Камоцкий, Алесь Зорка спагады
(c) Алесь Камоцкi
(р) БМАgroup
15tks/32mins
За творчеством Алеся Камоцкого я слежу еще аж с 1985 года, когда в молодежной (и не только) прессе Беларуси начали появляться регулярные и заинтересованные публикации о тогда еще молодом оригинале, студенте философского факультета БГУ, вздумавшем совместить, как тогда казалось, несовместимое - белорусский язык и гитару. Но итог был явно впечатляющим, таким, что даже печатные апологеты идеологии тоталитарного режима не могли обойти сие явление барда народу своим вниманием: о Камоцком писали "Чырвоная змена", "Мiнская прауда", "Голас Радзiмы" и т.д.
Впрочем, писали не совсем о целом Камоцком. Если, скажем, лирические хиты того времени ("Сентымент", "Гаспадыня ранiшняй зоркi", "Крылы", "Мiнулае-незваротнае") находили достойное отображение в прессе, то о песнях социального протеста либо сатирических миниатюрах упоминалось как бы вскользь, без лишнего цитирования ("Парад няздейсненых надзей", "Рэклама фенолфталеiну", "Сабака у банкетнай зале", "Здарэнне у калгасе"). Тем более полушепотом говорили о песнях Камоцкого на стихи Ларисы Гениуш.
Удивительно, что с времен снятия всех цензорских табу сам Камоцкий все чаще стал поговаривать, что важнее для него именно лирика. Чем вызвано столь заметное сужение творческого спектра?
Однозначного ответа пока нет, но если добавить к этому, что Камоцкий отказался и от самостоятельного стихосложения, и от поиска новых чудесных мелодий, оправдывая это традицией простоты бардовских фантазий, то можно прийти к резюме о творческом кризисе барда.
Нет, профессионализм его еще не увядает. Скорее даже в сравнении с наивным студентом-философом, владеющим парой-тройкой аккордов, он выигрывает, закручивая порой мудреные и ловкие гитарные пассажи. Но песни? "Ты пайшла - я прыйшоу", "Я страцiу, але не забыу", "Вярнiся, я усе дарую"... Это совсем не пародирование бородулинской лирики. Это лишь пародирование бардовского выбора, где все пятнадцать песен альбома мелодично и содержательно крутятся вокруг одного и того же. Это одна большая-большая песня о неутоленном чувстве любви. Правда, Камоцкий еще как-то демонстрирует неутраченность веры, но ему уже как бы не веришь.
Кстати, интересная вещь. На обложке есть надпись: "Запiс з канцэрта у Полацку". Так вот, либо это ошибка и все сделано в студии, либо белорусские звукорежиссеры достигли совершенства в расчистке концертных шумов, либо публика просто заснула в лирическом кайфе.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2000 год в рубрике музыкальная газета