Covenant
Еще один шаг в эволюции


Вне всяких сомнений, еще один шаг в своей музыкальной эволюции сделало шведское трио COVENANT, выпустив в феврале 2000 года альбом "United States Of Mind". Уже его предшественник 1998 года "Europa" выходил за рамки электро-индустриального/ЕВМ жанров и более комфортно чувствовал себя в его пограничных областях - техно и synth-pop. Новые композиции еще четче обозначили движение команды в обратном направлении от тяжеловатого готического электро/ЕВМ, принесшего группе мировое признание, успех и культовый статус, сравнимый разве что с величием HAUJOBB и FLA. Однако, несмотря на новые влияния и переход в более легкую весовую категорию, саунд COVENANT каким-то странным образом сохранил все фирменные атрибуты и уникальную атмосферу, которые не позволят слушателю усомниться в том, что он имеет удовольствие общаться именно с одной из важнейших и популярнейших групп электро-индустриальной/synth-pop сцен. Данный факт красноречиво свидетельствует о том, что COVENANT является действительно самодостаточной электро-формацией, а не провинциальным вторсырьем. Что ж, статья о группе зрела в моей голове давно, и сегодня я исполняю свой журналистский долг, предлагая вашему вниманию объемный материал о COVENANT.

Состав команды неизменен с момента ее формирования и выглядит следующим образом: Eskil Simonsson (вокалы, программирование), Joakim Montelius (программирование, сэмплирование) и Clas Nachmanson (синтезаторы и перфоманс-идеи). Группа появилась на свет в небольшом шведском городке Helsingborg и в 1994 году дебютировала на "черной" сцене мощным альбомом "Dreams Of A Cryotank" (Memento Materia/Off Beat/21st Curcuitry), наполненном жесткими, быстрыми, цепляющими intelligent EBM-хитами "Theremin", "Speed", "Replicant", "Shelter" или "Cryotank Expansion". Данный альбом был выдержан в стилистике классического энергичного и технически продвинутого индустриального EBM с влияниями прогрессивного техно и имел внутри себя потрясающие чистые эмоциональные вокалы Eskil Simonsson. Таким образом, COVENANT лучше всех приняли эстафету у FLA и FRONT 242 (когда последние сделали крен в сторону drum-n-bass/брейкбит-звучания) и начали развивать свою версию high-tech EBM на базе исключительно чистого электронного саунда. "Dream Of A Cryotank" получил самые высокие оценки у критиков, и коллектив моментально превратился в культовый - взоры всех фэнов с надеждой устремились на север. В чем секрет такого мощного старта и успеха? Дело в том, что COVENANT удалось создать практически идеальные EBM-композиции, которые прекрасно работали на клубных танцполах и при этом удовлетворяли запросы самых злобных изоляционистов. Для новичков музыка группы могла показаться слегка хаотичной, но на фоне армады скучных и легко предсказуемых консерваторов и клонов COVENANT сильно выигрывали и к тому же давали слушателям отличную возможность задуматься и ощутить полную неподвижность, стальную статичность перед надвигающимся "криотанковым" циклоном. То был искусно составленный, нервно пульсирующий ритмический хаос, в котором самые сложные звуковые образцы и захватывающие мелодии сосуществовали в гармонии.
COVENANT также доказали, что являются сильной концертной группой, предложив слушателям очень мощные и постоянно изменяющиеся шоу. Первые выступления трио удивляли публику эффектно поставленной хореографией и танцорами, незабываемо двигающимися в пластиковых мешках в море дыма и света, затем артисты появлялись перед аудиторией в обличье мрачных монахов, но сегодня они решили отказаться от внешних атрибутов и выступают в строгих стильных костюмах, воздействуя на толпы фэнов исключительно своей музыкой.
Следующим релизом музыкантов стал MCD "Figurehead" (1995), подтвердивший их статус новых лидеров на электро-сцене. Титульный трек стал настоящей бомбой для клубных танцполов - он был суров, груб, подвижен и мелодичен. Второй альбом "Sequencer" был издан в 1996 году, и со страниц прессы немедленно посыпались восторженные отзывы и фразы типа: "COVENANT являются одной из немногих групп, которым можно доверить нести концепцию EBM в XXI век!". Саунд шведов несколько изменился и усложнился. Intelligent индастриэл? Дарк-техно? Бесконечные синтезаторные джемы? Испытав на себе влияние LFO, PRODIGY и CHEMICAL BROTHERS и зарядив новые песни еще более жесткими и дистортированными битами, монотонными футуристическими нойзами, яркими мелодиями, синтезаторными пассажами, сдвинутыми вдоль и поперек ритмическими структурами и убийственными по накалу и мужественной красоте вокалами Eskil Simonsson, COVENANT с помощью "Sequencer" заимели преданных фэнов уже во всем мире, а треки "Stalker", "Figurehead", "Tabula Rasa", "Flux" и "Feedback" пополнили список клубных боевиков команды. Далее последовали туры и концерты вместе с FLA, HAUJOBB, STERIL, COBALT 60, ELEGANT MACHINERY, DE/VISION, VNV NATION, RAMMSTEIN и многими другими звездами сцены.
В 1997 году COVENANT были провозглашены самой популярной шведской электронной группой на ежегодной церемонии музыкальных награждений страны. Третьим полноформатником трио стал CD "Europa", который ясно обозначил отход группы от жесткого техноидного бит-энд-нойз-EBM-саунда в сторону более мелодичного, легкого и обтекаемого synth-pop/электро-музицирования и прогрессивных хаус/техно-элементов. Данная работа была встречена многими фэнами COVENANT прохладно и даже с возмущением, однако со временем ситуация изменилась к лучшему, так как люди нашли в себе силы неоднократно переслушать пластинку и найти таки в ней свои приятные моменты. Как обычно, с самого начала никаких претензий у фэнов не было к вокалисту трио, который достиг таких глубин и тонов в своем пении, о которых можно было лишь мечтать. Кроме того, на "Europa" содержалось несколько достаточно жестких и действительно классных хитов с сэмплами из sci-fi фильмов, грязными синтетическими звуками и постоянным прессингом полибитов: "Go Film", "Leviathan", "The Final Man"...
Четвертый альбом COVENANT "United States Of Mind" увидел свет зимой нынешнего года, и о нем будет немало сказано ниже. А что же сегодня происходит вокруг коллектива, бросившего вызов клише и традициям сцены? COVENANT любят индустриальщики и EBM-фрики, ими восхищаются романтики от synth-pop/wave, их ценят техноголовы. Группа как будто связывает всех ценителей электронной музыки вместе. Одну из главных ролей в этом процессе играет страстный и немножко мистический вокал Eskil Simonsson. Лирик Joakim описывает реальность и свои мысли на языке метафор в быстрых, кратких формах. Мелодичная музыка коллектива по-прежнему проникает под кожу. Думаю, что COVENANT стали одной из главных сенсаций на "черной" сцене во 2-й половине 90-х годов. Вместе с LACRIMOSA они будут хэдлайнерами ночи открытия "Wave Gotik Treffen 2000". Музыканты группы близки к тридцатилетнему рубежу в своей жизни, то есть они находятся в расцвете физических и творческих сил, а потому нам можно ожидать от них новых электронных шедевров: "Электронная музыка должна соприкасаться с будущим, и именно в него мы пытаемся заглянуть".
Далее с любезного согласия Alexander Maciol/"Orkus Magazine" мы предлагаем вашему внимание интервью с Joakim Montelius.

AM: Начнем с первого трека вашего нового альбома... Вы не будете отрицать то, что песня "Like Tears In Rain" намекает на известную цитату из sci-fi эпоса "Бегущий по лезвию бритвы"?
JM: Да, она содержит намек, но так как название песни было придумано Eskil, он лучше знает ответ на этот вопрос. Сама по себе песня не связана с фильмом, но Eskil считает, что она действительно перекликается с монологом из "Бегущего по лезвию бритвы".
AM: CD "United State Of Mind" должен был увидеть свет осенью 1999 года. Почему его релиз был передвинут на февраль 2000?
JM: Да, альбом уже был готов к выходу в первоначально запланированные сроки, но мы были недовольны некоторыми аранжировками. Просто у нас было ощущение, что все можно сделать еще лучше. После непродолжительной дискуссии с издающим лейблом Dependent мы получили "добро" на дополнительное оттачивание и доводку материала альбома.
AM: Уже на "Europa" с помощью треков вроде "Wall Of Sound" вы предприняли первые попытки переместиться в область более меланхоличных и мелодичных звуковых структур. Можно ли в связи с этим считать "United States Of Mind" следующим шагом в вашей музыкальной эволюции?
JM: Я полагаю, что в новый альбом мы также упаковали еще и парочку треков, которые звучат как настоящие EBM-сталкеры. Будучи музыкантом, артистом, я постоянно нуждаюсь в новых идеях. Поэтому для нас является важным использовать их или, по крайней мере, пытаться это делать, тем самым "перелопачивая" новые "культурные слои". До недавнего времени мы писали исключительно мелодичные вещи, но мы сознательно дробили наши мелодии и сводили их к минимуму. На этот раз мы отказались от этой процедуры.
AM: Можно ли рассматривать "United States Of Mind" в качестве противовеса к суперминималистскому альбому "Sequencer"?
JM: Лишь частично. Музыка COVENANT по-прежнему состоит из тех же субстанций. На новом диске мы просто сместили акценты с битов на мелодии. Это одна из вариаций нашего стиля, отражающая наши музыкальные предпочтения на текущий момент. Дело в том, что в прошедшем году мы слушали существенно больше мелодичной музыки, нежели раньше. Новый поп-ориентированный подход к написанию песен нам очень понравился, так как ничего подобного нам прежде не приходилось делать.
AM: А лично ты доволен этим новым подходом?
JM: Определенно, да. Я считаю, что мы сделали хороший альбом, который помимо всего прочего должен быть прекрасно принят клубной публикой. К тому же я думаю, что наш эксперимент с такого рода музыкой прошел достаточно успешно. Я не могу припомнить, чтобы в данном жанре существовало что-нибудь аналогичное. В любом случае, никаких сравнений я еще не слышал.
AM: Мне показалось, что на своих новых треках вы обработали типичные для техно-дэнс-сцены сэмплы, и местами они звучат очень иронично...
JM: На самом деле за этим спрятано не так уж и много иронии. Мы никогда не были ироничной командой. Просто нам показалось, что эти сэмплы хорошо подходят нашим трекам. Да, в прошлом году мы прослушали много xayc и old school танцевальной музыки, что наверняка наложило отпечаток на наш саунд. Ты, наверное, в первую очередь ссылаешься на песню "One World, One Sky"?
AM: Точно. Кажется, что на ней доминирует евродэнс...
JM: Да, можно сказать, что это первый образец евродэнс-индастриэл-кроссовера (смех)... Ритм этого трека очень жесткий, и если бы не наличие яркой евродэнс-мелодии, то получился бы весьма мощный и типичный EBM-боевик. Мы просто хотели поиграть с двумя жанрами.
AM: Но, несмотря на все поп-издержки, новый альбом, на мой взгляд, звучит очень мрачно, футуристично и апокалиптично. Это ваша дань уважения фэнам или же у вас другое видение своей музыки?
JM: У меня иное мнение. Если оглядываться на музыку и тексты, то новый альбом является очень меланхоличным, но не апокалиптичным. Но каждый слушатель, конечно же, может воспринимать его по-своему. Для того чтобы выразить что-то мрачное, не нужно быть сентиментальными, яростными или апокалиптичными. Для этого есть много других исходных эмоций. Я полагаю, что наш альбом вообще получился свободным от клише. Мы старались по возможности избегать их. Правда, в этом пункте с нами согласятся далеко не все.
AM: Что вы вкладывали в название "United States Of Mind"?
JM: Мы хотели через него отразить весь спектр чувств, которые мы вложили в альбом. Но он не является концептуальным, каждая песня на диске должна говорить сама за себя, каждый трек имеет свой собственный контекст и между ними нет какого-либо генерального связующего звена.
AM: Ты считаешь себя музыкантом, который использует технику, или технарем, делающим музыку?
JM: Что касается меня, то я скорее техник. А в случае с Eskil все наоборот.
AM: A Clas?
JM: Он находится посередине. Если он сочиняет музыку, то использует не синтезаторы, а рояль... Я не музыкант и даже не играю на каком-нибудь инструменте. Я постоянно концентрируюсь на технической стороне нашей музыки, а что до текстов песен, то я являюсь скорее рассказчиком историй, нежели поэтом.
AM: Тебе не кажется, что ваши старые и новые треки во время live-выступлений не будут между собой гармонировать? Стилистические различия слишком разительны...
JM: Нет, я думаю, что наш дух и музыкальные краски остались прежними. Есть различия в мелодике и звучании, но ведь они были сделаны одними и теми же авторами.
AM: Вы были бы рады, если бы ваши песни игрались на радио, или вы предпочитаете сохранять свой андерграундный статус?
JM: Желание идентифицировать себя с андерграундом, превратившееся в самоцель, является бессмысленным! Если ты в андерграунде, то твоя работа не полностью отвечает запросам масс-культуры. В своей музыке мы не стремимся быть понятными и доступными для всех. Но у пары треков с нового альбома в любом случае есть хороший радиопотенциал, и дело лейбла или менеджеров проталкивать их. В круг наших интересов и целей это не входит. Если наша музыка подойдет для радио, то пускай она себе там играет. Мы все равно продолжим делать то, что нам нравится.
AM: Наше интервью мы начали с разговора о первой композиции альбома, а закончим беседу вопросом насчет последней песни "Still Life". Она показалась мне самой спокойной, меланхоличной и нетипичной для COVENANT. Что прячется за этой эпической балладой?
JM: Речь здесь идет о тех же вещах, что и на треке "Tour De Force", но на более глубоком уровне. Это разговор между моим старым и новым "сознанием", "Я". Это очень серьезная и тяжелая тема. Вообще этот альбом является самым личным из всех работ COVENANT. Нам просто надоело писать "быстрые вещи" - практически любой из наших прошлых треков отлично смотрелся на танцполе. C "United States Of Mind" дело обстоит иначе. Рано или поздно, но мы бы должны были сделать нечто отличное. Мы воспользовались возможностью посмотреть на мир под другим углом зрения.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета