Стиль-Ликбез Немного о гоа-трэнсе
Под словом "трэнс" понимается целое направление в электронной музыке. Истоки этой культуры лежат на Востоке, но играется данный стиль танцевальной электронной музыки практически по всему миру. Наиболее известные трэнсовые лейблы, где издается большинство известных музыкантов, находятся в Европе. Записав свежий материал, музыканты со всего мира отправляются в местечко под названием Гоа, которое находится на побережье Индии. Там приблизительно раз в году происходят большие тусовки трэнсовых музыкантов и поклонников такого рода музыки, а также просто любопытных туристов, путешествующих в данных краях. Именно в Гоа представляются наиболее интересные и свежие работы, туда же съезжаются и известные продюсеры со всего мира. Вполне естественно, что такого рода мероприятия помогают музыкантам обмениваться идеями, находить новых друзей, а с другой стороны, продюсеры ищут здесь молодых талантов и музыку, которая могла бы заинтересовать.
А теперь немного подробнее о самом месте и его истории. Гоа - это провинция, расположенная на западном побережье Индии (примерно 400 км южнее Бомбея), где сосредоточено около 1,2 миллиона жителей. Столица штата - город Панджим. Всемирную известность в мире туризма провинция приобрела благодаря своим песчаным пляжам, безоблачному небу и большой дешевизне (по европейским меркам). Вообще, Гоа очень подходит на роль прибежища для романтиков, своеобразной тихой гавани, где жизнь течет легко и беззаботно, где можно не думать о выхлопных газах и бешеном темпе жизни крупных городов, где можно наслаждаться морем, отличным климатом, умиротворенностью и спокойствием, а колорит экзотической древней индийской культуры с ее тысячелетними традициями и ритуалами лишь добавляет этому месту таинственности и романтичности. Как правило, если люди едут в Гоа, то остаются там гораздо дольше запланированного времени. Причем место это было открыто уже достаточно давно. Здесь был и Тимоти Лири, и Рерих. В 60-е годы Гоа был пристанищем для хиппи, которые отрывались на полную катушку, довольные практически полным отсутствием полиции. Играла музыка, курилась трава...
Вскоре на музыкальную сцену Гоа пришли синт-поп и боди-бит. Всплеск их популярности как здесь, так и в Европе был в 80-е годы. Но время шло, и вскоре родились новые стили и новое звучание, а живая музыка сменилась ночными рэйвами на пляжах, вечеринками до первых лучей солнца под ритмичный бит индустриального прототехно.
Тем временем в 1987 году Кристофер Чес придумал термин "гоа-трэнс", с чего, собственно, и началось развитие нового стиля. И хотя с того момента прошло уже около 13 лет, массовую популярность гоа-трэнс получил лишь недавно, а именно после того, как на него обратили внимание всемирно известные ди-джеи. Так, например, Пол Оакенфолд произвел настоящий фурор в прошлое Рождество своим "Full Moon Party Essential Mix" на BBC Radio 1, а крупные британские клубы и лейблы начали массивную раскрутку стиля лишь пару-тройку лет назад, тем самым дав рождение целой молодежной субкультуре, смешавшей современную электронную музыку, восточные гармонии и восточную, а точнее, индийскую философию и эзотерику.
Восточное влияние очень хорошо прослеживается и в музыке. Гоа-трэнс - стиль, где очень большое внимание уделяется мелодическим линиям, созданным на "волшебных", плавно переходящих друг в друга инструментах. Присутствие сверхнизких басовых пульсаций, ровных ударов, своеобразных фоновых подкладок - все это дает возможность как отлично повеселиться и оторваться, так и погрузиться в глубины своего Я, причем тогда явно ощущаешь приятное чувство "полета", которое нельзя сравнить, пожалуй, ни с чем. В гоа полностью отсутствует вокал. Используются лишь сэмплы человеческих голосов. Как правило, типичный темп гоа-трэнса - 140-150 BPM.
Кстати, как известно, под словом "транс" понимается некоторое состояние, в котором человек погружается в себя, в свой внутренний мир, ну а гоа-транс, соответственно, - это когда ты погружаешься в нечто подобное в момент танца. Транс и тем более гоа являются психоделической дэнс-музыкой, которая должна уносить танцующих и слушающих в путешествие по пространствам их души. Путешествие из тьмы в свет.
Все эти факты подтверждаются и тем, что гоа-трэнс не похож на "стандартный" трэнс - простое, цикличное, гипнотическое техно, которое является много более мягким и звучным. Гоа скорее ближе к жесткому техно, ведь он построен на более темных гармониях и мелодике. Кроме того, использование ряда этнических звуков придает ему невиданную индивидуальность. Каждая мелодия имеет сильно выделенное начало, а середина и конец сливаются в одно целое без резко проходящих границ. Порой можно представить композицию в виде поезда, который мчится по длинному туннелю, или машину, летящую с громадной скоростью. Такая тематика задает человеку цепочку плавно перетекающих мыслей, однако при этом его не покидает ощущение, будто что-то вот-вот должно случиться. И все же для каждого это свое...
Оболочкой всему этому служат ритмичные ударные и объемный бас, вызывающие своеобразный телесный шок, плюс воздушный узор и гармония ритма. Синтетические звуки создают вращение узоров калейдоскопа. Музыка постепенно становится все прекраснее и закручивается в сплошном потоке. На мой взгляд, гоа-трэнс может быть сравнен с классической музыкой, потому как треки "уносят" тебя в некое запредельное путешествие, и именно эта музыка, возможно, имеет более "живую" основу, чем какие-либо другие танцевальные стили. Тщательно подобранные сэмплы - как раз и есть причина отсутствия плохих вокалов или бессмысленных фраз. Сила гоа в том, что эта музыка эволюционирует, развивается.
Гоа - это музыкальная интерпретация чистой энергии. Музыка уже давно ушла глубоко в машинное, технологическое звучание, и в результате звуки уже не относятся к некоей "нормальной" реальности, скорее они стали веществом, созданным человеком, но живущим самим по себе и по своим законам. Сложный рисунок, причудливые формы, каждая из которых сначала образуется, затем разворачивается, после чего сворачивается в некий мираж... Протекая, словно теплая речка, завиваясь в воронки, утягивая слушателя за собой, эта музыка сродни шаманским ритуальным обрядам и песнопениям, которые так поражали в свое время европейских путешественников, давно утративших свои сакральные корни. И если сравнивать гоа и модный ранее эйсид, то можно сказать, что гоа - это цветной сон, а эйсид - черное с белым.
Кроме солидной музыкальной основы и изрядной доли оригинальности, гоа-трэнс имеет и большую культурную предысторию, выходящую за музыкальные рамки. Если внимательно просмотреть любую обложку CD c гоа-трэнсом либо же почитать специализированные журналы или интернет-сайты, можно заметить огромное количество ссылок на идеи, которые берут начало в буддизме и индуизме, а также других восточных философских и религиозных учениях. Конечно, вам не нужно верить в существование пришельцев, прошедших жизней, чакр, магических кристаллов... Об этом нужно знать, чтобы отличать этот стиль музыки от других, ведь именно на философии построена большая часть гоа-трэнс-культуры.
При подготовке материала использовалась информация с сайта "GOA RELAXation" 1999 (http://goa.da.ru)
А теперь немного подробнее о самом месте и его истории. Гоа - это провинция, расположенная на западном побережье Индии (примерно 400 км южнее Бомбея), где сосредоточено около 1,2 миллиона жителей. Столица штата - город Панджим. Всемирную известность в мире туризма провинция приобрела благодаря своим песчаным пляжам, безоблачному небу и большой дешевизне (по европейским меркам). Вообще, Гоа очень подходит на роль прибежища для романтиков, своеобразной тихой гавани, где жизнь течет легко и беззаботно, где можно не думать о выхлопных газах и бешеном темпе жизни крупных городов, где можно наслаждаться морем, отличным климатом, умиротворенностью и спокойствием, а колорит экзотической древней индийской культуры с ее тысячелетними традициями и ритуалами лишь добавляет этому месту таинственности и романтичности. Как правило, если люди едут в Гоа, то остаются там гораздо дольше запланированного времени. Причем место это было открыто уже достаточно давно. Здесь был и Тимоти Лири, и Рерих. В 60-е годы Гоа был пристанищем для хиппи, которые отрывались на полную катушку, довольные практически полным отсутствием полиции. Играла музыка, курилась трава...
Вскоре на музыкальную сцену Гоа пришли синт-поп и боди-бит. Всплеск их популярности как здесь, так и в Европе был в 80-е годы. Но время шло, и вскоре родились новые стили и новое звучание, а живая музыка сменилась ночными рэйвами на пляжах, вечеринками до первых лучей солнца под ритмичный бит индустриального прототехно.
Тем временем в 1987 году Кристофер Чес придумал термин "гоа-трэнс", с чего, собственно, и началось развитие нового стиля. И хотя с того момента прошло уже около 13 лет, массовую популярность гоа-трэнс получил лишь недавно, а именно после того, как на него обратили внимание всемирно известные ди-джеи. Так, например, Пол Оакенфолд произвел настоящий фурор в прошлое Рождество своим "Full Moon Party Essential Mix" на BBC Radio 1, а крупные британские клубы и лейблы начали массивную раскрутку стиля лишь пару-тройку лет назад, тем самым дав рождение целой молодежной субкультуре, смешавшей современную электронную музыку, восточные гармонии и восточную, а точнее, индийскую философию и эзотерику.
Восточное влияние очень хорошо прослеживается и в музыке. Гоа-трэнс - стиль, где очень большое внимание уделяется мелодическим линиям, созданным на "волшебных", плавно переходящих друг в друга инструментах. Присутствие сверхнизких басовых пульсаций, ровных ударов, своеобразных фоновых подкладок - все это дает возможность как отлично повеселиться и оторваться, так и погрузиться в глубины своего Я, причем тогда явно ощущаешь приятное чувство "полета", которое нельзя сравнить, пожалуй, ни с чем. В гоа полностью отсутствует вокал. Используются лишь сэмплы человеческих голосов. Как правило, типичный темп гоа-трэнса - 140-150 BPM.
Кстати, как известно, под словом "транс" понимается некоторое состояние, в котором человек погружается в себя, в свой внутренний мир, ну а гоа-транс, соответственно, - это когда ты погружаешься в нечто подобное в момент танца. Транс и тем более гоа являются психоделической дэнс-музыкой, которая должна уносить танцующих и слушающих в путешествие по пространствам их души. Путешествие из тьмы в свет.
Все эти факты подтверждаются и тем, что гоа-трэнс не похож на "стандартный" трэнс - простое, цикличное, гипнотическое техно, которое является много более мягким и звучным. Гоа скорее ближе к жесткому техно, ведь он построен на более темных гармониях и мелодике. Кроме того, использование ряда этнических звуков придает ему невиданную индивидуальность. Каждая мелодия имеет сильно выделенное начало, а середина и конец сливаются в одно целое без резко проходящих границ. Порой можно представить композицию в виде поезда, который мчится по длинному туннелю, или машину, летящую с громадной скоростью. Такая тематика задает человеку цепочку плавно перетекающих мыслей, однако при этом его не покидает ощущение, будто что-то вот-вот должно случиться. И все же для каждого это свое...
Оболочкой всему этому служат ритмичные ударные и объемный бас, вызывающие своеобразный телесный шок, плюс воздушный узор и гармония ритма. Синтетические звуки создают вращение узоров калейдоскопа. Музыка постепенно становится все прекраснее и закручивается в сплошном потоке. На мой взгляд, гоа-трэнс может быть сравнен с классической музыкой, потому как треки "уносят" тебя в некое запредельное путешествие, и именно эта музыка, возможно, имеет более "живую" основу, чем какие-либо другие танцевальные стили. Тщательно подобранные сэмплы - как раз и есть причина отсутствия плохих вокалов или бессмысленных фраз. Сила гоа в том, что эта музыка эволюционирует, развивается.
Гоа - это музыкальная интерпретация чистой энергии. Музыка уже давно ушла глубоко в машинное, технологическое звучание, и в результате звуки уже не относятся к некоей "нормальной" реальности, скорее они стали веществом, созданным человеком, но живущим самим по себе и по своим законам. Сложный рисунок, причудливые формы, каждая из которых сначала образуется, затем разворачивается, после чего сворачивается в некий мираж... Протекая, словно теплая речка, завиваясь в воронки, утягивая слушателя за собой, эта музыка сродни шаманским ритуальным обрядам и песнопениям, которые так поражали в свое время европейских путешественников, давно утративших свои сакральные корни. И если сравнивать гоа и модный ранее эйсид, то можно сказать, что гоа - это цветной сон, а эйсид - черное с белым.
Кроме солидной музыкальной основы и изрядной доли оригинальности, гоа-трэнс имеет и большую культурную предысторию, выходящую за музыкальные рамки. Если внимательно просмотреть любую обложку CD c гоа-трэнсом либо же почитать специализированные журналы или интернет-сайты, можно заметить огромное количество ссылок на идеи, которые берут начало в буддизме и индуизме, а также других восточных философских и религиозных учениях. Конечно, вам не нужно верить в существование пришельцев, прошедших жизней, чакр, магических кристаллов... Об этом нужно знать, чтобы отличать этот стиль музыки от других, ведь именно на философии построена большая часть гоа-трэнс-культуры.
При подготовке материала использовалась информация с сайта "GOA RELAXation" 1999 (http://goa.da.ru)
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2000 год в рубрике музыкальная газета