Ravenous
Достоинства и недостатки


Кажется, еще совсем недавно мы обсуждали на страницах газеты достоинства и недостатки второго альбома "No Retreat And No Surrender" германского трио RAVENOUS и беседовали с участниками коллектива. И вот в середине апреля ребята издали на лейбле Bloodline очередной шедевр современной поп-культуры под названием "Phoenix". После прослушивания данной пластинки я пришел к заключению, что фэны качественного synth-pop/EBM-саунда могут начинать потирать руки в предвкушении роскошного аудиопиршества великолепных музыкальных красок, гармоничных просветленно-меланхолических мелодий, отличных чистых мужских вокалов и накрывающих волной адреналина танцевальных грувов. Итак, после этапа интересных, но не всегда приветствуемых фэнами жанра synth-pop экспериментов по скрещиванию всевозможных стилей музыки и вокальных техник на предыдущем диске сегодня музыканты наконец-то нащупали "золотую середину" и впервые особенно близки к тому, чтобы с помощью CD "Phoenix" пробить сердца очень большого числа слушателей и даже завоевать симпатии людей, не имеющих прямого отношения к сцене.

С момента образования группы RAVENOUS ее сплоченный состав ни разу не подвергался пертурбациям, и сегодня он выглядит так: Tim Fockenbrock (вокалы, пианино), Bjorn Bottcher (синтезаторы), Gerrit Thomas (программирование). Тексты песен для команды пишет ее менеджер Kai Schmidt. Также напомню вам, что студия "Lager 2", в которой записываются RAVENOUS, является творческой лабораторией и кузницей песен и для других проектов музыкантов - бешено популярного на "черной" сцене электро-EBM-батальона FUNKER VOGT и немецкоязычной формации FUSSPILS 11. В рамках всех вышеперечисленных команд артисты решают различные задачи, но тот факт, что все они выжили и имеют стабильный успех у публики, говорит о высоком профессионализме музыкантов и их умении находить пути-дорожки к сердцам фэнов. Кстати, 5 мая состоится релиз нового альбома FUNKER VOGT "Machine Zeit", и, конечно же, мы с вами его обязательно приобретем. Но скорее всего это будет очередной набор ударных dancefloor-боевиков в традиционном для группы стиле. И поэтому мне, как "нетанцующему" слушателю, в данной ситуации более интересно именно новое творение RAVENOUS, ибо помимо электронных битов и простых, но красивых мелодий на CD "Phoenix" содержится еще много чего вкусного.
С музыкальной и структурной точек зрения песни на "Phoenix" не слишком отличаются от материала дебютного "неэкспериментального" альбома RAVENOUS "Mass Mental Cruelty", но теперь они записаны в отменном качестве и музыкально-лирически трансформируют мрачные атрибуты "черной" сцены на более высокий мелодико-гармонический уровень. Кроме того, говоря о synth-pop/EBM-принадлежности трио, я все же не рискну безоговорочно относить его к какому-либо конкретному жанру. Ведь тот же "чистый" synth-pop зачастую звучит сегодня не слишком жестко, а типичное германское EBM в отличие от канадских и бельгийских образцов грешит прямолинейностью. Поэтому саунд RAVENOUS может показаться "тяжеловатым" поклонникам DE/VISION или DEPECHE MODE и "попсовым" электро-экстремалам от нойз-индастриэла. Но в фирменном стиле группы больше плюсов, чем минусов (вообще-то их почти нет!). Музыканты не стремятся кого-либо копировать и в дальнейшем собираются идти собственным путем. А тот факт, что до последнего времени их музыка была малоизвестной даже среди людей сцены, связан с тем, что группа RAVENOUS являлась чисто студийным проектом, "условно" принадлежащим к индустриальной сцене, и крайне редко выступала с концертами. Однако последний пробел уже устраняется, так как в апреле-мае RAVENOUS отправились в длинное турне вместе с FUNKER VOGT и KLIRRFAKTOR. Наличие же джентльменского набора классных клубных хитов и проникновенных баллад проторит группе дорогу и на танцполы. Так что успех "Phoenix" ожидаем и оправдан.
Лирически альбом "Phoenix" также интересен и затрагивает такие темы, как религия, угроза миру на индивидуальном уровне, опасности и преимущества технологического прогресса, одиночество, жизнь на грани общества и внутри него, желание быть самостоятельным и свободным, нежелание быть ведомым и управляемым... Действительно хорошая лирика, которая подается умно, эмоционально, с участием, что должно понравиться слушателям, для которых важен не только музыкальный аспект.
Сегодняшний рассказ о RAVENOUS ведется в рамках популярной synth-pop-рубрики, где мы стараемся рассказывать вам и истории коллективов, а посему мне не хочется здесь отступать от традиции... Участники RAVENOUS выросли и живут в одном городе, Хамельне. Они давно дружат и всегда интересовались электронной музыкой. Будучи юношами, ребята пробовали сымитировать саунд своих любимых групп с помощью недорогих синтезаторов, компьютера, сэмплера и драм-машин. Этими группами были DEPECHE MODE, SKINNY PUPPY, DIE KRUPPS. Собственную музыку Bjorn и Gerrit начали делать в 1989 году, а год спустя к ним примкнул Tim, на тот момент увлекающийся джаз-, фанк- и соул-исполнителями. Позже под влиянием товарищей его вкусы претерпели изменения в сторону электронного материала.
Внимание лейблов RAVENOUS привлекли к себе лишь в 1996 году - ребята заключили свой первый контракт с компанией Off Beat и выпустили на ней свой первый CD "Mass Mental Cruelty". Дебют трио сильно удивил индустриальную аудиторию провокационной разноплановостью и свежим подходом к написанию электронных композиций. Музыканты достаточно опасно балансировали на грани между грубовато-мелодичным хард-электро и сладким synth-pop, но более всего слушателей тогда поразили вокалы Tim Fockenbrock - он действительно пел, пел, как настоящий "стальной" соловей, и изредка использовал неприемлемую доселе для жанра технику соул- и классического поп-вокала. Последующий сингл RAVENOUS "Lemmings" появился на сборнике Off Beat "The O-Files II", и, по моему мнению, именно их композиция выглядела наиболее предпочтительно на фоне популярного ЕP-материала брутальных электронных "злодеев и душегубов" VELVET ACID CHRIST, SUICIDE COMMANDO и KALTE FARBEN. Фактически, RAVENOUS оказались "белой вороной" на сборнике, чьи грамотно структурированные, запоминающиеся, совсем не индустриальные и не шибко андерграундные, но все же жестко выстроенные, отчаянно мелодичные и хитовые треки "Lemmings - Follow Me?" (collective "brain" mix) и "Our Decision" звучали так, как будто хорошая мейнстримовая электронная банда случайно затесалась в компанию индустриальных фриков. В песнях немцев была та важная коммерческая жилка, благодаря которой уже не одна хорошая группа стала мейджором, порвав с инди-прошлым (вспомним PROJECT PITCHFORK, STABBING WESTWARD, DEPECHE MODE, AND ONE). Выражаясь другими словами, есть тотальный "индепендент", представителям которого вряд ли когда-либо удастся пробиться в мейнстрим (да они зачастую и не стремятся туда), и в то же время существуют независимые группы, которые исполняют достаточно "попсовую" альтернативную музыку, очень хитовую по своей сути и по велению какого-то злого рока не имеющую возможности выйти на более широкую аудиторию. Именно к таковым я бы отнес RAVENOUS.
В 1998 году из-за серьезных творческих и промоушн-разногласий группа покинула Off Beat и перебралась на Zoth Ommog, где в 1998 году увидел свет ее второй альбом "No Retreat And No Surrender", одна из самых спорных записей сцены в то время. Команда продолжала двигаться в своем уникальном, однажды выбранном направлении и вынесла на суд слушателей 14 новых песен. Во-первых, это были очень жесткие и суровые, иногда ураганные, но неизменно мелодичные электро-ЕВМ-треки с разнообразно дистортированными вокалами и хоровыми аранжировками, зловеще-героическими синтезаторными партиями и тяжеленными бит-последовательностями, часто исполненными в стиле техно. Во-вторых, это были строгие и задевающие за живое, стоические и мужественные, с красивой аналоговой оркестрацией synth-pop баллады, которые, надо признать, очень хорошо удаются RAVENOUS. И, наконец, оставшиеся композиции представляли собой непривычную и впервые услышанную мной мешанину из индастриэла, регги, соула, электро-поп, кроссовера и EBM. Поначалу слушать такой винегрет было трудно, так как контраст "вокал-музыка" резал по живому, то есть по ушам. Но позже наступило привыкание к оригинальному саунду команды. Да и во всех трех случаях Tim Fockenbrock продолжал демонстрировать свой талант разнопланового вокалиста - он мог сердито и цинично извергать тексты в манере DIE KRUPPS или футуристично дребезжать "под FUNKER VOGT", проникновенно и красиво исполнять спокойные, протяжные баллады или затягивать ноты, как это делают фронтмены DEPECHE MODE или DURAN DURAN.
Третий альбом RAVENOUS вышел на немецком лейбле Bloodline, новом доме IN STRICT CONFIDENCE, LEAETHER STRIP, XMTP. Новый лейбл... новый саунд... новый альбом... новые фэны? Мне бы очень хотелось, чтобы все выглядело именно так. RAVENOUS и успех уже заперты и блуждают в одной темной комнате. Далее начинается игра в "слепого кота"...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета