Ляпис Трубецкой
Здесь можно работать...


18 мая компания Real Records осуществила релиз нового альбома ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО "Тяжкий". По мнению музыкантов, ничего более цельного "ляписы" еще не выпускали...

- Как по прошествии времени ты оцениваешь сотрудничество с компанией Real Records? Решение уйти с "Союза" на другой лейбл было правильным?
- Мы не переходили с "Союза" на Real, мы уходили с "Союза"...
Дело в том, что "Союз" всегда делал основной упор на продажи. Для них валовый продукт гораздо важнее дальнейшего продвижения артиста. То есть "Союз" ставил перед собой цель за меньшее время отбить свое лавэ. И в какой-то момент нам стало однозначно неинтересно работать с "Союзом". Под этим лейблом мы могли записывать любую суперерунду, не вкладывать в это дело ни копейки, но все равно "Союз" бы заработал на нас; наши альбомы покупались бы в большей или меньшей степени, потому что у нас есть имя. А Real - это люди, которые работают не на валовый продукт, а на каждого исполнителя. Кроме того, мы многих знали с лейбла Real: Чантурию, Алену Михайлову, ранее работавшую на "Союзе", из-за которой, кстати, мы смогли до такой степени уверенно стать на ноги. Когда мы расставались с "Союзом", то делали это по обоюдному согласию, потому что мы не делали друг другу никакой погоды. "Союзу" легче работать или с откровенно попсовыми коллективами, которые просто подходят под формат "союзовских" сборников, или с молодежными группами - такими, как ЛЕПРИКОНСЫ, МУЛЬТFИЛЬМЫ, S.P.O.R.T. С этими группами можно экспериментировать, и они с легкостью идут на все эти эксперименты, это мы уже такие корчи, сами знаем, что и как делать.
- После ухода группы с "Союза" были другие предложения, кроме "реаловского"?
- Да, с нами были готовы сотрудничать практически все серьезные компании, потому что сейчас нам не нужно делать главного - нам не надо делать имя.
- Так почему же все-таки из массы предложений вы выбрали Real?
- Ну, во-первых, из-за прагматичных соображений. Мы знали, какому холдингу принадлежит Real, и отсюда видели для себя выход на центральный телевизионный канал. Ведь все наши прежние поползновения попасть на этот канал, ну, не наши, а людей, которые нами занимались, заканчивались неудачей из-за неумения вести переговоры, неумения дружить.
Кроме того, нам никто не указывал на Real, что и как делать, мы пришли туда уже с готовым альбомом. Мы же сели писать альбом за свои деньги, мы не хотели, чтобы с нами кто-то нянчился. Вообще, если рассказывать по порядку: сначала мы расстались с "Союзом" и сели в студию. Никто не лез в наше творчество, и поэтому сразу же в группе возникла хорошая атмосфера, все перестали нервничать.
А потом мы подписали с Real контракт на выпуск одного альбома. Вообще, сейчас таких контрактов очень мало заключается, потому что лейблам это невыгодно. Но нас устраивает такой вид контракта. В конце концов, если наше сотрудничество нас устроит, мы всегда сможем его продолжить. А условия контракта достаточно удачны для нас.
- В отличие от "Союза", Real сделал хорошую поддержку альбома "Тяжкий". Вся промо-кампания была оговорена в контракте?
- Да, все эти дела оговаривались: есть определенные рекламные обязательства, определенное количество эфиров. Для нас было важно, сколько наш клип покажут и по каким каналам, кроме того, для нас было принципиально важно знать, как Real работает с радиостанциями. В итоге нас это все устроило.
- Ваше появление в "Антропологии" было запланированной частью промоутинга альбома? И вообще, ты считаешь это удачной мыслью - засветиться у Диброва?
- Мне нравится эта передача, я не думаю, что мы там лажанулись. Мне кажется, что все это было весело... Вообще, Real дает нам список - можно пойти туда, можно туда, и мы уже выбираем, что нам больше нравится. Вот недавно мы снялись в "Армейском магазине". Мне вообще не очень нравится сниматься в передачах, где наша роль как музыкантов отодвигается на второй план. Я всегда говорю, мне больше нравится, когда знают мои песни, чем мое лицо. Но мы пошли на съемки в "Армейском магазине", потому что мы ездили в госпиталь... Не хочу никого разжалобить. Но нам было не в падлу, тем более что солдаты слушают нас и среди армейских людей популярны наши песни, которые легко выучить и воспроизвести.
- Самая дворовая группа 20 мая устроила презентацию своего лучшего (?) альбома на открытой площадке Горбушки. Чья это идея была - провести презентацию на улице?
- Моя. Просто, мне кажется, если не играть в клубе для своих друзей, то презентация всегда приобретает очень напыщенный вид. В Москве, например, принято делать презентации или в клубе "16 тонн", или в МДМ, какие-то очень альтернативные люди делают презентацию в самой Горбушке, но нам ни одно из этих мест не подходило именно из-за разношерстности нашего потенциального слушателя... разношерстности потенциального слушателя... м-да... Хотелось сделать концерт, на который смогли бы прийти все. И хотелось избежать нервов устроителей. Ведь как обычно происходит: ты хочешь сделать себе презентацию, а он ходит такой: "Будет биток? Не будет биток? У, б.., там перебили", и это плохо влияет на любого артиста. И вот когда узнали, что я хочу сделать презентацию "Тяжкого" на улице, поступило предложение из Горбушки. Там на открытой площадке все выходные проводился фестиваль, и в его рамках мы и выступили.
- Забавно, вы выступали, а на той же пиратской Горбушке продавался ваш непиратский компакт.
- Да, он уже там был. Тем более что у него на обложке изображен веселый Роджер. Мы вообще сначала хотели, чтобы это был настоящий веселый Роджер, но потом подумали, что многие бы не поняли этой шутки. Есть группы тяжелой направленности и, может быть, даже тяжелой судьбы, которые постоянно используют эту символику. И мы сделали более мягкий вариант - это Роджер, но стилизованный. Это как немецкая переводка, такая старая, знаешь? Там еще такие девушки в кругляшках? Наши пираты так часто и поступают: найдут фотку артиста, картонку вставляют - и вот, получился компакт... Это самый главный подвиг пиратов по отношению к искусству.
И вообще нам было очень приятно идти на пиратскую тусовку. Играли концерт, тут же компакты продавали.
- А ты сам-то доволен презентацией?
- Ну что, народу было много, все очень смеялись, это и понятно: на Горбушке очень много людей, которые относятся, ну, как это сказать... с долей иронии к нашей музыке. Такие, знаешь, зацикленные на музыке, которые ищут раритеты... они просто не умеют расслабляться, думают, что музыка - это что-то очень святое, и не любят людей, которые наплевательски к этому относятся. Нам было интересно для такой публики играть. Развеселили всех, я много стихов читал. В хорошей "ляписовской" манере презентация прошла, как когда-то наши концерты в парке Горького.
- Ваше сотрудничество с английским звукорежиссером Виктором Пендельбури, который работал над "Тяжким", оказалось успешным?
- Конечно. Мы очень довольны. Когда мы еще дорабатывали альбом, в Москве нам уже многие говорили: ну вот, вы же сделали классный альбом! Но я хочу сказать, мы же не отображаем тенденции всемировой культуры. Про нас сложно говорить - это хороший звук или нет, но это звук, который нужен нам. Виктор наконец-то сделал именно наш звук. Он оставил все живые, энергетические моменты, которые обычно на студиях убирают. Мы же эпатажная группа, как кто-то про нас сказал, и вот этот момент эпатажа он оставил на пленке. Он такой человек, Виктор. Веселый. Многие видели, как он работает: сидит в студии, пьет кофе, он радуется, он не сидит, как наши - замороченные. Хотя как профессионал Виктор намного серьезнее, чем белорусские или российские звукорежиссеры. Он чувствует дух музыки. Так вот, в Минске мы полностью сделали наш новый альбом, и теперь нас можно назвать экспортной группой... Холодильники, трактора и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. Все made in Byelorussia.
- То есть записываться можно и здесь? Характеристики, например, студии Белорусского телевидения позволяют сделать классную запись, достаточно только найти грамотного звукорежиссера?
- Да, здесь на самом деле можно работать, и нам этот альбом обошелся раза в два-три дешевле, чем если бы мы его делали в Москве, а успех уже больше. Больше даже, чем с альбомом "Ты кинула". Причем многие забывают, что успех "Ты кинула" был связан с тем, что таких "несерьезных" групп в то время вообще не было, поэтому тот рывок больше был связан с успехом идеи, чем музыки, а "Тяжкий" по количеству ротаций на радиостанциях и по количеству песен, которые крутятся, уже превзошел "Ты кинула". Там крутилось всего пару песен ни шатко ни валко через пару месяцев после релиза. "Тяжкий" же крутится почти целиком.
- То есть он весь сильный?
- Он просто цельный. В нем нет никаких спонтанных, полуимпровизационных моментов. Знаешь, как обычно в студии - директора, знакомые, и каждый хочет что-то подсказать, а ты сам не знаешь, как лучше, вся такая несуразная, вся такая противоречивая, девушка такая загадочная - и туда, и сюда... Поэтому раньше много у нас выходило на таком интуитивном уровне, а "Тяжкий" я еще со времен "Красоты" знал, каким сделать. Если раньше у нас эклектика была в чем - мы брали совершенно разные песни, разных направлений, и соединяли их в одну пластинку, то сейчас мы всю эту эклектику вмещаем в одну композицию.
- Вы старые песни тоже поместили в альбом? "Чаечки", например.
- Да, ну ты видишь, мы немного ее переделали, мы усилили духовую секцию, добавили тромбон. Мы больше внимания стали уделять общей пачке. Раньше было очень много соло "под кабак", они, конечно, остались, но наша музыка стала намного более энергичной и задорной. Нельзя сказать, что она стала тяжелее, но в "Тяжком" больше риффовых дел, больше драйва, может быть, из-за того, что мы стали слушать группы, которые умеют соединять гитары с дудками, американские группы типа MIGHTY MIGHTY BOSTONES, NO DOUBT, неважно... Альбом, самое главное, очень цельный, там нет лишних песен, которые хотелось бы промотать. Если кому-то не будет нравиться альбом, то он не будет нравиться целиком. То есть если ему не понравится первая песня, то и дальше он его ни в чем не удивит.
- А ты согласен с мнением одного из московских репортеров, который, посетив ваш концерт в минском клубе "Реактор", где вы представляли часть новой программы, сказал, что вы "утяжелились и заиграли ска"?
- Ну нет, мы не играем ска, потому что ска - это совершенно другая музыка, которая имеет совершенно четкие границы: это музыка мажорная, с яркой текстовой направленностью. А мы играем разную музыку, другое дело, что многие наши эксперименты с тяжелыми гитарами и духовой секцией напоминают скакор. Может, в нашей музыке есть ска-дух, потому что ска-коллективы всегда бодрые, веселые, у них нет никакой зауми, поменьше медленных песен, если и есть медленные места, то чуть-чуть, чтобы был постоянный запал. Но веселый. Так что, может, из-за этого он охарактеризовал нас таким образом. Другое дело, что у нас совсем пропал бит. Раньше мы использовали брит-поповые дела, а теперь мы вообще не играем это, нам не интересна конкретная английская музыка. Назад, назад немного возвращаемся.
- Расскажи о клипах. Тут вы просто как стахановцы - сняли четыре клипа в поддержку одного альбома...
- Да, сняли четыре, а выстрелит один или два.
Вот, например, не удался эксперимент с клипом на "Спорт прошел". Мы ударились в ностальгию по 80-м годам: Олимпиада, "чернила", школьные пиджаки, зажженные на бедрах спички, эти вечно обкусанные галстуки - мы попытались вспомнить это и над этим повеселиться, но когда мы начинаем экспериментировать с нашими воспоминаниями, то все время забываем, что не все слушатели смогут это понять. Теперешняя молодежь живет со слоганом "Пепси", пейджер, MTV". Они не знают того, что знало наше поколение.
Следующий клип - "НэЛэО" - делали Марина Карпова и Леша Хацкевич - они очень известные белорусские мультипликаторы. И мне очень нравится этот клип. Вообще, это песня очень старая, но исполнялась она раньше только на кухонных концертах. Такое мягкое, трогательное регги. Многих она удивляет, потому что люди забыли, что содержание наших песен - не только любовная или расставательная лирика. "НэЛэО" - песня про космос и маленького человека.
- А кто столь очаровательных бабушек для клипа придумал?
- Леша Хацкевич. Мы с ним работали вместе в театре "Бамбуки", писали все сценарии, все либретто, а он еще и рисовал. Герои клипа - это персонажи из его комиксов - там были такие парни Саша и Сярожа. Эти персонажи оказались пригодными и сейчас. Они очень смешные. По крайней мере, я всегда смеюсь, когда смотрю этот клип. Вообще, наше творчество нельзя воспринимать людям без чувства юмора. Потому что иначе все теряет смысл. Ничего сверхъестественного или там баб с голыми торсами у нас в клипах нет, поэтому - грустным лучше не смотреть.
- А "Дружбан"?
- Этот клип снимали "Болек и Лелек", и там была просто суперидея. Мы хотели показать несуразицу между богатой квартирой, богатой обстановкой, типа богатой молодежью, которая в этом клипе, и при этом выглядеть все должно было так, как будто группа студентов на последние деньги арендовала за 20 долларов камеру и сняла все происходящее. А еще в кадре должно было происходить сразу два действия. Короче, в результате получилось как-то все запутанно, все так неорганизованно... И клип уже переделывали много раз, потом его перемонтировали в Москве, нас этот вариант более-менее устроил, и мы отдали его на жесткую ротацию на MTV.
...А недавно мы сняли наш самый главный клип с "Маски-шоу", я вчера его смотрел, на песню "По аллеям мы пройдемся". Это очень смешная песня, похожая на ЛЕНИНГРАД, там и блатная лирика, в духе супер-дупер, когда и такое можно "е-тит твою мать!". Такая песня про пацана, который в армию сходил, вернулся, а тут уже рэйв какой-то, он не понимает ничего, а сам-то он пацан веселый.
Кстати, этот клип - первый, который "Маски" сами снимают, то есть они раньше работали с разными группами, но всегда - в качестве специально приглашенных артистов и за вознаграждение. А мы с "Масками" друг к другу очень хорошо относимся, и мне захотелось вместе поработать. Этот клип очень трудно пересказать, в нем масса гэгов. Мы его снимали в Минске, в сквере возле кинотеатра "Киев". Да, такое нечасто увидишь... и знаешь, они очень высокие профессионалы, они приехали со всей своей командой, жертвуя своим свободным временем. И вот два дня мы веселили народ. Когда я вчера смотрел клип, я понял, чем отличается профессионал от непрофессионала. Непрофессионалы снимают и ржут, им кажется, что все очень смешно получается, а когда посмотришь на экране - свет идет не туда, еще что-то. А профессионалы все очень скучно снимают, переделывают все по десять раз, и когда смотришь на экран - все супер получается. То есть они видят конечный результат. Если бы мы так видели, мы бы сами снимали себе клипы.
- У вас сейчас будут концерты?
- Сейчас с концертами вообще плохо. Многие коллективы сидят на мели, выезжают раз-два в месяц. Это мы пока что держимся. Когда с концертами был лом, мы не очень-то торопились, а теперь лом спал, ну, мы этого как-то и не ощутили. Ездим так легонечко туда-сюда. Сейчас, наверное, на юг ломанемся. Потому что глупо, когда такая погода, ехать куда-нибудь... на Магнитную аномалию. Просто мы стараемся жить не завтрашним днем, а сегодняшним. Вот и все.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета