Фестиваль "Первый Рэп-Фестиваль В Беларуси"
Как это было


Как это было. "Первый рэп-фестиваль в Беларуси"
За несколько дней до фестиваля в клуб "Минск" пришла официальная бумага сверху о том, что власти запрещают проведение фестиваля в связи с тем, что они (власти) не желают повторения "неорганизованного столпотворения" у стен клуба, как это было 8 апреля 2000 года (см. "МГ" # 15, 2000).

К тому же возникли проблемы со словосочетанием УБИТЫЕ РЭПОМ: "убитые" и "рэпом" - не будут ли здесь какие-либо беспорядки? В связи с этим возник недвусмысленный вопрос: "Что делать?". С одной стороны - люди, с другой - власти. Часть билетов уже распродана; гости фестиваля - группа УБИТЫЕ РЭПОМ - уже в пути, как и та часть народа, которая решила приехать из регионов. Если фестиваль не проводить, то можно надолго поставить жирный крест на хоповых мероприятиях. Если проводить фестиваль, то что за этим последует? После долгих раздумий организаторы все же решаются на свой страх и риск провести намеченное мероприятие. Таким образом, 22 апреля в Минске произошло беспрецедентное событие: первый рэп-фестиваль, запрещенный властями. Хотя спустя два часа после начала мероприятия клубу все же дали разрешение на его проведение. Следует заметить, что организаторы (Алексей Воронов из "BeatSound" и клуб "Минск") приложили все усилия к тому, чтобы проблемы клуба никак не отразились на людях, пришедших потусоваться в тот вечер...

Фестиваль
Идеей фестиваля было показать реальный уровень белорусского рэпа и выделить среди его представителей лучших. Предварительный тур прошли 29 команд, однако в связи с жестким отбором на фестиваль попало около 20 команд. Саундчек должен был начаться где-то в районе 13.00, но в связи с тем, что идеально такие мероприятия получаются только в планах, реально репетиция началась только после 15.00. Тем не менее, через саундчек прошли абсолютно все команды, т. к. это было дополнительным этапом отбора групп. В итоге для участия в фестивале жюри отобрало уже 17 команд.
Официально начало мероприятия было намечено на 18.00, но, учитывая горький опыт аналогичных мероприятий в прошлом, организаторами было принято решение открыть двери клуба пораньше (интересный ход, обычно все всегда начинается намного позже). Народ под звуки музыки начал постепенно заполнять собой помещение клуба. И вот наконец на сцену вышли ведущие, которыми были на протяжении всего фестиваля попеременно участники разных команд (в основном это были уже хорошо известные люди). Ведущие объявили об открытии первого фестиваля белорусской рэп-музыки под названием "Вручение премии "BeatSound" за достижения в области рэп-музыки за 1999 год", а также представили всем присутствующим жюри фестиваля.
Не будем вдаваться в подробности по поводу очередности выступлений, номинаций и т. п. Лучше остановиться непосредственно на самих выступающих. В целом почти все команды показали себя с хорошей стороны. Лично по моему мнению, а также по наблюдениям людей со стороны, общий уровень белорусских команд стал намного выше по сравнению с "Рэп-Резервацией" (если кто помнит то время). В принципе, присутствующие получили возможность в этом убедиться, т. к. выступали на фестивале не все, кто хотел, а действительно сильные команды. Конечно, некоторые затаили обиду из-за того, что их не приняли на фестиваль, но на самом-то деле все дело не в жюри, а в самих группах. Можно забить на фестиваль и считать себя самым крутым в своем городе и в следующем году также лажануться, а можно просто сесть и задать себе один простой вопрос: "Почему так получилось?". Можно оставаться героем своего городка и ничего из себя не представлять в целом, а можно постоянно идти вперед, постоянно экспериментировать, тем самым как развиваться самому, так и развивать свою культуру. Поэтому итоги фестиваля выглядят именно такими, какими вы их знаете.
С итогами номинаций лично я согласен полностью за редким исключением. В номинации "Новичок" мне очень понравился $lon: неплохо читал, нормально держался на сцене, хорошо работал с публикой. Да и ей самой, по-моему, он даже очень понравился, только тема мне показалась заезженной - "Тот самый хип-хоп". Мне показалось, что большинство было уверено, что победит именно он, однако победителями все же стали DA CAPO - интересный проект из Молодечно: два парня и одна девушка, поющая и читающая на английском (сложилось впечатление, что публике понравилось больше, как она пела, чем читала). Лидером этой команды является Campos, выступающий еще и как соло-исполнитель. Среди интересных проектов можно выделить еще Лешего, который довольно интересно читал. Лично мне очень понравились Кебра, который представлял группу ТОЧКА ОТСЧЕТА (Брест), и ХОЛОДНЫЙ ЦИКЛОН (Брест), из-за своего нестандартного в Беларуси подхода к рэпу. Я бы даже рискнул сказать, что они выделяются на фоне большинства белорусских рэп-команд своей оригинальностью. Они не просто делают рэп, а делают его интересно. Особенно хорош был Кебра. Если кто из присутствующих не помнит, то у него в конце композиции был такой сэмпл: "Пусть всегда будет солнце..." - музыка простая, но слушается супер!
Еще вроде бы ничего были МУТАНТЫ, которые исполнили "Вера в свободу", но они как-то скованно держали себя на сцене. Зато хорошо смотрелись представители "мятежной семьи" LA & Орех - своей темой они буквально взорвали толпу и дали конкретного "джазу", за что жюри их и отметило. Неплохо выступили и сами МЯТЕЖНИКИ, однако, как мне показалось, их подвел подбор темы. Они исполняли слегка грузящую "Стадо", хотя у них была намного сильнее тема - "Большое спасибо".
На фестивале было три специальных номинации. "Лучший альбом", победу в которой справедливо завоевал НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ. Им даже пришлось по просьбам исполнить их основной хит - "Тебе легче станет". НВ - это действительно круто!
"За вклад в развитие белорусского рэпа" получил Банкила (3XL, экс-УДАР БАНДЫ). Тут произошла маленькая заминка: ведущий не уточнил, за что Банкила получает диплом победителя. Надо было сказать, что большинство нынешних рэп-команд обязаны своим существованием именно ему, а если быть конкретнее, то УДАРУ БАНДЫ. Пусть ТС-52 и первая белорусская рэп-команда, но они ничего не сделали для развития белорусского рэпа. Они просто были. Но о них почти никто не знал, они никого не вдохновляли. Большинство рэпперов услышали о ТС-52 как о команде лишь чуть больше года назад, а их презентация массам состоялась лишь в этом году. А УДАР БАНДЫ делали свое дело с 1995 года. И к концу 1996 года их уже знала треть рэпперов Беларуси, а альбом "Уроки расслабления" (1997), как бы кто ни говорил, многие поставили на свою полочку для кассет как классику белорусского рэпа. Именно после выпуска УБ этого альбома появилось множество рэп-групп в Беларуси. Именно деятельность УБ заставила многих взять в руки микрофон. Вот так-то...
Наконец, "За вклад в развитие рэпа в Беларуси" получил Киндут. За что большое спасибо организаторам.
Лучшей группой стали 3XL, хотя, как признался сам Банкила, это было для них сюрпризом. Так же, как и некоторая часть присутствующих, они были уверены в том, что лучшими станут НВ. Тем не менее группой года стали именно 3XL.
Лучшим исполнителем был признан Повар из UNDERGROUND PROJECT (UP - интересная контора: и Орех, и Повар - победители фестиваля. Интересно, что бы получилось, если бы их пути не разошлись). Хотя ему чуть-чуть не повезло в плане очередности выступления, т. к. выступал он первым.
За призом зрительских симпатий вышла Джокер из ОТ И ДО, которые все же, как мне показалось, не очень удачно выступили в тот вечер. Тем не менее, потенциал у группы огромный, к тому же следует учесть вокал Тролль, который, без сомнения, очень оживляет группу.
Больше всего побед одержала Кэт: "Лучшая исполнительница" (и пока единственная) и "Лучшая песня" ("Дорога").
Вместо каких-то комментариев приведу цитату одного фотокорреспондента: "Кэт, ты - самая яркая личность на этом фестивале". Не в обиду остальным командам, но в отличие от других Кэт сделала некоторое подобие шоу на сцене. Это было действительно интересно смотреть и слушать: начиная с музыки и бэк-вокала девчонок и заканчивая костюмом и танцовщицами. Из выступления получился мини-спектакль, что, несомненно, повлияло на решение жюри, потому что оно, кроме музыки и речитатива, смотрело еще и на способность команд общаться со зрителями, а это, увы, пока еще больное место большинства белорусских команд.
В конце мероприятия выступили гости/жюри фестиваля, одна из лучших украинских команд - группа УБИТЫЕ РЭПОМ, которые показали высокий класс мастерства считки. Конечно, было сразу видно, что УР держат микрофон не в первый и даже не в десятый раз. Свой оригинальный стиль считки, интересная музыка - в общем, все было круто и, как мне показалось, украинцы понравились белорусам, а белорусы понравились украинцам.
Из минусов следует отметить слабую рекламную кампанию, вследствие чего народа было относительно мало. Также клуб "надул" пришедших с баром: вместе с билетом выдавалась карточка на бесплатную "Кока-колу", однако, как смогло убедиться большинство присутствующих, халявной колы попить так и не удалось, как, впрочем, и ничего другого за деньги - бар был пустой. Остальное, что касается организации, по моему мнению, было на уровне. Это дает возможность зачислить "BeatSound" в категорию организаторов, которым можно доверять. Заканчивая осмотр фестиваля, следует напомнить, что "BeatSound" готовит к выпуску первый сборник белорусских рэп-команд, на котором вы сможете услышать участников фестиваля - лучших представителей белорусской рэп-музыки. Следите за новостями в "МГ".

Участники фестиваля
Банкила (3XL): "Те, кто сюда не пришел, многое потеряли, потому что все было круто: организация, сами команды, УБИТЫЕ РЭПОМ, сама атмосфера, самая лучшая публика... ".
Fix (УБИТЫЕ РЭПОМ): "У ваших команд очень большой потенциал, очень хорошие команды, хотя некоторым и не хватает профессионализма на сцене. Мы, честно говоря, думали, что будет хуже. Через некоторое время команды станут о\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'кей! А некоторые уже сейчас о\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'кей! Особенно хотим отметить Кэт - супер. Такого нет ни у нас на Украине, ни в России. Еще ОТ И ДО - тоже хорошая команда. Молодцы девчонки. Что еще? Звук был хороший, думали, что будет хуже. Город не понравился - совок какой-то. Мы как увидели его, так подумали, что в таком городе нет нормального рэпа. А получилось, что везде совок, а рэп - высокого уровня...".
Алексей Воронов ("BeatSound"): "Я сам не ожидал от команд такого высокого уровня выступления. Одно дело слушать группу на кассете, совсем другое - смотреть ее выступление вживую. Я увидел, что в Беларуси у нас есть действительно хорошие команды. Выступление вживую - это круто. Мы сделаем тур по Беларуси, все вживую. Приходите посмотреть на команды, я обещаю вам, вы не разочаруетесь".
Campos (DA CAPO): "В принципе, все было нормально, хотя лично я не согласен с итогами в паре номинаций".
Мих (НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ): "Это класс. Звук хороший, организация нормальная, публика - класс. Это было самое лучшее наше выступление. Только не понравилось, что спонсоров не было...".

Еще раз подведем итоги этого фестиваля:
"Новичок" - DA CAPO;
"Лучшая группа" - 3XL;
"Лучший исполнитель" - Повар (UNDERGROUND PROJECT);
"Лучшая исполнительница" - Кэт;
"Лучшая песня" - Кэт ("Дорога");
"Лучшая андерграундная группа (дуэт)" - LA & Орех;
"Лучший альбом" - НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ ("Не поГОСТу");
"Приз зрительских симпатий" - ОТ И ДО;
"За вклад в развитие белорусского рэпа" - Банкила (3XL);
"За вклад в развитие рэпа в Беларуси" - Киндут.

Новости

УХХА ("Украинская хип-хоп-ассоциация") сообщает, что 9-11 июня компания "Линолеум Мюзик" проводит в Киеве фестиваль "Рок-Киев". В программа фестиваля:
- 9 июня: FAT BOYS SLIM, ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$, BAD BALANCE, группы и ди-джеи из "Харьковрапасити".
- 10 июня: PET SHOP BOYS, Земфира, ОКЕАН ЕЛЬЗИ, NO MERCY.
- 11 июня: IRON MAIDEN и украинские "тяжелые" группы.

7 мая в Риге прошел чемпионат брейк-данс-сцены западной части СНГ "The Baltic BreakDance Championship!", в котором приняли участие 22 команды танцоров (Рига, Таллин, Калининград, Минск, Новополоцк и др.). Организатором мероприятия был известный рижский танцор "Малыш" - "Мистер Робот СНГ". Судили чемпионат небезызвестные JAM STYLE & DA BOOGIE и родоначальники, представители рижского old school. Чемпионат проводился по общепринятым европейским правилам, подобно "Battle Of The Year" (чемпионат в Германии, который вот уже несколько лет считается мировым).
Все началось с личных показательных выступлений судей. Затем были продемонстрированы шоу-программы команд участников, в трех частях. Первыми выступали молодые, начинающие команды, затем средний уровень. В перерыве между выступлениями показывали свое мастерство танцоры в стилях электрик буги, поп локинг. Третья часть состояла из выступлений гостей и сильнейших команд, приехавших на чемпионат. Открывала ее минская команда MULTI STEP, затем показали свой мастерский перфоманс новополоцкая команда D.D.CREW. И тут началось: три самых сильных команды GANG BREAKERS (Рига), BATTLE TIME SQUAD (Рига), KONIG CITY BREAKERS (Калининград) показывали такие чудеса техники и артистизма, что у всех буквально дух захватывало - сложность и качество исполнения элементов и связок ничем не уступает европейскому уровню серьезных команд, и это при том, что парни занимаются в основном 2-3 года. Подытожили все это действо JAM STYLE & DA BOOGIE своим первоклассным шоу, зарядив еще больше всю публику положительной энергетикой. По результатам выступлений были отобраны лучшие четыре команды, и между ними были проведены бэттлы. За 3-4 место сражались UNITED ESSTI B-BOYS (Таллин) и GANG BREAKERS (Рига), за 1-2 место - BATTLE TIME SQUAD (Рига) и KONIG CITY BREAKERS (Калининград). Итог: 4 место - UNITED ESSTI B-BOYS (Таллин), 3-е место - GANG BREAKERS (Рига), 2-е - KONIG CITY BREAKERS (Калининград) и самой лучшей была признана BATTLE TIME SQUAD (Рига). Лучшим танцором был брейкер из GANG BREAKERS, лучшее шоу было также у этой команды. Лучшая B-Girl - Даша (MULTI STEP CREW - Минск), D.D.CREW - "Cамые дальние гости". По технике белорусские команды заняли следующие места: D.D.CREW - 8-е, MULTI STEP CREW - 9-е. По шоу: MULTI STEP - 4-е, D.D.CREW - 5-е. И это были места среди лучших 22 команд западной части СНГ !!!
Все мероприятие было организовано в рижском клубе железнодорожников: 2 танцпола, один из них предназначался для разминок, на другом проводился чемпионат. Также имелся маленький хип-хоп-магазинчик, в котором можно было приобрести множество полезных аксессуаров, также видео, музыку, журналы. На обоих танцполах играли профессиональные ди-джеи и выступали МС. Высокий уровень организации, никаких проблем с охраной, НИКТО НЕ КУРИЛ НА ТАНЦПОЛЕ (!), никаких посторонних людей, отличный звук, свет - в общем, все для того, чтобы чувствовать себя великолепно! После мероприятия огромная толпа брейкеров двинулась в большой тренировочный зал, в котором обитают лучшие команды города. Полностью застеленный оргалитом, с большим звуком - просто рай для танцоров. Спонсоры навезли пива, все сели в круг, посередине сел Топор (JSC & DBC), и начали травить анекдоты, потом был джем до 3 ночи...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета