?
- Я хочу изучать сценографию. И вообще хотел бы делать различные проекты со своими друзьями (будь то музыка, картины или театр).
- И в завершение нашего интервью пожелай что-нибудь читателям "МГ".
- Я желаю, чтобы люди были открыты для всех звуков мира. Кроме хитов есть много прекрасной музыки, и все можно слушать!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2000 год в рубрике музыкальная газета