Грассмейстер
Чисто роковая экспрессия…


О том, что в Москве есть такая группа - ГРАССМЕЙСТЕР, мне было известно и довелось даже услышать несколько песен. Но по-настоящему восхититься смогла только тогда, когда услышала их "живьем" на сцене. Причем эти выступления проходили в экстремальных для рок-группы условиях: на фестивале авторской песни, где и публика - бардовская, и сцены - соответствующие. Это был "супермассовый" Грушинский фестиваль прошлым летом под Самарой. ГРАССМЕЙСТЕР смотрелся там прекрасно: на фоне ночного леса, в окружении тысяч незакомплексованных слушателей - акустические инструменты, по-бардовски хорошие тексты и чисто роковая экспрессия.

Успех был колоссальный. И, как шутили сами музыканты, если б додумались привезти с собой компакты и кассеты, то озолотились бы - 150 000 поклонников сразу! Но группа ГРАССМЕЙСТЕР - все-таки не авторская песня, просто очень любит общаться с разными музыкантами и пробовать себя в разных стилях. Кстати, замечен ГРАССМЕЙСТЕР и в связях с русскими фольклорными коллективами. А один из музыкантов - самый молодой, Тимур Ведерников - сейчас в Москве знаменитость, играет Наркомана, одну из главных ролей в "тотальном музыкальном проекте" - мюзикле "Метро", который идет в Московском театре оперетты. Работает ГРАССМЕЙСТЕР и с инструменталистами. Но собственных альбомов у группы только два: дебютный "Трава по пояс" 96-го года, а в 1998 году в серии "Живая коллекция" вышел live-альбом. Название ГРАССМЕЙСТЕР пишется не по правилам русского языка, а по правилам самих музыкантом. Во-первых, "блю-грасс" - название акустического направления в фолковой музыке, во-вторых, "грасс" - по-английски "трава". Название дебютного альбома - "Грасс по пояс". Поэтому и ГРАССМЕЙСТЕР.
Мой собеседник - самый энергичный и заводной музыкант группы Тимур Ведерников. Он хорошо подкован в разных стилях и может компетентно в них разбираться, чего, как правило, не может большинство музыкантов. (Небольшая поправка: разговор состоялся в июле 1999 года, и уже после этого ГРАССМЕЙСТЕР потрясла буря, из четырех музыкантов ушло двое - Михаил Махович и Олег Иваненко. На их место пришли Евгений Билый и Александр Платонов. Но, как уверяет Тимур, группа в хорошей спортивной форме трудится над новым альбомом.)
- Достаточно неожиданно встретить вас на Грушинском фестивале...
- Для нас самих это было неожиданно. В 12 часов мы узнали, что приглашены как гости, а в 6 часов вечера уже сели в автобус. Но, с другой стороны, здесь довольно часто выступают не только барды: ПОСЛЕДНИЙ ШАНС, например, или АРИЭЛЬ, ЛИЦЕДЕИ и другие. И Грушинский фестиваль - это ведь одна из самых крупных в России концертных площадок, 100-200 тысяч зрителей! Где еще удастся так выступить, причем выступить по-настоящему, по-честному, без фонограммы! Мы тут играем даже без своего аппарата, своего звукорежиссера: как включился - так и играешь. В общем - здорово!
А лично я - даже старожил фестиваля, ездил сюда три года подряд. Прошло 6 лет, и я опять в Грушинке, уже не как зритель, а как гость.
- И все-таки какое отношение группа ГРАССМЕЙСТЕР имеет к авторской песне?
- На самом деле, я считаю, практически все люди, которые пишут песни с нормальными текстами, вышли из авторской песни. И Чиж, и Шевчук, и другие - они все слушали и Визбора, и Окуджаву, и Высоцкого наверняка! Все эти песни - они как бы внутри каждого из нас. Что касается нашей группы, то мы вышли скорее из симбиоза русского текста, русской поэзии и американского традиционного музыкального языка - у нас акустические инструменты и фолковый саунд. Саунд, наверное, американский, хотя сейчас во всем мире наблюдается тенденция возвращения к акустике, и все музыкальные приемы уже интернациональны, так что такое звучание не является прерогативой американцев.
А песни в нашей группе пишут все. Состав - четыре человека. Андрей Шепелев - это наш идейный вдохновитель, руководитель, он играет на слайдовой гитаре "Добро", на акустической гитаре и поет. И также он автор большинства наших песен. Еще у нас в группе есть гениальный, на мой взгляд, музыкант Михаил Махович, он играет на мандолине и пишет очень интересную музыку. Олег Дмитриевич Иваненко - наш басист и самый сильный вокалист в нашей группе. Нам всем хочется больше поорать, а вот чтобы спеть - это как раз к Олегу. Я - Тимур Ведерников - играю тоже на "Добро", пою, что-то пишу. Мы используем стихи очень хороших поэтов, на первом альбоме "Трава по пояс" был Роберт Бернс, Варлам Шаламов. Идея группы ГРАССМЕЙСТЕР принадлежит Андрею Шепелеву, пять лет назад он решил собрать группу. Я с ним уже давно был знаком, к тому времени поиграл в нескольких группах, а когда Андрюшка Шепелев позвал меня к себе, я согласился, не раздумывая, потому что для меня Андрей всегда был и есть большой авторитет. День рождения группы - 25 февраля - считается по первому концерту. А он у нас был запоминающимся - сразу в прямом эфире телеканала "Свежий ветер", первый концерт, представляешь! Нам было дико страшно, но все прошло нормально.
- Вернемся опять к бардам, вы с ними ведь еще и работаете?
- Да, мы очень много сотрудничаем с известными бардами. Мы ведь играем на акустических инструментах, гитарах, и хорошо играем. А бардам это только и подавай! Сейчас все мечтают об аранжировках. Мы работали и с Олегом Митяевым на его альбоме "Крепитесь, люди, скоро лето". С Тимуром Шаовым несколько совместных альбомов. Работали с огромным количеством авторов на вечерах памяти Юрия Визбора, два года подряд нас приглашали. Вот так и получилось, что мы стали своими и в этой тусовке. На самом деле авторская песня отличается от рока только накалом текстов. В роке слово - острый нож, острый камень, можно даже и некрасиво, но остро.
- А насколько вы чувствуете себя своими в рок-тусовке?
- Вопрос по существу. История такая, что и в рок-тусовке мы не совсем свои, хотя и очень много выступаем в сборных рок-концертах. От рок-групп нас отличает отсутствие барабанов, у нас их нет вообще. Наши умелые, хитромудрые аранжировки позволяют заменить их гитарами, мандолинами - тем, на чем мы играем. Была замечательная история как-то. Александр Монин, вокалист КРУИЗА (а мы вместе где-то выступали), подошел к нам и удивленно-восторженно сказал: "Ребята, я понял, что у вас нет барабанов, только после четвертой песни, когда увидел, что там никто не сидит!". Можно так работать, и с ритмом и экспрессией на сцене у нас все в порядке, ты видела, как нас принимают.
- Но существуете вы в шоу-бизнесе на условиях рок-группы?
- Ты сейчас будешь смеяться - там мы на условиях кантри-группы, нас все время записывают в раздел кантри-музыки, хотя кантри мы играем чрезвычайно мало. Но начинали мы, в общем-то, с этого. Я считаю, что сейчас мы чисто рок-н-ролльная команда. Но стереотип такой: раз мандолина и нет барабанов, значит - кантри. Как нас ни называют, это не мешает ГРАССМЕЙСТЕРУ работать в абсолютно разных концертах.
- Вам хотелось бы заработать много денег и стать коммерческой группой?
- Ну уж! Мне все-таки кажется, что мы относимся к людям, которые ради коммерции не пойдут на все. Нормальная позиция - надо работать и зарабатывать честным трудом. Конечно, хотелось бы, чтоб наш труд приносил не только радость людям, но и нам какие-то дивиденды. Но это не есть самоцель, это средство для того, чтоб делать музыку еще лучше и лучше. Я думаю, что мы будем сохранять равновесие между разумной коммерцией и искренним творчеством, которое для нас очень важно. А единственная наша концепция, которой мы будем придерживаться, - это теплая, светлая музыка, не чернушная. Хотя и мы можем зубы показать, есть несколько таких острых, более социальных песен. Но в основном хочется добра. Но добра не сопливого, а с хорошим мужским началом.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета