KMFDM
Made In Germany


KMFDM. Просто и НЕпонятно. Лаконично и, на первый взгляд, как-то уж совсем бессодержательно. Просто издевательство какое-то. Сразу вспоминаются славные ZZ TOP, музыканты которых сами даже не знали, что это за "зизитопство" такое. KMFDM... ишь ты, какие мы все загадасливые... Нет чтобы попроще чего-нибудь. Ладно, хватит трепаться - надо, как-никак, вступление писать. Итак, как вы, наверно, уже сообразили, этот материал будет целиком и полностью посвящен группе под вывеской KMFDM. За этими пятью нехитрыми буквами скрываются пятнадцать лет настоящего немецкого рока, девять ударных альбомов, взлеты и падения, слава и ее бесплатное приложение - скандалы, бескомпромиссная война с прессой, незабываемые концерты - в общем, все ингредиенты жизненной прямой великой рок-группы. Все, написал. А теперь сядьте удобней и слушайте сюда.

Непосредственно вся ответственность за рождение такой вот нехорошей команды лежит на двух ну очень творческих личностях - Sascha Konietzko и Gunter Schulz. Первого мы будем называть... хм-м-м... Саня... Шура... Александр... нет, только не Александр, это уж точно. Будет он у нас просто хлопец Саша. А второй будет просто Шульц. Так лучше. И да простят мне мой немецкий. Для начала пару-тройку слов об этих парнях.
По призванию Саша был художником. Однако, будучи человеком со вкусом, Саша в страшные минуты самокопания, глядя на плод трудов своих, с грустью осознавал всю свою творческую банальность и вторичность (хотя Сашины знакомые довольно лестно отзывались о его полотнах, но, по правде, все они были людьми, далекими от искусства). Именно сия самокритичность, а также беззаветная любовь к тяжелой музыке и подтолкнули юношу к композиторским экспериментам...
Шульц был просто рожден стать музыкантом. И чтобы это понять, ему не пришлось подвергать себя мукам творчества на стезе изобразительного искусства, как это делал Саша. Пока последний учился различать Моне и Мане, Шульц практиковался на сеансах одновременной игры на различных музыкальных инструментах (прямо как Остап Бендер). Но, в отличие от великого комбинатора, который, как вы помните, играл в шахматы всего второй раз в жизни, Шульц в своих музыкальных экспериментах с ходом времени чувствовал себя все уверенней и уверенней, мало-помалу превращаясь прямо-таки в ходячий оркестр...
Официальной же датой образования группы считается (хотя это и субъективно, как вы понимаете) февраль 1984-го. В анналах истории есть даже точная дата - 29 февраля. В тот воистину великий для мировой музыки день в Париже, что вроде бы во Франции, открылась выставка молодых европейских живописцев. Настраиваться публике на высокое искусство помогали двое молодых аккомпаниаторов... правильно, Саша и Шульц. Первый играл на пятиструнной бас-гитаре, а второй - на жутко навороченном синтезаторе. Что у них там получалось, летописцы KMFDM не зафиксировали. А жаль. Было бы интересно послушать тихими семейными вечерами...
Некоторое время парни музицируют вместе. Именно работа со своим другом окончательно и определила дальнейший путь нашего художника/музыканта (пока не наоборот), Саша прочно "заболел" музыкой, надолго забросив кисть и мольберт...
Дабы не растрачивать свой творческий багаж на всяких выставках и фестивалях, Саша примыкает к новоиспеченному проекту MISSING FOUNDATIONS, костяком которой является отчаянный Питер Миссинг (Peter Missing) из Нью-Йорка, фанатик нетрадиционного отношения к музыке. Совместные поиски драммера привели к появлению в рядах группы En Esch, который переезжает даже ради этого в Гамбург, где наши герои, собственно, и репетируют. Полностью отдавшись новой команде (музыка которой разительно отличалась от всего того, что делали вместе Konietzko и Schulz), Саша несколько отдаляется от мультиинструменталиста. Но судьба вносит свои коррективы - через некоторое время Саша был вынужден расстаться с MISSING FOUNDATIONS. Причина проста - в группе находились два лидера, Саша и Питер, и поэтому каждый тянул одеяло на себя. Видя, что не нужные никому конфликты не позволяют группе плодотворно работать, Саша уходит, не забыв переманить к себе драммера. И возвращается к Шульцу.
Прямо на ходу (в отместку Миссингу, надо полагать) создается новый коллектив. Дабы долго не мучиться, в группу приглашают давнего друг Саши, англичанина Рэймонда "Свинью" Уэттса (Raymond "Pig" Watts). Формацию решают назвать KEIN MITLEID FUR DIE MEHRHEIT (что на русском приблизительно означает НИКАКОЙ ЖАЛОСТИ К ТОЛПЕ). Вот так. А на решение использовать в качестве "вывески" только сокращение натолкнули громадные трудности с произношением сей фразы у Рэймонда, язык которого затягивался в тугой узел уже на втором слове (интересно, а как бы назывались EINSTURZENDE NEUBAUTEN, если бы среди них тоже появился какой-нибудь упрямый англичанин? Только EN?).
Итак, KMFDM укомплектованы. Товар, что называется, лицом. Группа, толком-то и не разобрав, что они, собственно, хотят играть, вместо долгих размышлений о том, что "надо изменить этот грешный мир"/"заставить людей подумать о разумном, добром, вечном"/"наша святая миссия - стать откровением для духовно страждущих" или "не послать бы нам "свинью" еще за пивом, а может, просто его послать куда"... стоп, последнее не из той оперы (это не я, это все "Word в законе"!)... начала обильно концертировать. Ранние выступления KMFDM напоминают последствия инъекции галлона "Озверина" стаду африканских бородавочников (поясняю: это далеко не самое кроткое существо на Земле). В общем, KMFDM хотели просто устроить настоящий рок в Гамбурге. Что, похоже, им и удавалось, т. к. подпольно (подвально, канализационно) выпущенная кассета "Opium" с представленной на ней программой пользовалась успехом не только среди хавающей любой неформатный рев молодежи, но и у людей с определенным музыкальным вкусом. Нельзя сказать, конечно, что KMFDM произвели фурор, но и отрицать факт внимания к команде довольно сложно.
Официально первым альбомом группы считается "What Do You Know, Deutschland?", выпущенный в декабре 1986-го. Однако данный материал является скорее компиляцией творческих усилий KMFDM за период 1984-1986 гг., нежели целостной студийной программой. Собственно, необходимость иметь на руках готовый, прилично смикшированный материал (который мог быть использован как демо для местных университетских радиостанций и лейблов) привела к появлению этой раритетной сейчас сборки. Впоследствии компиляцию использовали для саморекламирования ливерпульскому лейблу Skysaw Records, на котором и был выпущен в 1987-ом знаменитый "Kickin' Ass". Этот материал определил основные "феньки" KMFDM, которые уже в будущем превратились в фирменный саунд команды, а именно - общая скупость звука (великолепно компенсированная немеренной энергией и звуковой непредсказуемостью), мощный, временами срывающийся на "фидбэк" техничный драйв, сочный вокал с неглупыми текстами и пикант-соус четко выстроенных барабанов.
Тем временем маховик раскручивается, и группа мало-помалу набирает обороты. Параллельно с основной работой в KMFDM Саша, противник "звуковой статики", начинает тесно сотрудничать с крутыми парнями из MARK STEWART & THE MAFFIA - Эдрианом Шервудом (Adrian Sherwood, продюсер), Бимом Шерманом (Bim Sherman) и рядом других "типа немелочных воротил музона". Благодаря этим людям KMFDM серьезно изменила свой саунд, убрав былую стилистическую неопределенность и направив весь свой недюжинный музыкальный потенциал на покорение откровенного индастриэла. Результатом этих "шатаний по децибелам" явился великолепный "Don't Blow Your Top" (вышедший на Wax Trax! Records), который по праву вознес KMDFM на Олимп анималистического немецкого индастриэла. Именно с этого альбома и началась "звездная" жизнь KMFDM.
Однако, хоть команда и оккупировала всю цивилизованную Европу и KMFDM ревела уже практически везде (в университетах / школах / кинотеатрах / соковыжималках / стиральных машинах / собачьих будках), но оставалась полностью равнодушной к их напевам Америка, которая, как известно, хоть и "гуд бай" (и "где я не буду никогда"), но все же является своеобразной "лакмусовой бумажкой" для начинающих коллективов. Выпустив в начале 1989-го "Uaioe", группа уже в декабре отправилась "обрабатывать" Чикаго.
После семинедельных американских гастролей (в одной упряжке с MINISTRY) команда возвращается в Европу и записывает "Naive". Сашка делает финт ушами и решает отдать материал нового альбома Wax Trax! Records для дальнейшей доработки звучания, ради чего опять уезжает в Чикаго. В этом священном деле ему неоценимую помощь оказывает "Buzz" McCoy из TKK BEGUN (ну а уже после окончательного сведения "Naive" группа решает постоянно прописаться на Wax Trax! Records). В конце 90-го Саша уже с KMFDM отправляется в тур по Европе вместе с THRILL KILL KULT. Но по советам менеджеров команды, которые почувствовали, что "девочка (т. е. Америка) созрела", и также для того, чтобы триумфальное шествие KMFDM не закончилось так же быстро, как и началось, штаб-квартиру группы в начале 91-го перемещают из Гамбурга в Чикаго. И KMFDM быстренько отправляются в турне по "звездно-полосатому" уже в качестве хэдлайнеров.
Дальше случается страшное (в самом деле, пора бы уже и о плохом, а то и скучно как-то стало). Толком-то не закончив тур (в поддержку новой пластинки "Money" - видно, не надо было так ее называть), KMFDM из как всегда достоверных источников узнают, что Wax Trax! Records на грани банкротства. Видя, что родной лейбл агонизирует и готов вот-вот лопнуть, группа все же решает остаться в Wax Trax! Records, надеясь, что их новый альбом поправит ситуацию. Но положение не улучшается, и, исчерпав все менее радикальные возможности воскресить компанию, KMFDM на основе старого (остаются прежними президент Джим Нэш (Jim Nash) и часть персонала) в Нью-Йорке создает новый лейбл, TVT Records.
Казалось бы, жизнь "полосательна", следовательно, пора начаться и белой полосочке. Но не тут-то было. В 1993-ом настрадавшиеся KMFDM записывают "Angst" ("Тревога"). Альбом очень точно отражал внутреннее состояние музыкантов. Хотя последние в интервью и бодрились, но чувствовалось, что будущее команды после "Angst" выглядит весьма туманно, за всеми этими финансовыми дрязгами и скандальными статьями в прессе группа потеряла былую сплоченность. А тут еще новые неприятности с альбомом ремиксов "Naive"-программы - судебная машина крепко прицепилась с законом об авторских правах (эх, нам бы их проблемы!..).
Как бы то ни было, но в 1994-ом KMFDM устраивают великолепную серию концертов вместе с давними друзьями "по оружию" CHEMLAB и SISTER MACHINE под общим названием "Angstfest", пытаясь музыкой отвлечься от последних не слишком веселых, событий. А в 1995-ом лейбл Saw Records выпускает на-гора потрясающий "Nihil". Закончив кое-как последовавший тур, Саша снова оказывается в Чикаго, где в местной больнице борется за жизнь его близкий друг, бывший президент Wax Trax! Records Джим Нэш. Но диагноз - СПИД - не оставляет ему никаких шансов, и в октябре 95-го человек, который с первых дней появления KMFDM на своем лейбле служил музыкантам верой и правдой и являлся неназванным "крестным отцом" команды, умирает. Хотя никто этого вслух не произносит, но становится ясно, что группа тоже долго не протянет...
В 1996-ом выходит "Xtort", восьмой альбом группы. KMFDM выглядит плачевно - музыканты встречаются друг с другом только ради работы над материалом, от былого энтузиазма и рвения не осталось и следа - контракт является практически единственной причиной появления нового альбома. Только Саша да Шульц поддерживают творческий контакт. Позже Саша окончательно перебирается на запад Сиэтла.
После трех месяцев вынужденного застоя (причиной которому было банальное отсутствие лидера) KMFDM, собравшись с духом, выезжают на призыв Саши в Сиэтл, где группа (видимо, соскучившись по былым годам) наперекор врагам начинает усиленно репетировать песни для нового альбома. В прессе стали появляться статьи о "возвращении героев немецкого рока". "Symbols!@#$%" выходит 23 сентября 97-го года. Вкратце этот материал можно назвать: "осовремененные KMFDM периода конца 80-х". Надо добавить также, что команда приняла участие в записи саундтреков для компьютерной игры "Prey" (постоянный читатель "Компьютерной газеты" наверняка страдальчески вздохнет при виде этого названия).
1999-й. Черный год для всех фанов KMFDM. 22 января Саша официально сообщает, что группа окончательно и бесповоротно распадается. Причин для этого шага было много. В последние годы своего существования KMFDM плыла по течению, опираясь на былой накал рубежа 80-х и 90-х. Финансовые дрязги (огонь которых любовно раздували масс-медиа), проблемы с составом (некоторая напряженность в отношениях привела к отсутствию былого творческого баланса сил в KMFDM - фактически команда превращалась во что-то вроде "Саша и KMFDM") - все эти факторы привели к тому, что неофициально группа развалилась еще на записи "Xtort", но до последнего времени музыканта не могли откровенно это признать...
Уже после коллапса, 20 апреля, увидел свет "Adios", "лебединая песня" команды. В альбоме был собран некоторый не издававшийся ранее материал, а также несколько относительно новых песен. Прослушав "Adios", фаны поняли, что теперь точно "усе". Музыканты поставили жирную точку на всей пятнадцатилетней истории KMFDM.
Однако даже после развала этой формации беды KMFDM, как ни странно это звучит, не закончились.
Если вы помните, около года назад в штате Колорадо, в ничем не примечательной американской школе раздались выстрелы. Стреляли дети в детей. Хладнокровно. Умело целясь. В упор. Причина? "Она не захотела со мной дружить". No comments, как говорится. После последовавших слез и стенаний стали, как всегда запоздало, искать виновных. Но виновные - всего лишь двое подростков, практически ничем не отличавшиеся от остальных мальчуганов всего мира. Бойня в Колорадо вызвала понятный резонанс в масс-медиа, но логического объяснения факта непонятной жестокости взять было неоткуда, ибо убийцы даже не осознавали всю чудовищность своего преступления. Т. к. полиция пребывала в полной растерянности, за дело взялись репортеры (ну как без них). Покопавшись в чужом белье, пронырливые журналисты ничего такого, что могло бы объяснить происшедшее, не нашли - оба мальчика были из благополучных, обеспеченных семей, каждому предоставлялись все условия для счастливой жизни. Но всплыли увлечения подростков тяжелой музыкой... в частности, KMFDM. Тут уж и вспомнили "поэзию ненависти". А названия и содержание песен "Stray Bullet" ("Шальная пуля"), "Anarchy" ("Анархия"), "Waste" ("Отходы") и, конечно, "Son Of A Gun" ("Сын оружия") пришлись очень кстати. В прессе сразу же появились гневные статьи о запрещении подобной музыки, якобы пропагандирующей жестокость и насилие среди молодежи. Группу стали откровенно обвинять в том, что их агрессивная музыка и привела к "колорадскому синдрому". Вспомнили и старые обвинения KMDFM в нацизме. История музыки в который раз укусила себя за хвост: Alice Cooper, SEX PISTOLS, TUBES, DEAD KENNEDYS, RAMMSTEIN... (сразу на память приходит наша доморощенная совковая околомузыкальная номенклатура, которая в свое время считала пагубным и аморальным практически ВЕСЬ зарубежный и отечественный рок). На пресс-конференции, основной темой которой являлась трагедия в Колорадо, Саша выразил искреннее сочувствие семьям потерпевших и гневно отверг все обвинения в адрес команды. "KMFDM - это искусство формы, и мы никак не политическая партия. Изначально наша музыка была направлена против войны, притеснения, фашизма и насилия друг к другу, - говорил музыкант. - И пока все остальные участники группы остаются немцами, ни один из нас абсолютно не простит любые нацистские убеждения". Если же у участников и были хоть какие-то желания вновь собраться и попробовать воскресить KMFDM, то после всего этого эти мечты наверняка развеялись в дым.
Вот так. Так хорошо все начиналось и так бесславно все закончилось. KMFDM, интереснейшее объединение талантливых музыкантов, не выдержала проверку временем. Is this the end? Да нет, не все так просто. У нашей истории есть и продолжение.
Что делать, если проект всей твоей жизни лопнул, как мыльный пузырь? Как дальше бороться без своего детища? Как дать понять, что ты не мертв? Психологи советуют взять да и начать жить сначала. Видимо, Саша понял этот совет слишком буквально, т. к. появляется проект MDFMK (хотите бесплатный фокус? Тогда приставьте к MDFMK зеркало и посмотрите, что получится). Ну не может человек без музыки, не может, что тут поделаешь. Как вы уже поняли, MDFMK - это проект прежде всего самого Саши. В качестве лейбла была выбрана компания Republic/Universal Records. Как говорится, кесарю - кесарево. В проекте также был задействован бывший сессионный музыкант KMFDM, швед Тим Сколд (Tim Skold). Сколд впервые появился в группе в 1997-м на записи трека "Anarchy", что из альбома "Symbols"; позднее Тим участвовал в коллективе в качестве синтезаторщика. Что касается некоторых остальных участников KMFDM (тьфу, тут совершенно запутаешься в этих "KM", "FM", "DM"!), то En Esch и Guenter Schulz в проекте Саши не участвуют. Барабанщик создал собственный коллектив PIZZAWHORE/BARELY LEGAL, но что это такое (и что сие значит), автору этих строк не известно. Чем же занимается Guenter Schulz, тоже пока не ясно.
Еще в прошлом году Саша и MDFMK обещали выпустить дебютный альбом. Но процесс затянулся, и только в конце марта-2000 ex-KMFDM осуществили релиз под названием "MDFMK", исходя из слов Саши, выполненный в прежнем ключе. Однако рассматривать MDFMK как слепое копирование все же не стоит - это было бы слишком просто и глупо для такого человека, как Саша. Конечно, еще долго новую группу будут отождествлять с канувшей в Лету великой командой. И будут продолжать писать, что MDFMK есть ex-KMFDM. И от этого, наверно, никуда не денешься, поэтому Саше придется ой как поработать, чтобы группа стала просто MDFMK. Что ж, пожелаем ему удачи на его новом поприще.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета