Pantera Убийство бензопилой по-техасски
Озаглавить такой вот прелестной фразой нижеприведенный материал я решил не случайно, ибо именно так назывался скандально известный американский фильм ужасов, снятый в начале 80-х. Основная идея этого "гастрономического шедевра" логично вытекает из его же названия: режиссер Тоби Хупер на протяжении полутора часов убедительно доказывает, что распиливать людей значительно интереснее, чем, скажем, деревья. Ну а какое отношение имеют эти нафталиновые страсти к группе PANTERA? Хм, если вы слышали этих парней, то я думаю, вы быстро ответите на этот несложный вопрос. Если же не слышали, то, во-первых, вас не возьмут в космонавты, а во-вторых... во-вторых, вот что - И ТО, И ДРУГОЕ ОДИНАКОВО УБИЙСТВЕННО!!!
Группа материализовалась на свет божий аж в 1981 году (не знаю, во сколько именно свершился сей исторический момент, но думаю, где-то после обеда одним дождливым техасским деньком). Первоначальный состав группы выглядел так: Тэрри Глэйз (Terry Glaze, гитара, вокал), Даррелл Абботт (Darrell Abbott, опять гитара), Винс Абботт (Vince Abbott, тамтамы), Рекс Рокер (Rex Rocker, просто бас). Как и все будущие годзиллы рока, наши герои создавали группу, будучи под влиянием (хотел написать "пива", но вовремя остановился; хотя, если разобраться, как же без него, родимого, можно развернуться рок-н-ролльной техасской душе?!) таких титанов, как KISS, AEROSMITH, DEEP PURPLE. Шлифуя свое мастерство, таким образом, на лучшем, обучаясь классической манере игры, парни стали качественно выделяться среди разношерстной трехаккордовой плеяды пост-"пистоловских" юнцов. Дебют PANTERA, "Metal Magic", вышедший в 1983-м, если честно, ничего головоотрывательного в себе не нес, он, скажем просто... был (но и так сходу отбрасывать первые творения группы я бы не стал, т.к. именно в период 80-х группа кропотливо, шаг за шагом, альбом за альбомом искала свой фирменный, "пантеровский" саунд, не похожий ни на что другое; впоследствии именно эти "начинания" и привели к международному признанию PANTERA). Однако следующий релиз, "Projects In The Jungle", дал возможность критикам по-новому взглянуть на группу, как бы... э-э-э... на другую ее сторону. Академические корни группы, высокое мастерство исполнения (которое, собственно, во многом и помогло малоизвестным музыкантам выбиться в люди) при всех своих неоспоримых плюсах тянули группу назад, к истокам классического рока; однако пантера - она на то и пантера, чтобы быть по-настоящему непредсказуемым, стремительным и загадочным зверем. Именно поэтому, наверно, парни резко поменяли (в музыкальном плане, конечно) свою ориентацию в сторону утяжеления. PANTERA приобрела резкий, отрывистый саунд а-ля ранние DEF LEPPARD. Нагло пропущу следующий альбом (вот такой я!) "I Am The Night", ибо он являлся просто плодом былых экспериментов команды, а вот на следующей программе хотел бы остановится поподробнее.
"Power Metal" стал олицетворением новой PANTERA. Название альбома полностью соответствовало содержанию. Мощный поток энергии срывал головы уже первым своим аккордом; ультрадрайвовый стереоудар ошеломлял своей лаконичной гениальностью. И как нельзя лучше дополнял все это безобразие новый лидер-вокалист группы (а одними музыкальными экспериментами PANTERA не ограничилась: состав формации основательно поменялся - например, Даррелл вообще свалил в MEGADEATH), харизматический "перпетуум-мобиле" Филип Ансельмо (Philip Anselmo - пишу "вокал" и одновременно ставлю 10 баллов по шкале Рихтера). Фил стал прямо-таки кладом для группы, парень силой своих немеренных легких вдохнул в PANTERA новые силы, добавив звучанию "Power Metal" некоторую изюминку, а именно свой недюжинный, хотя немного и не отшлифованный вокал. С "приобретением" Фила PANTERA нашла себе настоящего лидера, весьма горластого и, кстати, весьма мобильного: редко на каком концертном слайде Филя не "смазан" - неугомонный смерч, а не вокалист, что называется, Фигаро здесь, Фигаро ужо там. Вот.
Среди следующих работ хотел бы особо выделить знаменитых "Ковбоев из ада" - работа, естественно, великая (и вызвавшая появление массы бутлегов, что уже о чем-то говорит, не правда ли?) и, между тем, далеко не однозначная и прямолинейная, какой кажется на первый взгляд. А потом (многие, наверно, помнят это американское цунами на земле "великого и могучего") был знаменитый концерт "Monster Of Rock" в Москве, после которого музыканты долгое время были просто в экстазе от восторженного приема изголодавшимися по КАЧЕСТВЕННОМУ западному року "нашими". Концерт впоследствии даже был выпущен в видеоварианте с названием "Bugfuck" (наверно, специально для аморфных американских слушателей - во как на самом деле надо слушать PANTERA!). Да, шок - это по-нашему...
Затем был, конечно, дьявольский "Vulgar Display Of Power", сингл с которого (под философским названием "Mouth For War") держался на первых позициях в чартах американского метала ажно неделю, заставив напрячься пребывавших тогда в пароксизмах удовольствия от "Альбома со змейкой" фэнов METALLICA. Описывать то, что происходило на диске, нет никакого смысла - это надо слушать. А лучше - видеть. А еще лучше - и то, и другое. И можно без хлеба, как сказал Винни Пух.
1994-й - новый удар. "Far Beyond Driven". Первое место в "Биллборде". Обложки метал-журналов. Клипы на MTV (!). Просто и понятно. Музыкальный мир скорчился, сморщился, пошел трещинами... но выдержал. Как оказалось, ненадолго. Ибо два года спустя детонировал "The Great Southern Trendkill" - и все. Атомный ветер вдребезги разнес все то, что осталось целым от "Far Beyond Driven". И музыки не стало. И время остановилось. И осталась одна ужасная PANTERA. Аминь...
Но, естественно, только на студийных записях PANTERA не останавливалась. Великолепные перфомансы находили свое отражение на видео, а в 1997 году был выпущен долгожданный live-альбом ("Official Live Pantera 101 Proof"), на котором были практически все "бэстовые" песни группы, а также две ранее не выпускавшиеся.
После выпуска концертника группа решила укрепить свой статус одной из самых гастролируемых групп мира и отправилась в очередное мировое турне, краем глаза наблюдая за продажей своего live-альбома. График концертов был, как всегда, напряженный, группа работала (нет, не работала, а прямо-таки оттягивалась) по полной программе; критики сравнивали новое турне с великолепной серией концертов в Европе в 1994 году, когда PANTERA впервые выступала в качестве хэдлайнеров. Однако запланированная серия стадионных концертов в Бразилии в своем большинстве была отменена из-за банальной усталости музыкантов, и PANTERA успела выступить только в Буэнос-Айресе.
Если 98-й год для группы выдался не слишком насыщенным в музыкальном плане, то для неугомонного фронтмена PANTERA Фила Ансельмо дел нашлось немало. Вокалист решил, как говорил потомок янычар Остап Бендер, "переквалифицироваться в управдомы", а именно: Фил и еще 150 таких же "страшилок-перевертышей" в канун Хэллоуина открыли дом-аттракцион "House Of Shock", передав все права на его использование Магнолийской школе-интернату. Аттракцион декорирован сценами из таких классических фильмов ужасов, как "The Exorcist", "Halloween", "Evil Dead", и "The Texas Chainsaw Massacre" (название статьи помните? Вот-вот, это оно и есть). Среди первых посетителей был зафиксирован сам Трент Резнор (Trent Reznor) с охапкой девятидюймовых гвоздей, а также басист WHITE ZOMBIE Sean Yseult. "House Of Shock" пользуется огромной популярностью, но, надо признать, не столько у "любителей погорячее", а скорее же у фанатов PANTERA; аттракцион стал своеобразной Меккой для поклонников команды.
Закончились 90-е, и Ансельмо сотоварищи опять закрываются в студии. За время гастролей у группы накопилось достаточно материала (преимущественно новые песни PANTERA рождаются в результате своеобразных экспромтов, джемов), и запись происходила довольно быстро - музыканты просто соскучились по студийной работе. И вот 21-го марта сего года вышел (вылетел, выстрелил, выплеснулся - как хотите) новый альбом PANTERA, "Reinventing The Steel" (вот за что особенно люблю PANTERA, так это за ее истинно металлические названия альбомов - прямо глаз любуется!), и, как и полагается, его выход предварял сингл "Revolution Is My Name", прослушав который, население быстро поняло, что расплата за их грехи будет затяжной и кровавой. Но прежде чем запустить новоиспеченный альбом в омут шоу-бизнеса, прагматичные музыканты решили сначала "снять пробу" с нового материала в стрип-баре "Clubhouse", принадлежащем Вини и Дарреллу. Те немногие, которым посчастливилось ПЕРВЫМИ услышать новые песни, сейчас, наверно, разорились на нитках - тут и вправду лопнешь от гордости. Ну, а когда уже альбом пошел в массовый тираж, не оставалось никаких сомнений в том, что остальные 99.999999...% фанатов PANTERA постараются как можно скорее поставить зазнавшихся везунчиков на место - и за первую неделю было продано 161,000 копий альбома, а "Reinventing The Steel" дебютировал на солидном 4-м месте в чартах "Биллборда". А в прошлом месяце группа отправилась в тур по Европе, по истечении которого PANTERA зафиксируется на престижном "Ozzfest 2000", на участие в котором команда дала свое единодушное "одобрям" (было бы странно, вообще-то, если бы они отказались).
Ну, и еще новости. Одновременно наши гарныя техасские хлопцы участвуют в саундтреке "Heavy Metal 2000" - суперпроекте, собравшем под свое крыло такие немелочные команды, как BAUHAUS, MONSTER MAGNET, COAL CHAMBER, ZILCH (нет, не ZNICH, к сожалению,) MDFMK, MACHINE HEAD, Billy Idol, TWIZTID, HATE DEPT., SINISSTAR и многих других.
Вот так вот. Есть еще у наших героев порох в пороховницах и ягоды в яго... ой... ну, в общем, покажет еще не раз (и не два, и не три!) PANTERA, на что она, родимая, способна! И теперь, глядя на то, что собой представляет эта неунывающая, немного ироничная и по-своему сумасшедшая формация, пожалуй, трудно не согласиться с фронтменом группы Филом Ансельмо: "Мы - короли модерн-метала!". Что ж, пантера готова нанести свой следующий удар...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2000 год в рубрике музыкальная газета