Bacharach, Burt Бакарак - не просто так!
Появившийся на последней церемонии вручения "Оскаров" немолодой седовласый композитор с не очень запоминающейся фамилией Бакарак наверняка "затерялся" для наших телезрителей среди сверкающих звезд киноэкрана и модных исполнителей типа Фила Коллинза и Гарта Брукса. Но это для нас. Для американцев же этот высокий, не по годам стройный музыкант давно является признанной и авторитетной фигурой шоу-бизнеса.
Появившийся на последней церемонии вручения "Оскаров" немолодой седовласый композитор с не очень запоминающейся фамилией Бакарак наверняка "затерялся" для наших телезрителей среди сверкающих звезд киноэкрана и модных исполнителей типа Фила Коллинза и Гарта Брукса. Но это для нас. Для американцев же этот высокий, не по годам стройный музыкант давно является признанной и авторитетной фигурой шоу-бизнеса.
И правда, его карьера начиналась более сорока лет назад, а в 60 - 70-е гг. Бакарак был одним из самых успешных композиторов популярной музыки. Но - обо всем по порядку.
Барт Бакарак (Burt Bacharach) родился 12 мая 1928 г. в Канзас-Сити. После службы в армии в начале 50-х работал в качестве дирижера и аранжировщика в различных фирмах звукозаписи. Затем судьба свела его со знаменитой киноактрисой и певицей немецкого происхождения Марлен Дитрих (Marlen Dietrich), у которой 3 года Бакарак был аккомпаниатором. В конце 50-х гг. музыкант попробовал себя в качестве композитора.
Его "запели" сразу же и широко. Одна из первых песен, "Story Of My Life", стала в США хитом в 1957 г. для американского кантри-певца Марти Роббинса (Marty Robbins) (15-е место) и достигла вершины британских чартов в исполнении англичанина Майкла Холлидея (Michael Holliday). (К тому же в английский хит-парад вошло еще 3 версии этой песни.) В начале 1958 г. еще одно сочинение Бакарака, "Magic Moments", достигло 1-ой позиции в Англии в исполнении Перри Комо (Perry Como).
После этого успеха вопрос "сочинять или не сочинять?" для музыканта уже не стоял. В начале 60-х он пишет "Baby It's You", и эта песня в интерпретации американской вокальной группы SHIRELLES поднимается до 8-го места (1962). Годом позже ее записали на свой дебютный альбом и BEATLES. "Живая" версия этой же композиции в исполнении ливерпульской четверки имеется на диске "битлов" "Live At The BBC" (1994) и выходила у них компакт-синглом (1995).
После встречи с начинающей негритянской певицей Дайонн Уорвик (Dionne Warwick) композиторский тандем Барта Бакарака и автора текстов Хэла Дэйвида (Hal David) становится одним из ведущих в популярной музыке 60-х гг. На молодую артистку Бакарак и Дэйвид обратили внимание на одном из сейшнов, где Уорвик делала подпевки для группы DRIFTERS. Они устроили для Дайонн контракт на фирме Sceptre и написали для нее песню "Don't Make Me Over". Композиция стала умеренным хитом в США (21-е место), после чего последовала целая серия мелодичных баллад Бакарака - Дэйвида ("Anyone Who Had A Heart", ставшая в США синглом-"миллионером", завоевавшая "золотой" диск "Walk On By", "You'll Never Get To Heaven" и с десяток других), выдвинувших Уорвик в число наиболее популярных вокалисток 60-х гг. (она тоже выступала на последней церемонии вручения "Оскаров"). В Англии Силла Блэк (Cilla Black), землячка BEATLES и одна из артисток Брайена Эпштейна, записала "Anyone..." на один из своих первых синглов и поднялась на вершину хит-парада (1964), "переплюнув" оригинальную версию на 41 пункт (у Уорвик - 42-е место)!
Вообще песни Бакарака шли нарасхват у британских исполнителей, среди которых были Cliff Richard, MERSEYBEATS, Lulu, Dusty Springfield, Billy J. Kramer (еще один из артистов Эпштейна), Engelbert Humperdinck. Даже панк-рокеры - и те проявили интерес к творчеству композитора. В 1978 г. STRANGLERS, записав "Walk On By" на свой макси-сингл, превратили невинную любовную балладу в 6-минутную тяжелую и мрачноватую композицию с продолжительным, в духе "дорзовской" "Light My Fire", проигрышем (21-е место в Англии). Годом позже эту же песню "перепели" AVERAGE WHITE BAND (была когда-то такая британская фанк-соул-группа) (46-я позиция). Но если вам нужны более свежие примеры - пожалуйста. Популярный в первой половине 90-х шотландский поп-рок-ансамбль DEACON BLUE записал даже миньон (ЕР) с 4 композициями Бакарака - Дэйвида, не очень оригинально озаглавив его "Four Bacharach And David Songs" (2-е место в Англии в 1990 г.). Elvis Costello записал их песню "Please Stay" на свой диск кавер-версий "Kojak Variety" (1995). Однако вернемся к герою нашего рассказа.
В середине 60-х Бакарак побывал с Марлен Дитрих в Советском Союзе и, весьма возможно, явился первым представителем западной поп-музыки, сумевшим пробраться за "железный занавес". Примерно в это же время состоялось близкое знакомство композитора с кинематографом: во-первых, он женился на известной киноактрисе Энджи Дикинсон (Angie Dickinson); во-вторых, написал музыку для фильма "What's New Pussycat?" (1965). Заглавная песня картины стала крупным хитом Тома Джонса (Tom Jones) и открыла этого начинающего певца американской публике.
А в 1969 г. композитор получил два "Оскара": за музыку к вестерну "Butch Cassidy And The Sundance Kid" и за песню "Raindrops Keep Falling On My Head", главную музыкальную тему этой же ленты. Композиция мгновенно разошлась в многочисленных версиях - как вокальных, так и инструментальных, как "мужских", так и "женских". Интерпретация американца Би Джей Томаса (B. J. Thomas) на месяц возглавила американские чарты в начале 1970 г., а в британских хит-парадах сражались целых три варианта этой композиции - самого Томаса (38-е место), американки Бобби Джентри (Bobbie Gentry, 40-е место) и француза (!) Саши Дистеля (Sasha Distel), который и вышел победителем (10-я позиция).
Ко всем вышеперечисленным достижениям музыканта добавьте еще и его концертные выступления, и успешный бродвейский мюзикл "Promises Promises", и с десяток альбомов с собственными сочинениями в собственном же исполнении. Один, с метким названием "Hit Maker - Burt Bacharach", поднялся в 1965 г. до 3-го места британского хит-парада; другой, "Portrait In Music", достиг 5-й позиции и продержался в списках английских бестселлеров 22 недели (1971). В начале 80-х композитор работал со знаменитым американским певцом Нилом Даймондом (Neil Diamond), затем возобновилось его сотрудничество с Дайонн Уорвик, прерванное в конце 60-х.
Что можно сказать, подводя итог нашей небольшой экскурсии по творчеству Барта Бакарака? Как бы ни складывалась судьба композитора в новом столетии, свой памятный и весомый вклад в популярную музыку он внес. Говорю же, Бакарак - это вам не просто так!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2000 год в рубрике музыкальная газета