Zемфира
Краткая история


Группа ZЕМФИРА была образована в конце 1997 года. Состав ее участников остался неизменным и по сегодняшний день: Земфира Рамазанова (вокал, гитара, перкуссия), Сергей Миролюбов (клавиши, перкуссия), Вадим Соловьев (гитара), Ринат Ахмадиев (бас-гитара), Сергей Созинов (барабаны).

Весной 1999 года, с выходом первого альбома "Земфира", группа становится сенсационным открытием. Аудио- и СD-носители с записями Z. по результатам продаж, как легальных, так и пиратских, побивают все существующие рекорды. Песни группы прочно обосновываются на верхушках чартов и хит-парадов. Сама же Земфира приобретает статус самой интересной и противоречивой фигуры шоу-бизнеса, занимая значительную часть российского информационного поля. Почти каждый день средства массовой информации выходят с рассуждениями о судьбе таланта и причине успеха. Каждый шаг певицы тщательно муссируется, а информационный голод рождает множество немыслимых, а порой и абсурдных слухов.
Земфира родилась 26 августа 1976 года в городе Уфе, столице Башкирии. По знаку зодиака Дева. Ее мама - врач, отец - преподаватель истории.
В пять лет родители отдали Земфиру в музыкальную школу. Еще в дошкольном возрасте под влиянием старшего брата слушала рок-музыку - BLACK SABBATH, QUEEN, NAZARETH.
С детства Земфира была самостоятельным ребенком. Будучи человеком увлекающимся, она успевала заниматься сразу в восьми кружках одновременно, концентрируя внимание на музыке и баскетболе. Ее целеустремленность позволила достигнуть высоких результатов. В начале 90-х годов она стала капитаном юношеской сборной России по баскетболу.
Помимо занятий в музыкальной школе по классу фортепиано, Земфира самостоятельно научилась играть на гитаре. Прямо на улице она исполняла под гитару песни КИНО, АКВАРИУМА, НАУТИЛУСА. Пела не только в Уфе, но и в Питере, куда часто ездила в гости к друзьям.
Когда же перед Земфирой встал выбор - музыка или баскетбол, - она выбрала музыку, поступив в уфимское училище искусств, которое впоследствии закончила с красным дипломом по специальности "эстрадная вокалистка". В это же время она увлекается джазом, соулом и блюзом.
С 96-го года Земфира работает оператором на уфимской радиостанции "Европа плюс", где осваивает компьютер, и по ночам записывает свои первые песни: "Снег", "Синоптик", "Ракеты". Там же, ночами "методом тыка" коммутируя аппаратуру, Земфира начинает разбираться в музыкальной технике. Параллельно выступает как певица-клавишница (в дуэте с саксофонистом) в небольших ночных клубах, исполняя соул, блюз, регги и "качественную поп-музыку". На радиостанции Земфира знакомится со своими будущими музыкантами. Сначала с басистом Ринатом Ахмадиевым и барабанщиком Сергеем Созиновым, потом с клавишником Сергеем Миролюбовым. С ними в конце 97-го года она организовывает группу ZЕМФИРА.
За несколько дней до их первого выступления в группу приходит гитарист Вадим Соловьев. После двух репетиций он играет концерт перед многотысячной аудиторией на празднике Дня города в Уфе, положив листочки с аккордами на пол сцены.
Летом 1998 года кассета с тремя композициями "Снег", "-140" и "Скандал" попадает к Илье Лагутенко и Леониду Бурлакову, которые помогают Земфире записать ее первую пластинку.
Запись производится на студии "Мосфильм" (звукорежиссер Владимир Овчинников), а сведение - в Лондоне, на Beethoven Street Studio звукорежиссером Крисом Бенди.
Радиосингл на песню "СПИД" моментально становится одним из главных хитов сезона, вызывая у слушателей бурю противоречивых эмоций.
Дебютный альбом Z. вышел 10 мая 1999 года. В московском клубе "16 тонн" состоялась его презентация, на которой присутствовали практически все акулы российского шоу-бизнеса. В этот же день состоялась премьера видеоклипа на песню "Ариведерчи". (Это был второй клип ZЕМФИРЫ. Предыдущий - на песню "СПИД" - так и не вышел в эфир.)
В течение лета Земфира, ставшая к тому моменту главным открытием сезона, что называется, держала паузу. Она проигнорировала все крупнейшие рок-акции, один раз выступив в родной Уфе. Именно во время этого концерта состоялись съемки третьего клипа "Почему?", который вышел в эфир в августе.
Летом Земфира сконцентрировала все внимание на подготовке второго альбома. "Из сорока композиций за бортом пришлось оставить больше половины, - признается певица. - И эта проблема выбора угнетала меня и давила на сознание". В конце июля на студии "Мосфильм" началась работа над новым альбомом. Теперь Земфира стала уделять больше внимания аранжировкам, не побоявшись обогатить песни звучанием скрипичных инструментов и духовых секций, утяжелить гитарные риффы. Из приглашенных музыкантов в записи опять же участвовали друзья из МУМИЙ ТРОЛЛЯ Олег Пунгин (барабаны) и Юрий Цалер (гитара).
К тому моменту первый альбом Z. лидировал в абсолютном большинстве московских и российских региональных хит-парадов, а композиции "Почему?" и "Ариведерчи" наиболее часто звучали в эфирах десятков FM-радиостанций.
1 сентября 1999 года группа ZЕМФИРА объявила о начале концертного тура. Ребята решили, что тур продлится до начала 2000 года, условно обозначив сроки - с 1 сентября по 31 декабря. В принципе, в тот момент они не сомневались, что концерты на этот период наберутся. Всевидящая пресса еще задолго до начала тура взяла на себя роль пророка, протрубив о каком-то якобы немыслимом количестве концертов, уходящем своими сроками вплоть до весны 2000 года. На самом деле все было не так. Концерты подбирались по ходу тура. И в данном случае пророчества прессы и уверенность музыкантов были вполне оправданными. Предприимчивые организаторы в городах ринулись терзать тур-операторов группы, в надежде получить для себя столь удачливых гастролеров. В результате график тура стал настолько плотным, что у музыкантов не оставалось времени на отдых. Перемещаться между городами приходилось вне времени и вне расстояний: после концерта - на автобус, самолет или поезд, по приезде - сразу на концерт.
Тур стартовал 1 сентября в рамках большого сборного концерта в честь дня рождения журнала "Yes". В этот день на театральной площади Z. выступала хэдлайнером. Это был их первый выход перед такой многочисленной аудиторией. Желающих посмотреть концерт собралось около пятидесяти тысяч человек. Возможно, не совсем теплый сентябрьский день усилил нетерпение толпы, скандировавшей во время выступления модных и топовых команд ТАНЦЫ МИНУС, TOUCH & GO и других упорное "Зем-фи-ра!".
Впрочем, тогда ни музыкантам, ни самой Земфире головы успех не вскружил. Не вскружило и от того, что многотысячная аудитория трогательно пропевала все песни наизусть. Группа осталась недовольна собой: "Нам действительно очень понравилась публика, и мне было ужасно приятно и одновременно обидно, что у нас, и у меня в частности, не получилось, - сказала Земфира. - Кто-то из музыкантов потом, утешая меня, сказал, что есть такая фишка - если первый концерт сыграешь плохо, в дальнейшем покатит".
Это был всего лишь пятый концерт в их жизни. После Москвы группа поехала по Восточной Сибири и Дальнему Востоку (Абакан, Красноярск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск). "Мы просто пытались: а) ужиться друг с другом; б) нажимать нужные ноты в нужных местах; в) не стесняться, в конце концов, людей (понять, что сцена - обычное место, где нужно работать), - рассказывает Земфира. - На Дальнем Востоке меня очень угнетало состояние России. Ужасные полуразрушенные дома, запущенные города. Нам было тяжело. Наверное, правильнее было бы начинать тур поближе к Москве, где ситуация не столь удручающая".
Дальше началась более приятная часть тура. Прошли концерты в Тольятти и Самаре. И опять Москва, клуб "Манхэттен". Теперь уже первый официально объявленный сольный концерт в столице России. Желающих оказалось гораздо больше, чем смог вместить клуб. Огромное количество людей толпилось у входа в надежде все-таки попасть на концерт. Еще в апреле, когда восхождение группы только начиналось, клуб одним из первых выступил с предложением провести концерт. И он состоялся достаточно удачно как для музыкантов, так и для публики. Вообще, группа отказывается от предложений работать в клубах, Земфира объясняет это несколькими причинами: "Обычно цены на билеты в клубах завышены, и подчас приходят не те люди, которые хотят послушать группу, а те, которым просто любопытно. Нам же приятнее, когда люди, сидящие в зале, нас понимают и поддерживают. Хотя некоторые говорят о какой-то домашней обстановке в клубах, я не совсем понимаю, о чем идет речь. Должна существовать дистанция между артистом и публикой. Ведь большего, чем я сказала в своих песнях, я не скажу никому. И лучшая Земфира - это та, которая в песнях на сцене".
После Москвы прошли концерты в северной российской столице. А следующая, западная часть тура (Калининград, Клайпеда, Минск, Рига) была самой сильной с точки зрения организации, что само по себе очень приятно. Этому комплименту есть простое объяснение: чем ближе к Европе, тем более пунктуально люди относятся к своим обязательствам и требованиям артистов. А от этого зависит многое - и настроение, и отдача. Хотя в основном приходилось работать в клубах, потому что конкуренция огромная. Прибалтику часто посещают зарубежные артисты.
На резком контрасте с Прибалтикой прошли концерты в Рязани и Туле. В планах стоял город Воронеж, который пришлось отменить в связи с плохим самочувствием Земфиры.
Слишком частые организационные проблемы стали сказываться не только на настроении, но и на состоянии здоровья.
Проведя пару дней в Москве, Земфира отправилась посетить девять украинских городов. Первый, Киев, стал местом громкого инцидента, о котором в дальнейшем все уважающие себя СМИ написали и рассказали. Из-за восьмичасового опоздания самолета выступление группы отодвинулось по времени. И когда во время исполнения песни "Аривидерчи" служители закона попытались вывести Земфиру со сцены, вполне понятные эмоции выплеснулись минеральной водой в лицо подполковника милиции на глазах у восьмитысячной аудитории.
И Земфиру арестовали за хулиганство. 15 суток лишения свободы могли бы стать триумфальной частью тура-марафона группы ZЕМФИРА. Но, поумерив свой пыл, подполковник неохотно, но все же Земфиру отпустил. Пресса молниеносно сделала ее героиней скандальной хроники, запестрив заголовками типа: "Земфира мочит ментов!". Однако некоторые совсем загадочные средства массовой информации утверждали, что этот поступок был продуманным продюсерами эпатажем перед зрителем.
Проехав по Украине, группа отправилась в Луганск, Ростов-на-Дону и Краснодар. Напряженный график тура не позволял Земфире бороться с уже появившимися симптомами болезни. Но об отмене концертов она не хотела и слышать. Публика, по ее мнению, не должна страдать ни при каких обстоятельствах. Поэтому на концерте в Краснодаре Земфира пела с высокой температурой, после чего была госпитализирована в одну из московских клиник. В связи с этим Z. сделала официальное заявление в прессе о переносе концертов и извинилась перед публикой. Болезнь Земфиры обсуждалась с повышенным вниманием, обычный грипп вызвал у газетчиков "осложнения" в виде заголовков-диагнозов "У Земфиры пропал слух?", "У Земфиры пропал не слух, а голос!"...
Восстановив здоровье, Земфира отправилась в Сибирь (Омск, Иркутск). Концерты проходили во Дворцах спорта. Первый концерт после болезни в Омске был переломным для группы. Уже соскучившись по сцене, они отыграли один из лучших концертов в своей жизни, почувствовав, что случилось главное - они стали играть на порядок выше.
Весь ноябрьский период тура (Томск, Иркутск, Нижний Новгород, Запорожье, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Новосибирск, Волгоград) прошел стабильно хорошо. Ни проблемы организации, ни проблемы с аппаратурой, ни настроение не могли повлиять на качество концертов. И как результат профессионального роста на сцене стало появляться все больше элементов шоу.
Даже Дворцы спорта в некоторых городах не смогли вместить всех желающих увидеть концерт Z. Так, в Волгограде фойе Дворца спорта серьезно пострадало от рук полутора тысяч не попавших на концерт фанатов.
Чем больше оставалось за плечами группы сыгранных концертов, тем увереннее закреплялось за Земфирой кредо скандалистки. Конфликтные ситуации, возникавшие из-за непорядочности и безответственности организаторов концертов на местах, гладко ложились на страницы светской хроники. Земфира из-за нехватки времени не комментировала эти события. Зато организаторы, возгордившись от вдруг возникшего к ним интереса, раздавали интервью во все стороны и, в желании стать героями газетных полос, переворачивали события "с ног на голову".
К окончанию тура в черном списке у Земфиры числилось уже несколько городов, а точнее, организаторов, сотрудничество с которыми в дальнейшем точно не состоится.
В декабре группа дала всего семь концертов (Ярославль, Санкт-Петербург (2), Казань, Одесса (2), Киев, Калининград), уделив большее внимание работе над вторым альбомом.
К тому моменту группа самостоятельно приступила к продюсированию и финансированию новой пластинки. Все обязательства перед инвесторами первой пластинки компанией Утекай звукозапись были выполнены. Пресса активно "заговорила" о разрыве между главой Утекай Леонидом Бурлаковым и Земфирой. Однако сделать из этого скандал не удалось. Ни г-н Бурлаков, ни Земфира претензий друг к другу не имели.
В свете декабрьской предвыборной кампании в России Земфиру пытались перетянуть на свою сторону различные политические организации, заманивая внушительными денежными гонорарами. Однако политические акции Земфира проигнорировала, выступив 11 декабря в ДК Горбунова в качестве хэдлайнера на фестивале "Нашествие" в поддержку российской музыки.
К празднованию уходящего тысячелетия группа подготовилась не на шутку. В квартире Земфиры, подключив инструменты к компьютеру, ребята записали ремикс на песню "Снег". После чего пятитысячным тиражом был выпущен подарочный сингл, куда кроме оного вошла еще новая композиция "Лондон". Песня была написана незадолго до посещения Земфирой столицы туманного Альбиона и исполнялась лишь на некоторых концертах тура группы, существуя только в live-варианте. Такой она и была представлена вторым треком на сингле.
Сингл никак не предвещал выхода второй пластинки, а, как и было задумано, стал совершенно безвозмездным подарком к Новому году слушателям. В дизайне его обложки было отведено специальное место для именной подписи.
26 и 27 декабря, подхватив внушительную охапку синглов, Земфира и ее музыканты посетили четыре крупных магазина столицы России, где их уже ожидали многотысячные армии поклонников, страждущие быть одаренными свежеиспеченными творениями. Мужественно справляясь с абордажами, удерживая надвигающиеся витрины, Земфира и ребята осчастливили около полутора тысяч поклонников, которые получили подарки лично из рук музыкантов. Особо трогательные почитатели благодарили за щедрость воздушными шариками, мягкими игрушками и шоколадными конфетами. В знак признательности конфетки уничтожались музыкантами мгновенно.
В дальнейшем на подмогу группе ZЕМФИРА в акте дарения пришли представители средств массовой информации. Раздача продолжалась, только теперь уже через всевозможные конкурсы на страницах газет и журналов, в радио- и телеэфирах.
А Земфира и ребята с чувством выполненного долга 29 декабря отправились к себе на родину, в Уфу. Разбрелись по заждавшимся семьям, так и встретили Новый год.
Однако счастье домашнего уюта продлилось недолго. 5 января они уже давали концерт в Риге. Последний в рамках тура и первый в новом тысячелетии. Именно там стараниями опытного рижского менеджмента удалось провести первое настоящее шоу группы, отснять на видео первую качественную версию концерта с использованием сложных технических приемов и эффектов. Отснятый материал стал основой для видеокассет.
По возвращении из Риги группа была встречена в Москве приятным сюрпризом. Подарочный "Лондон" за новогоднюю неделю захватил все радиоэфиры. Красивая и трогательная композиция при достаточно простой аранжировке оказалась конкурентоспособной среди новомодных ритмов, выбившись в лидеры всевозможных чартов. Сама же Земфира была искренне тронута проникновенностью своих слушателей и призналась, что никак не ожидала такого прорыва этой песни. И по этой причине решила включить композицию "Лондон" в коллекционное издание новой пластинки в качестве бонус-трека, сделав ее звучание более камерным. Дирижер Владимир Маркович Мельман блистательно расписал партитуру струнного квартета для "Лондона". А девушки из ДОМИНАНТ КВАРТЕТА (две скрипки, альт и виолончель) в сопровождении рояля Мельмана записали новую версию лондонских снов.
На протяжении января ведущими СМИ были опубликованы итоги 1999 года, в которых Земфира занимала лидирующие позиции в многочисленных номинациях. Наряду с основными - "Альбом года", "Песня года", "Вокалист года" - непременно стояла "Скандал года".
Ошеломляющими выглядели результаты - альбом "Земфира" продержался в лидирующих списках продаж на протяжении 9 месяцев, а кроме расхитованных песен "Аривидерчи" и "Почему?" на верхушках хит-парадов побывали практически все композиции с первой пластинки: "Синоптик", "Ромашки", "Ракеты", "Земфира", "Снег", "Маечки", "Спид", "Скандал"...
В конце января в Лондоне, на Whitfieldstreet studio, производилось сведение и мастеринг пластинки. К началу февраля работа над альбомом была завершена.
Второй бонус-трек коллекционного издания делался от начала до конца в Москве. Песня "Мечтой" представляет из себя единственную полностью компьютерную композицию в альбоме.
Для Земфиры январь ознаменовался не только окончанием работы над альбомом, но и общением с представителями средств массовой информации. С 1 сентября по 5 января в связи с уходом в большой концертный тур общения с центральной российской прессой не происходило. "Исчезновение" Земфиры подчас трактовалось как желание избегать контакта с журналистами "вследствие тяжелой звездной болезни, настигшей новоиспеченную звезду от внезапно свалившейся на нее популярности". Однако практически все контакты с журналистами заканчивались восторженными откликами о живости и искренности поведения, убедительности взглядов, иногда и общередакционными признаниями в любви.
8 января в московском клубе "Бифитер" Земфира представила свой новый альбом местным музкритикам. Достаточно рационально подойдя к вопросу ожидания первых откликов, Земфира одержала победу в шахматном матче с главой компании Real Records Аленой Михайловой. Пресс-прослушивание закончилось вполне достойным обсуждением, переходящим в бурные аплодисменты.
9 января состоялись съемки клипа на песню "Искала". Тоннель в северном Чертаново стал невозможен для проезда ввиду скопления 40 автомашин - помощников воплощения идеи режиссера Романа Прыгунова в жизнь. Земфира и музыканты беспощадно продавливали крыши автомобилей тяжестью уверенного шага ищущих. Оператор Макс Осадчий запечатлял поиски для истории.
Проведя основные подготовительные работы к выходу альбома, Земфира занялась поправкой своего здоровья. 15 февраля ей была сделана операция. Полтора месяца врачи отвели на реабилитацию. Но уже в начале марта начинается репетиционный период подготовки ко второму туру, который стартовал 24 марта и продлится в течение всего 2000 года. За год планируется отыграть 90-100 концертов.
В рамках тура 1 апреля 2000 года группа дала свой первый сольный концерт в Москве, в СК "Олимпийский" (вместимость - 14 тысяч зрителей). А 23 марта состоялась презентация второй пластинки группы ZЕМФИРА "Прости меня, моя любовь", которая вышла при поддержке компании Real Records. В пластинку вошли 12 композиций - "Шкалят датчики", "Zero", "Созрела", "Хочешь?", "Рассветы", "Город", "Ненавижу", "Сигареты", "Доказано", "П.М.М.Л.", "Искала", "Не отпускай". В коллекционное издание вошло дополнительно 2 бонус-трека - "Лондон", "Мечтой".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета