Этно-Трио Троица
“Для нашей музыки нужны “хорошие уши”!”


Белорусская нация дышит, пульс еще прощупывается и есть надежды на спасение. ЭТНО-ТРИО ТРОИЦА. Фольклор, истинные корни белорусской истории и культуры. У нас ведь, как в совдепии реальной, - если на тебя есть спрос там, за бугром, значит, ты что-то из себя представляешь. А если вдобавок к этому тебя не ценят здесь, то это уже просто аховая ситуация: ты или велик, или гениален, или и то, и другое вместе взятое. С ЭТНО-ТРИО ТРОИЦЕЙ, думается, ситуация похожа: в прошлом году ребята дали 40 (мать честная!!!) концертов на самом что ни на есть загнивающем Западе...

- Мы - ЭТНО-ТРИО ТРОИЦА: Иван Кирчук, Юрий Павловский, Юрий Дмитриев. Это не первый наш состав, в нынешнем его виде он существует не так давно, с того времени, когда мы стали делать новую программу.
- Кто есть "ху" в повседневной жизни? В том смысле, что в Беларуси вашей музыкой особо не заработаешь - это же не попса...
И.К.: Ха, а не обязательно зарабатывать деньги...
- ...Пардон, святым духом жив не будешь...
И.К.: Я - педагог по музыке и фольклору с 1982 года, Юрий Дмитриев - гитарист, мой студент, который сейчас учится по классу гитары в другом вузе, а Юрий Павловский, который не имеет музыкального образования, имеет в противовес этому большую музыкальную практику: играл не в одной группе и, как говорят, съел на этом не только собаку, а, пожалуй, лошадь. Он играл во многих группах, участвовал во многих проектах и по сегодняшний день продолжает лабать в группе КНЯЗЬ МЫШКИН. Так что, как явствует из всего вышесказанного, с музыкой мы связаны наитеснейшим образом.
- Откуда берут корни ваша музыка, стихи?..
И.К.: Стихи мы не пишем - это подлинный фольклор белорусского народа. Это старые белорусские песни. Те же истоки и у музыки - наше дело аранжировка.
- ...И поете вы для народа! Вот только вопрос: для какого?
И.К.: В прошлом году гастролировали очень часто: Голландия, Германия, Хорватия, Словения, Венгрия... В сумме дали около 40 концертов. Из них три (!!! - Авт.) в Беларуси.
- История про пророка и отечество...
Ю.П.: Получается, так. Ситуация достаточно странная на самом деле. Мы сами одно время пытались заняться организацией своих концертов на родине, но, к сожалению, эту ношу потянуть не сумели. Слишком много бюрократической волокиты, на которую у нас попросту не хватает времени. Есть чем заниматься и без этого. Сейчас у нас готова новая двухчасовая программа - два отделения по 50 минут.
- На компакт-диске или кассете ваше творчество можно услышать?
Ю.П.: В июне прошлого года, когда были на фестивале в Голландии, появилась возможность записать демо-кассету. Естественно, этот шанс мы не упустили. В продаже этого альбома нет, так что, можно сказать, он в некотором роде уникален, но тебе подарим. Послушай на досуге. (Послушал. Настоящая музыка для настоящего белоруса. И не только. Одним словом - мне понравилось. - Авт.)
И.К.: Скоро должен увидеть свет мой сольный компакт-диск, также записанный в стране тюльпанов и улиц красных фонарей. Называться он будет "Вотчына загiнуўшых весак" ("Наследие погибших деревень"), и будет на нем 33 песни. Песни очень разные и, смею надеяться, небезынтересные.
- Стало быть, в Беларуси вы не только не имеете возможности выступать, но даже и альбом записать не можете?
Ю.П.: Во-первых, опять же, существует проблема в нужных людях, которые бы помогли все это дело организовать. А во-вторых, есть еще сложность в том, что у нас необычные и самые разнообразные инструменты: лира, смык, жалейка, гусли, дуда, и для них нужны, скажем так, "хорошие уши". Это же не с гитарой, которую воткнул - и давай бомбить, хотя даже здесь необходимо повозиться.
- Вы сами как назовете свою музыку - фолк?
И.К.: Скорее, фолк-сплав. В любом случае, популярность у нас есть "там". Вот недавно ездили в Дортмунд вместе с кукольным театром "Батлейка", сделали этакое импровизированное шоу. Что касается родины, то 11 декабря мы планировали сыграть совместный концерт с группой ПАЛАЦ, который должен был называться "На грани тысячелетия", но, к сожалению, за неделю до начала "палацевцы" все переиграли и уехали на более денежные гастроли. Мы было попытались собрать "на себя" зал в КЗ "Минск", но было продано очень мало билетов. Все-таки, что ни говори, а музыка наша не очень популярна...
Ю.П.: Да и рекламы, откровенно говоря, было не очень много.
- Насколько мне известно, вы, в отличие от того же ПАЛАЦА, не используете на своих концертах сценических костюмов, предпочитая джинсы и майку древнебелорусскому одеянию...
И.К.: Я их напрочь отрицаю, все эти костюмы! Примитив полнейший: не могу напялить на себя костюм, который ткали не бабушки своими умелыми руками, а сшила за пять минут какая-нибудь дивная организация. Такой костюм не вяжется с нашей музыкой, в нем нет духа, нет жизни...
Ю.П.: Шутовство какое-то получается: мало того, что шьют их кто ни попадя, так еще и символы ставят без малейшего понятия. Так, на ребенка 12 лет вполне могут напялить костюм взрослой женщины, прожившей жизнь. Бред! К тому же про костюмы нам и вопросы задают только здесь - за границей о них никто и слышать не хочет.
И.К.: К нам как-то пришла женщина-художник и в полнейшем восторге стала взахлеб ворковать: "Я вас вижу: вам надо тут шовчик, тут узорчик.. В общем, сейчас я вам сделаю отпадные костюмы - закачаетесь". Я только за голову взялся... Да-а, и это, к слову, была наша последняя встреча.
- Но это же шоу! Выбежал в балахоне и порхай по сцене, как бабочка...
И.К.: Мы носители творчества, носители музыки, и если мы станем заворачиваться на том, кому какую шапку нацепить, то получится какой-то перекос явный. А за шоу ведь частяком, кроме широты размаха, ничего не стоит, только пустота и бездна.
Ю.П.: Нас этот вопрос совершенно не волнует - нашу музыку нужно слушать! Мы не запихиваем ее в ту канву попсы, как это сейчас стало модно. Мы прежде всего смотрим на дух песни.
Взять ту же композицию "Проводы русалки" - она спокойная и мы ее не кладем ни на какой хард-роковый ритм. Дело в том, что просто нельзя играть эту "Русалку" под такую напорную музыку. Мне кажется, что именно поэтому ТРОИЦА и не очень популярна здесь. Хотя свой круг поклонников, которые зачастую посещают даже наши репетиции, у нас есть.
Ю.П.: И, несмотря ни на что, 300 билетов в концертный зал "Минск" мы сумели продать. Это же люди, которые шли именно на нас, ибо ПАЛАЦ, как уже было сказано выше, объявил о своем неучастии.
- ИВАН КУПАЛА со своим "ой, заинькой" навел такого шороху, что просто "хавайся у бульбу"... Как вам их музычка?
И.К.: Мне - никак. Для меня лично то, что делал ансамбль Дмитрия Покровского, является вершиной творчества в этом направлении. А та же Бабкина мне абсолютно неинтересна.
Ю.П.: А ансамбль Покровского сейчас даже в записях Питера Гэбриэла звучит... А ИВАН КУПАЛА - это музычка для деток. Хотя почему нет? - музыка всякая нужна.
- А вас случаем не посещала мысль, что популярности вам не хватает не потому, что рекламы мало, а потому, что электоратик-то в Беларуси довольно темный и забитый, не ведающий не только своего языка и культуры, но и элементарных исторических фактов.
И.К.: Есть и такое, безусловно. Но мы же не можем еще и культуру с историей в массы нести, верно?!
Ю.П.: Нельзя объять необъятное.
- Если абстрагироваться от реальности и предположить (а почему бы и нет?) о возможности путешествия во времени, в каком периоде развития Беларуси вы бы хотели жить?
И.К.: Наверное, в том, в котором живу сейчас!
Ю.П.: Во-во, я то же самое хотел сказать. История такая вещь, которую можно здорово извратить.
И.К.: Была перестройка, была пристрелка - Юра играл, я преподавал. Какие бы тяжелые времена ни были, музей строил за свои деньги, инструменты покупал... Всю же коллекцию за свои деньги купил. И будем продолжать в том же духе, будьте уверены!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2025 Музыкальная газета