Deadушки
Странные игры DEADУШЕК


Виктор Сологуб о времени и о группе.

СТРАННЫЕ ИГРЫ

СТРАННЫЕ ИГРЫ - это коллектив, который образовался одновременно с ленинградским рок-клубом. Ни для кого не секрет, что почти все молодые люди в школе и институте начинают делать группы, создавать какие-то маленькие ансамбли. То же самое произошло и с нами. Каждый из нас сначала играл в каких-то своих командах, потом все это сложилось в СТРАННЫЕ ИГРЫ. И в 1982 году мы в первый раз сыграли публично под таким названием. Играли музыку ска, чего тогда никто не делал в России, поэтому сразу стали популярны и уже к 1983 году попали в тройку лидеров, то есть АЛИСА, ДДТ, КИНО и мы четвертые. К 85-му году мы разрослись до семи человек, у нас были духовые, два клавишника и так далее. Записали мы тогда два магнитоальбома, один из которых, второй, вышел на виниле (фирма "Мелодия" выпустила), назывался он "Смотри в оба". Многие знают нас именно по этой пластинке.

ИГРЫ
В 1985 году нам все надоело, и мы развалились на два коллектива: ИГРЫ и АВИА. И также успешно продолжали играть в рок-клубе, и потом вместе с перестройкой отправились на Запад. Было много концертов по Европе. Параллельно участники СТРАННЫХ ИГР играли в ПОП-МЕХАНИКЕ Сергея Курехина, года, наверное, с 83-84-го, то есть с самых первых представлений.
И так мы играли до 90-х годов, пока не пришло время делать юбилейный концерт СТРАННЫХ ИГР в 1993 году. Пришлось снова собраться, и нам так понравилось, что мы стали играть дальше. И по сей день нас иногда просят что-то сделать, и тогда мы собираемся и играем вместе.

DEADУШКИ
Но музыка старого поколения нас не устраивала, и мы с Лешей Раховым решили сделать что-то такое интересное, поэкспериментировать, потому что где-то с конца 80-х годов я стал заниматься компьютерной музыкой, меня стала увлекать электронная культура. Пластинки, компьютеры, синтезаторы, ди-джейство и так далее.
У нас есть такой приятель, Андрей Миньшутин, который согласился помочь деньгами, аппаратурой. Мы купили все, что нам нужно, и где-то в 1996 году уже записали наш первый альбом. Потом мы его в Лондоне свели, и в 1998 году он вышел на студии Утекай звукозапись. Называется он "Искусство каменных статуй". В том же году мы решили попробовать себя как концертная группа и пригласили барабанщика Андрея Орлова и звукорежиссера, который с нами работал еще со времен СТРАННЫХ ИГР, Александра Докшина. И вот таким коллективом из четырех человек, то есть Виктор Сологуб, Алексей Рахов, Андрей Орлов и Александр Докшин, мы дали свой первый концерт в Свердловске. После этого уже у нас появились какие-то приглашения, нас стали звать играть в разные города, и мы благополучно концертируем.

Лондон
Первый альбом мы сводили в Лондоне, в "Beethovenstreet" студии. После того как записали альбом, одна английская компания, которая занималась раскруткой Seal, ERASURE, SKUNK ANANSIE и тому подобного, предложила нам свои услуги. И мы подписали такой договорчик на полгода, в течение которого они обязались найти фирму, которая захочет выпускать нашу группу. Потом у них там было плохо со свободным временем. Грег занимался альбомом "Long Life For Tibet" (это такая большая компиляция мировых звезд для того, чтобы собрать деньги для Тибета).
Потом он стал делать ремиксы для группы BUSH, такой грандж английский, для METALLIСA. В общем, про нас забыли. Но мы не особо грустили, потому что, записав альбом, Грег перестал иметь для нас какой-то интерес. Мы должны были попробовать реализовать альбом на концертах и заниматься какой-то новой музыкой, поэтому мы за этим уже не следили и все как-то само собой рассосалось.

БГ и ремиксы
Кроме того, DEADУШКИ делают ремиксы для разных популярных групп. Начинали мы с работы с группой КОЛИБРИ, потом сделали ремикс для МУМИЙ ТРОЛЛЯ. МАШНИНБЭНД сделали ремикс.
Свой второй альбом мы сделали совместно с Борисом Гребенщиковым. Мы взяли свои любимые старые песни, Борис снова исполнил их. Этот альбом называется просто: "БГ и DEADУШКИ".

Деньги
Конечно, мы зарабатываем деньги только музыкой, мы больше нигде не работаем. В том или ином виде музыка нам приносит деньги: концерты и ремиксы. Музыка к рекламе, "Пепси", в частности (если вы видели ролик "Megaparty 2000", такая под ди-джейскую музыку с винилом, это мы делали). Если вы спросите кого-нибудь в Питере, видели ли они наши пластинки в продаже, вам скажут, что нет, потому что они приходят из Москвы небольшими партиями и сразу же расходятся. Мы даже сами не можем их найти, когда они нам нужны. Приходится ехать в Москву и покупать их там на Горбушке у пиратов. Очень жаль, что в городе так мало пластинок, потому что они могли бы приносить нам достаточно денег.

Последний альбом
Сейчас уже до конца июня хотим оформить окончательно третий альбом. Также будет сниматься видео, чтоб он лучше продавался. Как он будет называться, мы еще сами не знаем, потому что не решили, какой стиль будет превалировать на пластинке. Там есть композиции совершенно разных направлений, есть и лирические песни, есть и веселые, под которые хорошо танцевать.

Видео
Еще записывая первый альбом, мы пытались делать какие-то любительские видеоклипы. По-моему, два или три мы сделали здесь, в Петербурге, их даже показывали. Такие электронные, с компьютерной графикой. Это были первые пробы пера. А потом, с выходом альбома, Утекай звукозапись отсняла нам сначала один клип, на песню "Шумела-гремела", и затем второй клип, на песню "Парашютист". Первый клип такой постановочный, нам прислали из Чехии, его чешская компания снимала. Мы с Лешей поехали в Прагу и там провели три дня на съемках. Очень быстро он был смонтирован, буквально в течение двух недель все было сделано, и он уже крутился по телевидению.
Второй клип был уже немного другой. Он больше передает динамику концерта. Идея была популяризовать именно наши концерты, потому что действительно группа больше раскрывается на концертах, чем на пластинке, интереснее. Его снимали два мальчика из Москвы, они везде за нами ходили в течение двух дней с цифровыми камерами. Сначала они нас в Москве снимали, потом что-то в поезде и здесь, в Питере. Мы поехали на пустырь возле нашей репетиционной точки, на Охтинский мост, там немного подурачились, и вечером они досняли уже все это на концерте. При этом я проколол себе гвоздем ногу - в общем, произошло много всяких смешных приключений, довольно забавных. И тоже это все быстро смонтировали.
Из нового альбома мы знаем точно - будем снимать клип на песню "Коллекционер", это по Джиму Фаулзу. Это такая песня для девушек, лирическая. Сами девушки говорят, что это песня про бабочек, а мы всегда говорим, что нет, девушки, это песня не про бабочек. Да, кстати, она есть на сборнике "У2", ее там можно послушать.

Финляндия
Наши первые европейские гастроли были три недели назад в Финляндии. Несколько концертов было. Мы каждый день играли концерт, потом ночью ехали на автобусе, спали часа по два. Первый день было сложно, а потом уже втянулись. Принимали нас очень хорошо, мы умудрились продать огромное количество пластинок. Если бы знали, что так получится, мы бы взяли их больше.
Последний концерт был в рамках хельсинкского фестиваля, который специально организован для того, чтобы популяризировать русские группы. Кроме нас там играли группы НОМ, ДДТ и TEQUILAJAZZZ. Плюс еще были какие-то свои популярные финские группы.
Получился хороший двухдневный праздник. И в наш день были в основном финские слушатели, потому что все русские были на ДДТ: билеты были дорогие, и все русские решили послушать ДДТ.

Курехин
С Сережей всегда было очень весело работать, потому что никто из нас даже представить себе не мог, что будет происходить во время концерта. Знали только примерно, как будет выстроен концерт, кто за кем будет выступать, где какая тема, где играет народный оркестр, где джаз, где рок, где сам Сережа поет. Все это было очень спонтанно. Только он один знал все эти шутки и подвохи, которые нас ждут. Довольно было забавно. Я помню первый концерт ПОП-МЕХАНИКИ: мы играли с Пономаревой, Чекасиным. Мы были одни из молодого поколения рокеров. Смешно было. А последнее наше выступление в ПОП-МЕХАНИКЕ, грубо говоря, было на "SKIF-4" в Балтийском доме. Сейчас он (фестиваль) приобрел уже колоссальные масштабы, потому что с каждым годом увеличивается количество участников, всем интересно. Это такая большая ПОП-МЕХАНИКА, только не на одной сцене, а на нескольких. Организаторы стараются представить разные музыкальные стили и направления, там есть все - от народной музыки до джаза и эксперимента.
Мы в этом году тоже сделали такой эксперимент: играли не то, чего ждала от нас публика. Мы сделали такой ди-джейский сет, где использовали разную техно-музыку, переделав ее под свой стандарт, использовали синтезаторы, "живой" саксофон, барабаны. При помощи всяких эффектов и фильтров мы довели ее до абсурда. И люди говорили, что слишком мало было у нас времени, всего один час, надо было дольше. Нам так понравилась эта программа, что мы с удовольствием сыграли бы ее где-то еще. В Минске, если нам удастся, то мы это, конечно, сделаем.

Минск
В Минске мы были много раз, но не с DEADУШКАМИ, а со СТРАННЫМИ ИГРАМИ, с ИГРАМИ, с Джоанной Стингрей (я и Леша играли с Джоанной). Эта девушка первая из зарубежных заинтересовалась русской музыкой и выпустила пластинку. Это было в 1985 году, там были СТРАННЫЕ ИГРЫ, КИНО, АКВАРИУМ и АЛИСА. Двойной альбом был такой, он у меня еще даже где-то лежит.

Будь здоров!
Завтра (разговор с Виктором состоялся на майские праздники Дня Победы. - От авт.) мне делают операцию на колене. В декабре прошлого года сломал ногу. Подскользнулся. Упал. Как положено. В Минск приеду, у меня, наверное, еще будут швы, но прыгать смогу. В шортах играть не смогу - это будет слишком страшно и некрасиво. Хотя если минчане нам сделают хорошую погоду, то мы будем загорать, купаться и играть в шортах...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета